Самообразование: Интеграционный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».
материал по теме

БЕЛОБОРОДОВА ЛЮДМИЛА ВАЛЕРЬЕВНА

 

Анализ работы по самообразованию воспитателя второй квалификационной категории Белобородовой Людмилы Валерьевны, за 2012-2013 учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ работы по самообразованию воспитателя второй квалификационной категории Белобородовой Людмилы Валерьевны, за 2012-2013 учебный год.

Тема самообразования: Интеграционный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

 Дети любят, очень любят рисовать.

 На бумаге, на асфальте, на стене.

 И в трамвае на окне…»

(Э. Успенский)

Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является проблема организации целостного образовательного процесса. Возрастает ответственность дошкольных образовательных учреждений, регламентируемая Федеральными государственными требованиями, связанная с развитием интегрированных качеств детей, формированием в их сознании целостной картины мира. В процессе развития художественно-творческих способностей важную роль играет принцип интеграции разных видов искусства и художественно-творческих видов деятельности.

Цель: всестороннее формирование личности ребёнка с учётом особенностей  его физического, психического развития, индивидуальных возможностей, способностей.

Задачи:

- развивать продуктивную деятельность детей (рисование, лепку,          конструирование);

- развивать детское творчество;

- приобщать к изобразительному искусству.

Предполагаемый результат:  к концу года дети должны знать цвета карандашей (синий, красный, зеленый, жёлтый, белый, чёрный),  Радоваться своим работам.  Раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы, плотно прижимая, их друг к другу. Лепить несложные предметы; аккуратно пользоваться пластилином.

Работу проводила поэтапно:

- на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению  техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности;

- на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию  техник в умении передавать выразительный образ.

Были использованы следующие средства:

-совместная деятельность воспитателя с детьми;

-самостоятельная деятельность детей;

-предметно-развивающая среда.

Применяла такие методы:

-словесные,

-наглядные,

-практические,

-игровые.

Диагностика творческих способностей детей на начальном этапе показала:

- Высокий – 21%

- Средний – 42%

- Низкий – 37%

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы.

Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.

Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядночувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Поэтому большое внимание было уделено созданию развивающей среды.

Созданию уголка эстетического восприятия.

Созданию художественного фонда – коллекций жанров живописи:

- сказочно-былинный жанр;

 - натюрморт;

 - книжная графика;

- пейзаж.

Приготовила для детей следующие игры:

 - «Посмотри  и раскрась»;

 - «Какое настроение?»;

 - «Составь композицию»;

 - «Составь фигуру»;

 - Лото «Узнай элемент узора».

Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, И. А. Лыкова, Т.М. Маслова, Н. А. Курочкина,  и других.

Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.

На своих занятиях использую технику нетрадиционного рисования.

 С помощью нетрадиционных техник рисования, возможно, рисовать у детей интеллект, учить нестандартно, мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Деятельность с детьми это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Пальчиковая живопись.

 Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Рисование ладошкой

Рисование – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний.

Прижми и отпечатай

Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают.

 Рисование углем

  Рисуют и то, о чём думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое представление о мире, свое отношение к нему, свободно обращаясь с изображаемыми предметами, действуют и живут в рисунке.

Кляксография

Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.

 Набрызг

Радость творчества знакома каждому малышу.

Трафарет

 Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями.

  Задача взрослого – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренные ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.

Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей:

- «Моя ладошка»,  «Снег идет», «Дождь идёт», «Морские просторы»,

 «Радуга», «Снежинки»,  «Мишка», «Угощение для мишки» и т.д.

         Для родителей подготовила несколько консультаций о пользе и техниках рисования.

 А так же составила конспекты занятий по рисованию, и по нетрадиционному рисованию.

Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив».

Диагностика на контрольном этапе показала:

 - Высокий – 32%

 - Средний – 48%

 - Низкий – 20%

Перспектива:

1. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;

2. Развивать творческие способности детей в соответствии с их интересами и наклонностями.

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

 (В. А. Сухомлинский).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование художественно-эстетических эталонов при реализации образовательной области «Художественное творчество»

«Формирование художественно-эстетических эталонов при  реализации образовательной области «Художественное творчество»...

Интегрированный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».

Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является проблема организации целостного образовательного процесса. Возрастает ответственность дошкольных образовательных учрежде...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательной области художественное творчество (рисование) в подготовительной к школе группе. Тема: «Гжельские узоры».

Образовательные задачи:Учить детей создавать узоры на листе бумаги в форме народного изделия – поднос, используя характерные элементы гжельской росписи: цветы, листья, точки, завитки;Учить изобр...

Дифференцированный подход к воспитанникам ДОУ при реализации образовательной области «Художественное творчество»

Дифференцированный подход к воспитанникам ДОУ при реализации образовательной области «Художественное творчество»Теоретический анализСуть дифференцированного подхода к образованию заключается в создани...

Открытое занятие Непосредственно Образовательной Деятельности по реализации образовательных областей «Художественное творчество» (лепка), «Познание» (Формирование целостности картины мира), «Коммуникация» (развитие речи) с использованием ИКТ в средней гру

Открытое занятие Непосредственно Образовательной Деятельности по реализации образовательных областей «Художественное творчество» (лепка), «Познание» (Формирование целостности картины мира), «Коммуника...

Интегрированный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».

Изобразительная  деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации способствует умственному, нравственному эстетическому и физическо...

Интегрированный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».

Изобразительная  деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации способствует умственному, нравственному эстетическому и физическо...