«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья по теме
выступление на семинаре из опыта работы по развитию речи дошколҗников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_tropinki.docx | 28.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад обще-развивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому
направлению развития детей № 96 «Умничка»
Выступление на семинаре из опыта работы
«ПОДГОТОВКА
К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА»
Составила:
воспитатель Алексеева С.О.
Набережные Челны-2013г.
Представлен опыт работы по внедрению технологии Л.Е. Журовой и
программы по развитию речи О.С. Ушаковой.
Слайд №2
Актуальность тематики обусловлена тем, что полноценное овладение родным языком является основополагающим фактором формирования личности ребенка и представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
Формы работы для каждой возрастной группы детей – разные (они
раскрываются далее), однако основным принципом обучения является
принцип от простого к сложному.
Слайд №3
Речь используется для установления контактов с окружающими,
привлечения внимания к себе, своим делам и переживаниям, для взаимопонимания, воздействия на поведение, мысли и чувства партнера, для организации собственной деятельности, координирования действий своих и товарищей по игре.
Речь служит важным источником знаний об окружающем, средством фиксации представлений о природе, мире вещей и мире людей, средством познавательной деятельности.
Речь для ребенка является и самостоятельным объектом исследования: ее он познает, играя со словами, звуками, рифмами, смыслами. Для удовлетворения своих деловых, познавательных и личностных потребностей ребенок использует ситуативные непроизвольные высказывания, неречевые средства (жесты, мимику, движения), контекстную (понятную на основе использованных языковых средств) речь. Все виды и формы речи сосуществуют, создавая неповторимый индивидуальный
портрет языковой личности.
Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста –
это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа.
Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что самым продуктивным в смысле «языковой одаренности» является пятый
год в жизни ребенка, когда он наиболее восприимчив к звуковой стороне
речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы детского сада.
Слайд №4
Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает к овладению звуковым анализом слов – первому действию по обучению собственно грамоте.
Слайд №5
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов
различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и
мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении
слов, о словесном ударении.
Слайд №6
В подготовительной группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения.
Обучение грамоте носит обще-развивающий характер, способствует
развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности,
нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.
Слайд №7
Подготовка к обучению грамоте детей в средней группе
Возраст от двух до пяти уникален по своему значению для речевого развития. В этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне.
К двум годам в норме формируется фонематический слух. В младшем дошкольном возрасте формируется умение слышать и корректировать собственное звукопроизношение.
В средней группе впервые для четырехлетних детей речь из средства
общения превращается в объект познания и анализа. В этом возрасте дошкольники начинают различать смысловую и формальную стороны слов, учатся правильно понимать и употреблять термины «слово», «звук», вслушиваются в звучание слова.
На НОД с детьми мы используем разнообразный материал (картинки, игрушки, предметы), который наглядно помогает сконцентрировать внимание на словах – названиях предметов, поддерживает интерес к звучанию слов.
Слайд №8
Значение термина «слово» мы рассматриваем при помощи различных примеров, закрепляем в упражнениях, дидактических играх. Этот термин мы включали в формулировки различных заданий.
Мы формируем у детей умение интонационно выделять звук в слове, различать твердые и мягкие согласные. Учим детей сравнивать слова по протяженности.
Обучая интонационному выделению звука в слове, мы используем
такой методический прием, как образец произношения слова воспитателем, так как детям этого возраста трудно управлять своей артикуляцией, которая выполняет функцию обследования звукового состава слова.
Слайд №9
При формировании интонационного выделения звука в слове мы используем методический прием сравнения звуков речи с природными звуками. Называем звуки песенками («с-с-с» - песенка насоса, «р-р-р» - песенка мотора, «ж-ж-ж» - песенка жука, «ш-ш-ш» - песенка ветра). Это дает возможность обыгрывать интонационное выделение звука.
Все занятия мы проводим в виде дидактических игр, упражнений,
подвижных игр, что отвечает возрастным особенностям и возможностям
детей четырех лет.
При планировании занятий мы используем разнообразные методические материалы и пособия, такие, как, пособие Л.Е. Журовой и Н.С. Варен-
цовой (под ред. Н.В. Дуровой) «Обучение дошкольников грамоте» и ме-
тодику «Занятия по развитию речи в детском саду» (под ред. О.С. Ушако-
вой) и др.
Мы считаем, что закрепление нового материала необходимо выделить в отдельные занятия
Мы также воспользовались рекомендациями, изложенными в «Программе «От рождения до школы» (под редакцией Вераксы).
Слайд №10
Подготовка к обучению грамоте детей в старшей группе
Основной задачей обучения грамоте в старшей группе является обучение звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука и основных качественных характеристик звука.
Звуковой анализ мы начинаем с неоднократного произнесения слова
с последовательным интонационным выделением каждого звука. Чтобы
ребенок мог реально представить слово, которое он произносит, мы используем картину-схему его звукового состава. Рисунок помогает ребенку видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить качество звуков в слове и выполняет контрольную функцию: если ребенок при анализе пропустит какой-либо звук, будут заполнены не все клеточки – и он увидит, что где-то ошибся. Модель слова, которое получается в результате его звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. Таким образом, при обучении детей звуковому анализу слова, мы даем средства для его проведения и учим ими пользоваться (это схема звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове).
Слайд №11
Конечно, не все дети одинаково понимают суть задания. Это касается вновь прибывших детей. Сказывается отсутствие знаний и навыков, приобретенных в средней группе. Индивидуальные занятия помогают быстрее понять суть задания.
В старшей группе на занятиях мы проводим словесные игры. Такие,
например, как «Назови братца», «Построить дом», «Перекличка», «Игра с заданиями», «Назови слова», «Поймай конец и продолжай». С их помощью у детей формируется ориентация в звуковой структуре слова. Закрепляются умения интонационно выделять звук в слове, определять его качественные характеристики, пополняется и активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, развивается связная речь. Мы проводим игры в развлекательной и эмоциональной форме.
Важно, чтобы занятия по обучению грамоте проводились систематически. Перенос, а тем более пропуск занятий ухудшает усвоение детьми программного материала. Если ребенок долго болел, мы проводим с ним индивидуальные занятия, привлекаем родителей.
Слайд №12
Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной группы
В подготовительной к школе группе мы решаем следующие задачи:
учим анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомим со всеми буквами русского алфавита и некоторыми правилами орфографии.
Дети выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии, овладевают слоговым и слитным способами чтения.
Членение предложения на слова
Мы учим детей членить предложения на слова (определять количество слов), называть их по порядку, переставлять, добавлять или заменять слова в предложении, составлять новые предложения.
В качестве основного методического приема, как и в предыдущих группах, мы предлагаем составлять предложения с использованием «живой модели», когда дети обозначают слова предложения. Это помогает наглядно показать, из чего состоит предложение.
Слайд №13
Звуковой анализ слов
В подготовительной группе такой анализ является основой при ознакомлении детей с буквами и выкладывании слов и предложений из букв разрезной азбуки. Особое внимание мы уделяем правильному определению звуков: «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
Мы предлагаем специальные задания по определению ударения в словах. Воспитатель произносит слово, вызванный ребенок повторяет его с выделением ударного звука и называет этот звук (ууутка – ударный гласный звук «у»). Мы предлагаем детям называть слова с определенным ударным звуком.
Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания.
Обучение чтению
При обучении чтению выделяются три задачи: обучение словоизменению, формирование слогового чтения и формирование слитного чтения.
Этап словоизменения направлен на формирование способа чтения. В
чем особая сложность обучения чтению по-русски? В том, что букв в нашем алфавите меньше, чем звуков, а пары твердых и мягких согласных звуков обозначаются на письме одной и той же буквой. Таким образом, читающий должен сначала посмотреть на гласную букву, затем перевести глаза на согласную и читать. Опытный «чтец» делает это настолько быстро, что проследить за этим процессом практически невозможно. А вот начинающий читать ребенок должен быть этому действительно специально обучен. Именно так и происходит во время обучения словоизменению.
Словесные игры
Словесные игры мы включаем в каждое занятие, и их введение даем с учетом постепенного усложнения содержания в зависимости от программных задач обучения. Игры такого рода, основной целью которых является закрепление знаний, сложны для проведения: с одной стороны, они должны быть жестко регламентированы, с другой стороны нельзя превращать их в скучное дидактическое упражнение, то есть при соблюдении точность и правильности методики обучения должен быть сохранен свойственный играм развлекательный и эмоциональный характер.
В подготовительной к школе группе кроме игр, которые проводятся
и на предыдущем этапе обучения, включаются следующие дидактические
игры.
Игра «Найди свой домик» - для закрепления правил написания
гласных букв после твердых и мягких согласных звуков.
Игра «Кто внимательней» - для закрепления правил написания
гласных букв после твердых и мягких согласных звуков.
Игра «Назови слова по заданной модели» - для закрепления у детей умения ориентироваться в звуковой структуре слова.
Игра «Цепочка слов» - проводится на этапе, когда дети уже узнают
большинство согласных звуков.
НОД носит комбинированный характер, каждая включает в себя несколько программных задач. Мы предлагаем как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.
Во время обучения широко используем игры, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Мы всегда учитываем индивидуальные возможности каждого ребенка и в связи с этим дифференцированно строим процесс обучения. Мы стараемся проводить все занятия в быстром темпе, эмоционально, с максимальной активизацией детей группы.
Слайд №14
Целью наших занятий является планомерное достижение высокого
уровня речевого развития дошкольника к концу периода обучения, который предусматривает:
- овладение литературными нормами и правилами родного языка,
- свободное использование лексики и грамматики при выражении своих
мыслей и составлении любого типа высказываний;
- умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, возразить, объяснить;
- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;
- умение читать и писать - элементарное обучение грамоте и письму.
Слайд №15
В процессе направленного и систематического обучения детей в
нашей группе были получены следующие результаты.
В конце 2011 учебного года высокий уровень речевого развития составлял 62% , в 2012 году-46%. В конце 2013 учебного года показатели изменились. Несмотря на усложнение шкалы оценки, высокий уровень продемонстрировали - 85% детей.
Низкий уровень, показанный некоторыми детьми, объясняется, на наш взгляд, многократными отсутствиями их на занятиях по болезни.
Таким образом, мы приходим к выводу, что подготовка к обучению
грамоте детей по методике Журовой и Ушаковой дает положительные результаты. Дети в основном научились последовательно называть звуки так, как они слышатся в слове, различать на слух мягкие и твердые согласные
звуки, ударные и безударные гласные, называть слова с определенным
звуком или заданной звуковой модели. Они познакомились со всеми буквами русского алфавита и некоторыми правилами орфографии, овладели слоговым и слитным способами чтения. У детей развился фонематический слух, речевое внимание, мышление и лингвистические способности.
Слайд №13
Занятия обеспечили развитие речи ребенка, являющейся важнейшим условием всестороннего формирования его личности. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Литература
1. Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника. –М.:
Карапуз, 2001.
2. Занятия по развитию речи в детском саду. /Под ред. О.С.Ушаковой.
–М.: Совершенство, 1998.
3. Ушакова О.С. и др. Придумай слово. –М.: Просвещение, 1996.
4. Ушакова О.С. Программа и методика развития речи детей дошколь-
ного возраста в детском саду. Спецкурс. –М.: АПО, 1994.
5. Журова Л.Е. и др. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школа-
Пресс, 2000.
6. Дурова Н.В., Невская Л.Н. Поиграем в слова. –М.: 1998.
7. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспита-
телей детского сада. –М.: Мозаика-Синтез, 1999.
8. Арушанова А., Дурова Н., Рычагова Е. Пятый год жизни: истоки
диалога. -В ж. «Дошкольное воспитание», № 4, 2004.
9. Арушанова А. Сверстники: обучение диалогу. -В ж. «Дошкольное
воспитание», № 11, 1999.
10. Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспекти-
вы. -В ж. «Дошкольное воспитание», №№ 6-8, 11, 1998.
11. Арушанова А. и др. Дошкольник в мире диалога: воспитание то-
лерантности. -В ж. «Дошкольное воспитание», № 5, 1999.
12. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом.
– М.: Просвещение, 1991.
13. Воспитание у детей правильного произношения: Книга для воспи-
тателей детского сада. – М.: Просвещение, 1989.
14. Шулешко Е.В. Понимание грамотности. Обучение дошкольника
чтению, письму и счету. – М.: Мозаика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте
Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...
Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте (старший возраст)
Пятый-шестой год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему дошкольников начинают вводить в звукову...
Формирование открытого слога у неговорящих детей, подготовка к обучению грамоте и обучение чтению открытых слогов детей дошкольного возраста. Раздел 1.
Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию Раздел 1 универсальной презентации, которая поможет закрепить произношение гласных звуков, сформировать навык звукослияния и слитного прочтения глас...
Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.
Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...
рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте: «Волшебный мир звуков и букв».
Рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв."...
Консультация "Подготовка к обучению грамоте по возрастам по программе "Детство"
Выступление на педсовете....