"Духовно-нравственное воспитание через искусство"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Воспитать интерес к народному быту, формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы.
Задачи:
- Формировать первоначальные представления о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро, милосердие), ознакомить с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении персонажей.
- Воспитывать положительное отношение к духовно- нравственным ценностям и желания поступать в соответствии с ними.
- Обобщать опыт нравственного поведения детей на основе правила «Поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой».
- Формировать нравственные умения и привычки, справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, доброжелательными, милосердными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
на тему:
«Духовно-нравственное воспитание через искусство»
Программное содержание: Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Воспитать интерес к народному быту, формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы.
Обогащать словарь названиями предметов быта: сарафан, рубаха, лапти, прялка, ухват, печь, чугунок.
Задачи:
- Формировать первоначальные представления о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро, милосердие), ознакомить с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении персонажей.
- Воспитывать положительное отношение к духовно- нравственным ценностям и желания поступать в соответствии с ними.
- Обобщать опыт нравственного поведения детей на основе правила «Поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой».
- Формировать нравственные умения и привычки, справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, доброжелательными, милосердными.
Материал «предметы быта»:
домотканые дорожки, лапти, ухват, прялка, сарафаны, рубахи, ложки деревянные, чугунок, деревянная посуда;
икона Покрова Пресвятой Богородицы, лампада, Библия для детей в картинках;
лампа, печь, поднос с пирогами, шапочки для инсценирования сказки «Грибок», гриб.
Предшествующая работа: рассматривание предметов быта русской старины, игра детей в настольную игру «Славянская изба», рассматривание икон Покрова Пресвятой Богородицы Казанской иконы Божьей Матери, чтение «Библия для детей», рассматривание иллюстраций к ней. Чтение рассказов из цикла «Спаси и сохрани». Чтение книг на нравственную тематику: Я. Тайц «Кубик на кубик», Е. Благинина «Бабушка - забота», Д. Хармс «Кораблик», С. Маршак «Ежели вы вежливы», И. Пивоварова «Вежливый ослик»; пение песни «Наша каша хороша», М. Еремеевой. Чтение пословиц о труде и трудолюбии.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Занятие проводится в «русской» комнате с печью. Хозяйка (воспитатель) в сарафане приветствует гостей.
Хозяйка: Проходите гости дорогие! Молодые да пожилые! Проходите ко мне на посиделки (дети и взрослые под русскую народную музыку проходят и садятся на отведенные места).
Хозяйка: Все расселись? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? Хорошим гостям хозяйка рада. Красному гостю - красное место. Ну, вот не успели оглянуться, как лето пролетело, а за ним и осень на исходе. А осенью славно потрудились русские люди на полях и огородах, славный урожай собрали, много всего заготовили. Издавна славился русский народ своим трудолюбием. А пословицы о труде, о трудолюбии вы знаете?
Ответы детей:
- Без труда - не вытащишь и рыбку из пруда.
- Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Сделал дело - гуляй смело.
- Какова пряха - такова и рубаха.
Хозяйка: правильно говорите, никогда не сидела русская женщина праздно, без работы. Видите, и я сижу непросто так, а делом занимаюсь, - пряду, совсем, как моя бабушка.
Хозяйка: (прядет нить и напевает):
Позолоченная прялица,
Я пряду, а нитка тянется,
Я пряду, а нитка тянется,
Мне моя работа нравится.
Хозяйка: Ведь надо было и ниточку спрясть, и одежду себе сшить. Посмотрите, какая красивая одежда у меня получилась. Подходите все ко мне поближе. (воспитатель показывает детям русские народные костюмы) Как называется эта одежда?
Ответ детей: Это русские народные костюмы.
Хозяйка: Как называется этот вид одежды?
Хозяйка: Его носили мальчики или девочки?
Дети: Девочки и женщины.
Хозяйка: А это, что такое? (показывает на рубаху)
Дети: Это русская рубаха.
Хозяйка: А рубаху кто носил?
Дети: Мальчики и мужчины.
Хозяйка: Посмотрите, как красиво, нарядно расшита русская одежда. Все это ручная работа. А ручная работа дорогого стоит. Давайте пройдем по избе и посмотрим, наверное, здесь есть и другие предметы народного быта ручной работы. (Показывает на лапти). А это что такое?
Дети: Лапти.
Хозяйка: Для чего они нужны? А из чего их плели?
Хозяйка: А это что такое?
Дети: Деревянные ложки.
Хозяйка: Из чего изготавливали? Для чего нужны?
Дети: Ими едят, музыкальные инструменты. (Поворачивает к дорожке)
Я пряду, а нитка тянется,
Мне моя работа нравится.
Ведь надо было и ниточку спрясть, и одежду себе сшить.
Хозяйка: Посмотрите, какая красивая одежда у меня получилась. Подходите все ко мне поближе. (воспитатель показывает детям русские народные костюмы) Как называется эта одежда?
Ответ детей: Это русские народные костюмы.
Хозяйка: Как называется этот вид одежды?
Хозяйка: Его носили мальчики или девочки?
Дети: Девочки и женщины.
Хозяйка: А это, что такое? (показывает на рубаху)
Дети: Это русская рубаха.
Хозяйка: А рубаху кто носил?
Дети: Мальчики и мужчины.
Хозяйка: Посмотрите, как красиво, нарядно расшита русская одежда. Все это ручная работа. А ручная работа дорогого стоит. Давайте пройдем по избе и посмотрим, наверное, здесь есть и другие предметы народного быта ручной работы. (Показываю на лапти) А это что такое?
Дети: Лапти.
Хозяйка: Для чего они нужны? А из чего их плели?
Хозяйка: А это что такое?
Дети: Деревянные ложки.
Хозяйка: Из чего изготавливали? Для чего нужны?
Дети: Ими едят, музыкальные инструменты. (Поворачиваю к дорожке)
Хозяйка: Повернитесь и посмотрите, что это расстелено в моей избе на полу?
Дети: Дорожка.
Хозяйка: Правильно, дорожка, домотканая. Я ее сама дома соткала. Давайте-ка по ней пройдем, (Дети гуськом идут по дорожке). (Все сели).
Хозяйка: Осень на дворе, дождик, холодно, грязно, (заглядывает за окно), ветер в трубе воет, а в избе тепло и уютно. Как вы думаете почему? Это потому, что натопила я с утра печь. Дрова в печи потрескивают, не страшен нам холод. А для чего еще нужна русская печь? Что делали в печи в старину?
Дети: Сушили одежду, продукты.
Хозяйка: А что еще?
Дети: Готовили пищу, пекли хлеб, варили щи, а еще вкусную кашу.
Хозяйка: Ой, что-то кашки захотелось. Не сварить ли нам? А ну-ка, поднимайтесь, будем кашу варить.
Инсценирование песни «Наша каша хороша».
сл.С.Еремеева, муз.М.Еремеевой
(Дети садятся).
Хозяйка: Осенью, ребята, много праздников. А недавно был праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Поэтому посиделки наши Покровские. Давайте расскажем об этом стихи. (Трое детей встают).
1 ребёнок: Осень землю покрывает
Пестрым, праздничным ковром,
Так природа поздравляет
Нас с великим Покровом!
2 ребёнок: Слякоть пусть в бездорожье,
Не грусти, потупив взор,
Ведь над нами Матерь Божья
Простирает омофор.
3 ребёнок: От всего на свете злого
Лес, и поле, и дома –
Покрывает все Покровом
Богородица сама.
Хозяйка: Какие хорошие стихи вы прочитали. Ведь Родину нашу - Россию называют домой Пресвятой Богородицы. Хранит она нас под своим покровом. Вот, посмотрите, в красном углу висит икона Пресвятой Богородицы. Тихонько встаньте и подойдите ко мне поближе. Видите, ребята, перед иконой светится огонек - это лампадка, она освещает иконку Богородицы.
Хозяйка: А у вас дома у кого-нибудь есть иконочки. А где они висят? Ответы детей. Во все времена, в разных городах, деревнях и селах люди просили и просят помощи у Пресвятой Богородицы, и она не оставляет людей без своей защиты, без своей помощи, без своего милосердия.
Всех в огромном жизни море
Богородица согреет и простит.
Страждущих всегда утешит в горе
И Покровом, драгоценным защитит.
Хозяйка: И мы, ребята, должны быть милосердными друг к другу. Все вы живете в семьях. Мама, папа, бабушка заботятся о вас - готовят вкусную еду, покупают одежду, игрушки
Хозяйка: А как вы заботитесь о своих близких? Ответы детей.
Хозяйка: Да, дети должны заботиться о своих родных. Ведь недаром нам дана Богом заповедь: «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы ты долго жил на земле». Жить нужно честно, не бросать друг друга в беде, быть добрыми. Хозяйка: И сейчас об этом я расскажу вам сказку. А помогут мне Илюша, Дима, Олеся и Илья.
(Надеть детям шапочки).
Хозяйка: Вы сказки любите? Тогда слушайте.
Хозяйка: Сказку мы сейчас покажем
О добре вам в ней расскажем.
Инсценировка.
Грибок
Сценарий спектакля по мотивам сказки В. Сутеева «Под грибом»
Действующие лица: 1 - я сорока, 2 - я сорока (воспитатель), Муравей, Зайчик, Бабочка, Лиса, Мышонок
Декорация. Осенняя лесная поляна.
Реквизит. Большой яркий зонт, аудиозапись итума дождя.
2-я сорока. Сказку мы сейчас покажем,
О добре вам в ней расскажем!
Открывается сцена. Слышится, шум дождя.
- я сорока (взволнованно тараторит). Что я слышу! Что я слышу!
Дождь спешит по нашим крышам.
Что же делать?! Вот беда!
Прячьтесь, звери, кто куда!
2 – я сорока (сочувственно). Вот бедняжка Муравей:
От дождя бежит скорей!
Шум дождя усиливается. Появляется Муравей.
Муравей: (быстро пищит скороговоркой). Я собрал травинок кучу,
Но накрыла меня туча!
Чтоб не подхватить мне грипп,
Срочно спрячусь я под гриб!
Муравей прячется под грибок.
1-я сорока (удивленно). Не успел залезть под гриб - Рядом Бабочка стоит...
Шум дождя усиливается. Появляется Бабочка.
Бабочка (грустно растягивая слова). На лужайке я на солнечной летала.
Вдруг гроза меня нечаянно застала...
Муравей, ты под грибок меня пусти,
Чтоб от дождика мне крылышки спасти!
Муравей. Прячься, Бабочка, скорей –
Будет вместе веселей!
Бабочка прячется под грибок.
2-я сорока. Только встали под грибком - Вдруг Мышонок к ним бегом...
Шум дождя усиливается. Появляется Мышонок.
Мышонок (жалобно просит). Ой, возьмите меня, звери, под грибок –
Я под дождиком до ниточки промок!
Простудился и охрип –
Может, пустите под гриб?
Муравей и Бабочка (хором). Надо будет потесниться,
Чтобы всем нам уместиться!
Мышонок прячется под грибок.
1-я сорока. В тесноте, да не в обиде!
Вдруг опять зверята видят:
Зайчик мокрый к ним бежит –
Хвостик серенький дрожит!
Шум дождя усиливается. Появляется Зайчик.
Зайчик (испуганно кричит). От Лисы я убегаю,
Куда спрятаться - не знаю!
Пропадет мой серый хвостик!
Может, пустите к вам в гости?
Муравей, Бабочка, Мышонок (хором). Потеснимся - не беда! Прячься, Заинька, сюда.
Зайчик прячется под грибок.
2-я сорока. Поместился весь народ! Вдруг Лисица к ним идет...
Шум дождя стихает. Появляется Лиса.
Лиса (хитро подкрадывается). Ах! Кого я ви-и-жу! Подойду поближе...
Очень интере-е-сно (заглядывает под шляпку гриба).
А вам тут не тесно?
Звери (хором, заслоняя Зайчика). Не-е-ет!
Лиса (разозлившись). Заяц должен быть у вас!
Выдать Зайца сей же час!
Разозлилась я совсем –
Всех в лесу я в этом съем!
Звери (наперебой, еще теснее обступив Зайчика). Зайчик - с нами, он - наш друг!
Не возьмешь нас на испуг!
Лиса (притворилась доброй). Ладно, ладно! Ну, простите!
Под грибочек пропустите!
Звери (наперебой) Ну-ка, хитрая Лиса!
Уходи к себе в леса!
Не пускают под грибок
Тех, кто жаден и жесток!
Лиса, поджав хвост, быстро убегает. Шум дождя. Появляется солнышко.
1-я сорока. Под грибком хватило места –
Никому не стало тесно!
Всем, кто спасся, не промок,
Помогает в небе Бог!
1-я сорока. Каждый, созданный Всевышним,
Под грибком не будет лишним!
Ю.Щербинина
После инсценировки вопросы к детям:
- Кто помогает Зайке спастись от Лисы.
Хозяйка: А еще ему помогла доброта его друзей, милосердие, желание помочь другу. А ведь наша группа, ребята, это ведь тоже семья. Все дети должны любить друг друга, как родные братья и сестры, быть добрыми и заботливыми, делиться игрушками и гостинцами, совершать добрые дела и поступки, быть милосердными.
Каждый да будет всегда милосердным
К слабым, сиротам, убогим, больным!
Тем, что имеет — поделится с бедным.
И назовет его братом, своим!
(Хозяйка принюхивается),
Хозяйка: А пироги-то мои не пригорели? (Понюхаю, открываю заслонку у печки). - Да нет, поспели. Самую пору. (Выносит пироги).
Приглашаю всех на чаепитие.
Приходите, молодые!
Приходите, пожилые!
Желаю вам спасения
Господня и Покрова Пресвятой Богородицы.
Дорогие дети! Гости!
Всем людям добрым желаю добра!
Золота и серебра!
Пышных пирогов!
Мягонъких блинов!
Доброго здоровья!
Маслица коровья!
А всем вам на память пироги.
Примите от меня угощенье!
Кому песни поем — тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется! (Угощает всех присутствующих). Да хранит нас всех Христос и ныне, и Присно, и во веке веков. Аминь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание через искусство
Приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры...
Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников через декоративно-прикладное искусство
в статье говорится о роли знакомства детей дошкольного возраста с предметами декоративно-прикладного искусства в процессе патриотического воспитания молодого поколения; так же приведен опыт работы по ...
Опыт работы по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников через экологическое воспитание
Воспитание духовно-нравственных качеств старших дошкольников через организацию работы экологического кружка...
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Роль семейного воспитания посредством приобщения духовно-нравственной культуры и изобразительного искусства.
В современном мире патриотическое воспитание – это главное и основное направление, в котором могут формироваться любовь к родине, уважение за свою культуру и традиции. В настоящий момент возника...
План самообразования воспитателя по теме «Сохранение духовно-нравственного потенциала общества, через формирование у детей художественного вкуса и любви к искусству».
План самообразования на 2022 – 2023 учебный годТема: «Сохранение духовно-нравственного потенциала общества, через формирование у детей художественного вкуса и любви к искусству».Цель...
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ...