ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
консультация на тему

Тестова Ольга Борисовна

Данный материал поможет педагогам и родителям в воспитании маленьких патриотов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_kulturnoy_adaptatsii_doshkolnikov.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

  ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

(материал подготовила Тестова Ольга Борисовна,

 воспитатель высшей квалификационной категории)

     Патриот…Что вкладываем мы в это слово в современном мире?! Это слово, как и в далёкие века,  означает самые сильные и глубокие чувства человека к его Родине. Воспитание – это наследование нравственных и этических ценностей культуры родного Отечества. Мы, взрослые должны посеять и взрастить в детской душе Семя любви к родному дому и семье, к истории и культуре страны и своего края, к родной природе. Веками складывалось то огромное богатство, которым каждому ребёнку  распоряжаться, хранить и приумножать. Предметы, окружающие ребёнка впервые пробуждают их душу, воспитывают чувство красоты и любознательность. В чем же заключается смысл фразы « быть воспитанным».

         Воспитанность человека заключается в его духовности, в гармонии нравственных качеств, в душевной тонкости и способности к самоконтролю, в ответственности и чувстве долга. Быть воспитанным не означает быть послушным .Смысл воспитанности в умении- осознавать разумность и необходимость соблюдения правил культурного поведения, умении радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных, ошибочных. Воспитанность не образуется сама по себе - это результат длительного процесса формирования у ребенка нравственно – этических основ поведения.

         Дошкольное детство уникальный период в жизни человека, когда осуществляется развитие личности. Это время когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов. Во все времена молодые родители испытывали потребность получать поддержку в воспитании своих детей.

         Детский сад – первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависят уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания.

          В течении многих лет педагогический коллектив  нашего МДОУ №87 работает над проблемой взаимодействия детского сада и семьи. Основная цель этой работы – воспитание высоко нравственной, этически грамотной личности каждого ребенка.

        С чего следует начинать воспитание ребенка? Желательно с себя. Ребенок – великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения.

     Общение – сложный многоплановый процесс  установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и понимание партнерами друг друга. В отношениях между родителями и детьми центральное место (особенно с точки зрения ребенка) занимают тонкие чувственные, эмоциональные связи. Их надо развивать и беречь.

Организованные в детском саду совместно с родителями мероприятия по театрализации литературных произведений «В королевстве сказок», в корне изменило отношение родителей к детской художественной литературе. Увидев воочию насколько важно и ответственно для ребенка сыграть ту или иную роль, насколько искренне они представляют образ персонажа, убеждаются раз и навсегда, что пример литературных героев не менее значим для ребенка, чем пример взрослых, которые его окружают.

      В ближайшем будущем, наш коллектив планирует организацию на базе детского сада семейного клуба музыкально-театрализованной деятельности. Клубы могут быть различными: спортивные, туристические, художественные, важно  чтобы дети и родители занимались здесь единым делом в котором взрослые – равные с детьми партнеры, чтобы создавалась атмосфера истинного сближения родителей и детей, радость взаимообщения, сотворчества.

             Духовный мир ребенка будет обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства переживания,  через познавательный интерес. Обогащать этот мир сухими рассказами, беседами, занятиями просто бессмысленная трата сил и времени. Наша задача  удивлять детей, быть всегда рядом с ними, помочь увидеть им невидимое, понять еще не познанное.

       Россия – родина для многих. Даже в наше  небольшой, но горячо любимой  Республике Мордовия проживают более 40 национальностей. И несмотря на духовные, качественные и мировоззренческие различия они все дружны и едины. Благодаря  переплетениям культур и традиций, республика развивалась и самосовершенствовалась. Каждый народ вносит в культуру Мордовии что-то своё неповторимое и уникальное, именно из-за этого она так многогранна и многолика. Тесное общение, любовь и уважение друг к другу, к религии и культуре привели нас к тому, что Мордовия стала им общим родным домом, где нет места недружелюбному отношению и неуважению друг к другу.  Знакомство ребёнка с культурой своего народа необходимо, так как это является мостом в настоящее, это наши духовные корни.

     Большую роль в этом играет фольклор и народное творчество. Здесь как нигде сохранились национальные традиции с присущими им нравственными ценностями, представлениями о добре, красоте, правде и трудолюбии.    Родина как «отец» и «мать», должна стать неотъемлемой частью души ребёнка.

      Духовный мир ребенка не может пустовать, пустого духовного мира не существует. Он обязательно заполнится, в него обязательно вселятся образы, впечатления, возникнут переживания, мысли, идеи, идеалы, убеждения. Духовный мир ребенка подобен храму, забрасывать который равносильно педагогическому преступлению.

        Совместные праздники. Что может быть прекраснее и интереснее для дошкольника. Они необходимы, прежде всего, для развития взаимопонимания и доброжелательных отношений. Пригласите  на посиделки интересного собеседника и он в легкой доступной форме расскажет детям, что такое колядки и почему же на Пасху красят яйца. Народный праздник - не концерт, не выдуманный сценарий – это наши старинные обряды, активные совместные действия и общение людей друг с другом и с природой.

       «Благоговение перед жизнью» - один из принципов, который должен стать основой нравственного обновления человека. Культура рассматривается современными исследователями как  творческая созидательная деятельность по преобразованию природы и общества.

      И вновь проблема, как объяснить родителям, что именно мы в ответе за то, как наши дети будут относиться к окружающей их природе. Девизом в нашей работе стал принцип, принятый в медицине: «Не навреди!»   Совместные прогулки в рамках «Дня открытых дверей», экологические досуги и праздники, совместный выезд на природу, вот те формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, которые дают положительные результаты. Если работа в данном направлении будет систематичной и целенаправленной, то в сознании каждого ребенка сформируется понятие о том что «На Земле не создано ничего для разрушения и порчи человеком».

           Педагог выполняет на Земле сложную и благородную миссию. Он особенный человек.  Педагог – особое состояние души. Педагог  - особый стиль жизни, в которой все направлено на счастье ребенка. Педагог – это постоянный вопрос себе: «Как самому жить, чтобы своим примером воспитывать детей?»

Литература.

  1. Березина Н. Воспитать «благоговение перед жизнью» //Дошкольное воспитание. 2003 № 7
  2. Волошина Л., Кокунько Л. Современная воспитательная система детского сада // Дошкольное воспитание 2004  № 3
  3. Доронова Т. Взаимодействия дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004 №1
  4. Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под редакцией Т.В. Антоновой; Московский департамент образования, Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца – М., 1995.
  5. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений// Дошкольное воспитание, 2003 № 6.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Включение регионального компонента в учебно-образовательный процесс в ДОУ.

Нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как процесс приобщения ребёнка к основным компонентам человеческой культуры (знание, искусство, труд, нравственное поведение, патриотические чувст...

Использование арт-терапии как условие успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ (методические рекомендации)

Арт-терапия в учреждениях дошкольного образования – это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность можно объяснить тем, что, в отличие от основных ко...

"Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения"

В статье речь идет о проблемах адаптации детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения. Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не явл...

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья посвящена проблеме  адаптации детей  дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования. Проанализированы факторы, влияющие на процесс адаптации детей с ОВЗ. Представлено содерж...

Теоретические исследования основ патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами региональной культуры Белгородчины.

Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.  ...