КУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (средняя группа) по теме

Конюхова Юлия Александровна

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.  Культура общения дошкольников в современных психолого– педагогических исследованиях 

2. Содержание воспитания культуры общения дошкольников

3. Культура общения как составной компонент культуры поведения дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_publikatsii.docx50.1 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.  Культура общения дошкольников в современных психолого – педагогических исследованиях 

В зарубежной психологии проблема нравственного развития давно привлекает к себе внимание исследователей. Характерной чертой зарубежных концепций (психоаналитической, бихевиористской, когнитивно – генетической теории Ж. Пиаже и др.) является понимание нравственного развития как одной из сторон процесса адаптации ребёнка к социальному миру. При этом, нравственное развитие, как правило, рассматривается в качестве особого случая социального развития ребёнка, не отличающегося от него принципиально. В современной психологии в соответствии с её методологическими принципами нравственное развитие ребёнка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами (мотивами) поведения ребёнка.

Нравственная регуляция поведения включает требования к человеку самому оценить свои действия и соответствующим образом направлять своё поведение. Это значит, что оценка, которой подвергается нравственный поступок, должна стать внутренним регулятором, т.е. самооценкой. Экспериментально роль оценки и самооценки в нравственном развитии ребёнка показана в исследовании С.Г. Якобсон и В.Г. Щур на материале нормы справедливости. Результаты работы показали, что движущей силой в преодолении поведения, не соответствующего нравственной норме, является противоречие между представлениями ребёнка о себе как о хорошем и квалификацией своего поступка как плохо.

Определяющим моментом в развитии психики, в том числе в нравственном развитии ребёнка, является его собственная, внешняя и внутренняя деятельность по усвоению представленных социальных образцов, опосредованная его отношениями с взрослыми. При этом, генетически исходной формой человеческой деятельности является деятельность внешняя, чувственно-практическая. Поскольку нравственное развитие предполагает усвоение нравственных отношений, т.е усвоение мотивов и способов нравственного поведения, то практическое выполнение той или иной нормы становится необходимым. Однако, поведение ребёнка в соответствии с нормой недостаточно для того, чтобы нравственное требование стало мотивом поведения. Оно войдёт в структуру личности только тогда, когда станет значимо для человека. Это возможно лишь в том случае, если нравственное требование будет соответствовать собственным устремлениям ребёнка, т.е. в конечном счёте, будет соответствовать той реальной позиции, с которой перед ним раскрывается мир человеческих отношений, позиция, которая обусловлена объективным местом, занимаемым им в этих отношениях. Это положение важно как в плане исследования, так и в плане построения конкретных экспериментальных методик и, в конечном счёте, методов воспитания.

В работах М.И. Боришевского и С.Г. Якобсон ребёнка, нарушающего правила поведения, ставят в позицию «правилоносителя», «инструктора», «проводника и защитника норм». Данная позиция очень значима для ребёнка, поскольку удовлетворяет его основной потребности – «действовать как взрослый». Но, предъявляя другим детям требование вести себя сообразно определённым нормам, ребёнок тем самым выступает лишь в качестве субъекта нравственной нормы. В этом случае не соблюдается одно из основных требований этики то, что человек должен быть объектом и субъектом нравственных отношений. Сравнительная эффективность формирования некоторых норм в условиях, когда ребёнок являлся только объектом, только субъектом и объектом – субъектом одновременно, показана в исследованиях С.Г. Якобсон, В.П. Лавренко, Т.М. Фёдоровой, изучавших особенности усвоения дошкольниками правила соблюдения чистоты во время еды. Оказалось, что это правило усваивается лучше, если ребёнок одновременно является объектом и субъектом требования. Такая ситуация осуществлялась путём организации парного дежурства. Ребёнок, контролируя поведение детей, в то же время находился под пристальным вниманием своего партнёра.

Переход мотива из понимаемого в реально действующий осуществляется также, как показали исследования М.И. Тимошенко, Я.З. Неверович, и вследствие опережающего отражения социальных последствий действия. У дошкольников это происходит в форме аффективно окрашенных образов, которые позволяют заранее пережить смысл выполняемых действий для окружающих, например, заранее почувствовать предстоящую радость от личного участия в полезном и важном деле, что и побуждает ребёнка активно стремиться к достижению поставленной цели.

На первых этапах нравственного развития дошкольника моральные представления и оценки детей слиты с непосредственным эмоциональным отношением к людям, от которых эти отношения и оценки исходят. Эта слитность проявляется, отмечает Д.П. Эльконин, и в восприятии дошкольниками литературных произведений. [54, стр. 327]. Такая недифференцированность эмоционального отношения и восприятия нравственного аспекта поступков была подтверждена в экспериментах С.Г. Якобсон, В.Г. Щур. Оказалось, что если необходимо познакомить ребёнка с каким либо способом отношений между людьми, надо, чтобы образец содержал этот способ в форме, притягательной для ребёнка.

Но если такое знакомство детей с нравственными образцами – достаточное условие, то для усвоения нравственного смысла только эмоционального отношения к носителю этих образцов, недостаточно. Такое предположение вытекает из понимания смысла нравственных отношений, выражающихся в учёте тех последствий, которые повлекут за собой совершаемые ребёнком действия для другого, в учёте переживаний и желаний другого человека. Многие исследователи указывают на чрезвычайно большое значение эмпатии для раскрытия нравственного смысла поступков.

В психологии и педагогике большое значение в раскрытии нравственного смысла поступков обычно придаётся взрослому, который должен привлекать внимание ребёнка к последствиям его поступков и поступков других людей для тех, на кого они направлены. [49, стр. 123].

Характерной чертой начальных этапов становления нравственности у дошкольников является слитность моральных чувств и знаний. Это проявляется не только по отношению к нравственным оценкам и представлениям, но и по отношению к реально выполняемым нормам, к нравственным поступкам дошкольников. В ряде исследований отмечалось, что характер поведения детей раннего возраста и дошкольников зависит от того, как относятся дети к сверстнику: с симпатией, антипатией или нейтрально. Так, в работах Р.И. Ибрагимовой и Н.П. Лысенко показано, что первоначально (в конце раннего возраста и в младшем дошкольном возрасте) поступки детей, объективно заключающие в себе выполнение элементарных этических норм, возникают на основе чувства симпатии. У средних дошкольников выполнение нравственной нормы также во многом зависит от того, как дети относятся к сверстнику. Только в старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на более широкий круг людей, не имеющих с ними непосредственной связи. При этом отмечалось, что выполняя нравственную норму по отношению к несимпатичным детям, 6-7 летние дошкольники не испытывали чувства удовольствия.

Особенности психического развития детей дошкольного возраста важно учитывать для выяснения вопроса о возможных границах нравственного развития в этом возрасте. Система взаимоотношений состоит из ряда взаимосвязанных элементов, различных по своей сложности и обобщённости (нормы, идеалы, принципы). Вполне естественно, что первоначально ребёнку доступны лишь самые простые нравственные отношения, причём нормы в зависимости от их сложности также усваиваются детьми не одновременно.

Таким образом, усвоение ребёнком норм нравственных отношений предполагает, прежде всего, определённую степень развития у него таких качеств, как произвольность, самооценка. А также переход социальных, внешних по отношению к ребёнку нравственных требований в его внутренние этические инстанции. Такой переход обуславливается наличием 3-х основных моментов:

- представлением определённого нравственного содержания ребёнку, знакомством с ним ребёнка;

- раскрытием нравственного смысла, подразумевающим умение выделять переживания другого человека и ориентироваться на них в своём поведении;

- переходом имеющихся у ребёнка знаний в нравственные мотивы поведения путём выполнения нравственной нормы в конкретно значимой ситуации, разрешение которой предусматривает одновременно защиту нравственной нормы и её активное, самостоятельное применение ребёнком, выступающим в качестве субъекта и объекта нравственных требований.

Существуют различные издания по дошкольной педагогике, которые касаются вопросов речевого этикета. При написании данной темы были трудности с отбором литературы, т.к. её оказалось не достаточно. Хотя эта тема необычайно важна, т.к. именно в дошкольном возрасте закладываются основные качества, которыми человек по мере своего взросления, будет пользоваться и пронесёт через всю жизнь, подавая пример своим поведением.

Книга Максаковой А.И. «Правильно ли говорит ваш ребёнок» предназначена для воспитателей детского сада. Цель данной книги - помочь воспитателю в организации и проведении бесед с родителями по вопросам формирования у ребенка правильной, чистой, культурной речи. [28, стр.2]

Замечательная книга Формановской Н.И. «Речевой этикет и культура общения». Эта книга подробно и объёмно рассказывает об этикете речи и различных аспектах этого вопроса. [48, стр. 32]

Авторы, виднейшие российские учёные и педагоги: Максакова А.И., Формановская, Островская Л. Ф., Чуканова З., Юдина Н., Одинцова Л. и другие практические работники опубликовали свои статьи, которые отражают суть исследуемой мной темы.[7, 23, 34, 43, 51, 57]

У таких авторов, как Эльконин Д.Б., Харламов И.Ф., Хрипкова А.Г., Курочкиной И.Н. можно отметить содержательность и разнообразие материалов, направленных на конкретную методическую помощь воспитателям по наиболее актуальным проблемам дошкольной педагогики, материалы по развитию и обследованию детской речи, возрастные нормы освоения речи, педагогическая диагностика речевого развития детей 3-6 лет и примеры составления индивидуальных характеристик этого развития.[49,52,54]

2. Содержание воспитания культуры общения дошкольников

Важное место в содержании нравственного воспитания занимает формирование сознательной дисциплины и культуры поведения.

Дисциплина прежде всего,обеспечивает успех деятельности человека. Если он пунктуален, аккуратен, строго выполняет все требования, которые предъявляются к труду и к его служебным обязанностям, это создаёт предпосылки для достижения высоких результатов в работе и повышения её качества. Это, безусловно, хорошо для общества и для самой личности.

Вместе с тем дисциплина обладает значительным воспитательным потенциалом. Он делает человека подтянутым, сдержанным, учит его самообладанию,  способствует формированию умения подчинять свои действия и чувства достижению поставленной цели, создаёт условия для преодоления недостатков и повышения культуры поведения. Именно это и делает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения исключительно важной задачей нравственного формирования личности.[49, стр. 380]

Слово «дисциплина»  -  латинского происхождения и в переводе на русский язык имеет два значения. В одном случае оно означает учение, определённую систему знаний. В другом же смысле, в каком мы его употребляем в данном случае, оно обозначает «обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твёрдо установленному порядку, выдержанность, привычку к строгому порядку».

Сущность сознательной дисциплины состоит в знании правил поведения и установленного в учреждении порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения.

Сознательная дисциплина, дисциплинированность личности могут иметь различные уровни развития, что находит своё отражение в понятии культура поведения. Однако понятие культура поведения не ограничивается только характеристикой дисциплины детей. Оно включает в себя все стороны нравственного проявления личности. Говорят, например, о культуре речи, о культуре труда, о культуре взаимоотношений в коллективе и т.д. в этом смысле культура поведения как специфический термин означает высокую степень отточенности, отшлифованности действий и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.

Содержание дисциплины определяется теми нормами и требованиями, которые устанавливаются правилами. [49, стр. 382.]

Уже в дошкольном возрасте у детей должны постепенно формироваться нравственный и волевой аспекты поведения. Так, дети старше четырёх лет в своих действиях всё чаще начинают руководствоваться мотивом общественной пользы: поскорее навести порядок в группе или помочь одеться новенькому, чтобы все вовремя вышли на прогулку, выполнять поделки для игры, в подарок маме, малышам. Поступки сверстников и свои собственные они начинают осмысливать с позиций общепринятых нравственных норм, а совершив ошибку, оценивают её с этих же позиций и стараются исправить. Так у детей формируются навыки нравственного поведения. В психологической науке навык определяется как автоматизированное действие, хотя процесс освоения обязательно связан с его осознанием. Навыки постепенно совершенствуются и перерастают в привычки, т.е. в потребность поступать определённым образом (например, здороваться с взрослыми и в детском саду, и во дворе дома, и в квартире). Для успешного формирования такой потребности необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимы в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально-положительным и, наконец, чтобы при необходимости дети были способны проявлять необходимые усилия воли для достижения результата. Недооценка педагогом перечисленных условий может привести не только к потере детьми, уже начавших закрепляться полезных привычек, но и к возникновению у них чувства неудовлетворённости. При неправильном воспитании могут возникнуть и закрепиться вредные привычки. [39, стр.9]

При воспитании у детей дошкольного возраста положительных навыков и привычек необходимо придерживаться следующих принципов единства и целостности воспитательного процесса, т.е. взаимосвязи задач, методов и средств воспитания: последовательности, систематичности в воспитании; повторности упражнений в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений во времени. Добавим также, что положительные результаты в воспитании культуры поведения возможны лишь в сочетании требовательности с уважением и доверием к детям.

Нравственные чувства отражают общественную мораль. Правила, требования, мотивы поступков, базирующиеся на нравственных поступках, в основном понятны дошкольнику, поскольку с первых лет жизни связи его с окружающим достаточно разнообразны.

Закрепление форм нравственного поведения, превращение их в привычку и потребность происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребёнка, как к самим совершаемым действиям, так и к тем взрослым, которые их организуют и регулируют. В этом случае нравственные чувства выступают как самостоятельный движущий мотив поведения детей. Этот мотив достаточно силён и значим в глазах ребёнка, потому что чувства дошкольников отличаются особенно яркой эмоциональной окраской, непосредственностью и искренностью.

В воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример воспитателя. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим, и прежде всего к детям, - важный и действенный пример для подражания. Однако одним личным примером всех вопросов воспитания всё же не решить. Процесс воспитания культуры поведения очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение педагогом богатого арсенала различных методов. Необходима также подвижность средств воспитания, их постоянная корректировка. Нередко бывает, что проверенный практикой метод вдруг перестаёт быть эффективным. Педагог должен внимательно следить за тем, как каждый из его подопечных воспринимает воспитательные воздействия и влияния. Нужно как можно раньше определить уровень нравственной воспитанности каждого из детей. Наблюдения позволяют выявить у каждого ребёнка присущие ему особенности поступков, интересов, отношений к окружающим, трудности в освоении навыков культуры поведения. Это в свою очередь служит основой для оценки динамики развития ребёнка и корректировки дальнейшего процесса воспитания. [39, стр. 10]

Чтобы лучше узнать ребёнка, педагогу необходимы сведения о его поведении дома. Поэтому до начала учебного года следует обязательно посетить семьи тех детей, которые должны впервые прийти в детский сад. Это даст возможность познакомиться с членами семьи, выявить условия жизни. Особенности и традиции воспитания, пообщаться с ним в привычной для ребёнка обстановке.

Особого внимания воспитателя требует организация быта, повседневной жизни детей. С одной стороны, многие элементы быта повторяются изо дня в день, что составляет благоприятную основу для успешного формирования навыков культуры поведения, но с другой – в быту ребёнок в большей степени предоставлен себе. А в результате именно в повседневной жизни особенно наглядно можно видеть, насколько общественные нормы поведения усвоены ребёнком, насколько они стали его потребностью.

По мере закрепления соответствующих навыков «сфера самостоятельности» детей постепенно расширяется. Время от времени воспитатель должен специально варьировать обстановку, в которой дети едят, моют руки, здороваются и т.д. Очень важен стиль работы коллектива, культура оформления помещений детского сада, оснащение педагогического процесса необходимыми пособиями и оборудованием.

Таким образом, важный залог успеха в воспитании культуры поведения – высокий уровень организационно-педагогических усилий в детском саду. В подобной благоприятной атмосфере воспитания у ребёнка навыки культуры поведения, доброжелательность, привычка находить интересную, увлекающую его деятельность, собранность и организованность постепенно становятся неотъемлемым свойством личности.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» сформулированы задачи и содержание нравственного воспитания в целом и его составной части воспитания культуры поведения с учётом возрастных особенностей. В структуре программы также заложен ответ на вопрос о путях и средствах нравственного воспитания – оно должно осуществляться в ходе всего воспитательно-образовательного процесса. Важно помнить, что залог успеха всего воспитательного процесса – в неразрывной его связи с жизнью и трудом, постепенное включение детей в труд – обязательное условие формирования личности. [41,стр. 17]

Задачи воспитания культуры поведения в программе рассматриваются как составная часть нравственного воспитания и сформулированы они в виде вполне конкретных требований: привитие детям необходимых гигиенических навыков, культуры поступков в различных ситуациях и положительных взаимоотношений в разных видах деятельности; воспитание определённых элементов нравственного сознания и нравственных чувств; формирование начальных элементов трудового воспитания. Все задачи ориентированы по возрастам и расположены в различных разделах программы.

Такой принцип изложения программных требований позволяет воспитателю наполнить нравственным содержанием разнообразную деятельность детей, организовать их повседневное общение, целенаправленно формируя у них нравственные качества.

3. Культура общения как составной компонент культуры поведения дошкольников

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

Мы подробно остановимся на таком компоненте как культура общения. Рассмотрим, в чём заключается сущность культуры общения?  Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребёнка надо научить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребёнок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определённый момент, в определённой обстановке такое поведение становится недопустимым, т.е поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребёнка, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. А.М. Горький считал заботу о чистоте речи важным орудием борьбы за общую культуру человека. Один из аспектов этого широкого вопроса – воспитание культуры речевого общения. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребёнок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить ребёнка внимательно слушать собеседника. Спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему.

При организуемых педагогом воспитательно - образовательных мероприятиях поведение, вопросы и ответы детей в значительной мере регламентированы заданиями, содержанием материала и формами организации детей. Понятно, что культура общения их в таких процессах формируется быстрее и легче, но не менее важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни, в разных видах их самостоятельной деятельности. С другой стороны, овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает конфликты.  [39, 6]

Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми. Как заметил в своё время средневековый философ Марк Аврелий, «если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живёшь в нём, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза».  И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнение целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям. Этикет – это особый язык общения, дающий возможность, поддерживая суверенитет каждой личности, достигать взаимопонимания и взаимоуважения, а в конечном итоге формировать ту ауру человеческой культуры, в которой только и может нормально существовать и развиваться личность.

Всякий раз, когда мы обращаемся к вопросам культуры общения, невольно возникает вопрос: этикет и культура общения – это одно и то же или нет, как они связаны между собой? Отвечая на него можно сказать, что этикет – это ядро, центр культуры общения, он организует и регламентирует общение по своим законам и правилам.

Само понятие «культура общения» значительно более ёмкое понятие, чем «этикет». Этикет представляет собой образец, идеал коммуникативного поведения, а культура общения – его реальность со всеми положительными и отрицательными проявлениями. Поэтому, строго говоря, некультурного общения не, и не может быть. Есть лишь антиэтикетное и этикетное общение.

Практически вся наша жизнь – это встречи и общение со многими людьми. И от того, как протекают эти встречи, зависит и настроение, и отношение с людьми, и результаты нашей работы. [26, 408]

Естественно, что этикет и речь связаны теснейше. "Манера речи, стиль, разрешение или запрет говорить одно и не говорить другое, выбор языковых средств как демонстрация своей принадлежности к среде - всё это заметно в наших повседневных речевых проявлениях". [48, 56]

Итак, речевой этикет: есть ли точное определение речевого этикета? Л.А. Введенская в своей книге «Русский язык и культура речи» даёт такое определение речевому этикету: "Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения". [29, 165]

Н.И. Формановская даёт такое определение: "Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национального речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности". Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это, прежде всего, относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, журналистам и пр. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. [48, 239].

Какие же факторы определяют формирование речевого этикета и его использование?

Л.А. Введенская так определяет эти факторы:

- Речевой этикет строится с учётом особенностей партнёров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.

- Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это могут быть презентация, конференция, симпозиум, совещание, консультация, юбилей или другой праздник.

Основу речевого этикета составляют речевые формулы, характер которых зависит от особенностей общения. Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную часть. В связи с этим формулы речевого этикета разделяются на 3 основные группы:

1. речевые формулы для начала общения;

2. речевые формулы, применяемые в процессе общения;

3. речевые формулы для окончания общения. [29, 92]

Кроме того, речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. Например, особенностью русского языка является наличие в нём двух местоимений - "ты" и "вы", которые могут восприниматься как формы второго единственного числа. Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, официальной/неофициальной обстановки. Обращаться на "ты" не принято с незнакомыми людьми, в официальной обстановке, со старшими по возрасту, чину иногда должности. В то же время на "вы" не стоит обращаться к друзьям и родственникам, одноклассникам или коллегам по работе.

Обращение - один из важнейших и необходимых компонентов речевого этикета. Обращение используется на любом этапе общения, на всём его протяжении, служит его неотъемлемой частью. В то же время норма употребления обращения и его форма окончательно не установлены, вызывают разногласия, являются больным местом русского речевого этикета.

Наше общество, ещё во много не пришедшее к нормам общежития, почувствовало потребность в культуре поведения и общения. То и дело встречаются объявления, сообщения, реклама о том, что в лицеях, колледжах, гимназиях, школах открываются факультативы с названиями «Этикет», «Деловой этикет», «Дипломатический этикет», «Этикет делового общения» и т.д. Это связано, с потребностью людей познать как нужно вести себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать и поддерживать речевой, а через него и деловой, дружеский и т.д. контакт. Широкое понятие культуры непременно включает в себя то, что называют культурой общения, культурой речевого этикета.

Основы этого понимания закладываются в детстве, в дошкольном возрасте, тогда малыш усвоит этикет речи на всю жизнь и это будет неотделимым целым с его личностью. В коммуникации люди передают друг другу ту или иную информацию, те или иные смыслы, что-то сообщают, к чему-то побуждают, о чем-то спрашивают, совершают определённые речевые действия. Однако прежде чем перейти к обмену логико-содержательной информацией, необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определённым правилам. Мы их почти не замечаем, поскольку они привычны. Заметным становится, как раз, нарушение неписанных правил продавец обратился к покупателю на "ты", знакомый не поздоровался при встрече, кого-то не поблагодарили за услугу, не извинились за поступок. Как правило, такое неисполнение норм речевого поведения оборачивается обидой, а то и ссорой, конфликтом в коллективе. Поэтому важно обратить внимание на правила вступления в речевой контакт, поддержания такого контакта - ведь без этого деловые отношения невозможны. Ясно, что осознание норм общения и речевого поведения полезно всем, а особенно людям тех профессий, которые связаны с речью. Это и педагоги, и врачи, и юристы, и работники сферы обслуживания, и бизнесмены, да и просто родители. [16, 253]

Восхищаясь теми чудесными методами, при помощи которых ребёнок овладевает родным языком, не забываем ли мы, взрослые, призваны обучать его правильной речи? Не отказываемся ли мы от роли его воспитателей? Никто не отнял права восхищаться словотворчеством ребёнка, мы нарушили бы элементарнейший педагогический принцип, если бы вздумали хвалить при ребенке то или иное из сочинённых им слов и попытались искусственно удерживать это слово в его лексиконе. Как бы ни радовали нас некоторые неологизмы ребёнка, мы его учителя и воспитатели, оказали бы ему очень плохую услугу, если бы оставили в его обиходе то или иное из сочинённых им слов.

Каковы же причины не совершенствования речевого этикета?

1. Окружающая среда: семья, улица.

В семье для ребёнка необходимо создавать такие условия, чтобы он получал удовлетворение от общения с взрослыми, братьями и сестрами, получая от них не только новые знания, но и обогащая свой словарный запас. Ребёнок подражает взрослым, а на улице он старается быть таким, как и другие.

2. Отсутствие речевого этикета у взрослых.

Зачастую взрослые не знают правила речевого этикета, не придают этому никакого значения, а ребёнок подражает взрослым, берёт пример с взрослого. Взрослые при детях применяют жаргонные слова, несмотря на то, что рядом дети, а дети всё впитывают и потом сами начинают употреблять грубые слова, а взрослые изумляются, и откуда же они это всё знают, не подозревая о том, что сами научили этому ребёнка.

3. Отсутствие единства требований и речевого этикета у разных членов семьи; между семьёй и дошкольным образовательным учреждением.

Как бы ни радовали нас некоторые неологизмы ребёнка, мы его учителя и воспитатели, оказали бы ему очень плохую услугу, если бы оставили в его обиходе то или иное из сочинённых им слов. Как бы ни нравились нам слова «колоток» и «кусарик», мы обязаны тут же запретить ребёнку. Так не говорят, ты ошибся. Семья и дошкольное образовательное учреждение должны действовать сообща, должны поддерживать друг друга во всём. Но часто семья не соглашается и не хочет принимать во внимание просьбу воспитателя о совместной помощи воспитателю, и делают всё по-своему, а в основном совсем ничего не делают. В результате пожимают плоды своего воспитания и сваливают всю вину на дошкольное образовательное учреждение.

4. Педагогическая запущенность.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы возможно скорее приблизить речь детей к речи взрослых. Нужно решительным образом осудить тех чадолюбивых родителей, которые гурмански смакуя причудливую лексику детей, для собственного развлечения нарочито консервируют в их речи всевозможные «сердитки» и «мокрессы» и тем самым тормозят её развитие.

Иные матери, бабушки и дедушки так восхищаются всяким словечком, какое придумывает милый их сердцу ребёнок, что даже забывают обидеться, когда тот этим словечком выказывает своё неуважение к ним.

Пример: Алёна пяти - пяти с половиною лет стала как-то распекать своего деда:

- Что у тебя в голове? Сено? А если мозги, так уж очень недодумчивые!

А дед вместо того, чтобы пристыдить грубиянку, стал громко восхвалять (в её присутствии!) выдуманное словцо:

- Как выразительно, как метко: не-до-дум-чи-вые!

И тем доказал, что мозги у него и в самом деле обладают тем свойством, какое в них отметила Алёна.

Ещё неразумнее поступают родители, которые записывают детскую речь на глазах ребёнка, нисколько не заботясь о том, чтобы скрыть от него свои записи. Ребёнок, заметив, что взрослые видят в нём чуть ли не оракула, теряет непосредственность и становится развязным «ломакой».

Смаковать при ребёнке слова, создаваемые им в возрасте от двух до пяти - значит поощрять в нём зазнайство, самолюбование, а заодно и пренебрежение к старшим.

Но отнюдь не следует деспотически вмешиваться в самый процесс детского словотворчества.

Исправляя словесные ошибки детей, нельзя преграждать им тот естественный путь, которым они из поколения в поколение дорабатываются до правильных форм родного языка. Здесь нужен большой педагогический такт, ибо дело идёт о сочетании самой неукоснительно требовательности с глубочайшим уважением к детскому разуму.

5. Недостаточность словарного запаса, его бедность, речь на стадии развития и становления.

Есть не менее важная задача: систематически обогащать речь ребёнка новыми и новыми словами. А так как в умственной жизни детей всякое обогащение словами неразрывно связано с обогащением знаниями, ответственность педагогов, осуществляющих эту задачу, представляется нам очень серьёзной.

Речь младшего дошкольника особенно бедна прилагательными. В речи детей прилагательные, по данным Вахтерова, составляют всего три-четыре процента, поэтому задача «обогащение детей прилагательными» имеет существенное значение. [38, стр. 123]

Но и здесь всё дело в педагогической чуткости. Тактичный педагог, исполненный уважения к детям, к закономерностям их нормального языкового развития, всегда найдёт возможность обогащать их речь без такого насилия над ними.

6. Способность детей к подражанию, копированию других детей, особенно старших.

Дети очень способны к подражанию, особенно имеет влияние семья. Ведь в семье ребёнок проводит почти всё своё время. Ведь именно видя отношения в семье, культуру общения - ребёнок это всё воспринимает и берёт для себя как пример.

А на улице дети пытаются копировать других детей, особенно старших, потому что они тем самым хотят быть похожими на них, хотят с ними дружить и хотят, чтобы они с ними дружили. Но, как правило, ничего хорошего от копирования других детей не будет. Самая главная ячейка подражания детей, где дети берут и поглощают услышанное и увиденное, это семья. Именно семья ребёнка учит всему.

Методы и приёмы развития речевого этикета:

1. Обращение взрослых и сверстников.

Взрослые должны подавать пример детям, дети видят, как обращаются взрослые, и также начинают поступать.

Также смотря на сверстников, дети хотят быть похожими на них, хотят дружить с ними и для этого подстраиваются под них с помощью индивидуальных качеств ребёнка.

2. Беседа.

Целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Метод развития связной речи.

Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребёнка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребёнок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего разговорной речи: умения слушать и понимать собеседника, ясно выражать свои мысли в слове, обучение детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитание навыков культуры поведения: ребёнок должен научится внимательно слушать того, кто говорит, не перебивать собеседника. Беседа считается одним из наиболее сложных методов развития речи.

Речевая активность детей в беседе - один из показателей её эффективности. Педагог должен стремиться к тому, чтобы как можно большее количество детей принимали участие в коллективном разговоре. Дети и взрослые должны соблюдать правила соблюдать правила речевого общения, этикета. Детям следует отвечать по одному, не перебивать говорящего, уметь молчать, быть сдержанным, не повышать голоса, употреблять формулы вежливости. Воспитатель должен корректно формулировать и задавать вопрос, не прерывать без особой надобности отвечающего ребёнка, приходить на помощь затрудняющемуся, соблюдать эталонную речь, обучать умению вести разговор.

3. Чтение художественных произведений

Должен быть обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями, требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков. Далее идёт работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонация), расстановка логических ударений, пауз, выработка правильного произношения.

В структуре типичного занятия можно выделить три части. В 1-ой части происходит знакомство с произведением, основная цель - обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова. Во 2-ой части проводится беседа о прочитанном, с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В 3-ей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубление воспринятого.

По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая нагрузка.

Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются нравственные качества.

Чтение этих книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмысливать отношение к героям, добивается понимания главной идеи. При правильной постановке вопросов у ребёнка возникает желание подражать нравственным поступкам героев.

4. Заучивание стихотворений

Одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребёнка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание.

5. Сюжетно-ролевая игра

С помощью сюжетно-ролевой игры дети учатся правильно общаться, правильно вести себя, так как в сюжетно-ролевой игре могут быть различные жизненные ситуации.

6. Дидактическая игра с куклой типа: детский сад встречает новенькую девочку...

С помощью этой игры закрепляются и обобщаются знания о речевом этикете. Дети проигрывают ситуацию и применяют свои знания на практике. Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчёркивалось такое требование к речи ребёнка, как её нравственность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т.е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту». Правильная речь рассматривалась как:

а) правильное произношение звуков и слов;

б) правильное по смыслу употребление слов; в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка.

В дошкольном учреждении нужно широко использовать проектную деятельность.

Слово «проект» имеет несколько значений, и почти все они имеют отношение к педагогике. Во-первых, проект – это предварительный (предположительный) текст какого-либо документа. Во-вторых, проект понимают как некую акцию, совокупность мероприятий, объединённых одной программой, или организационную форму целенаправленной деятельности. Работу специалистов в таких проектах не называют проектированием. В этом смысле в обучении применяется термин «проект», как форма исследовательской деятельности обучающихся. В качестве примера можно отметить один из самых грандиозных международных проектов – это Интернет. В-третьих, проект – деятельность по созданию (выработке, планированию,

Л.И. Лебедева и Е.В. Иванова определяют метод проектов как совместную деятельность педагога и учащихся по созданию прототипа, прообраза предполагаемого объекта.

Проектирование направлено на создание моделей планируемых (будущих) процессов и явлений (в отличии от моделирования, которое может распространяться и на прошлый опыт в целях его глубокого осмысления). Компонентами проектной деятельности могут выступать конкретные модели или модули (функциональные узлы, объединяющие совокупность элементов, например, образовательной системы).

Методика работы над проектом включает 4 этапа:

1. планирование (коллективное обсуждение, обмен мнениями и согласование интересов, выдвижение первичных идей на основе имеющихся знаний);

2. аналитический этап (уточнение задач, сбор информации, анализ и интерпритация полученных данных);

3. этап обобщения информации (объединение и систематизация полученных данных);

4. этап представления полученных результатов работы над проектом (осмысление полученных данных, обсуждение и подготовка презентации).

Среди многообразия полученных разработок по этой проблеме наибольший интерес представляет научная школа В.И. Слободчикова, последователи которой развивают представление о процессе проектирования на основе выделенных ими базовых этапов:

- подготовительный (мотивация, целеполагание);

- концептуализация – программирование (проектирование);

- планирование;

- практический (получение результата проектной деятельности);

- аналитический (рефлексия);

- контрольно-коррекционный (коррекция);

- заключительный (защита проекта).

Педагог ведёт учащегося по пути субъективного открытия, управляет проектной деятельностью учащегося, в которую составными элементами входят и проблемно-исследовательская, и деятельностная, и рефлексивная, и коммуникативная, и самоопределенческая, имитационного моделирования и другие. Если под способностью понимать владение обобщенным способом деятельности – как по отдельности, так и в их комбинациях. Если этого добиться, то потенциально могут меняться все психические функции ребёнка.

Е.С. Полат считает, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Таким образом, метод проектов всегда предполагает решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. По определению проект – это совокупность определённых действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Всё больше детских садов начинают внедрять у себя метод проектов. Это свидетельствует о том, что российские педагоги ДОУ легко осваивают наиболее современные мировые тенденции в области образовательных технологий. Самое главное на этом пути – учитывать возрастные особенности детей и не переносить школьные методики проектной деятельности в ДОУ.

Метод проектов связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в учреждении любого типа, в любой группе детского сада. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Основные требования к использованию метода проектов в ДОУ:

- в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

- проект – это «игра всерьёз», результаты её значимы для детей и взрослых;

- обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Для эффективного использования метода проектов в образовательном процессе дошкольного учреждения необходимо обеспечить постепенное практическое овладение этим методом педагогами:

1. проведение занятий с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;

2. проведение комплексных блочно-тематических занятий;

3. использование в образовательном процессе интеграции:

- частичной (одно из направлений программы интегрируется с другим);

- полной (один из разделов интегрируется со всеми разделами программы);

4. использование метода проектов:

- форма организации образовательного пространства;

- метод развития творческого познавательного мышления.

Таким образом, главное значение использования метода проектов в ДОУ заключается в том, что он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, развивает адаптивность к ситуации школьного обучения.

Классификация проектов, используемых в работе дошкольных учреждений

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

1. исследовательско–творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет. Драматизации, детского дизайна;

2. ролево–игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3. информационно – практико – ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её. Ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4. творческие  (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатели ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, между группой участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и т.д.

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (на весь учебный год).

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2. развитие познавательных способностей;

3. развитие творческого воображения;

4. развитие творческого мышления;

5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого. А затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи. С использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Что позволяет ему успешно адаптироваться к социальной действительности.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана – схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план – схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Таким образом, комплексное использование методов, приемов воспитания, направленных не только и не столько на усвоение правил и норм поведения, а на развитие сопричастности, чувства общности с другим - поможет в истинном воспитании культуры поведения детей дошкольного возраста.

Для прочного усвоения знаний необходим контроль за поведением ребёнка в игровой, учебной, трудовой деятельности, в повседневной жизни, в общении со сверстниками и взрослыми. Руководство поведением детей должно сочетаться с предоставлением им разумной самостоятельности. Когда они овладеют правилами культуры поведения и общения, то будут вести себя так, как их учили, и в отсутствии взрослого.

Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. При недостаточном общении темп формирования психических процессов замедляется.

Раннее коррекционное вмешательство может изменить весь ход психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное воспитание культуры общения ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей с взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого - педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста. Презентация на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми".

Презентация содержит в себе материал на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми", где расскрываются - понятие застенчивости, что оно в себя включает, причины застенчивости, особенности п...

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Данный материал поможет педагогам и родителям в воспитании маленьких патриотов....

Культурные практики детей дошкольного возраста в формате музейной педагогики

В данной работе раскрываются аспекты организации эффективных культурных практик в дошкольном образовательном учреждении. Подчеркивается роль системного подхода к созданию развивающей предметно-простра...

Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста. Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми

Назначение игрушек находится в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В первом полугодии первого года жизни ведущей деятельностью являетс...

ПСИХОЛОГО ¬– ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ»

Застенчивость -это сложное комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах. Это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз. Во-вторых, это может быт...

Основные виды игровой культурной практики детей дошкольного возраста

Поиск эффективных методов, средств, видов и форм организации работы с целью поддержки их индивидуальных интересов является одним из приоритетных направлений работы педагогов дошкольного образования. П...