Нравственно-патриотическое воспитание детей через чувственное отношение к своему городу
статья по теме
Нравственно-патриотическое воспитание детей через чувственное отношение к своему городу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно-патриотическое воспитание детей через чувственное отношение к своему городу
Полякова Г.А. Воспитатель
Годы детства - это, прежде всего воспитание сердца
В.Сухомлинский
Патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Чувство патриотизма так многообразно по своему содержанию, что не может быть определенно несколькими словами.
Любовь к Родине. И важно, и сложно, и нужно... Жить так больше нельзя. Невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны.
Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным любой ценой уклониться от армии (и на то, к сожалению, есть основательные причины), не заводить детей ради сохранения материальных благ, неполная семья и т.д. Индустрия развращения и спаивание народа работает на полную мощность, вторгаясь ежедневно в каждый дом «с помощью» телевидения.
Как молодым родителям сохранить свою духовность, разобраться во всем р выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь.
Сегодняшные дети - это будущие руководители, рабочие, чиновники, депутаты... От нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордиться страной, в которой они родились, заботиться о ее процветании.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социально-культурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе. Культуре своей страны, города Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви привязанность к своей земле, к своему городу, воспринимаемым в качестве родной, и естественной к привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле этого слова.
Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Наследование нравственных и эстетических ценностей в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства и любви к отечеству.
Наследовать - значит делать своим, осваивать наследие - то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующим поколением.
Наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности в дальнейшем создании
Поэтому я взяла эту тему для самообразования. Тема любви к родному городу, ко всему, что нас окружает, мне самой очень близка. Я сама родилась и выросла в этом городе (в прошлом село Означенное), и хочу и стараюсь передать эту любовь к детям и их родителям.
Над этой темой я работаю первый год. Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному городу имеет все его ближайшее окружение.
Для решения задач по патриотическому воспитанию были поставлены задачи:
- Ознакомление детей с историей родного города: показать, что город, в котором живут дети, красив, современен, город-труженик, рассказать, какие есть промышленные предприятия, какую продукцию выпускают.
- Закрепить знания о родном районе, улицы; познакомить с профессиями и предприятиями, на которых работают родители детей и с учреждениями (через фотографии, видеозаписи), которые находятся вблизи детского сада.
- Целевые прогулки по близлежащим улицам; беседы об увиденном, наблюдаемом, совместный просмотр телепередач о городе; рассматривание иллюстраций о городе, где бывали дети вместе с родителями; совместный труд по уходу территории детского сада: закрепление в играх и изобразительной деятельности полученной информации; консультативная работа с родителями детей.
- Составление альбома «Дом, в котором я живу» (фотографии детей у себя дома, во дворе, на улице города, в котором они живут). Беседа о транспорте -как можно добраться от дома до детского сада (автобусами, такси, на личном транспорте). Фотографии - транспорт на улице нашего города.
- Уточнить знание детей о памятных местах нашего города. Проводили выставки изобразительного искусства:
- «Дом, в котором я живу»;
- «Мой любимый детский сад»;
- «О городе».
Для осуществления этой работы мной продуман и составлен перспективный план на 2 года (старшая и подготовительная группы), который отражает все стороны деятельности детей. По этому плану осуществляется работа.
Одна из форм работы с детьми - продуктивная творческая деятельность, включая рисование, аппликация, ручной труд.
Это позволяет закрепить знания детей, полученных в результате общения, формирующееся у них отношение к окружающему, воспитать чувство ответственности за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда и труда других.
Для знакомства с уникальным миром природы детям был показан фильм «Природа нашего города». Была проведена беседа на тему «Растительный и животный мир нашего края».
В воспитании у детей любви детей к родным местам, формировании уважения и интереса к людям нашего города большую роль играют праздники и развлечения, проводимые в детском саду.
Участие в праздниках «Осень» (основанном на русском фольклоре), «Масленица» вызвало эмоциональный отклик у детей, позволило лучше узнать обычаи русского народа.
В работе используются игры-путешествия, строительные игры - «Наш микрорайон», «Архитекторы-фонтаны», подвижные игры разных народов.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является и тесная связь с родителями. Я считаю, что не возможно привить детям любовь к Родине, городу, гордость, что мы живем в России без помощи родителей.
Родители не только помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Условия детского сада не всегда способствуют социализации детей в жизни, и здесь приходят на помощь родители.
В нашей группе вся работа настроена на совместной деятельности с родителями. Родительское собрание: «Прививаем детям любовь к родному краю». Привлечение родителей к проведению вечеров-досугов, развлечений. В беседах с родителями были предложены темы прогулок-экскурсий: «прогулка к обелиску Воинам», «Сколько фонтанов в городе?», «Кто живет в нашей могучей реке Енисей?», «Поход в кинотеатр».
В своей работе с родителями используем заповедь А.С.Макаренко «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин...Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить детям».
Семья - первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом. Поэтому темой бесед с родителями стало обсуждение возможных путей приобщения детей к домашнему труду, активному участию в подготовке к семейным праздникам, поездкам.
В результате своей работы, я поняла, что дети стали бережнее относиться к природе, умеют заботиться о растениях и животных, ухаживают за ними. Дети учатся проявлять чувства уважения и благодарности к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные предметы и ценности.
Таким образом, чувство любви к родному городу формируется постепенно в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близкому, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознание причастности к судьбе города.
Литература.
1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ -Волгоград: Учитель, 2007. - 203 с.
2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. - М.:АРКТИ, 2007. - 144 с.
3. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2004.- 6-с.
4. Данилова Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 184 с.
5. Кондрыкинская Л.С. С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. - М.: Творческий центр СФЕССО, 2005.-192 с.
6. Новицкая М.Ю, Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. -М: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.
7. Педагогические технологии (под ред кукушкина B.C. - М.:ИКУ МаиТ., 2006.-336 с.)
8. Управление ДОУ // научно-практический журнал., 2006 - 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам»
«Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам». Родина…, Отечество... В корня...
Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам
Родина…, Отечество... В корнях этих слов близкое каждому образы: мать, отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в де...
"Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам".
Консультация для педагогов.Описаны те позиции на которые стоит опираться при нравственно-патриотическом воспитании детей при участии их родных....
Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через чувственное отношение к малой Родине
Патриотическое воспитание - это систематическая и направленная деятельность родителей и воспитателей по формированию патриотического сознания, чувства долга и ответственности к своему отечеству у дете...
Нравственное-патриотическое воспитание дошкольников через чувственное отношение к семье
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника осуществляется совместно с семьёй, бережно используя её традиции, что позволяет осуществить основную и очень важную задачу-формирование личности...
Проект "Нравственно - патриотическое воспитание детей через чувственное отношение к малой Родине"
Формирование нравственно - патриотического отношения и чувства сопричастности к семье....
План по самообразованию в старшей группе "Формирование нравственно – патриотических чувств у детей через знакомство с родным городом и краем "
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношений и организацию доступной ...