Интегрированный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».
учебно-методический материал (старшая группа) по теме
Изобразительная деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации способствует умственному, нравственному эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_printsipa_integratsii_v_obrazovatelnom_protsesse.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».
Согласно примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой ОО «Художественное творчество» наиболее эффективно интегрирует с образовательными областями: познание, коммуникация, художественная литература, труд.
Изобразительная деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации способствует умственному, нравственному эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.
Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. В начале, это непосредственное знакомство со свойствами материалов, познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок начинает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалам будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.
Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь четкое представление о нем, т.е. видеть характерные черты предмета, их соотношение друг с другом, форму и цвет.
В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах.
В дошкольном возрасте кроме наглядно-действенных форм мышления, связанных непосредственно с процессом практической работы, возможен и более высокий уровень развития мышления – наглядно-образный. Ребенок на основе умственных операций может представить результат своей работы и затем начать действовать.
Для умственного развития детей и роста их познавательной активности большое значение имеет постепенно расширяющийся запас на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений внимание также обращено на изменчивость форм и величин (человек – ребенок, человек – взрослый, отличия роста, сложения, черт лица, поведений, занятий и т.д.); цветов (спелая – не спелая ягода, листва на дереве в разное время года, небо в разное время суток и в разные погодные условия и т.п.); разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летит, плывет, клюёт, деревья в спокойную погоду или в ветреную).
Занимаясь рисованием, дети усваивают опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть ножницы). Также дети знакомятся с различными свойствами воды (рисование по - сырому, рисование в технике набрызга).
Интеграция с ОО «Чтение художественной литературы».
Художественный образ, воплощенный в слове обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других. Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения.
Во всех возрастных группах образовательная деятельность, начатая с загадки, вызовет интерес в сознании детей, яркий образ предмета. Также для оживления в памяти детей ранее воспринятых образов можно использовать короткие стихотворения и отрывки из художественных произведений. В некоторых случаях словестный образ сопровождает показ с натуры или приемов изображения.
Интеграция с ОО «Коммуникация».
При совместной деятельности по рисованию, лепке, аппликации развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений – способствует обогащению словаря.
Высказывания во время наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной речи.
Значение изобразительной деятельности для нравственного воспитания заключается еще и в том, что в ее процессе у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.д. В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объясняться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.
Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к рисунку, лепке товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче.
Интеграция с ОО «Труд».
Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется в том, что в рисунке, лепке, аппликации и конструировании дети передают явления общественной жизни. Детей волнуют и полеты в космос, профессии людей в городе и деревне, выступления спортсменов на олимпиадах, и многое другое.
В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.
Художественное творчество и здоровьесбережение воспитанников.
Правильная организация изобразительной деятельности положительно влияет на физическое развитие ребенка. Она способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения.
Большое значение для рисования имеет зрение. В этой работе особенно важна работа зрительного аппарата. В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка, вырабатывается правильная посадка, так как изобразительная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Изобразительная деятельность способствует развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.
Принцип интеграции реализуется через организацию различных форм образовательного процесса:
1. Совместная деятельность педагога с детьми: здесь мы используем информационно-рецептивные методы. Занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом (обучение, опыты, дидактические игры, обыгрывание незавершенного рисунка, наблюдение)
2. Самостоятельная деятельность детей. В самостоятельной деятельности мы используем эвристический и исследовательский методы: создание проблемных ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу, рассматривание картин, иллюстраций о природе.
3. Взаимодействие с семьей:
Выставки совместных работ родителей и воспитанников, художественный досуг с участием родителей, оформление группового помещения к праздникам, консультативные встречи, открытые занятия.
Таким образом, можно сделать вывод, что интеграция ОО «Художественное творчество» способствует всестороннему развитию детей, формированию основ базовой культуры личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированные подходы к реализации образовательных областей в условиях введения ФГТ.
консультация педагогов ДОУ для соотнесения программных задач с образовательными областями в педагогическом процесс...
«Формирование художественно-эстетических эталонов при реализации образовательной области «Художественное творчество»
«Формирование художественно-эстетических эталонов при реализации образовательной области «Художественное творчество»...
Интегрированный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».
Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является проблема организации целостного образовательного процесса. Возрастает ответственность дошкольных образовательных учрежде...
Самообразование: Интеграционный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».
Анализ работы по самообразованию воспитателя второй квалификационной категории Белобородовой Людмилы Валерьевны, за 2012-2013 учебный год....
Интегрированные подходы к реализации образовательных областей в условиях введения ФГТ
Интегрированные подходы к реализации образовательных областей в условиях введения ФГТ...
Дифференцированный подход к воспитанникам ДОУ при реализации образовательной области «Художественное творчество»
Дифференцированный подход к воспитанникам ДОУ при реализации образовательной области «Художественное творчество»Теоретический анализСуть дифференцированного подхода к образованию заключается в создани...
Интегрированный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».
Изобразительная деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации способствует умственному, нравственному эстетическому и физическо...