Дифференцированный подход к воспитанникам ДОУ при реализации образовательной области «Художественное творчество»
статья (рисование) по теме

Проноза Надежда Михайловна

Дифференцированный подход к воспитанникам ДОУ при реализации образовательной области «Художественное творчество»

  1. Теоретический анализ

Суть дифференцированного подхода к образованию заключается в создании оптимальных для каждого ребенка форм, методов, содержания и условий обучения с учетом возрастных, умственных, гендерных и других индивидуальных особенностей. Такая методика призвана сломать стереотипы, избавиться от уравниловки и равнения на среднестатистические показатели и позволяет глубже и ярче развить способности всех детей, в том числе и творческие.

Значение занятий художественным творчеством для целостного и гармоничного развития дошкольников трудно переоценить. Рисование и прикладные искусства не только способствуют развитию мелкой моторики и сенсорных чувств, но и позволяет детям выражать свои эмоции и мироощущение, демонстрируя свое отношение к социуму и окружающим людям. Художественные занятия развивают в ребенке потребность доводить до конца начатое, умение организовывать рабочий процесс, ставить перед собой определенные цели и стремиться к их достижению, а также помогать товарищам, взаимодействовать и общаться с другими детьми и педагогом, органично чувствовать себя в коллективе. Рисование, как и другие творческие занятия, помогает привить малышам такие чувства, как доброта и справедливость, развить у них фантазию, воображение, пространственное восприятие.

Обучение изобразительной деятельности невозможно без постижения навыков анализа, синтеза, планирования и поиска самостоятельных решений. Однако формирование все этих полезных навыков и умений в условиях традиционной формы обучения возможно лишь у отдельных групп детей, поэтому дифференцированный подход к системе образования в части художественного творчества у воспитанников дошкольных учреждений представляется действительно актуальным и целесообразным.

При всей очевидной пользе применения дифференцированных форм обучения теоретическая и методическая база, служащая основой для решения этой проблемы, пока что является неполной и носит несколько разрозненный характер.

Какими же средствами и методами можно добиться стоящей перед педагогами ДОУ благой цели –развития у детей художественных и творческих способностей с учетом того, что каждый ребенок является самостоятельной и неповторимой личностью? Начать, разумеется, следует с теоретической подготовки – анализа имеющейся базы и поиска лучших способов внедрения дифференцированного подхода в процесс обучения дошкольников различным видам художественного творчества. Следует разработать программу с учетом индивидуальности каждого ребенка, обеспечить благоприятную атмосферу для развития и личностного роста детей, развивать и поощрять проявление инициативы и принятие самостоятельных решений. Программа обучения должна быть основана на тесном взаимодействии ребенка и педагога на равных началах, также рекомендуется привлечение родителей для участия в совместном с детьми творческом процессе.

Понятие дифференцированного подхода к обучению в педагогической литературе трактуется с некоторыми разночтениями, но на основе имеющихся источников нетрудно сделать вывод о том, что такой подход равносилен системе образования,  ориентированной на развитие каждого ребенка как отдельной личности с учетом всех его качеств и способностей. При этом процесс обучения строится путем объединения детей в группы по определенным общим признакам, имеющим решающее значение для применяемых методик учебного процесса, в частности, в области художественного творчества. Каждая группа проходит свой специализированный курс обучения, что помогает выявить и реализовать наилучшим образом имеющийся у детей потенциал.

Можно выделить несколько основных признаков, по которым осуществляется градация детей дошкольного возраста на обособленные группы для творческих и художественных занятий. Так, разделение можно производить:

  • по гендерному признаку;
  • по уровню умственного развития;
  • по области интересов;
  • по имеющимся навыкам;
  • по личностным и психологическим типам;
  • по состоянию здоровья.

Принцип гендерного разделения не зря занимает в этом списке первое место. Научно доказано, что мальчики и девочки одного возраста имеют различные типы мышления, поведенческие, физические и умственные характеристики. Очень часто можно услышать, что девочки быстрее схватывают, быстрее учатся ходить, говорить, активнее проявляют себя на занятиях и в играх. Этот весьма распространенный и в корне неверный стереотип сложился благодаря тому, что в воспитании мальчиков наиболее активное участие принимают женщины – мамы, бабушки, педагоги. Мальчики склонны к глубоким размышлениям, серьезному осмыслению происходящего, им надо больше времени, чтобы ответить на простые, поверхностные вопросы, на которые с легкостью отвечают девочки. Обыденные и практические вещи ближе женскому складу ума, мужчинам же свойственно более проникновенное осмысление существующего миропорядка. Потому мальчики и обдумывают ответы дольше, к тому же у них хуже развито слуховое восприятие, даже кисти рук у мальчиков развиты меньше, чем у девочек того же возраста. И, как следствие, уже в самом нежном возрасте начинает закладываться недопонимание между будущими мужчинами и женщинами. Девочек больше хвалят, они прилежны и аккуратны, а у мальчиков падает самооценка и появляется ощущение несправедливого к ним отношения. Преодолеть эти сложности и построить дифференцированную программу обучения с учетом особенностей развития и мышления мальчиков и девочек, - такая задача под силу только опытным педагогам.

Образовательная область «Художественное творчество» помогает решать ряд задач:

  • развивать творческие способности мальчиков и девочек в процессе художественного творчества;
  • формировать адекватную полу модель поведения у детей;
  • воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками;
  • учить детей работать индивидуально и создавать коллективные композиции, соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами других детей;
  • учить детей использовать в художественном творчестве разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединения в одной работе разных материалов с целью получения выразительного образа и др.

Претворение в жизнь принципов дифференцированного подхода осуществляется на основании различных форм обучения, разного содержания работы и нескольких возможных способов оказания педагогической поддержки. Формы обучения могут быть следующими:

  • фронтальными (общая группа);
  • объединение в малые группы по общим признакам, имеющим значение для образовательного процесса;
  • разделение на пары (где каждый из участников попеременно выступает то учеником, то учителем).

По содержанию работы выделяют:

  • задания разной степени трудности;
  • задания, различные по содержанию и мотивации;
  • сложные программы, сочетающие в себе разные элементы.

Варианты педагогической поддержки в процессе творческой работы также могут отличаться. Так, различают:

  • совместное выполнение;
  • выполнение работы по заданному образцу;
  • вопросы-подсказки;
  • инструкцию по выполнению задания;
  • предписанный порядок работы;
  • вспомогательные занятия.

Разбиение детей на подгруппы на основе имеющихся у них навыков и знаний позволяет поддерживать равный уровень заинтересованности процессом обучения как у детей, идущих с опережением, так и у тех, кто отличается чуть более низким уровнем развития. Первым даются задания более сложные, вторым – упрощенная программа. В первом случае делается упор на творческую активность и проявления самостоятельности, во втором – на надежную педагогическую поддержку и постоянное закрепление материала.

Фронтальная форма работы имеет свои неоспоримые преимущества – она необходима для создания общей базы знаний и навыков в соответствии с имеющейся программой обучения. После закрепления базовых знаний идет дальнейшее выявление индивидуальных способностей каждого воспитанника, а на основе полученных данных проводится разработка соответствующих методов обучения, направленных на углубление знаний и навыков детям с высоким уровнем развития и на закрепление пройденного всем остальным.

Однако количество подгрупп не ограничивается делением на отстающих и идущих с опережением. Необходимо создать гибкую систему из многоуровневых и подвижных подгрупп, при которой каждый ребенок сможет взаимодействовать с другими членами коллектива и перемещаться из одной подгруппы в другую в зависимости от поставленных педагогом целей и собственных способностей.

Работа в парах тоже является весьма продуктивной методикой обучения в рамках дифференцированного подхода. Так, педагог может расставлять детей попарно для выполнения общего задания «на равных условиях», когда два примерно одинаковых по уровню развития ребенка с интересом стараются выполнить посильную работу. Если же поставить более сильного воспитанника в пару с отстающим, то такой вариант тоже имеет право на существование. Детям часто легче понять объяснения сверстников, нежели преподавателей, к тому такое сотрудничество развивает чувство взаимовыручки, способствует дружеским отношениям между детьми, а главная задача педагога в этой ситуации – нацелить сильного ребенка на оказание помощи товарищу. Можно поручить сложную, начальную или основную часть работы сильному, а более простую, завершающую стадию – тому, кто слабее.

Наиболее сложно определить форму педагогической помощи, которая может быть различной при работе с каждым отдельно взятым ребенком. Здесь воспитателю пригодятся весь его такт, чуткость и знание детской психологии. Неусидчивому и неорганизованному ребенку подойдет четкая инструкция или даже алгоритм выполнения задания, который позволит ему не сбиться и не забыть о поставленной перед ним задаче. Самостоятельным, активным и творчески развитым детям будет достаточно парочки указаний. Неуверенному в своих силах и знаниях понадобится совместная работа с педагогом, а тем, кто что-то пропустил или не усвоил, помогут вспомогательные вопросы и занятия.

В методической литературе, посвященной теории и практике дифференцированного подхода в обучении воспитанников ДОУ, принято выделять два варианта: экстенсивный и технологический способы. Первый способ основан на делении детей на группы по умственным и творческим способностям. Воспитанникам с развитым творческим мышлением выдаются более  сложные и объемные задания, а с детьми чуть отстающими проводятся игры и занятия по закреплению пройденного материала на облегченном уровне. Такой способ не способен выявить скрытые таланты или подойти к каждому ребенку индивидуально, чтобы помочь ему раскрыться. Технологический способ основан не на изменении объемов и содержания занятий, а на поисках новых форм и приемов работы с детьми. То есть дети могут заниматься бок о бок, трудясь над одним заданием, но при этом педагог должен найти каждому работу по душе, по способностям или суметь заинтересовать и замотивировать ребенка так, чтобы ему самому захотелось всех опередить или поразить своим творчеством.

 

В ходе практической работы с детьми для ознакомления их с изобразительным искусством и иными видами творчества применяются различные формы обучения, среди которых основными являются беседы и рассказы, демонстрация наглядных пособий, иллюстраций, видеоматериалов, игры и работа с различными художественными материалами и техниками. Воспитанники старших и подготовительных групп посещают музеи, выставки и экскурсии и сами принимают участие в различных конкурсах и выставках работ.

К наиболее действенным методам обучения, применяемым на творческих занятиях,  относятся:

  • игровой метод;
  • методика наглядных пособий;
  • словесный метод;
  • исследовательский метод;
  • проблемно-мотивационный метод;
  • эвристический метод;
  • метод сотворчества и взаимодействия.

Дифференцированный подход к обучению в общем и к художественному творчеству в частности имеет огромное социальное значение. Именно этот метод способствует выявлению у ребенка особенных задатков и предпосылок, а также талантов и одаренности в той или иной сфере творчества.В этом плане дифференциацию можно определить как индивидуализацию образовательного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпов обучения основывается на индивидуальных различиях детей, уровне развития их способностей к обучению.

Немалое значение при реализации дифференцированного подхода к обучению имеет не только форма и содержание образовательного процесса, но и создание условий для творческого развития ребенка. Необходимо так организовать предметно-развивающую среду и социокультурное окружение в ДОУ, чтобы они способствовали творческим проявлениям и побуждали к активной творческой деятельности. Для этого в групповой комнате организуются уголки творчества (изобразительного, театрализованного и др.). Педагог в ходе занятий проводит детей из одного такого стилизованного кружка в другой, из одного вида художественно-творческой деятельности в другой, помогая им в игровой форме попробовать себя в различных творческих ракурсах.

Возможные эффекты реализации программы обучения в области художественного творчества при дифференцированном подходе:

  • Развитие у детей художественно-творческих способностей при обучении изобразительной деятельности;
  • Организация художественной студии в дошкольном образовательном учреждении;
  • Использование детского творчества в дизайне учреждения;
  • Участие воспитанников в конкурсах детского творчества;
  • Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность.

Дифференцированный подход предполагает помощь дошкольнику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в самоопределении относительно личностно-значимых и общественно-приемлемых целей, самореализации и самоутверждения.Реализация данного подхода в обучении позволяет воспитателю в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о каждом из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход к воспитанникам ДОУ при реализации образовательной области «Художественное творчество»

  1. Теоретический анализ

Суть дифференцированного подхода к образованию заключается в создании оптимальных для каждого ребенка форм, методов, содержания и условий обучения с учетом возрастных, умственных, гендерных и других индивидуальных особенностей. Такая методика призвана сломать стереотипы, избавиться от уравниловки и равнения на среднестатистические показатели и позволяет глубже и ярче развить способности всех детей, в том числе и творческие.

Значение занятий художественным творчеством для целостного и гармоничного развития дошкольников трудно переоценить. Рисование и прикладные искусства не только способствуют развитию мелкой моторики и сенсорных чувств, но и позволяет детям выражать свои эмоции и мироощущение, демонстрируя свое отношение к социуму и окружающим людям. Художественные занятия развивают в ребенке потребность доводить до конца начатое, умение организовывать рабочий процесс, ставить перед собой определенные цели и стремиться к их достижению, а также помогать товарищам, взаимодействовать и общаться с другими детьми и педагогом, органично чувствовать себя в коллективе. Рисование, как и другие творческие занятия, помогает привить малышам такие чувства, как доброта и справедливость, развить у них фантазию, воображение, пространственное восприятие.

Обучение изобразительной деятельности невозможно без постижения навыков анализа, синтеза, планирования и поиска самостоятельных решений. Однако формирование все этих полезных навыков и умений в условиях традиционной формы обучения возможно лишь у отдельных групп детей, поэтому дифференцированный подход к системе образования в части художественного творчества у воспитанников дошкольных учреждений представляется действительно актуальным и целесообразным.

При всей очевидной пользе применения дифференцированных форм обучения теоретическая и методическая база, служащая основой для решения этой проблемы, пока что является неполной и носит несколько разрозненный характер.

Какими же средствами и методами можно добиться стоящей перед педагогами ДОУ благой цели –развития у детей художественных и творческих способностей с учетом того, что каждый ребенок является самостоятельной и неповторимой личностью? Начать, разумеется, следует с теоретической подготовки – анализа имеющейся базы и поиска лучших способов внедрения дифференцированного подхода в процесс обучения дошкольников различным видам художественного творчества. Следует разработать программу с учетом индивидуальности каждого ребенка, обеспечить благоприятную атмосферу для развития и личностного роста детей, развивать и поощрять проявление инициативы и принятие самостоятельных решений. Программа обучения должна быть основана на тесном взаимодействии ребенка и педагога на равных началах, также рекомендуется привлечение родителей для участия в совместном с детьми творческом процессе.

Понятие дифференцированного подхода к обучению в педагогической литературе трактуется с некоторыми разночтениями, но на основе имеющихся источников нетрудно сделать вывод о том, что такой подход равносилен системе образования,  ориентированной на развитие каждого ребенка как отдельной личности с учетом всех его качеств и способностей. При этом процесс обучения строится путем объединения детей в группы по определенным общим признакам, имеющим решающее значение для применяемых методик учебного процесса, в частности, в области художественного творчества. Каждая группа проходит свой специализированный курс обучения, что помогает выявить и реализовать наилучшим образом имеющийся у детей потенциал.

Можно выделить несколько основных признаков, по которым осуществляется градация детей дошкольного возраста на обособленные группы для творческих и художественных занятий. Так, разделение можно производить:

  • по гендерному признаку;
  • по уровню умственного развития;
  • по области интересов;
  • по имеющимся навыкам;
  • по личностным и психологическим типам;
  • по состоянию здоровья.

Принцип гендерного разделения не зря занимает в этом списке первое место. Научно доказано, что мальчики и девочки одного возраста имеют различные типы мышления, поведенческие, физические и умственные характеристики. Очень часто можно услышать, что девочки быстрее схватывают, быстрее учатся ходить, говорить, активнее проявляют себя на занятиях и в играх. Этот весьма распространенный и в корне неверный стереотип сложился благодаря тому, что в воспитании мальчиков наиболее активное участие принимают женщины – мамы, бабушки, педагоги. Мальчики склонны к глубоким размышлениям, серьезному осмыслению происходящего, им надо больше времени, чтобы ответить на простые, поверхностные вопросы, на которые с легкостью отвечают девочки. Обыденные и практические вещи ближе женскому складу ума, мужчинам же свойственно более проникновенное осмысление существующего миропорядка. Потому мальчики и обдумывают ответы дольше, к тому же у них хуже развито слуховое восприятие, даже кисти рук у мальчиков развиты меньше, чем у девочек того же возраста. И, как следствие, уже в самом нежном возрасте начинает закладываться недопонимание между будущими мужчинами и женщинами. Девочек больше хвалят, они прилежны и аккуратны, а у мальчиков падает самооценка и появляется ощущение несправедливого к ним отношения. Преодолеть эти сложности и построить дифференцированную программу обучения с учетом особенностей развития и мышления мальчиков и девочек, - такая задача под силу только опытным педагогам.

Образовательная область «Художественное творчество» помогает решать ряд задач:

  • развивать творческие способности мальчиков и девочек в процессе художественного творчества;
  • формировать адекватную полу модель поведения у детей;
  • воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками;
  • учить детей работать индивидуально и создавать коллективные композиции, соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами других детей;
  • учить детей использовать в художественном творчестве разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединения в одной работе разных материалов с целью получения выразительного образа и др.

Претворение в жизнь принципов дифференцированного подхода осуществляется на основании различных форм обучения, разного содержания работы и нескольких возможных способов оказания педагогической поддержки. Формы обучения могут быть следующими:

  • фронтальными (общая группа);
  • объединение в малые группы по общим признакам, имеющим значение для образовательного процесса;
  • разделение на пары (где каждый из участников попеременно выступает то учеником, то учителем).

По содержанию работы выделяют:

  • задания разной степени трудности;
  • задания, различные по содержанию и мотивации;
  • сложные программы, сочетающие в себе разные элементы.

Варианты педагогической поддержки в процессе творческой работы также могут отличаться. Так, различают:

  • совместное выполнение;
  • выполнение работы по заданному образцу;
  • вопросы-подсказки;
  • инструкцию по выполнению задания;
  • предписанный порядок работы;
  • вспомогательные занятия.

Разбиение детей на подгруппы на основе имеющихся у них навыков и знаний позволяет поддерживать равный уровень заинтересованности процессом обучения как у детей, идущих с опережением, так и у тех, кто отличается чуть более низким уровнем развития. Первым даются задания более сложные, вторым – упрощенная программа. В первом случае делается упор на творческую активность и проявления самостоятельности, во втором – на надежную педагогическую поддержку и постоянное закрепление материала.

Фронтальная форма работы имеет свои неоспоримые преимущества – она необходима для создания общей базы знаний и навыков в соответствии с имеющейся программой обучения. После закрепления базовых знаний идет дальнейшее выявление индивидуальных способностей каждого воспитанника, а на основе полученных данных проводится разработка соответствующих методов обучения, направленных на углубление знаний и навыков детям с высоким уровнем развития и на закрепление пройденного всем остальным.

Однако количество подгрупп не ограничивается делением на отстающих и идущих с опережением. Необходимо создать гибкую систему из многоуровневых и подвижных подгрупп, при которой каждый ребенок сможет взаимодействовать с другими членами коллектива и перемещаться из одной подгруппы в другую в зависимости от поставленных педагогом целей и собственных способностей.

Работа в парах тоже является весьма продуктивной методикой обучения в рамках дифференцированного подхода. Так, педагог может расставлять детей попарно для выполнения общего задания «на равных условиях», когда два примерно одинаковых по уровню развития ребенка с интересом стараются выполнить посильную работу. Если же поставить более сильного воспитанника в пару с отстающим, то такой вариант тоже имеет право на существование. Детям часто легче понять объяснения сверстников, нежели преподавателей, к тому такое сотрудничество развивает чувство взаимовыручки, способствует дружеским отношениям между детьми, а главная задача педагога в этой ситуации – нацелить сильного ребенка на оказание помощи товарищу. Можно поручить сложную, начальную или основную часть работы сильному, а более простую, завершающую стадию – тому, кто слабее.

Наиболее сложно определить форму педагогической помощи, которая может быть различной при работе с каждым отдельно взятым ребенком. Здесь воспитателю пригодятся весь его такт, чуткость и знание детской психологии. Неусидчивому и неорганизованному ребенку подойдет четкая инструкция или даже алгоритм выполнения задания, который позволит ему не сбиться и не забыть о поставленной перед ним задаче. Самостоятельным, активным и творчески развитым детям будет достаточно парочки указаний. Неуверенному в своих силах и знаниях понадобится совместная работа с педагогом, а тем, кто что-то пропустил или не усвоил, помогут вспомогательные вопросы и занятия.

В методической литературе, посвященной теории и практике дифференцированного подхода в обучении воспитанников ДОУ, принято выделять два варианта: экстенсивный и технологический способы. Первый способ основан на делении детей на группы по умственным и творческим способностям. Воспитанникам с развитым творческим мышлением выдаются более  сложные и объемные задания, а с детьми чуть отстающими проводятся игры и занятия по закреплению пройденного материала на облегченном уровне. Такой способ не способен выявить скрытые таланты или подойти к каждому ребенку индивидуально, чтобы помочь ему раскрыться. Технологический способ основан не на изменении объемов и содержания занятий, а на поисках новых форм и приемов работы с детьми. То есть дети могут заниматься бок о бок, трудясь над одним заданием, но при этом педагог должен найти каждому работу по душе, по способностям или суметь заинтересовать и замотивировать ребенка так, чтобы ему самому захотелось всех опередить или поразить своим творчеством.

В ходе практической работы с детьми для ознакомления их с изобразительным искусством и иными видами творчества применяются различные формы обучения, среди которых основными являются беседы и рассказы, демонстрация наглядных пособий, иллюстраций, видеоматериалов, игры и работа с различными художественными материалами и техниками. Воспитанники старших и подготовительных групп посещают музеи, выставки и экскурсии и сами принимают участие в различных конкурсах и выставках работ.

К наиболее действенным методам обучения, применяемым на творческих занятиях,  относятся:

  • игровой метод;
  • методика наглядных пособий;
  • словесный метод;
  • исследовательский метод;
  • проблемно-мотивационный метод;
  • эвристический метод;
  • метод сотворчества и взаимодействия.

Дифференцированный подход к обучению в общем и к художественному творчеству в частности имеет огромное социальное значение. Именно этот метод способствует выявлению у ребенка особенных задатков и предпосылок, а также талантов и одаренности в той или иной сфере творчества.В этом плане дифференциацию можно определить как индивидуализацию образовательного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпов обучения основывается на индивидуальных различиях детей, уровне развития их способностей к обучению.

Немалое значение при реализации дифференцированного подхода к обучению имеет не только форма и содержание образовательного процесса, но и создание условий для творческого развития ребенка. Необходимо так организовать предметно-развивающую среду и социокультурное окружение в ДОУ, чтобы они способствовали творческим проявлениям и побуждали к активной творческой деятельности. Для этого в групповой комнате организуются уголки творчества (изобразительного, театрализованного и др.). Педагог в ходе занятий проводит детей из одного такого стилизованного кружка в другой, из одного вида художественно-творческой деятельности в другой, помогая им в игровой форме попробовать себя в различных творческих ракурсах.

Возможные эффекты реализации программы обучения в области художественного творчества при дифференцированном подходе:

  • Развитие у детей художественно-творческих способностей при обучении изобразительной деятельности;
  • Организация художественной студии в дошкольном образовательном учреждении;
  • Использование детского творчества в дизайне учреждения;
  • Участие воспитанников в конкурсах детского творчества;
  • Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность.

Дифференцированный подход предполагает помощь дошкольнику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в самоопределении относительно личностно-значимых и общественно-приемлемых целей, самореализации и самоутверждения.Реализация данного подхода в обучении позволяет воспитателю в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о каждом из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование художественно-эстетических эталонов при реализации образовательной области «Художественное творчество»

«Формирование художественно-эстетических эталонов при  реализации образовательной области «Художественное творчество»...

Интегрированный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».

Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является проблема организации целостного образовательного процесса. Возрастает ответственность дошкольных образовательных учрежде...

Самообразование: Интеграционный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».

Анализ работы по самообразованию воспитателя второй квалификационной категории Белобородовой Людмилы Валерьевны, за 2012-2013 учебный год....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательной области художественное творчество (рисование) в подготовительной к школе группе. Тема: «Гжельские узоры».

Образовательные задачи:Учить детей создавать узоры на листе бумаги в форме народного изделия – поднос, используя характерные элементы гжельской росписи: цветы, листья, точки, завитки;Учить изобр...

«Дифференцированный подход к воспитанникам ДОУ при реализации образовательной области «Коммуникация»

Противоречие между теоретической разработанностью проблемы дифференцированного подхода в обучении и недостаточной его освещенностью при решении проблемы дифференцированного подхода в предупреждении ре...

Интегрированный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».

Изобразительная  деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации способствует умственному, нравственному эстетическому и физическо...

Интегрированный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».

Изобразительная  деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации способствует умственному, нравственному эстетическому и физическо...