Основные виды игровой культурной практики детей дошкольного возраста
статья
Поиск эффективных методов, средств, видов и форм организации работы с целью поддержки их индивидуальных интересов является одним из приоритетных направлений работы педагогов дошкольного образования. Поскольку игра является основным видом деятельности дошкольников, то можно рассматривать игровые культурные практики как основу культурной практики в дошкольных учреждениях, хотя их применение подвергается множественной критике. Многие педагоги и родители убеждены, что ребёнка в возрасте 5-6 лет необходимо готовить к школе и проводить уроки, связанные со школьной программой. Однако данное утверждение является заблуждением в силу того, что дошкольное детство – время, которое необходимо максимально разнообразить занятиями в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 27.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные виды игровой культурной практики детей
дошкольного возраста
Основная цель дошкольного образования заключается в личностном развитии детей. Культура и культурное развитие позволяют создать уникальный мир для ребенка, тем самым способствуя культурному саморазвитию.
Стоит подчеркнуть важность приобретения культурного личного опыта каждым ребенком в дошкольном возрасте в силу его позитивной социализации и индивидуализации.
Несмотря на то, что культурные игровые практики в отечественной педагогике не так давно используются при дошкольном образовании, они подвержены активной критике со всех сторон образовательного процесса (Т.Б. Алексеева, Н.Б. Крылова, С.В. Масловская, А.В. Шипова и др.).
Формирование универсального культурного умения осуществляется за счет многообразия культурных практик, которые применяются в разных возрастных категориях детей. Важный факт, который необходимо знать и помнить, что период, который включает в себя культурный мир со своим языком, мышлением, действиями, границами, образом чувств, является дошкольным детством. Таким образом, культурные игровые практики должны строиться с таким образом, чтобы включали в себя основные потребности, предпочтения и интересы ребенка исследуемого дошкольного возраста.
Сферы культуры, с которыми взаимодействуют современные дошкольники, очень разнообразны, к ним можно отнести:
- использование занятий по изобразительному искусству и музыке, детской литературе и родному языку,
- познание предметов социального мира,
- игровая, бытовая и двигательная культура.
Таким образом, разнообразное культурно-образовательное содержание способствует развитию познавательных и творческих способностей с удовлетворением индивидуальных предпочтений детей дошкольного возраста.
По мнению автора Н. Б. Крыловой культурной практикой является вся деятельность, которой дошкольник занимается самостоятельно и совместно с воспитателем в детском саду. К такой практике относят различные способы действий:
- социально-ориентированного, организационно-коммуникативного, исследовательского, практического и художественного характера.
- проектирование и разработка культурной игровой практики делится на два основных направления, которые зависят от инициативы детей и воспитателей.
Игровые культурные практики, в которых инициатором выступают дети. В таком направлении проявляется наличие и преобладание самостоятельной деятельности детей, формирующейся как в индивидуальном проявлении творчества, так и в общении со сверстниками. Ребенок в силу своего антропологического развития по утвержденным фактам И. Канта самостоятельно познает окружающий мир, отвечая на 4 вопроса: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «Что такое человек?», «На что я смею надеяться?». Таким образом, каждый ребенок заинтересован в исследованиях как индивидуально, так и совместно со сверстниками.
Самостоятельно в день ребенок должен заниматься три-четыре часа.
Культурные практики, которые инициирует, организует и направляет взрослый-педагог. Под этим направление понимаются практики, которые воспитатель с помощью игр направляет для развития активности детей дошкольного возраста и осуществляет поддержку детских предпочтений и инициатив, раскрывая самостоятельную, исследовательскую, коммуникативную, социальную и творческую сторону дошкольного детства.
В зависимости от поставленной образовательной задачи воспитатель разрабатывает культурную игровую практику для детей дошкольного возраста. Разрабатывая культурную практику, педагог ставит решение следующих задач:
- Степень решения образовательных задач с помощью той или иной культурной практики
- Какой деятельности обучаться дети
- Какой творческий потенциал раскроется у детей дошкольного возраста
- Какие способы общения познают дети в совместной игре
- Развитие определенных эмоций и чувств
- Развитие инициативности и самостоятельности детей
Совместное использование культурных практик обоих направлений (инициативности детей и инициативности воспитателей) принято интерпретировать в педагогике как комплексно-тематическое планирование, которое интегрирует разное образовательное содержание, активизирует познавательный и практический опыт детей, объединяет детей в коллективы за счет увлекательности, художественности, познавательности, практической и исследовательской деятельности.
Основное условие, за счет которого реализуются культурные практики– свобода выбора дошкольником способов реализации активности. Предпосылками для такой свободы служит психологическая составляющая дошкольного возраста. Таким образом, каждый педагог обязан обеспечить возможность для каждого воспитанника осуществить самостоятельный выбор и «познать себя» в разных сферах жизнедеятельности.
Эффективность осуществления задач и целей педагога в культурной практике проявляется при соблюдении следующих условий:
- Учтены предпочтения детей;
- Включены принципы поэтапного усложнения и расширения сферы вопросов, которые требуют самостоятельности в решении.
При выборе содержания и средств активной жизнедеятельности отмечается рост субъективной позиции детей, за счет которого необходимо учитывать и рост детских возможностей.
Естественно, создать атмосферу творческого обмена, свободы выбора и самовыражения реально лишь воспитателем-педагогом в детском учреждении.
Достичь развивающего эффекта возможно за счет учета потребностей и мотива ребенка, основанных на его предпочтениях.
Средствами обогащения эмоционально-нравственного, познавательного, действенно-практического компонентов личного опыта дошкольников в детских образовательных учреждениях выступает проектирование ситуаций практической, познавательной и нравственной направленности. Основными ситуациями, способствующие обеспечению этого феномена, являются ситуации:
- обеспечивающие свободный выбор как способ решения познавательной или практической задачи;
- содержащие моральный выбор (выбрать способ, чтобы решить нравственную задачу);
- представляющие выбор способа проведения коллективной или индивидуальной деятельности и другие.
Соответственно наблюдая за поведением ребенка в вышеперечисленных ситуациях, педагог может проанализировать и понять о дошкольнике:
- Уровень его самостоятельности и инициативности,
- Степень освоения им культурного опыта,
- Основное направление его активной деятельности,
- Его способность к познанию нового или предпочтение обыденности.
В таком случае взрослый должен поддерживать, стимулировать детские интересы и способствовать их зарождению, чтобы предопределить активность культурной практики детей дошкольного возраста.
Основные виды культурной игровой практики, которые для педагога детского сада выступают как объект педагогической поддержки:
- собирательство,
- самостоятельное проведение опытов и исследований,
- свободное художество и создание поделок-самоделок,
- создание групп из детей с общими тематическими предпочтениями и интересами без участия воспитателей и педагогов и др.
Во время реализации той или иной программы с детальным изучением содержания повседневного детского опыта воспитатель должен не только разработать культурную игровую практику, но и оказать должную педагогическую поддержку. Педагог обязан своевременно обеспечить обогащение самостоятельности, инициативности, творчества в активной деятельности дошкольника.
Педагогическая поддержка проявляется не только в добром слове и утешении в том или ином случае, но и в совместном проведении досуга, правильном построении социального общения детей меж сверстниками, умелый и правильный выбор игр, игрушек и программ.
Необходимо отметить, что игрушки обладают свойством превращаться в анти-игрушки транслируя ребенку негативную психоэмоциональную составляющую.
Соответственно, роль педагога в развитие и формирование личности ребенка неотъемлемая часть воспитательного процесса. И говоря об эффективном применении культурной игровой практики, необходимо, чтобы воспитатель полностью погружался в игровые программы, решая совместно поставленные задачи перед детьми. К тому же педагог-воспитатель должен внимательно относится к предпочтениям и интересам детей, особенно детей старшего дошкольного возраста в силу того, что не всем детям подходит применение того или иного вида культурной игровой практики. Это объясняется тем, что дети старшего дошкольного возраста имеют более осознанную и сформированный взгляд на мир, в котором родители являются
«главными воспитателями» и эталонами подражания и совершенства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка по ОО Художественно – эстетическое развитие «Культурные практики» Средний дошкольный возраст
Программа кружкаПо ОО Художественно – эстетическое развитие«Культурные практики»Средний дошкольный возраст Цель: воспитание художе...
Перспективный план работы по подбору художественной литературы и дальнейших культурных практик (старший дошкольный возраст)
предлагаю вашему вниманию перспективный план работы по подбору художественной литературы и дальнейших культурных практик. Этот план поможет организовать образовательный процесс на основе со...
СОЗДАНИЕ ИГРОВОЙ МОТИВАЦИИдля детей дошкольного возраста в различных видах деятельности
Не секрет, что маленького ребенка трудно привлечь от собственной игры к организованным видам деятельности. Особенно трудно сделать так, что бы ему стало интересно. Часто воспитатели ...
Культурные практики детей дошкольного возраста в формате музейной педагогики
В данной работе раскрываются аспекты организации эффективных культурных практик в дошкольном образовательном учреждении. Подчеркивается роль системного подхода к созданию развивающей предметно-простра...
Основное (организованное) меню рациона питания детей дошкольного возраста (1,5-3 лет). Основное (организованное) меню рациона питания детей дошкольного возраста (3-7 лет)
Питание в детском саду регулируется нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Особенности организации питания дошкольников: сбалансированность рациона детей, витаминизация, индивидуализация меню, режим пит...
Презентация "Создание игровой мотивации для детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"
Педагог-психолог Соколова Л. В....
Презентация "Создание игровой мотивации для детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"
Педагог-психолог Соколова Л. В. «Создание игровой мотивации для детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»...