Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте (старший возраст)
консультация (старшая группа) по теме
Пятый-шестой год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему дошкольников начинают вводить в звуковую систему родного языка с пяти лет. Специальная работа должна проводиться с детьми в ДОУ по формированию навыков языкового анализа и синтеза, необходимых для овладения грамотой. По мнению Т. Бабаевой «подготовить дошкольников к овладению грамотой – значит сформировать такие умения, которые позволят наиболее быстро и легко овладеть чтением и письмом и предупредят будущие ошибки при чтении и письме». |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_podgotovka_k_gramote.docx | 1.08 МБ |
Эффективные приемы обучения ребенка составлению рассказа по серии сюжетных картин | 147.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
- Перемешать картинки нескольких серий, раздать по нескольку штук детям. Все участники рассматривают полученные картинки и решают, какую серию им лучше подобрать. Обмениваясь по одной картинке с соседом, они подбирают нужный комплект. После этого каждый вызванный ребенок составляет рассказ по своей серии.
- Получив серии картинок, дети раскладывают их по порядку, составляют по ним рассказы. Затем учатся задавать друг другу вопросы по содержанию этих картинок.
- Составив рассказ по серии картинок, дети придумывают его название. Затем дополняют рассказ предыдущим или последующим событием.
- После составления рассказа по серии сюжетных картинок дети с помощью логопеда передают его содержание в лицах.
- Составление рассказа по серии картинок на основе незавершённого текста и опорных слов – подсказок.
- Нарисуй продолжение сказки.
- Моделирование.
Материал переоформила
учитель – логопед
Куликова Анастасия Евгеньевна
г. Котлас
2017 год
Связная речь включает в себя:
Разучивание стихов;
Пересказ;
Рассказ:
- рассказ описание по игрушке, предмету
(сравнительные и объяснительные)
- рассказ по картине, серии сюжетных картин;
- рассказ из опыта;
- творческий рассказ;
Как научить ребёнка правильно раскладывать серию картин (эффективные приёмы)
- Разложить все картинки, одну убрать «Найди картинке место»;
- Всю серию картин разложить, одна картинка не на своём месте «Исправь ошибку»;
- Вся серия картин разложена правильно, а одна картинка лишняя «Какая картинка не нужна?»;
- Перемешать 2 серии картин. Предложить ребёнку разложить картинки правильно «Составь 2 рассказа»;
- Предложить ребёнку (детям) составить рисуночный план к прочитанному тексту «Нарисуй сказку»;
- Сначала прочитать рассказ, а потом предложить разложить картинки.
Рассказ – это самостоятельное развёрнутое изложение ребёнком определённого содержания.
Рассказ имеет: начало, середину, конец.
- Научить ребёнка отличать
рассказ от набора предложений не связанных между собой по смыслу.
- В серии может быть от 2 до 7 картин.
- Обучение данному виду рассказа начинается с 4 лет.
Приёмы обучения рассказу по серии картинок
- Логопед дает по картинкам образец рассказа, а дети повторяют этот рассказ.
- Дети самостоятельно рассказывают о том, что нарисовано на картинках, придумывают название рассказу.
- Логопед дает начало рассказа, а дети заканчивают его. Кто-то из детей может повторить весь рассказ.
- Дети рассказывают об эпизоде из жизни, похожем на тот, что изображен на картинках.
- Логопед размещает на наборном полотне серию сюжетных картинок. Дети рассматривают их. Логопед знакомит детей с их содержанием, затем дает каждому ребенку по одной картинке эпизоду. Логопед повторяет рассказ, а ребенок находит и показывает соответствующую картинку. После этого дети самостоятельно рассказывают по своим картинкам.
- Логопед читает рассказ и сам раскладывает картинки данной серии. После этого предлагает детям самостоятельно разложить в нужной последовательности картинки и повторить рассказ. В случае затруднения можно помочь наводящими вопросами.
- На наборном полотне расставлена серия сюжетных картинок.
Логопед задает наводящие вопросы по содержанию, помогая осмыслить его и установить причинно-следственные связи.
- Детям раздают картинки одной серии в любой последовательности. Логопед дает план рассказа, по которому дети раскладывают картинки в нужной последовательности. Вслед за этим дети составляют рассказ по картинкам.
- Детям раздают серию картинок для установления их последовательности. Логопед начинает рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам.
- Дети получают серию сюжетных картинок, определяют их последовательность. Каждый ребенок рассказывает, что нарисовано на его картинке. Один из них в заключение дает полный рассказ по всем картинкам. Дети самостоятельно придумывают имена персонажей. (Это занятие рекомендуется для группы детей из 3 — 5 человек).
- Каждый ребенок получает серию картинок. Его задача — подобрать в нужном порядке картинки-эпизоды и передать содержание каждой, составив таким образом целый рассказ.
- Раздать детям по первой картинке из каждой серии. Остальные перемешать и положить на стол в виде стопки изображением вниз. Открывая верхнюю картинку, логопед спрашивает: «Что здесь изображено? Кому дать эту картинку?» Каждый ребенок должен посмотреть на свою и установить, подходит ли к ней картинка, показанная логопедом. Получив все картинки своей серии, ребенок раскладывает их в определенной последовательности и составляет связный рассказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте «Буква Ю» для детей подготовительной к школе группе( 13.04- 17.04 2020 г)
*Программное содержание:*Познакомить с звуком и буквой Ю*Учить закреплению гласной буквы Ю, развивать речь, внимание, фонематический слух. Учить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звук...
Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп( 20.04-24.04)
Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...
Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп
Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...
Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.
Материал содержит основные направления работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....