Самообразование: Интеграционный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».
материал по теме
Анализ работы по самообразованию воспитателя второй квалификационной категории Белобородовой Людмилы Валерьевны, за 2012-2013 учебный год.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Анализ работы по самообразованию воспитателя второй квалификационной категории Белобородовой Людмилы Валерьевны, за 2012-2013 учебный год.
Тема самообразования: Интеграционный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.
«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…»
(Э. Успенский)
Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является проблема организации целостного образовательного процесса. Возрастает ответственность дошкольных образовательных учреждений, регламентируемая Федеральными государственными требованиями, связанная с развитием интегрированных качеств детей, формированием в их сознании целостной картины мира. В процессе развития художественно-творческих способностей важную роль играет принцип интеграции разных видов искусства и художественно-творческих видов деятельности.
Цель: всестороннее формирование личности ребёнка с учётом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей, способностей.
Задачи:
- развивать продуктивную деятельность детей (рисование, лепку, конструирование);
- развивать детское творчество;
- приобщать к изобразительному искусству.
Предполагаемый результат: к концу года дети должны знать цвета карандашей (синий, красный, зеленый, жёлтый, белый, чёрный), Радоваться своим работам. Раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы, плотно прижимая, их друг к другу. Лепить несложные предметы; аккуратно пользоваться пластилином.
Работу проводила поэтапно:
- на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности;
- на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию техник в умении передавать выразительный образ.
Были использованы следующие средства:
-совместная деятельность воспитателя с детьми;
-самостоятельная деятельность детей;
-предметно-развивающая среда.
Применяла такие методы:
-словесные,
-наглядные,
-практические,
-игровые.
Диагностика творческих способностей детей на начальном этапе показала:
- Высокий – 21%
- Средний – 42%
- Низкий – 37%
Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы.
Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.
Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.
Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядночувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Поэтому большое внимание было уделено созданию развивающей среды.
Созданию уголка эстетического восприятия.
Созданию художественного фонда – коллекций жанров живописи:
- сказочно-былинный жанр;
- натюрморт;
- книжная графика;
- пейзаж.
Приготовила для детей следующие игры:
- «Посмотри и раскрась»;
- «Какое настроение?»;
- «Составь композицию»;
- «Составь фигуру»;
- Лото «Узнай элемент узора».
Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, И. А. Лыкова, Т.М. Маслова, Н. А. Курочкина, и других.
Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.
На своих занятиях использую технику нетрадиционного рисования.
С помощью нетрадиционных техник рисования, возможно, рисовать у детей интеллект, учить нестандартно, мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Деятельность с детьми это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Пальчиковая живопись.
Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Рисование ладошкой
Рисование – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний.
Прижми и отпечатай
Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают.
Рисование углем
Рисуют и то, о чём думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое представление о мире, свое отношение к нему, свободно обращаясь с изображаемыми предметами, действуют и живут в рисунке.
Кляксография
Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.
Набрызг
Радость творчества знакома каждому малышу.
Трафарет
Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями.
Задача взрослого – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренные ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.
Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей:
- «Моя ладошка», «Снег идет», «Дождь идёт», «Морские просторы»,
«Радуга», «Снежинки», «Мишка», «Угощение для мишки» и т.д.
Для родителей подготовила несколько консультаций о пользе и техниках рисования.
А так же составила конспекты занятий по рисованию, и по нетрадиционному рисованию.
Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив».
Диагностика на контрольном этапе показала:
- Высокий – 32%
- Средний – 48%
- Низкий – 20%
Перспектива:
1. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;
2. Развивать творческие способности детей в соответствии с их интересами и наклонностями.
«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
(В. А. Сухомлинский).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование художественно-эстетических эталонов при реализации образовательной области «Художественное творчество»
«Формирование художественно-эстетических эталонов при реализации образовательной области «Художественное творчество»...
Интегрированный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».
Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является проблема организации целостного образовательного процесса. Возрастает ответственность дошкольных образовательных учрежде...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательной области художественное творчество (рисование) в подготовительной к школе группе. Тема: «Гжельские узоры».
Образовательные задачи:Учить детей создавать узоры на листе бумаги в форме народного изделия – поднос, используя характерные элементы гжельской росписи: цветы, листья, точки, завитки;Учить изобр...
Дифференцированный подход к воспитанникам ДОУ при реализации образовательной области «Художественное творчество»
Дифференцированный подход к воспитанникам ДОУ при реализации образовательной области «Художественное творчество»Теоретический анализСуть дифференцированного подхода к образованию заключается в создани...
Открытое занятие Непосредственно Образовательной Деятельности по реализации образовательных областей «Художественное творчество» (лепка), «Познание» (Формирование целостности картины мира), «Коммуникация» (развитие речи) с использованием ИКТ в средней гру
Открытое занятие Непосредственно Образовательной Деятельности по реализации образовательных областей «Художественное творчество» (лепка), «Познание» (Формирование целостности картины мира), «Коммуника...
Интегрированный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».
Изобразительная деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации способствует умственному, нравственному эстетическому и физическо...
Интегрированный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».
Изобразительная деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации способствует умственному, нравственному эстетическому и физическо...