Интегрированные подходы к реализации образовательных областей в условиях введения ФГТ.
статья по теме

Калинкина Светлана Юрьевна

консультация  педагогов ДОУ для соотнесения программных задач с образовательными областями в педагогическом процесс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc250 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированные подходы к реализации образовательных областей в  условиях введения ФГТ.

    Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в э тот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей,  природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы “школьного” возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

     Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его ни получал.
   Именно с этим и связано введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.

   Возникает вопрос: что меняется в дошкольном образовании с введением ФГТ?
 
Для системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные требования, а не Федеральный государственный стандарт. В настоящее время разработанные и утвержденные только ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей.
 ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.    

      В условиях вариативности программ дошкольного образования ДОУ уже работают по выбранным программам. В каждой программе сформулированы задачи воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возрастов, обозначены ведущие направления и формы организации разнообразной детской деятельности. К программам разработаны методики и пособия, которыми пользуются педагогические коллективы. И хотя структура всех вариативных программ разная, содержание методик ориентирована на классический, понятный практикам подход в организации работы по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей.

   Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста.  Ее содержание направлено на формирование общей культуры детей; предпосылок учебной деятельности; развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

    Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы устанавливают основополагающий принцип – интеграции образовательных областей. 

     В Федеральных требованиях определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации  различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,  музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

  Образовательные области, выделенные  в ФГТ: здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество.

      Наряду с традиционными областями,  в ФГТ представлены нетрадиционные области, хотя их «нетрадиционность»  весьма условна.    

Например, область «Безопасность» уже в  течение многих лет реализуется в детских садах. «Художественное творчество» объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию лепку, рисование, художественное конструирование. Образовательная область «Коммуникация» - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, воспитание ЗКР, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.

    В новых ФГТ использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы.

    ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющих собой альтернативу предметному принципу.

   Принцип интеграции имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, а именно:                                                                                          

- поведение  и  деятельность дошкольников представляют собой           недостаточное  дифференцированное целое;

- «схватывание» целого раньше частей позволяет ребенку видеть предметы интегрально.

Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

Образовательная деятельность осуществляется:

  • в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, музыкально-художественной, чтения, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной
  • в ходе режимных моментов;
  • в самостоятельной деятельности детей;
  • в процессе взаимодействия с семьями детей.

    Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы  включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольником. Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включает каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

   Программные образовательные задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своём развивающие, образовательные  ситуации проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер, помогая детям лучше ориентироваться в мире, привлекать для решения своих проблем сведения из разных образовательных областей.

   Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. С этой целью создаётся предметно-развивающая среда, организуется педагогически целесообразное, личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащённой развивающей педагогической среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности.

   Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее.

       На каждом возрастном этапе педагогом  решаются  разные задачи развития и  роль его должна гибко меняться. В одних  случаях задачи программы развития будут решены успешнее только с помощью взрослого – прямое обучение. В других  педагог создает специальную среду и ситуации для познавательной активности ребенка, организует его познавательно- исследовательскую деятельность. Иногда личным примером ведет ребенка за собой, показывая  общепринятые  образцы поведения, при этом поддерживает детскую инициативу, формируя у ребенка уверенность  в собственных силах.

         Воспитатель использует все многообразие форм работы с детьми для решения педагогических задач, но в каждом  режимном моменте продумывает конкретные организационные ситуации. Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности  взрослого, который создает эмоционально насыщенную среду для  освоения ребенком той или иной области знаний  (режимные моменты, самостоятельная детская деятельность). Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей  решаются в ходе освоения всех образовательных областей интегрировано.

     В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально- практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идее его развитие, реализуются его потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребёнка – дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно- театральная деятельность, детский труд – занимают особое место в программе для каждой возрастной группы. Именно в этих видах деятельности при условии освоении ребёнком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, социальное, эмоционально- личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как стремление к новой социальной позиции, становление основ произвольности поведения, способности к соподчинению мотивов,  широкой коммуникации, логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет базу готовности детей к школе и успешного вхождения в новые условия систематического школьного обучения.

  Образовательный процесс так же должен строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

   Планирование должно основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

    Эти два принципа будут реализованы только при условии слаженности в работе всего педагогического коллектива.  В комплексно-тематическом  построении образовательного процесса предполагается  выделение ведущей темы дня, недели  или месяца. Тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере деятельности, представлено в эмоционально-образной, а не абстрактно-логической форме.  Предварительный подбор взрослым основных тем предают системность и культуросообразность образовательному процессу. Ребенок «проживает» тему в разных видах детской деятельности (в игре, рисовании, конструировании и др.) Реализация темы в комплексе разных видов деятельности вынуждает взрослого к более свободной позиции – позиции партнера, а не учителя. Но комплексно- тематическая модель предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не работает. Тематическое планирование – особая форма организации  воспитательно-образовательного процесса в детском саду, объединяющая все виды детской деятельности в течение определённого промежутка времени. Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса фактически невозможна вне взаимосвязи с принципом интеграции. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояния связанности, взаимопроникновения отдельных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Таким образом, полноценная реализация темы невозможна без интеграции различных видов детской деятельности. Комплексно-тематический принцип служит достижению одной цели – развитию детей в познавательной, социальной, эмоциональной и физического и психического здоровья, а так же обеспечивает « полноту жизни » и увлекательность образовательного процесса, выводит детей на самоорганизацию, самостоятельный уровень познания через открытия.    

   Материал к каждой из образовательных областей представлен в приложении №1, отражающих формы образовательной деятельности, в которых могут быть реализованы  основные цели  и  задачи, или разделы программы. Это нужная подсказка педагогам для соотнесения программных задач с образовательными областями в педагогическом процессе.

Приложение №2. Тематическое планирование на сентябрь в группе общеразвивающей направленности детей 3-4 лет

Приложение №3. Примерный гибкий режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.(Младший возраст, дети с 3 до 4 лет)

Литература:

1.  «Детство».- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. 2001 г.

2.“ Формы организации и содержание образовательной деятельности по реализации образовательных областей” - журнал «Справочник старшего воспитателя ».О.В.Мельникова

3. «Образовательные области основной

общеобразовательной программы дошкольного образования

и их интеграция» О. Скоролуповой и Н. Фединой, журнал  Дошкольное воспитание» № 7-2010 г.

  4. « Комплексно-тематический принцип организации образовательного процесса как условие реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»  Т.А. Сидина. журнал «Дошкольная педагогика  » № 3, 2001 г.

 

Модель образовательного процесса в группе общеразвивающей направленности детей 3-4 лет

Месяц

Тема

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Презентация

Сентябрь

 Я среди людей

Диагностика

Наши добрые дела

Друзья

Фотоколлаж «Я среди людей»

Наша группа

Учимся знакомиться

Октябрь

 Осень

Осень

 

Фрукты

Овощи

Грибы

Осенний праздник

Ноябрь

 Всякий труд почетен

Труд помощника воспитателя

Труд повара

Труд врача

Труд взрослых

Театрализованное представление «Слава труду!»

Декабрь

Зима

Зима

У кого какие шубки

Зимние развлечения

Новый год

Новогодний праздник

Январь

Что нас окружает

  Игры и игрушки

Магазин

Игрушки

Квартира

Досуг «Русские посиделки»

Февраль

С кем  мы живем

Домашние обитатели

Дикие животные

Домашние животные

Папа

Конкурс детских работ “Наша Родина”

Март

Семья

Мама

Семья

Гости

Здоровье

Праздник здоровья

Апрель

Познай мир

Город

Пожарная безопасность

Транспорт

Дорожная безопасность

Создание альбома для малышей «Наш мир»

Май

Весна

Весна

Водичка-водичка

Диагностика

Выставка детских работ «Правила безопасного поведения»

Птицы

Цветы


риложение № 1

Формы и методы образовательной деятельности

Младший дошкольный возраст

Образовательная область «Физическая культура»

Растим детей активными, ловкими, жизнерадостными

Раздел

Возраст

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьёй

Развивающая ситуация

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Основные движения

Общеразвивающие упражнения

Спортивные упражнения

Подвижные игры

Музыкально - ритмические игры

3-4 года

Игра, игровые упражнения,

проблемные ситуации

Игра, игровые упражнения, проблемные ситуации

Игра, игровые упражнения, проблемные ситуации

Консультативные встречи, беседы, физкультурные праздники

Интеграция по задачам и содержанию: Здоровье, Безопасность, Социализация, Познания, Коммуникация, Музыка, Чтение художественной литературы, Художественное творчество

Образовательные области «Здоровье» и «Безопасность»

Растим детей здоровыми, крепкими, закалёнными

Раздел

Возраст

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьёй

Развивающая ситуация

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Ребенок и другие люди

Ребенок дома

Здоровье ребенка

3-4 года

Наблюдение, беседа с привлечением наглядности, чтение, дидактические игры, игровые ситуации, поисковая деятельность, игры-эксперименты, игры-путешествия предметного характера

Наблюдение, беседа с привлечением наглядности, чтение, дидактические игры, игровые ситуации, поисковая деятельность

Игровые действия с предметами

Консультации, беседы, проектная деятельность

Интеграция по задачам и содержанию: Физическая культура, Социализация, Познания, Коммуникация, Музыка, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Труд.

        

Образовательная область «Социализация»

В игре ребенок развивается, познает мир, общается.

Ребенок входит в мир социальных отношений.

Познает себя и других

Раздел

Возраст

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьёй

Развивающая ситуация

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Развитие игровой деятельности: режиссерская игра

3-4 года

Игры – имитации, строительные игры, игра – экспериментирование с разными материалами: игры с песком и снегом, игры с водой и мыльной пеной, игры с бумагой, игры с тенью, дидактические игры, игровые импровизации, общение

Игры – имитации, строительные игры, игры с песком и снегом, игры с водой и мыльной пеной, игры с бумагой, игры с тенью, дидактические игры, использование предметов-заместителей, общение.

Игровые действия с предметами, передавать сюжет из нескольких игровых действий, общение

Консультации, беседы, проектная деятельность, фотовыставки

Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания

(люди (взрослые и дети),

семья,

детский сад)

Отношение ребенка  к самому себе

3-4 года

Наблюдение, игры – имитации, хороводные театрализованные игры, чтение, рассматривание семейных фотографий, сюжетные игры, инсценировки с игрушками, жизненные и игровые развивающие ситуации, слушание музыки, продуктивная деятельность, общение

Наблюдение, игры – имитации, хороводные театрализованные игры, чтение, рассматривание семейных фотографий, сюжетные игры, инсценировки с игрушками, жизненные и игровые развивающие ситуации, слушание музыки, продуктивная деятельность, общение

Игровые действия с предметами, общение

Консультации, беседы, проектная деятельность, фотовикторина из фотографий детей и их близких, коллективная аппликация-панно

Интеграция по задачам и содержанию: Физическая культура Здоровье, Безопасность, Труд, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка

Образовательная область «Труд»

Развиваем ценностное отношение к труду

Раздел

Возраст

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьёй

Развивающая ситуация

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Труд взрослых и рукотворный мир

3-4 года

Наблюдение:

- фрагментов конкретных видов труда;

- за хозяйственно-бытовым трудом взрослых.

Экспериментирование и игры.

Рассматривание предметов и картинок.

Дидактические игры, игровые и образовательные  ситуации.

Чтение художественной литературы.

Сюжетно - ролевые игры.

Наблюдение:

- фрагментов конкретных видов труда;

- за хозяйственно-бытовым трудом взрослых.

Экспериментирование и игры.

Рассматривание предметов и картинок.

Дидактические игры, игровые и образовательные  ситуации.

Чтение художественной литературы.

Сюжетно - ролевые игры.

Игровые действия с предметами.

Консультации, беседы, проектная деятельность, коллективная аппликация-панно

Самообслуживание и детский труд

3-4 года

Наблюдение.

Экспериментирование и игры.

Рассматривание предметов и картинок.

Дидактические игры  и упражнения для развития мелкой моторики, игровые ситуации.

Чтение стихов и потешек.

Сюжетно - ролевые игры.

Наблюдение.

Экспериментирование и игры.

Рассматривание предметов и картинок.

Дидактические игры  и упражнения для развития мелкой моторики, игровые ситуации.

Чтение стихов и потешек.

Сюжетно - ролевые игры.

Игровые действия с предметами.

Консультации, беседы, проектная деятельность.

Интеграция по задачам и содержанию: Физическая культура, Здоровье, Безопасность, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка, Социализация,

Образовательная область «Познание»

Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует

Ребенок открывает мир природы

Делаем первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем

Раздел

Возраст

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьёй

Развивающая ситуация

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Развитие сенсорной культуры

3-4 года

Дидактические игры.

Практическая предметная деятельность обследование и сравнение.

Конструктивные игры.

Двигательная деятельность.

Игровые ситуации.

Продуктивная деятельность.

Дидактические игры.

Практическая предметная деятельность обследование и сравнение.

Конструктивные игры.

Двигательная деятельность.

Игровые ситуации.

Продуктивная деятельность.

Игровые действия с предметами.

Продуктивная деятельность.

Консультации, беседы, проектная деятельность, коллективная аппликация-панно

Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе

3-4 года

Совместные со взрослыми наблюдения.

Игры-экспериментирования с различными материалами.

Наблюдение за трудом взрослого в природе.

Использование иллюстративно-наглядного материала, дидактических игр с игрушками.

Образные игры-имитации.

Игровые ситуации.

Продуктивная деятельность, чтение детской природоведческой художественной литературы.

Совместные со взрослыми наблюдения.

Игры-экспериментирования с различными материалами.

Наблюдение за трудом взрослого в природе.

Использование иллюстративно-наглядного материала, дидактических игр с игрушками.

Образные игры-имитации.

Игровые ситуации.

Продуктивная деятельность, чтение детской природоведческой художественной литературы.

Игровые действия с игрушками, изображающими животных, природным материалом.

Продуктивная деятельность.

Развитие математических представлений

3-4 года

Игры с различными материалами.

Развивающие ситуации.

Развлечения.

Дидактические игры.

Продуктивная деятельность.

Бытовые процессы.

Игры с различными материалами.

Развивающие ситуации.

Развлечения.

Дидактические игры.

Продуктивная деятельность.

Игровые действия с предметами.

Продуктивная деятельность.

Консультации, беседы, проектная деятельность

Интеграция по задачам и содержанию: Физическая культура, Труд, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка, Социализация

Образовательная область «Коммуникация»

Развиваем речь и коммуникативные способности детей

Раздел

Возраст

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьёй

Развивающая ситуация

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности.

Практическое овладение нормами речи.

3-4 года

Игровые ситуации.

Рассматривание предметов.

Игры-драматизации.

Творческие игры.

Игры на развитие речевого дыхания.

Пальчиковые игры.

Игры на звукоподражание.

Чтение художественной литературы.

Индивидуальное общение с ребенком.

Прогулки.

Игры-драматизации.

Творческие игры.

Игры на развитие речевого дыхания.

Пальчиковые игры.

Игры на звукоподражание.

Чтение художественной литературы.

Ситуации общения.

Консультации, беседы, проектная деятельность

Интеграция по задачам и содержанию: Физическая культура, Здоровье, Безопасность, Социализация, Труд, Познание, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка

        

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Ребенок в мире художественной литературы

Раздел

Возраст

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьёй

Развивающая ситуация

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Расширяем читательские интересы детей.

Помогаем правильному восприятию литературного текста.

Организуем творческую деятельность на основе литературного текста.

3-4 года

Чтение взрослого.

Инсценирование произведений.

Беседа после чтения.

Рассматривание иллюстраций.

Игры-драматизации.

Участие в постановках мини-спектаклей.

Вечера литературных развлечений.

Чтение взрослого.

Инсценирование произведений.

Беседа после чтения.

Рассматривание иллюстраций.

Игры-драматизации.

Участие в постановках мини-спектаклей.

Вечера литературных развлечений.

Ролевые игры.

Рассматривание книг.

Консультации, беседы, проектная деятельность. Выставки.

Интеграция по задачам и содержанию: Физическая культура, Здоровье, Безопасность, Социализация, Труд, Познание, Коммуникация, Художественное творчество, Музыка

Образовательная область «Художественное творчество»

Приобщаем к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество

Раздел

Возраст

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьёй

Развивающая ситуация

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Приобщение к изобразительному искусству.

Художественная деятельность и детское творчество.

3-4 года

Упражнения и игры способствующие:

- освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов;

- развитию мелкой моторики;

- развитию умений создавать простые формы;

- развитию умений связывать элементы рисунка с предметами окружения;

- формированию сенсорного опыта.

Использование приемов сотворчества.

Применение нетрадиционных техник и материалов.

Рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта.

Рассматривание ярких книг.

Упражнения и игры способствующие:

- освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов;

- развитию мелкой моторики;

- развитию умений создавать простые формы;

- развитию умений связывать элементы рисунка с предметами окружения;

- формированию сенсорного опыта.

Использование приемов сотворчества.

Применение нетрадиционных техник и материалов.

Рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта.

Рассматривание ярких книг.

Продуктивная деятельность.

Рассматривание книг.

Консультации, беседы, проектная деятельность. Тематические выставки.

Интеграция по задачам и содержанию: Физическая культура, Здоровье, Безопасность, Социализация, Труд, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Музыка

Образовательная область «Музыка»

Приобщаем к музыкальному искусству и развиваем музыкально-художественную деятельность

Раздел

Возраст

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьёй

Развивающая ситуация

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Музыкальное восприятие – слушание – интерпретация.

Музыкальное исполнительство – импровизация – творчество.

3-4 года

Манипулирование и игры с музыкальными звуками.

Элементарное музицирование, пение, прослушивание.

Простейшие танцевальные и ритмические движения.

Двигательные образные импровизации под музыку.

Праздники, развлечения.

Рассказывание сказок с музыкальным вступлением.

Сопровождение рассказывания потешек и прибауток игрой на музыкальных инструментах.

Развлечения.

Элементарное музицирование, пение.

Простейшие танцевальные и ритмические движения.

Консультации, беседы, совместное прослушивание музыкальных произведений для детей.

Праздники, развлечения.

Интеграция по задачам и содержанию: Физическая культура, Здоровье, Безопасность, Социализация, Труд, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество

Приложение №2

Тематическое планирование на сентябрь в группе общеразвивающей направленности детей 3-4 лет

Месяц

Тема проекта

Раздел /образовательные области.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Презентация

Сентябрь

 Я среди людей

Цель: формировать представление детей о людях (взрослых и сверстниках), о делах и добрых поступках, способствовать установлению добрых отношений между детьми.

Диагностика

Друзья

Наши добрые дела

Фотоколлаж «Я среди людей»

Наша группа

Учимся знакомиться

1.Мои друзья.

 В.-стр.44

2.Учимся общаться друг с другом.

 В. –стр.45

1.Отчего портится настроение.

 В. –стр.248

2. Наши добрые дела

. В.-стр.249

Социальный мир/Экология (Физическая культура Здоровье, Безопасность, Труд, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка)

1.Наша группа .

В.-стр.12

2.Безопасность в нашей группе.

В.-стр.-13

1.Здравствуйте. К.стр.18

2.Знакомимся со взрослыми в детском саду.

В.стр-55

 Речевое развитие. (Физическая культура, Здоровье, Безопасность, Социализация, Труд, Познание, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка)

Домик для язычка

  А.-стр.-28

Волшебные ручки А.стр.-30

Звукоподражание. А.-стр.31

Звукоподражание. А.-стр.33

Математическое развитие.

(Физическая культура, Труд, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка, Социализация)

Один – много.

В.-стр.17

Сравнение по количеству

.В.стр.29

Столько же.

 В.- стр.39

Столько же.

В.- стр48

Мир искусств.

( Физическая культура, Здоровье, Безопасность, Социализация, Труд, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Музыка)

Лепка. Шустрые мячики. В.- стр.18.

Аппликация. Шарики воздушные.

М.стр.8

Аппликация. Мы улыбаемся друг другу

. В.-стр.50

Лепка. Колбаски на тарелочках.

Д.-стр.33

Организация режима пребывания детей в ДОУ.

Примерный гибкий режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности

(Младший возраст, дети с 3 до 4 лет)

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

время

Содержание образовательной деятельности

время

Содержание образовательной деятельности

время

Содержание образовательной деятельности

время

Содержание образовательной деятельности

время

Содержание образовательной деятельности

7.00 – 8.30

Прием детей в группе, в теплый период года на улице: (взаимодействие с родителями, коммуникация); утренняя гимнастика: (области физическая культура, здоровье, игра); беседы с детьми: (коммуникация, социализация, познание), наблюдения в природном уголке: (труд, познание); свободные игры (игра); индивидуальные и подгрупповые дидактические игры: (познание, коммуникация, социализация, игра); чтение художественной литературы; самостоятельная деятельность в уголке художественного творчества: (художественное творчество, познание, игра, социализация, коммуникация); подготовка к завтраку (самообслуживание, культурно-гигиенические навыки, здоровье, социализация, безопасность, коммуникация).  

8.30 – 9.00

Завтрак (самообслуживание, культурно-гигиенические навыки, этикет, здоровье, социализация, коммуникация).

9.00 – 9.15

1 подгруппа Социальный мир (коммуникация, познание, здоровье, безопасность, социализация, игра)

9.00 – 9.15

1 подгруппа Речевое развитие (коммуникация, познание, социализация, игра,

чтение художественной литературы)

9.00 – 9.15

1 подгруппа Математическое развитие (познание, коммуникация, социализация, дидактические игры)

9.00 – 9.15

1 подгруппа

Мир искусств -рисование (художественное творчество, познание, чтение художественной литературы, дидактические игры, коммуникация, социализация)

9.00 – 9.15

1 подгруппа

Социальный мир/ Экология (коммуникация, познание, безопасность, здоровье,  социализация, игра)

9.25 – 9.40

2 подгруппа

Социальный мир

9.15 – 9.30

2 подгруппа

Речевое развитие

9.25 – 9.40

2 подгруппа

Математическое развитие

9.20 – 9.35

2 подгруппа  Мир искусств -рисование

дидактические игры по развитию речи

1 подгруппа дидактические игры по разным образовательным областям (познание, социализация, коммуникация, игр

9.25 – 9.40

1 подгруппа

Социальный мир/ Экология

9.40 – 10.05

Подвижные игры (физкультура, игра, здоровье)

Игры ролевые, дидактические (игра, познание социализация, безопасность, коммуникация)

Самостоятельная игровая и художественная деятельность детей (игра, познание социализация, безопасность, коммуникация, художественное творчество)

9.30 –  10.05

Игры ролевые, дидактические (игра, познание социализация, безопасность, коммуникация)

Беседы, педагогические и игровые ситуации, индивидуальная работа с детьми по разным образовательным областям

Самостоятельная игровая и художественная деятельность детей (игра, познание социализация, безопасность, коммуникация, художественное творчество)

9.45 – 10.05

Игры ролевые, дидактические (игра, познание социализация, коммуникация). Беседы, педагогические и игровые ситуации, индивидуальная работа с детьми по разным образовательным областям. Самостоятельная игровая и художественная деятельность детей (игра, познание социализация, безопасность, коммуникация, художественное творчество)

9.35 –  10.05

Подвижные игры (физкультура, игра, здоровье, безопасность)

Игры ролевые, дидактические (игра, познание социализация, безопасность, коммуникация)

Самостоятельная игровая и художественная деятельность детей (игра, познание социализация, безопасность, коммуникация, художественное творчество

9.30 – 10.05

Игры ролевые, дидактические (игра, познание, социализация, коммуникация).

Беседы, педагогические и игровые ситуации, индивидуальная работа с детьми по разным образовательным областям.

Самостоятельная игровая и художественная деятельность детей (игра, познание социализация, безопасность, коммуникация, художественное творчество)

10.05

Подготовка к прогулке (самообслуживание, социализация, коммуникация).

10.20

Прогулка: наблюдение в природе (познание, безопасность, труд), труд в периоде и в быту, подвижные игры (физкультура, здоровье, познание), ролевые игры (познание, социализация, коммуникация), индивидуальная работа по развитию движений (здоровье, физкультура), дидактические игры по экологии, развитию речи, ознакомлению с окружающим (познание, коммуникация, социализация, безопасность), беседы с детьми (познание, коммуникация), рисование на асфальте, на мольбертах (художественная деятельность). Среда физкультура на улице 10-45-11.00 (физкультура, здоровье, подвижные игры, коммуникация, познание).

12.15

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду (самообслуживание, безопасность, труд, культурно-гигиенические навыки, этикет, познание, художественная литература, социализация, коммуникация)

12.40

Обед (самообслуживание, безопасность, культурно-гигиенические навыки, этикет, здоровье, социализация, коммуникация).

12.40-15.00

Сон (здоровье)

15.00 – 15.20

Постепенный подъем, гимнастика после сна, воздушные ванны, гигиенические процедуры, обширное умывание, профилактик плоскостопия (здоровье, физическая культура, труд, самообслуживание, художественная литература, коммуникация, социализация).

15.20 - 15.40

Полдник: (самообслуживание, безопасность, культурно-гигиенические навыки, этикет, здоровье, социализация, коммуникация).

15.45 – 16.00

Физическая культура (физкультура, здоровье, безопасность, подвижные игры, коммуникация, познание

15.45 – 16.00

Музыкальное развитие (музыка, чтение художественной литературы, театрализованные игры, дидактические игры, коммуникация, познание)

15.45 – 16.00

Мир искусств – аппликация, лепка (познание, труд, художественная деятельность, развитие мелкой моторики, игра, коммуникация)

15.45 – 16.00

Физическая культура (физкультура, здоровье, безопасность, подвижные игры, коммуникация, познание)

15.45 – 16.00

Музыкальное занятие (музыка, чтение художественной литературы, театрализованные игры, дидактические игры, коммуникация, познание)

16.00 - 16.50

Игры ролевые, дидактические (игра, познание социализация, коммуникация)

Беседы, педагогические ситуации, индивидуальная работа с детьми по разным образовательным

16.00 - 16.50

Игровые ролевые, дидактические (игра, познание социализация, коммуникация) Беседы, педагогические ситуации, индивидуальная работа с детьми по разным образовательным областям

Самостоятельная игровая и художественная деятельность детей (игра, познание социализация, коммуникация, художественное творчество)

16.00 - 16.50

Досуги, праздники музыкальные, творческие

Игры ролевые, дидактические (игра, познание социализация, коммуникация, художественное творчество)

16.00 - 16.50

Игры ролевые, дидактические (16.00 - 16.55игра, познание социализация, коммуникация)

Беседы, педагогические ситуации, индивидуальная работа с детьми по разным образовательным

16.00 - 16.50

Игры ролевые, дидактические (игра, познание социализация, коммуникация)

Беседы, педагогические ситуации, индивидуальная работа с детьми по разным образовательным

16.50 – 17.30

Прогулка: наблюдение в природе (познание, безопасность, труд), труд в природе и в быту (безопасность, коммуникация, социализация), подвижные игры (физкультура, здоровье, питание), ролевые игры (познание, социализация, коммуникация), индивидуальная работа по развитию движений (здоровье, физкультура), дидактические игры по экологии, развитию речи, ознакомлению с окружающим (познание, коммуникация, социализация), беседы с детьми (познание, коммуникация), рисование на асфальте, на мольбертах (художественная деятельность).

Уход детей домой (взаимодействие с семьей, социализация, коммуникация).

областям

Самостоятельная игровая и художественная деятельность детей (игра, познание социализация, коммуникация, художественное творчество)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».

Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является проблема организации целостного образовательного процесса. Возрастает ответственность дошкольных образовательных учрежде...

Самообразование: Интеграционный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».

Анализ работы по самообразованию воспитателя второй квалификационной категории Белобородовой Людмилы Валерьевны, за 2012-2013 учебный год....

Интегрированные подходы к реализации образовательных областей в условиях введения ФГТ

Интегрированные подходы к реализации образовательных областей в  условиях введения ФГТ...

Интегрированный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».

Изобразительная  деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации способствует умственному, нравственному эстетическому и физическо...

Консультация для педагогов "Интегрированные подходы к реализации образовательных областей в условиях введения ФГТ."

Интегрированные подходы к реализации образовательных областей в  условиях введения ФГТ.Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в э тот период начинается...

Консультация для педагогов "Интегрированные подходы к реализации образовательных областей в условиях введения ФГТ."

Интегрированные подходы к реализации образовательных областей в  условиях введения ФГТ.Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в э тот период начинается...

Интегрированный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».

Изобразительная  деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации способствует умственному, нравственному эстетическому и физическо...