Интегрированные подходы к реализации образовательных областей в условиях введения ФГТ.
статья по теме
консультация педагогов ДОУ для соотнесения программных задач с образовательными областями в педагогическом процесс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 250 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированные подходы к реализации образовательных областей в условиях введения ФГТ.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в э тот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы “школьного” возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его ни получал.
Именно с этим и связано введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.
Возникает вопрос: что меняется в дошкольном образовании с введением ФГТ?
Для системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные требования, а не Федеральный государственный стандарт. В настоящее время разработанные и утвержденные только ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей.
ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.
В условиях вариативности программ дошкольного образования ДОУ уже работают по выбранным программам. В каждой программе сформулированы задачи воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возрастов, обозначены ведущие направления и формы организации разнообразной детской деятельности. К программам разработаны методики и пособия, которыми пользуются педагогические коллективы. И хотя структура всех вариативных программ разная, содержание методик ориентирована на классический, понятный практикам подход в организации работы по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Ее содержание направлено на формирование общей культуры детей; предпосылок учебной деятельности; развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы устанавливают основополагающий принцип – интеграции образовательных областей.
В Федеральных требованиях определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.
Образовательные области, выделенные в ФГТ: здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество.
Наряду с традиционными областями, в ФГТ представлены нетрадиционные области, хотя их «нетрадиционность» весьма условна.
Например, область «Безопасность» уже в течение многих лет реализуется в детских садах. «Художественное творчество» объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию лепку, рисование, художественное конструирование. Образовательная область «Коммуникация» - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, воспитание ЗКР, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.
В новых ФГТ использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы.
ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющих собой альтернативу предметному принципу.
Принцип интеграции имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, а именно:
- поведение и деятельность дошкольников представляют собой недостаточное дифференцированное целое;
- «схватывание» целого раньше частей позволяет ребенку видеть предметы интегрально.
Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.
Образовательная деятельность осуществляется:
- в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, музыкально-художественной, чтения, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной
- в ходе режимных моментов;
- в самостоятельной деятельности детей;
- в процессе взаимодействия с семьями детей.
Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольником. Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включает каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
Программные образовательные задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своём развивающие, образовательные ситуации проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер, помогая детям лучше ориентироваться в мире, привлекать для решения своих проблем сведения из разных образовательных областей.
Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. С этой целью создаётся предметно-развивающая среда, организуется педагогически целесообразное, личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащённой развивающей педагогической среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности.
Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее.
На каждом возрастном этапе педагогом решаются разные задачи развития и роль его должна гибко меняться. В одних случаях задачи программы развития будут решены успешнее только с помощью взрослого – прямое обучение. В других педагог создает специальную среду и ситуации для познавательной активности ребенка, организует его познавательно- исследовательскую деятельность. Иногда личным примером ведет ребенка за собой, показывая общепринятые образцы поведения, при этом поддерживает детскую инициативу, формируя у ребенка уверенность в собственных силах.
Воспитатель использует все многообразие форм работы с детьми для решения педагогических задач, но в каждом режимном моменте продумывает конкретные организационные ситуации. Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности взрослого, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний (режимные моменты, самостоятельная детская деятельность). Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются в ходе освоения всех образовательных областей интегрировано.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально- практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идее его развитие, реализуются его потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребёнка – дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно- театральная деятельность, детский труд – занимают особое место в программе для каждой возрастной группы. Именно в этих видах деятельности при условии освоении ребёнком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, социальное, эмоционально- личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как стремление к новой социальной позиции, становление основ произвольности поведения, способности к соподчинению мотивов, широкой коммуникации, логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет базу готовности детей к школе и успешного вхождения в новые условия систематического школьного обучения.
Образовательный процесс так же должен строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Планирование должно основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
Эти два принципа будут реализованы только при условии слаженности в работе всего педагогического коллектива. В комплексно-тематическом построении образовательного процесса предполагается выделение ведущей темы дня, недели или месяца. Тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере деятельности, представлено в эмоционально-образной, а не абстрактно-логической форме. Предварительный подбор взрослым основных тем предают системность и культуросообразность образовательному процессу. Ребенок «проживает» тему в разных видах детской деятельности (в игре, рисовании, конструировании и др.) Реализация темы в комплексе разных видов деятельности вынуждает взрослого к более свободной позиции – позиции партнера, а не учителя. Но комплексно- тематическая модель предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не работает. Тематическое планирование – особая форма организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду, объединяющая все виды детской деятельности в течение определённого промежутка времени. Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса фактически невозможна вне взаимосвязи с принципом интеграции. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояния связанности, взаимопроникновения отдельных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Таким образом, полноценная реализация темы невозможна без интеграции различных видов детской деятельности. Комплексно-тематический принцип служит достижению одной цели – развитию детей в познавательной, социальной, эмоциональной и физического и психического здоровья, а так же обеспечивает « полноту жизни » и увлекательность образовательного процесса, выводит детей на самоорганизацию, самостоятельный уровень познания через открытия.
Материал к каждой из образовательных областей представлен в приложении №1, отражающих формы образовательной деятельности, в которых могут быть реализованы основные цели и задачи, или разделы программы. Это нужная подсказка педагогам для соотнесения программных задач с образовательными областями в педагогическом процессе.
Приложение №2. Тематическое планирование на сентябрь в группе общеразвивающей направленности детей 3-4 лет
Приложение №3. Примерный гибкий режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.(Младший возраст, дети с 3 до 4 лет)
Литература:
1. «Детство».- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. 2001 г.
2.“ Формы организации и содержание образовательной деятельности по реализации образовательных областей” - журнал «Справочник старшего воспитателя ».О.В.Мельникова
3. «Образовательные области основной
общеобразовательной программы дошкольного образования
и их интеграция» О. Скоролуповой и Н. Фединой, журнал Дошкольное воспитание» № 7-2010 г.
4. « Комплексно-тематический принцип организации образовательного процесса как условие реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Т.А. Сидина. журнал «Дошкольная педагогика » № 3, 2001 г.
Модель образовательного процесса в группе общеразвивающей направленности детей 3-4 лет
Месяц | Тема | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Презентация |
Сентябрь | Я среди людей | Диагностика | Наши добрые дела | Друзья | Фотоколлаж «Я среди людей» | |
Наша группа | Учимся знакомиться | |||||
Октябрь | Осень | Осень
| Фрукты | Овощи | Грибы | Осенний праздник |
Ноябрь | Всякий труд почетен | Труд помощника воспитателя | Труд повара | Труд врача | Труд взрослых | Театрализованное представление «Слава труду!» |
Декабрь | Зима | Зима | У кого какие шубки | Зимние развлечения | Новый год | Новогодний праздник |
Январь | Что нас окружает | Игры и игрушки | Магазин | Игрушки | Квартира | Досуг «Русские посиделки» |
Февраль | С кем мы живем | Домашние обитатели | Дикие животные | Домашние животные | Папа | Конкурс детских работ “Наша Родина” |
Март | Семья | Мама | Семья | Гости | Здоровье | Праздник здоровья |
Апрель | Познай мир | Город | Пожарная безопасность | Транспорт | Дорожная безопасность | Создание альбома для малышей «Наш мир» |
Май | Весна | Весна | Водичка-водичка | Диагностика | Выставка детских работ «Правила безопасного поведения» | |
Птицы | Цветы |
риложение № 1
Формы и методы образовательной деятельности
Младший дошкольный возраст
Образовательная область «Физическая культура»
Растим детей активными, ловкими, жизнерадостными
Раздел | Возраст | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьёй | |
Развивающая ситуация | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | ||||
Основные движения Общеразвивающие упражнения Спортивные упражнения Подвижные игры Музыкально - ритмические игры | 3-4 года | Игра, игровые упражнения, проблемные ситуации | Игра, игровые упражнения, проблемные ситуации | Игра, игровые упражнения, проблемные ситуации | Консультативные встречи, беседы, физкультурные праздники |
Интеграция по задачам и содержанию: Здоровье, Безопасность, Социализация, Познания, Коммуникация, Музыка, Чтение художественной литературы, Художественное творчество
Образовательные области «Здоровье» и «Безопасность»
Растим детей здоровыми, крепкими, закалёнными
Раздел | Возраст | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьёй | |
Развивающая ситуация | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | ||||
Ребенок и другие люди Ребенок дома Здоровье ребенка | 3-4 года | Наблюдение, беседа с привлечением наглядности, чтение, дидактические игры, игровые ситуации, поисковая деятельность, игры-эксперименты, игры-путешествия предметного характера | Наблюдение, беседа с привлечением наглядности, чтение, дидактические игры, игровые ситуации, поисковая деятельность | Игровые действия с предметами | Консультации, беседы, проектная деятельность |
Интеграция по задачам и содержанию: Физическая культура, Социализация, Познания, Коммуникация, Музыка, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Труд.
Образовательная область «Социализация»
В игре ребенок развивается, познает мир, общается.
Ребенок входит в мир социальных отношений.
Познает себя и других
Раздел | Возраст | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьёй | |
Развивающая ситуация | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | ||||
Развитие игровой деятельности: режиссерская игра | 3-4 года | Игры – имитации, строительные игры, игра – экспериментирование с разными материалами: игры с песком и снегом, игры с водой и мыльной пеной, игры с бумагой, игры с тенью, дидактические игры, игровые импровизации, общение | Игры – имитации, строительные игры, игры с песком и снегом, игры с водой и мыльной пеной, игры с бумагой, игры с тенью, дидактические игры, использование предметов-заместителей, общение. | Игровые действия с предметами, передавать сюжет из нескольких игровых действий, общение | Консультации, беседы, проектная деятельность, фотовыставки |
Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания (люди (взрослые и дети), семья, детский сад) Отношение ребенка к самому себе | 3-4 года | Наблюдение, игры – имитации, хороводные театрализованные игры, чтение, рассматривание семейных фотографий, сюжетные игры, инсценировки с игрушками, жизненные и игровые развивающие ситуации, слушание музыки, продуктивная деятельность, общение | Наблюдение, игры – имитации, хороводные театрализованные игры, чтение, рассматривание семейных фотографий, сюжетные игры, инсценировки с игрушками, жизненные и игровые развивающие ситуации, слушание музыки, продуктивная деятельность, общение | Игровые действия с предметами, общение | Консультации, беседы, проектная деятельность, фотовикторина из фотографий детей и их близких, коллективная аппликация-панно |
Интеграция по задачам и содержанию: Физическая культура Здоровье, Безопасность, Труд, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка
Образовательная область «Труд»
Развиваем ценностное отношение к труду
Раздел | Возраст | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьёй | |
Развивающая ситуация | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | ||||
Труд взрослых и рукотворный мир | 3-4 года | Наблюдение: - фрагментов конкретных видов труда; - за хозяйственно-бытовым трудом взрослых. Экспериментирование и игры. Рассматривание предметов и картинок. Дидактические игры, игровые и образовательные ситуации. Чтение художественной литературы. Сюжетно - ролевые игры. | Наблюдение: - фрагментов конкретных видов труда; - за хозяйственно-бытовым трудом взрослых. Экспериментирование и игры. Рассматривание предметов и картинок. Дидактические игры, игровые и образовательные ситуации. Чтение художественной литературы. Сюжетно - ролевые игры. | Игровые действия с предметами. | Консультации, беседы, проектная деятельность, коллективная аппликация-панно |
Самообслуживание и детский труд | 3-4 года | Наблюдение. Экспериментирование и игры. Рассматривание предметов и картинок. Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики, игровые ситуации. Чтение стихов и потешек. Сюжетно - ролевые игры. | Наблюдение. Экспериментирование и игры. Рассматривание предметов и картинок. Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики, игровые ситуации. Чтение стихов и потешек. Сюжетно - ролевые игры. | Игровые действия с предметами. | Консультации, беседы, проектная деятельность. |
Интеграция по задачам и содержанию: Физическая культура, Здоровье, Безопасность, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка, Социализация,
Образовательная область «Познание»
Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует
Ребенок открывает мир природы
Делаем первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем
Раздел | Возраст | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьёй | |
Развивающая ситуация | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | ||||
Развитие сенсорной культуры | 3-4 года | Дидактические игры. Практическая предметная деятельность обследование и сравнение. Конструктивные игры. Двигательная деятельность. Игровые ситуации. Продуктивная деятельность. | Дидактические игры. Практическая предметная деятельность обследование и сравнение. Конструктивные игры. Двигательная деятельность. Игровые ситуации. Продуктивная деятельность. | Игровые действия с предметами. Продуктивная деятельность. | Консультации, беседы, проектная деятельность, коллективная аппликация-панно |
Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе | 3-4 года | Совместные со взрослыми наблюдения. Игры-экспериментирования с различными материалами. Наблюдение за трудом взрослого в природе. Использование иллюстративно-наглядного материала, дидактических игр с игрушками. Образные игры-имитации. Игровые ситуации. Продуктивная деятельность, чтение детской природоведческой художественной литературы. | Совместные со взрослыми наблюдения. Игры-экспериментирования с различными материалами. Наблюдение за трудом взрослого в природе. Использование иллюстративно-наглядного материала, дидактических игр с игрушками. Образные игры-имитации. Игровые ситуации. Продуктивная деятельность, чтение детской природоведческой художественной литературы. | Игровые действия с игрушками, изображающими животных, природным материалом. Продуктивная деятельность. | |
Развитие математических представлений | 3-4 года | Игры с различными материалами. Развивающие ситуации. Развлечения. Дидактические игры. Продуктивная деятельность. | Бытовые процессы. Игры с различными материалами. Развивающие ситуации. Развлечения. Дидактические игры. Продуктивная деятельность. | Игровые действия с предметами. Продуктивная деятельность. | Консультации, беседы, проектная деятельность |
Интеграция по задачам и содержанию: Физическая культура, Труд, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка, Социализация
Образовательная область «Коммуникация»
Развиваем речь и коммуникативные способности детей
Раздел | Возраст | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьёй | |
Развивающая ситуация | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | ||||
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности. Практическое овладение нормами речи. | 3-4 года | Игровые ситуации. Рассматривание предметов. Игры-драматизации. Творческие игры. Игры на развитие речевого дыхания. Пальчиковые игры. Игры на звукоподражание. Чтение художественной литературы. | Индивидуальное общение с ребенком. Прогулки. Игры-драматизации. Творческие игры. Игры на развитие речевого дыхания. Пальчиковые игры. Игры на звукоподражание. Чтение художественной литературы. | Ситуации общения. | Консультации, беседы, проектная деятельность |
Интеграция по задачам и содержанию: Физическая культура, Здоровье, Безопасность, Социализация, Труд, Познание, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Ребенок в мире художественной литературы
Раздел | Возраст | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьёй | |
Развивающая ситуация | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | ||||
Расширяем читательские интересы детей. Помогаем правильному восприятию литературного текста. Организуем творческую деятельность на основе литературного текста. | 3-4 года | Чтение взрослого. Инсценирование произведений. Беседа после чтения. Рассматривание иллюстраций. Игры-драматизации. Участие в постановках мини-спектаклей. Вечера литературных развлечений. | Чтение взрослого. Инсценирование произведений. Беседа после чтения. Рассматривание иллюстраций. Игры-драматизации. Участие в постановках мини-спектаклей. Вечера литературных развлечений. | Ролевые игры. Рассматривание книг. | Консультации, беседы, проектная деятельность. Выставки. |
Интеграция по задачам и содержанию: Физическая культура, Здоровье, Безопасность, Социализация, Труд, Познание, Коммуникация, Художественное творчество, Музыка
Образовательная область «Художественное творчество»
Приобщаем к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество
Раздел | Возраст | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьёй | |
Развивающая ситуация | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | ||||
Приобщение к изобразительному искусству. Художественная деятельность и детское творчество. | 3-4 года | Упражнения и игры способствующие: - освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов; - развитию мелкой моторики; - развитию умений создавать простые формы; - развитию умений связывать элементы рисунка с предметами окружения; - формированию сенсорного опыта. Использование приемов сотворчества. Применение нетрадиционных техник и материалов. Рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта. Рассматривание ярких книг. | Упражнения и игры способствующие: - освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов; - развитию мелкой моторики; - развитию умений создавать простые формы; - развитию умений связывать элементы рисунка с предметами окружения; - формированию сенсорного опыта. Использование приемов сотворчества. Применение нетрадиционных техник и материалов. Рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта. Рассматривание ярких книг. | Продуктивная деятельность. Рассматривание книг. | Консультации, беседы, проектная деятельность. Тематические выставки. |
Интеграция по задачам и содержанию: Физическая культура, Здоровье, Безопасность, Социализация, Труд, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Музыка
Образовательная область «Музыка»
Приобщаем к музыкальному искусству и развиваем музыкально-художественную деятельность
Раздел | Возраст | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьёй | |
Развивающая ситуация | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | ||||
Музыкальное восприятие – слушание – интерпретация. Музыкальное исполнительство – импровизация – творчество. | 3-4 года | Манипулирование и игры с музыкальными звуками. Элементарное музицирование, пение, прослушивание. Простейшие танцевальные и ритмические движения. Двигательные образные импровизации под музыку. Праздники, развлечения. | Рассказывание сказок с музыкальным вступлением. Сопровождение рассказывания потешек и прибауток игрой на музыкальных инструментах. Развлечения. | Элементарное музицирование, пение. Простейшие танцевальные и ритмические движения. | Консультации, беседы, совместное прослушивание музыкальных произведений для детей. Праздники, развлечения. |
Интеграция по задачам и содержанию: Физическая культура, Здоровье, Безопасность, Социализация, Труд, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество
Приложение №2
Тематическое планирование на сентябрь в группе общеразвивающей направленности детей 3-4 лет
Месяц | Тема проекта | Раздел /образовательные области. | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Презентация |
Сентябрь | Я среди людей Цель: формировать представление детей о людях (взрослых и сверстниках), о делах и добрых поступках, способствовать установлению добрых отношений между детьми. | Диагностика | Друзья | Наши добрые дела | Фотоколлаж «Я среди людей» | ||
Наша группа | Учимся знакомиться | 1.Мои друзья. В.-стр.44 2.Учимся общаться друг с другом. В. –стр.45 | 1.Отчего портится настроение. В. –стр.248 2. Наши добрые дела . В.-стр.249 | ||||
Социальный мир/Экология (Физическая культура Здоровье, Безопасность, Труд, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка) | 1.Наша группа . В.-стр.12 2.Безопасность в нашей группе. В.-стр.-13 | 1.Здравствуйте. К.стр.18 2.Знакомимся со взрослыми в детском саду. В.стр-55 | |||||
Речевое развитие. (Физическая культура, Здоровье, Безопасность, Социализация, Труд, Познание, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка) | Домик для язычка А.-стр.-28 | Волшебные ручки А.стр.-30 | Звукоподражание. А.-стр.31 | Звукоподражание. А.-стр.33 | |||
Математическое развитие. (Физическая культура, Труд, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка, Социализация) | Один – много. В.-стр.17 | Сравнение по количеству .В.стр.29 | Столько же. В.- стр.39 | Столько же. В.- стр48 | |||
Мир искусств. ( Физическая культура, Здоровье, Безопасность, Социализация, Труд, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Музыка) | Лепка. Шустрые мячики. В.- стр.18. | Аппликация. Шарики воздушные. М.стр.8 | Аппликация. Мы улыбаемся друг другу . В.-стр.50 | Лепка. Колбаски на тарелочках. Д.-стр.33 |
Организация режима пребывания детей в ДОУ.
Примерный гибкий режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности
(Младший возраст, дети с 3 до 4 лет)
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |||||
время | Содержание образовательной деятельности | время | Содержание образовательной деятельности | время | Содержание образовательной деятельности | время | Содержание образовательной деятельности | время | Содержание образовательной деятельности |
7.00 – 8.30 | Прием детей в группе, в теплый период года на улице: (взаимодействие с родителями, коммуникация); утренняя гимнастика: (области физическая культура, здоровье, игра); беседы с детьми: (коммуникация, социализация, познание), наблюдения в природном уголке: (труд, познание); свободные игры (игра); индивидуальные и подгрупповые дидактические игры: (познание, коммуникация, социализация, игра); чтение художественной литературы; самостоятельная деятельность в уголке художественного творчества: (художественное творчество, познание, игра, социализация, коммуникация); подготовка к завтраку (самообслуживание, культурно-гигиенические навыки, здоровье, социализация, безопасность, коммуникация). | ||||||||
8.30 – 9.00 | Завтрак (самообслуживание, культурно-гигиенические навыки, этикет, здоровье, социализация, коммуникация). | ||||||||
9.00 – 9.15 | 1 подгруппа Социальный мир (коммуникация, познание, здоровье, безопасность, социализация, игра) | 9.00 – 9.15 | 1 подгруппа Речевое развитие (коммуникация, познание, социализация, игра, чтение художественной литературы) | 9.00 – 9.15 | 1 подгруппа Математическое развитие (познание, коммуникация, социализация, дидактические игры) | 9.00 – 9.15 | 1 подгруппа Мир искусств -рисование (художественное творчество, познание, чтение художественной литературы, дидактические игры, коммуникация, социализация) | 9.00 – 9.15 | 1 подгруппа Социальный мир/ Экология (коммуникация, познание, безопасность, здоровье, социализация, игра) |
9.25 – 9.40 | 2 подгруппа Социальный мир | 9.15 – 9.30 | 2 подгруппа Речевое развитие | 9.25 – 9.40 | 2 подгруппа Математическое развитие | 9.20 – 9.35 | 2 подгруппа Мир искусств -рисование дидактические игры по развитию речи 1 подгруппа дидактические игры по разным образовательным областям (познание, социализация, коммуникация, игр | 9.25 – 9.40 | 1 подгруппа Социальный мир/ Экология |
9.40 – 10.05 | Подвижные игры (физкультура, игра, здоровье) Игры ролевые, дидактические (игра, познание социализация, безопасность, коммуникация) Самостоятельная игровая и художественная деятельность детей (игра, познание социализация, безопасность, коммуникация, художественное творчество) | 9.30 – 10.05 | Игры ролевые, дидактические (игра, познание социализация, безопасность, коммуникация) Беседы, педагогические и игровые ситуации, индивидуальная работа с детьми по разным образовательным областям Самостоятельная игровая и художественная деятельность детей (игра, познание социализация, безопасность, коммуникация, художественное творчество) | 9.45 – 10.05 | Игры ролевые, дидактические (игра, познание социализация, коммуникация). Беседы, педагогические и игровые ситуации, индивидуальная работа с детьми по разным образовательным областям. Самостоятельная игровая и художественная деятельность детей (игра, познание социализация, безопасность, коммуникация, художественное творчество) | 9.35 – 10.05 | Подвижные игры (физкультура, игра, здоровье, безопасность) Игры ролевые, дидактические (игра, познание социализация, безопасность, коммуникация) Самостоятельная игровая и художественная деятельность детей (игра, познание социализация, безопасность, коммуникация, художественное творчество | 9.30 – 10.05 | Игры ролевые, дидактические (игра, познание, социализация, коммуникация). Беседы, педагогические и игровые ситуации, индивидуальная работа с детьми по разным образовательным областям. Самостоятельная игровая и художественная деятельность детей (игра, познание социализация, безопасность, коммуникация, художественное творчество) |
10.05 | Подготовка к прогулке (самообслуживание, социализация, коммуникация). | ||||||||
10.20 | Прогулка: наблюдение в природе (познание, безопасность, труд), труд в периоде и в быту, подвижные игры (физкультура, здоровье, познание), ролевые игры (познание, социализация, коммуникация), индивидуальная работа по развитию движений (здоровье, физкультура), дидактические игры по экологии, развитию речи, ознакомлению с окружающим (познание, коммуникация, социализация, безопасность), беседы с детьми (познание, коммуникация), рисование на асфальте, на мольбертах (художественная деятельность). Среда физкультура на улице 10-45-11.00 (физкультура, здоровье, подвижные игры, коммуникация, познание). | ||||||||
12.15 | Возвращение с прогулки, подготовка к обеду (самообслуживание, безопасность, труд, культурно-гигиенические навыки, этикет, познание, художественная литература, социализация, коммуникация) | ||||||||
12.40 | Обед (самообслуживание, безопасность, культурно-гигиенические навыки, этикет, здоровье, социализация, коммуникация). | ||||||||
12.40-15.00 | Сон (здоровье) | ||||||||
15.00 – 15.20 | Постепенный подъем, гимнастика после сна, воздушные ванны, гигиенические процедуры, обширное умывание, профилактик плоскостопия (здоровье, физическая культура, труд, самообслуживание, художественная литература, коммуникация, социализация). | ||||||||
15.20 - 15.40 | Полдник: (самообслуживание, безопасность, культурно-гигиенические навыки, этикет, здоровье, социализация, коммуникация). | ||||||||
15.45 – 16.00 | Физическая культура (физкультура, здоровье, безопасность, подвижные игры, коммуникация, познание | 15.45 – 16.00 | Музыкальное развитие (музыка, чтение художественной литературы, театрализованные игры, дидактические игры, коммуникация, познание) | 15.45 – 16.00 | Мир искусств – аппликация, лепка (познание, труд, художественная деятельность, развитие мелкой моторики, игра, коммуникация) | 15.45 – 16.00 | Физическая культура (физкультура, здоровье, безопасность, подвижные игры, коммуникация, познание) | 15.45 – 16.00 | Музыкальное занятие (музыка, чтение художественной литературы, театрализованные игры, дидактические игры, коммуникация, познание) |
16.00 - 16.50 | Игры ролевые, дидактические (игра, познание социализация, коммуникация) Беседы, педагогические ситуации, индивидуальная работа с детьми по разным образовательным | 16.00 - 16.50 | Игровые ролевые, дидактические (игра, познание социализация, коммуникация) Беседы, педагогические ситуации, индивидуальная работа с детьми по разным образовательным областям Самостоятельная игровая и художественная деятельность детей (игра, познание социализация, коммуникация, художественное творчество) | 16.00 - 16.50 | Досуги, праздники музыкальные, творческие Игры ролевые, дидактические (игра, познание социализация, коммуникация, художественное творчество) | 16.00 - 16.50 | Игры ролевые, дидактические (16.00 - 16.55игра, познание социализация, коммуникация) Беседы, педагогические ситуации, индивидуальная работа с детьми по разным образовательным | 16.00 - 16.50 | Игры ролевые, дидактические (игра, познание социализация, коммуникация) Беседы, педагогические ситуации, индивидуальная работа с детьми по разным образовательным |
16.50 – 17.30 | Прогулка: наблюдение в природе (познание, безопасность, труд), труд в природе и в быту (безопасность, коммуникация, социализация), подвижные игры (физкультура, здоровье, питание), ролевые игры (познание, социализация, коммуникация), индивидуальная работа по развитию движений (здоровье, физкультура), дидактические игры по экологии, развитию речи, ознакомлению с окружающим (познание, коммуникация, социализация), беседы с детьми (познание, коммуникация), рисование на асфальте, на мольбертах (художественная деятельность). Уход детей домой (взаимодействие с семьей, социализация, коммуникация). | областям Самостоятельная игровая и художественная деятельность детей (игра, познание социализация, коммуникация, художественное творчество) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».
Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является проблема организации целостного образовательного процесса. Возрастает ответственность дошкольных образовательных учрежде...
Самообразование: Интеграционный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».
Анализ работы по самообразованию воспитателя второй квалификационной категории Белобородовой Людмилы Валерьевны, за 2012-2013 учебный год....
Интегрированные подходы к реализации образовательных областей в условиях введения ФГТ
Интегрированные подходы к реализации образовательных областей в условиях введения ФГТ...
Интегрированный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».
Изобразительная деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации способствует умственному, нравственному эстетическому и физическо...
Консультация для педагогов "Интегрированные подходы к реализации образовательных областей в условиях введения ФГТ."
Интегрированные подходы к реализации образовательных областей в условиях введения ФГТ.Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в э тот период начинается...
Консультация для педагогов "Интегрированные подходы к реализации образовательных областей в условиях введения ФГТ."
Интегрированные подходы к реализации образовательных областей в условиях введения ФГТ.Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в э тот период начинается...
Интегрированный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».
Изобразительная деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации способствует умственному, нравственному эстетическому и физическо...