ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по теме
олимпийские игры как средство воспитания патриотических чувств у старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olim_igry.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Полякова Галина Александровна,
воспитатель МБДОУ д/с №20 «Дельфин»
г. Саяногорск
олимпийские игры как средство воспитания патриотических чувств у старших дошкольников
Вопросы и проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения в современном научном мире становятся первостепенными и актуальными. Большую роль в их решении могут сыграть образовательные учреждения, в рамках деятельности которых обеспечивается духовно-нравственное, патриотическое становление подрастающего поколения.
Существует общепринятое мнение о том, что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать в дошкольном возрасте. Сухомлинский В.А. писал: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребенок, подросток познает мир не только разумом, но и сердцем. В детстве и отрочестве особенно глубоким и непосредственным является одухотворение сердца добром, нравственной красотой, правдой…» [4].
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотизм – это одна из устойчивых характеристик человека, он выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. Кроме того, представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству и системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, он всегда конкретен и направлен на реальные объекты, зарождаясь из любви к своей малой Родине, перерастая в общегосударственное самосознание [3].
Патриотизм также включает в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность к политическому строю, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, готовность и умение защищать её, уважение обычаев культуры других стран и народов.
Следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях ещё не создана. Поэтому, у педагогов-практиков возникает много вопросов, что должно входить сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять. В настоящее время выходит много методической литературы по данному вопросу, но в ней, зачастую, освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет определенной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Необходима разработка форм, методов и средств воспитания патриотических чувств у ребенка.
В связи с этим определенный интерес может представлять олимпийские игры как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, основные задачи которого могут успешно решаться через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах.
Анализируя литературу по данной проблеме, мы выделили основные задачи, которые должны реализовываться при ознакомлении детей с Олимпийскими играми [1, 2]:
- дать представления детям о истории зарождения Олимпийских игр;
- создать у детей представление об Олимпийских играх как мирного соревнования в целях физического совершенствования людей, в котором участвуют народы всего мира;
- закреплять знания детей о символах и ритуалах Олимпийских игр;
- способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями через нравственный и эстетический опыт.
В соответствии с этими задачами мы разработали перспективный план работы по воспитанию у дошкольников патриотических чувств через ознакомление детей с олимпийскими играми.
Основными направлениями работы являются следующие тематические блоки:
- «Мир Олимпа» - в этом блоке мы знакомили детей с историей появления игр, историей современных игр, основными традициями и ритуалами. Рассказали детям о значении данных игр, которые оказывают влияние на жизнь спортсмена, уклад страны и всего мира. В рамках этого направления применяются такие педагогические средства, как беседы, рассказы, стихи, песни, сказки, аудиокниги, викторины, загадки, спектакли и театрализованные представления, а также конкурсы рисунков и поделок на олимпийскую тематику. Используются различные виды образовательной деятельности: познавательно-исследовательская «Олимпийские уроки», физическая культура, музыка, художественное творчество.
- «Такой разный спорт» – здесь мы знакомили детей с видами спорта, учили старших дошкольников элементам спортивных игр и упражнений (таких как футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон, лыжи, санки и др.). В рамках этого блока проводились массовые спортивные праздники, досуги и соревнования: "Малые Олимпийские игры", "Недели здоровья и спорта" и другие аналогичные соревнования детей, родителей и сотрудников дошкольного учреждения. В ходе этих соревнований применяется олимпийская атрибутика: подъем олимпийского флага, олимпийская клятва, церемония зажжения олимпийского огня и др.
- «Олимпиада 2014» – этот блок предполагает знакомство детей с современной Олимпиадой, которая проходила в нашей стране. На занятиях и в совместной деятельности дети придумывали возможные символы Олимпиады, рисовали своих Мишку, Зайца и Гепарда. В рамках данного проекта детям показывались наиболее яркие отрывки церемоний Открытия и Закрытия Олимпиады, вместе с детьми мы болели за своих спортсменов, праздновали их победу.
Таким образом, знакомство детей дошкольного возраста с Олимпийскими играми способствует воспитанию у них интереса, уважения не только к спорту, но и к своей стране. Олимпийская культура вводит ребёнка в мир общечеловеческих ценностей и органично связывает их с ценностями самого ребёнка. Приобщение к миру спорта и Олимпийскому движению позволяет актуализировать знания и представления ребёнка в его собственном реальном мире, открывает путь развития побуждений, что рождает новые возможности, а эмоциональные переживания вновь вызывают пробуждения. Более того, олимпийское образование выступает как основа развития познавательных, волевых и морально-нравственных устремлений ребёнка.
Предлагаемая система работы по патриотическому воспитанию дошкольников способствует развитию основ чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России, толерантного отношения к разнообразию народов, приобщению к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формированию патриотических чувств.
Список литературы:
- Кобринский М.Е., Кокашинский А.А. Олимпийское образование // Мир спорта. 2001. №4.С. 36
- Олимпийское образование дошкольников: Метод. пособие / Под ред. С. О. Филипповой. – СПб.: 2001. – 143 с.
- Писарева А.Е. Патриотическое воспитание в ДОУ МТЦ Сфера 2007г
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина Издат. Радяньска школа 1989г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народная кукла, как средство воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.
Одной из приоритетных направлений работы ДОУ является формирование культурно – ценностных ориентаций и приобщение детей в практической деятельности к декоративно-прикладному и народному художест...
Перспективный план по воспитанию патриотических чувств у старших дошкольников.
Методы и формы работы с детьми по патриотическому воспитанию.Перспективный план на год для детей старшей группы.Преспективный план на год для детей подготовительной группы....
Презентация "Метод проектов как средство формирования патриотических чувств у старших дошкольников»
Использование метода проекта в своей работе....
НАРОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительну...
Олимпийские игры как средство воспитания патриотических чувств у старших дошкольников
Олимпийские игры как средство воспитания патриотических чувств у старших дошкольников...
"Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста" Статья для педагогических чтений «Образование XXI века: взгляд современного педагога» (Кунаевские чтения)
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение«Детский сад № 5 г.Выборга» «Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей...
«Этнокалендарь, как средство формирования патриотических чувств у старших дошкольников».
В данной статье отражается такой опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников, как использования энтокалендаря....
Комментарии
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У
Хорошую работу проводите.У ребят с детства нужно патриотизм воспитывать.