Культурные практики детей дошкольного возраста в формате музейной педагогики
статья
В данной работе раскрываются аспекты организации эффективных культурных практик в дошкольном образовательном учреждении. Подчеркивается роль системного подхода к созданию развивающей предметно-пространственной среды учреждения, сформированного отношения педагогов к совместной деятельности с детьми, планомерного привлечения родительской общественности к взаимодействию в формате реализации культурных практик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_publikatsii_po_muzeynoy_pedagogike.docx | 830.81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Культурные практики детей дошкольного возраста
в формате музейной педагогики»
Авторы работы:
Чепикова Эльвира Александровна,
заведующий ГБДОУ детским садом № 69
dou69krasnosel@mail.ru
Хавкина ТатьянаАлександровна,
старший воспитатель ГБДОУ детского сада № 69
Мельникова НатальяВасильевна,
педагог-организатор ГБДОУ детского сада № 69
Нищакова Елена Владимировна
педагог-психолог ГБДОУ детского сада № 69
Аннотация
В данной работе раскрываются аспекты организации эффективных культурных практик в дошкольном образовательном учреждении. Подчеркивается роль системного подхода к созданию развивающей предметно-пространственной среды учреждения, сформированного отношения педагогов к совместной деятельности с детьми, планомерного привлечения родительской общественности к взаимодействию в формате реализации культурных практик.
Ключевые слова
Музейная педагогика, культурные практики, предметно-пространственная среда, мини-музеи.
Современный мир предлагает детям множество увлекательных занятий, игровых материалов, интернет-ресурсов, каждый из которых обещает и даже гарантирует быстрое всестороннее развитие. Однако ведущие специалисты в сфере дошкольного образования обеспокоенно говорят в своих исследованиях о необходимости поиска, осмысления новых эффективных условий, ресурсов для формирования готовности ребенка жить в постоянно изменяющемся мире. Профессор, академик Асмолов А.Г.: «Актуальным становится образование, которое основано не только на фундаментальных знаниях, но на вычленении особых культурно-антропологических образовательных практик образования, готовых в наше время социальных изменений предоставить пути вхождения человека во взрослый мир»[4]. Такими возможностями обладают разнообразные культурные практики.
Актуальность представляемой темы развития культурных практик в дошкольном учреждении заключается в том, что именно эти практики отвечают деятельностному и культурологическому подходам реализации задач ФГОС ДО. В процессе культурных практик ребенок становится активно и свободно действующим в пространстве образования.
Однозначно единой трактовки термина «Культурные практики» не существует. Педагоги, психологи и другие специалисты в области дошкольного образования приходят в своих работах к следующему. Культурные практики - это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды деятельности, поведения и опыта; это освоение разного опыта общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, взрослыми, детьми младшего и старшего возраста (Боякова Е.В., Поддьяков Н.Н., Крылова Н.Б.) [3].
В современной литературе выделены следующие виды культурных практик:
- свободные практики детской деятельности (игра, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность);
-практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры);
-практики игрового взаимодействия (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры);
-коммуникативные практики (чтение художественной литературы, развитие речи, игры-драматизации);
-культурные практики здорового образа жизни (физическое развитие, воспитание культурно-гигиенических навыков);
-культурные практики формирования поведения и отношения (сюжетно-ролевые игры, бытовой труд);
-культурные практики познания мира и самопознания (нравственно-патриотическое воспитание, познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность) [1].
Все указанные виды культурных практик формируют общую культуру личности дошкольника, развивают социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества ребенка. Поэтому в дошкольной образовательной организации уникальность музейной педагогики как культурной практики, безусловно, предоставляет большие возможности и
ярко демонстрирует результаты.
Актуальность музейной педагогики обусловлена соответствием основных ее характеристик, как современной образовательной технологии, концептуальным основам ФГОС ДО (Асмолов А.Г.) [4]:
- имеет богатый содержательный и методологический аспект;
- всесторонне развивает внутренний потенциал личности дошкольника;
- представляет собой огромный ресурс интеграции образовательных областей
в предметно-развивающем пространстве ДОУ;
- отличается наличием партнерской формы организации образовательной деятельности;
- способствует единению детско-родительского и педагогического коллектива.
Музейная педагогика в ДОУ - это творческий симбиоз деятельности педагогического коллектива, инновационная технология в сфере личностного воспитания детей, создающая условия для участия каждого ребенка в специально организованной предметно-пространственной среде, причем не только в группе детского сада, но и за его пределами.
Цель музейной педагогики как культурной практики образовательного учреждения: повышение качества образовательной деятельности через создание единого целостного образовательного пространства для обеспечения познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития детей, воспитание нравственности детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики, обеспечение партнерства педагогов и родителей.
Для реализации цели были поставлены задачи:
- Создать условия для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, используя материал музейной практики.
- Обогатить развивающую, предметно-пространственную среду групп, холлов, кабинетов ДОУ.
- Способствовать интеграции образовательных областей с помощью музейной педагогики.
- Обеспечивать познавательную деятельность воспитанников, развивать познавательные способности.
- Формировать проектно-исследовательские умения и навыки детей.
- Развивать речь, расширять словарного запаса воспитанников.
- Подвести к восприятию произведений искусства о войне, составить подборку произведений.
- Воспитывать патриотизм, способствовать формированию нравственных качеств дошкольников.
- Воспитывать культуру поведения.
- Способствовать становлению активной жизненной позиции, умению успешно адаптироваться в окружающем мире.
- Предоставлять детям возможности реализоваться в соответствии с интересами и склонностями, проявлять свою индивидуальность, развивать творческие и организаторские способности.
- Организовать сотрудничество с родителями воспитанников, способствовать формированию партнерства коллектива учреждения и родительской общественности.
Исходя из этого, строится образовательная работа детского сада в направлении музейной педагогики по приобщению детей к сокровищам истории, культуры и искусства.
Создание развивающей предметно-пространственной среды
В нашем образовательном учреждении в течение долгого времени функционирует кабинет музейной педагогики – это специально созданное помещение, представляющее собой целый музей, и скрывающее в своих экспонатах разные исторические эпохи и культурные ценности, его создание дало возможность практического претворения новых педагогических идей.
Кроме технического оснащения кабинет вмещает в себя атрибуты быта и истории, коллекцию предметов народных промыслов (дымковская, филимоновская, каргопольская игрушки и т.д.), посуду с декоративной росписью (гжель и хохлома).
Собранная коллекция предметов старинного быта открывает возможность детям вживую познакомиться с ними: подержать в руках, рассмотреть такие редкие экспонаты как прялка, рубель, чугунный утюг (наполненный настоящими углями), ухват, бурак (емкость для хранения сыпучих продуктов, которую в старину изготавливали из бересты или дерева) (рис. 1) и др.
В музейном кабинете собрана коллекция скульптуры малых форм (рис. 2). Взяв их в руки, дети знакомятся с различными скульптурными материалами: гипсом, фарфором, деревом, металлом; учатся понимать выразительные средства мастера.
Дополнительным образовательным музейным пространством является картинная галерея, созданная в холле детского сада. В ней представлены репродукции картин разных жанров живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, историческая картина. Дети всегда с удовольствием воспринимают занятия, на которых деятельность проходит в зоне картинной галереи, за рамками музейного кабинета и тем более группы (рис. 3).
Отмечая плодотворную и увлекательную работу детей в музейном кабинете, педагоги детского сада изучили содержательную сторону мини-музеев. В групповых пространствах организованы мини-музеи, посвященные определенному предмету, объекту природы, явлению, этому способствует использование
метода системного подхода.
В группах детского сада отражена своя тематика мини-музеев, за основу берутся темы, интересующие детей, те проблемы, которые для них важны и то, что актуально в данный возрастной период. Например, в младших возрастных группах одной из тем мини-музея выбраны «Игрушки-забавы» (здесь собраны экспонаты, привлекающие внимание своими яркими красками, узорами и звучанием). В группах старшего дошкольного возраста интересы более разносторонние, поэтому подход к выбору тем для мини-музеев более серьезный, например, «Мини-музей книги» (знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека и о том, как появилась и развивалась грамота); «Мой родной город» / «Наша родина – Россия» (знакомство с историей города, его интересными местами; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями и открытками), так же создан мини-музей природы и музей «В растениях сила» (знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей).
Одним из необычных мини-музеев является «Музей кошек» (рис. 4), в котором собрана коллекция разнофактурных статуэток этих домашних животных, привезенных родителями и педагогами из разных уголков нашего города, страны и мира. Каждая фигура не похожа на другую, они уникальны своей структурой, формой, размером, локацией.
Инновационная составляющая успешной реализации культурных практик в учреждении - это ранняя профориентация старших дошкольников. В качестве экскурсоводов дети высказывают определенные выводы, собственные суждения, делятся своими чувствами и, конечно, рассказывают о сюжетах картин, скульптур, обращают внимание слушателей на значимые детали произведений искусства, изделий народных промыслов. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия.
Ознакомление с народным искусством
Одна из важнейших культурных практик – знакомство с народным искусством. География народных промыслов обширна: Дымково, Филимоново, Хохлома, Каргополь, Городец – удалены от Петербурга, но мы можем познакомиться с произведениями этих мест, благодаря нашим занятиям, поездкам в Русский Музей, где детей ждет непосредственное общение с подлинными предметами быта. Но первое представление о них и о многом другом – начиная со средней группы – дети получают в детском саду.
Благодаря обширной коллекции народных игрушек, предметов быта (шкатулки, посуда, орудия труда, фрагменты мебели) дети получают первые представления о людях труда: гончар, кузнец, пряха, резчик по дереву – кто это?; любуются предметами народных промыслов; узнают о том, как передавалось ремесло из поколения в поколение – от мастера к ученику, часто в роли учеников выступали собственные дети. Закрепление полученных знаний и опыта, их интеграция происходит на музыкальных занятиях, в процессе рисования.
Интересно проходит знакомство с некоторыми традиционными народными праздниками: Масленница, Пасха. Причем знакомство с пасхальными традициями не несет в себе религиозной направленности, а рассматривается с эстетической точки зрения, так как расписные яйца – писанки своим декором вызывают у детей желание создать собственный орнамент, подобрать колорит, расписать пасхальное яичко, подарить свой маленький шедевр маме или сестре. В этом простом казалось бы действии – глубокий смысл. Ребенок учится испытывать радость, получать удовольствие от того, что дарит свое искусство окружающим, не является всегда тем, кто принимает подарки. В пространстве детского сада регулярно выставляются арт-объекты, представляющие творческие работы семей воспитанников.
Например, Пасхальное дерево - никого не оставляет равнодушным: восхищает многообразие вариантов, способность родителей вместе с ребенком создать красоту (рис. 5). Такие арт-объекты позволяют привнести искусство в повседневную жизнь, в бытовые условия детского сада. Каждый, кто представляет плоды своих трудов, получает социальное признание своих усилий и творчества, а это является стимулом, поддерживающим разнообразные инициативы педагогов.
Таким образом, культурные практики несут в себе большой пласт духовности (Крылова Н.Б.) [7], поскольку дети понимают, осознанно проникаются тем, в каких сложных условиях всегда жили люди; при этом они трудились, старались украшать свой быт, в дошедших до нас предметах чувствуется забота о своих близких, забота о родной природе.
История города
Культурная память – это определенным образом сфокусированное сознание человека (и общества), в котором отражается особая значимость информации о культурном прошлом в его тесной связи с настоящим и будущим конкретного человека, семьи, Отечества и всего человечества (Ассман Я.) [1].
Именно поэтому мы считаем, безусловно, необходимым развитие культурных практик детей дошкольного возраста с помощью специально организованного пространства групп и всего учреждения, где есть место мини-музею и музейному кабинету, репродукциям картин в холле и арт-проектам, выставкам детских и детско-родительских работ и организованным занятиям с интеграцией образовательных областей, с использованием практик музейной педагогики. Среди многообразия занятий с использованием активных форм игровой, практической, исследовательской деятельности детей, происходит знакомство с историей Санкт-Петербурга. На доступном уровне дети получают первые знания об основании города и о личности его основателя императора Петра I.
Благодаря современному оснащению музейного кабинета дети совершают виртуальные экскурсии по городу. Тематика таких путешествий дает детям представление о главной реке города Неве и ее младшей сестре Фонтанке, об островах, о Летнем саде, об ансамблях Стрелки Васильевского острова, Сенатской, Дворцовой площадях. Занятия в детском саду побуждают детей обращаться к своим родителям с просьбой посетить заинтересовавшее место. Часто родители откликаются на просьбы детей, выступают волонтерами при организации поездок, экскурсий выходного дня. И потом родители делятся с педагогами тем, что дети рассказывают им историю скульптур, обращают внимание взрослых на особенности архитектурных памятников. Дети выступают в качестве экскурсоводов для своих родителей. Полученные знания, приобретенный таким способом опыт, воспитывают в детях искреннюю любовь к городу, желание сберечь его красоту и неповторимый облик.
К 75-летию Великой Победы.
Тема войны – особая, очень сложная, в то же время необходимая для изучения с детьми дошкольного возраста. В преддверии большого празднования юбилейной даты со дня Победы эта тема не может остаться «за» рамками изучения с детьми в образовательной организации. Многие квалифицированные воспитатели, тем не менее, оказываются в сложной ситуации, размышляя о том, как грамотно преподнести дошколятам материал о Великой Отечественной войне, не нарушив принцип гуманизма, не навредив детской психике.
Помимо традиционных рассказывания, чтения детям рекомендованных произведений о войне музейная педагогика предлагает использовать такие средства, как целенаправленное рассматривание подборок фотоматериалов, определенных репродукций картин, рассматривание вещей-«свидетелей» военного времени, составление и организацию вместе с родителями выставок с семейными фотографиями. На таких выставках дети с гордостью рассказывают о своих родных то, что узнали от родителей.
На основе фотоматериалов дети узнают о жизни страны в военное время, о Блокаде нашего города
(рис. 6). В ракурсе не только героизм людей, которые вынуждены были выживать в тяжелейших условиях, но и высокое, духовное, нравственное самоощущение ленинградцев, которые спасали красоту родного города: памятники архитектуры, скульптуры. Дети узнают, что в годы войны золотые шпили, купола были закрашены специальной краской, чтобы не привлекать внимание противника, не послужить ориентиром. А памятник Александру Васильевичу Суворову не был спрятан, закопан, мы обсуждаем это с детьми – специально – чтобы поднять дух народа. Дети видят отметины войны на колоннах Исаакиевского собора, на постаменте одной из скульптур Аничкова моста. Дошкольники с изумлением узнают, что в период страшного холода, которым был скован город, люди отапливали помещения своих домов с помощью самодельных печек, в топку которых шла мебель, паркет и т.д., тем не менее, сберегли, сохранили все деревья Летнего сада, не пустив их на дрова. Знакомим с «Дорогой жизни», рассказываем о героических водителях, о том, что люди разных профессий приближали Победу. Женщины и дети заменяли мужчин на заводах. Самые маленькие ленинградцы вместе с воспитателями сажали овощи, превращая город в огород. Сравниваем образы Родины-Матери в Волгограде и на Пискаревском кладбище, один героический, другой скорбящий, все это наша Родина – Мать.
Вот так сложнейшую духовно-нравственную тему – ценности, хрупкости, невозвратности человеческой жизни и нашего мира в целом, позволяет раскрывать музейная педагогика. Результат накопления в течение нескольких лет методического материала позволило составить подборку произведений искусства, которые показывают героическую сторону войны.
Результаты психолого-диагностического исследования
Для оценки эффективности реализации культурных практик в образовательном учреждении, педагогом-психологом проведено психолого-диагностическое исследование. В соответствии с ФГОС ДО личностные данные воспитанников не подвергались персонифицированной оценке.
В рамках данной диагностики были сформированы две группы: контрольная, в которую вошли 15 воспитанников, зачисленных и посещающих детский сад с сентября 2019 года и экспериментальная группа, в которую вошли 15 воспитанников, посещающих детский сад, начиная с младшей группы.
В качестве диагностического инструментария выбраны следующие методики:
- Тест дивергентного (творческого) мышления Вильямса. Предназначен для комплексной диагностики креативности у детей и подростков от 5 до 17 лет, оценивает как характеристики, связанные с творческим мышлением, так и личностно-индивидные креативные характеристики.
- Методика Марцинковской Т.Д. «Нарисуй что-нибудь». Предназначена для определения уровня сформированности воображения у детей.
- Методика «Найди и вычеркни». Предназначена для определения умения детей концентрировать внимание, переключать его и усваивать информацию.
- Методика обследования связной речи Воробьевой В.К. Предназначена для определения сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
- Методика «Культура общения» (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.) Предназначена для определения сформированности навыков культуры общения.
6. Художественно-экспрессивный тест (автор Школяр Л.В.). Предназначен для выявления способности детей к сравнительной рефлексии и видения прекрасного в музыкальных произведениях-стимулах.
Результаты данных методик демонстрирует диаграмма (рис. 7)
Таким образом, данные результаты полностью подтверждают эффективность реализации культурных практик в образовательном учреждении, их безусловную значимость для общего и целостного развития детей дошкольного возраста.
В ГБДОУ № 69 выстроена целостная система работы для развития культурных практик детей-дошкольников, начиная от групп раннего возраста до подготовительных к школе, охватывающая всех участников образовательного процесса. Активность родительской общественности, поддержка инициатив педагогов во время организации арт-проектов, выставок, экскурсий, положительные отзывы будущих родителей детей, только получивших направление в детский сад – все это создает благоприятный имидж востребованного государственного образовательного учреждения.
Развитая система культурных практик – гармонично развитые, социально ответственные за окружающий мир, граждане, – прогрессивная Россия.
Список литературы
1. Ассман, Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. / Пер. с нем. М.М.Сокольской. М.: Языки славянской культуры, 2004. – 285 с.
2. Боякова, Е.В. Особенности развития современного ребенка. //Педагогика искусства: Электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «институт художественного образования». – 2011.- №1. http://www.art-education/ru
3. Лыкова, И.А., Протасова, Е.Ю. Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки // Научно-методический журнал «Детский сад: теория и практика». 2015. №5. с. 6-18.
4. Асмолов, А.Г. ФГОС: проблемы разработки и значение для общества, государства, семьи, ребенка.
5. Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2016. – 211 с.
6. Соколова, М.В. Мировая культура и искусство – М.: Академия, 2006. – 368 с.
7. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – М., 2009.
8. Рыжова, Н., Логинова, Л., Данилюк, А. Мини-музей в детском саду – М.: Линко-пресс, 2008. -118 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством использования музейной коллекции «Куклы народов мира» – как часть поликультурного воспитания».
В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над проблемой поликультурного воспитания дошкольников, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по ознакомлению детей...
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Нравственное и эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам использования музейной педагогики»
В условиях детского сада трудно создать экспозиции, которые соответствуют требованиям музейного дела. Существует практика, создаваемые в образовательных учреждениях музеи называть мини – музеями....
Программа кружка по ОО Художественно – эстетическое развитие «Культурные практики» Средний дошкольный возраст
Программа кружкаПо ОО Художественно – эстетическое развитие«Культурные практики»Средний дошкольный возраст Цель: воспитание художе...
Перспективный план работы по подбору художественной литературы и дальнейших культурных практик (старший дошкольный возраст)
предлагаю вашему вниманию перспективный план работы по подбору художественной литературы и дальнейших культурных практик. Этот план поможет организовать образовательный процесс на основе со...
Здравствуй,Капля-Капитошка!Сказки и стихи для детей дошкольного возраста(в формате-презентация с анимацией).Автор-Романченко Е.Х.
1).Презентация.Книжка-малышка.Художественное слово(авторские сказки и стихи)к методической разработке"Здравствуй,Капля-Капитошка"!Цель:способствовать формированию целостной картины мира у де...
Здравствуй,Капля-Капитошка!Сказки и стихи для детей дошкольного возраста(в формате-Word).Автор-Романченко Е.Х.
1).Книжка-малышка(в формате-Word).Художественное слово(авторские сказки и стихи для детей дошкольного возраста) к методической разработке "Здравствуй,Капля-Капитошка"! Цель:способствовать фо...
Основные виды игровой культурной практики детей дошкольного возраста
Поиск эффективных методов, средств, видов и форм организации работы с целью поддержки их индивидуальных интересов является одним из приоритетных направлений работы педагогов дошкольного образования. П...