Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников через декоративно-прикладное искусство
статья на тему
в статье говорится о роли знакомства детей дошкольного возраста с предметами декоративно-прикладного искусства в процессе патриотического воспитания молодого поколения; так же приведен опыт работы по развитию духовно-нравственных качеств детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karagusova_n.n.statya_razvitie_duhovno-nravstvennyh_kachestv.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.Н. Карагусова
(педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад «Иванушка», город Абакан)
Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников через декоративно-прикладное искусство
Детство есть та великая пора жизни, когда кладется
основание всему будущему нравственному человеку
Н.В. Шелгунов
В настоящее время самой большой опасностью, которой подвергается современное общество, является не развал экономики, не события в политической жизни страны, а разрушение личности ее граждан. Материальные ценности стали доминировать над духовными, у детей искажается представление о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Рост научно-технического прогресса, засилье иностранных слов, музыки, фильмов, игрушек и игр привело к тому, что у детей стал пропадать интерес к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Все это может привести общество к тому, что из современных дошкольников вырастет «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей.
Как известно, все начинается с детства. Именно детство – это время приобретения знаний об окружающем мире, формирования духовно - нравственных качеств, усвоение социальных норм поведения. В дошкольном возрасте необходимо сеять и развивать доброе зерно, возродить нравственные ценности, чувство любви к Отечеству, истории, народу, народному творчеству [4].
Исходя из сложившейся ситуации в социуме, возникла острая необходимость вернуть подрастающее поколение к лучшим традициям, обычаями своего народа, его культуре.
По мнению отечественных педагогов (исследователей русского народного творчества) Н.П. Сакулиной, В.А. Флериной, А.П. Усовой и др., ознакомление детей с произведениями народного творчества способствует пробуждению в них ярких представлений о Родине, о ее культуре; способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного [1].
Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма. Слушая произведения народного творчества, рассматривая изделия декоративно-прикладного искусства, дети приобретают новые знания о жизни, о труде, о том, что ценит народ в
человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает [3].
Приобщая детей к различными видами декоративно - прикладного искусства в процессе НДО по художественному творчеству (декоративному рисованию) можно научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомить с народными традициями, заложить основы духовно-нравственного воспитания.
Например, знакомя детей с Дымковской игрушкой (или другим видом народного декоративного искусства), мы знакомим не только с элементами росписи, но, прежде всего, знакомим с историей возникновения, местом возникновения, традициями, способом изготовления, назначением предметов декоративно-прикладного искусства. «Оживить» рассказ помогут стихотворные произведения. Например, стихотворение О. Левицкого «Дымково» Ели спят у большака в инее седом.
Спят деревья, спит река, скованная льдом.
Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.
Голубые дали, и село большое Дымково назвали…[2, с. 15]
Немаловажным условием развития духовно-нравственных качеств личности ребенка посредством народного творчества является наличие не только иллюстраций народных игрушек и предметов быта, но и их материальное воплощение. Рассматривая красочные фигурки, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких цветов, богатства видов и мотивов, проникаются уважением к мастеру, создавшему их, у ребят возникает желание самим создавать предметы народного искусства.
Декоративно-прикладное творчество тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и музыкой [2, с. 5]. Поэтому знакомство с тем или иным видом декоративно-прикладное искусства сопровождается народными напевами, потешками, прибаутками, сказками, загадками, народными играми. Подобное сочетание позволяет ребятам окунуться в глубину веков, более точно ощутить ту любовь к родному краю, красоту природы, которую стремились передать мастера в своих изделиях.
В нашем дошкольном учреждении ведется активная работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Благодаря тесному сотрудничеству воспитателей и педагога дополнительного образования процесс патриотического воспитания проходит в атмосфере приобщения детей к народной культуре нашей страны.
Так, со средней группой мы создаем декоративные композиции по мотивам народных игрушек. Для росписи используем силуэты барышень, птиц, коней и т.п., вырезанных из бумаги. Роспись осуществляется без нанесения карандашного наброска, (кистью) как это делают настоявшие мастера, что позволяет ребятам получить большое удовольствие от процесса рисования. Творчество детей сопровождается народными напевами, загадками. Например: кофточки цветные,
юбки расписные,
шляпы трехэтажные –
статные и важные
(дымковские барышни) [2, с. 14].
Расписные фигурки используются детьми в обыгрывании потешек, народных песенок. Так расписные лошадки весело скачут под потешки:
Кони глиняные мчатся на подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться, если гриву упустил.
Конь бежит – вся земля дрожит, в поле травушка-муравушка ничком
лежит [2, с. 12].
Из наиболее удачных работ детей средних групп в нашем детском саду организуются сюжетные картины, например «Дымковская деревушка», «Чудо-ярмарка» и т.д.
С детьми старшей группы продолжаем знакомство с изделиями народного промысла, закрепляем и углубляем знания о дымковской, филимоновской игрушках. Происходит включение похлов-майданской и гжельской росписи. Дети лепят из пластилина, а в последующем из соленого теста или глины несложные фигурки дымковских и филимоновский игрушек (уточек, курочек), расписывают их. Практика показала, что самостоятельное изготовление предметов декоративно-прикладного искусства способствует более эффективному усвоению основ духовно-нравственного воспитания, заложенных в предметах народного творчества. Дети с удовольствием играют самодельными игрушками, придумывают сказки, различные истории и обыгрывают их в уголке театрализованной деятельности.
В подготовительной к школе группе происходит развитие декоративного творчества детей; умения создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых и новых, используя характерные узоры и цветовую гамму. Дети 6 лет способны не только создавать узоры на силуэте, вырезанном из бумаги, но и выполнять роспись на самостоятельно изготовленных предметах декоративного творчества (вылепленных из глины, соленого теста барышень, коней, посуду и т.д.) Например, в процессе знакомства с гжелью в подготовительной группе, совместно с воспитателем дети изготовили из папье-маше чайный сервиз для кукол. А в ходе НОД по декоративному рисованию расписали его. Получившейся чайный сервиз активно используется детьми в сюжетно-ролевых играх. Изготовленные детьми фигурки, предметы быта украшают мини-музей декоративно-прикладного искусства русского народа в группах (как своей, так и группах детей младшего дошкольного возраста).
Родители являются активными участниками процесса духовно-нравственного становления детей. Так, помогая ребенку изготовить игрушку на выставку декоративно-прикладного искусства в детском саду, взрослые вынуждены сами погрузиться в мир народного промысла, познакомиться с творчеством народных мастеров. Помогая ребенку взрослый, сам духовно обогащается. По каждому виду декоротивно - пикладного искусства дети, совместно с родителями, создают серию альбомов народных промыслов «Вот так Чудо-Чудеса» в котором собраны потешки, сказки, песни, связанные с народными игрушками, предметами быта. Дети, при участии взрослых, находят интересные сведения о том или ином виде декоративно-прикладного искусства, изготавливают иллюстрации для альбома (рисунки или вклеивают фотографии своих поделок).
Свое применение народная игрушка нашла не только в игровой жизни детей, но стала неотъемлемой частью народных праздников. Например, для празднования Масленицы дети, в процессе НОД по Художественному творчеству изготовили и расписали филимоновские игрушки-свистульки. На проводах зимы ребята с удовольствием закликали весну, свистя в свои свистульки.
Подводя итог, стоит отметить, что народное искусство – это великая сила, связывающая настоящее, прошлое и будущее. Ознакомление детей с народным искусством способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество, воспитывает чувство любви к родному краю. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нормы и обычаи своего народа.
Воспитывая подрастающее поколение стоит помнить слова Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II: «Воспитывать человека – значит определить судьбу нации»
Список литературы
1. Захаренко Л.Д. Влияние народного декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. - experiment/dpi-2012/dpi.pdf
2. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно - прикладным искусством. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2009
3. http://luchik15pavl.ucoz.ru/publ
4.http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-cherez
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творчества у дошкольников через декоративно-прикладное искусство.
"Развитие творчества у дошкольников через декоративно-прикладное искусство"Доклад из опыта работы на методическом объединении....
"Особенности воспитания нравственных и эстетических качеств дошкольников средствами декоративно- прикладного искусства".
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему ...
Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР
1 слайд. Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР 2 слайд. Использование такого вида декора...
«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность»
«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность» «Без игры нет, и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно...
Педагогический проект "Формирование личности дошкольника через декоративно-прикладное искусство мордовского народа"
Дошкольный возраст, яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. ...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук детей через декоративно-прикладное искусство»
С раннего детства, занятия с ребенком творческой деятельностью - является неоценимым шансом формирования гармонично развитой личности. Для вашего ребенка занятия лепкой, рисованием, конструированием ...
Формирование основ духовно – нравственного воспитания у детей через декоративно – прикладное творчество. Перспективный план
Цель – содействовать духовно – нравственному развитию детей через приобщение к декоративно – прикладному искусству.В соответствии с целью работы были выдвинуты следующие з...
- Мне нравится (3)