Консультация "Подготовка к обучению грамоте по возрастам по программе "Детство"
консультация на тему

Варенцова Людмила Евгеньевна

Выступление на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_po_programme_detstvo.docx63.35 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

«Особенности современных форм и методов работы по развитию речи в ДОУ»

с консультацией на тему:

«Подготовка к обучению грамоте по возрастам по программе «Детство

воспитатель Варенцова Л.Е.         

                     

           В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. С каждым годом возрастает число  практически не говорящих детей,  одной из причин неправильной речи детей - недостаточный учет взрослыми потребностей ребенка к усвоению  речи окружающих.

Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Занятия по подготовки детей к обучению грамоте по программе «Детство» планируются в старшей и подготовительной группе.  Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Оказывается, в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи.  

Звуковая культура речи сочетает в себе:

  • развитие речевого дыхания,
  • развитие голосового аппарата,
  • подвижности органов артикуляционного аппарата,
  • постановку и уточнение произношения звуков,
  • выработку нормального темпа, ритма речи,
  • развитие выразительности речи,
  • развитие фонематического слуха,
  • воспитание навыков звукового анализа и синтеза.

Процесс овладения звуковой стороной слова, звуковой культурой не осуществляется стихийно.

Работа осуществляется постепенно и последовательно с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей и принципов организации работы:

  • работа    должна  проводиться    систематически, чтобы вырабатываемые у  детей  навыки закреплялись и становились более прочными;
  • работа должна вестись поэтапно в течение дня   во всех видах деятельности;
  •  при организации работы, должны  учитываться индивидуальные особенности ребёнка (темперамент, способности).

В работе по звуковой культуре речи для каждой возрастной группы ставятся свои задачи.

Первая младшая группа (от двух до трёх лет).

Воспитание слухового восприятия. Чтобы научить детей правильно произносить звуки, отчётливо и ясно выговорить слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом, надо, прежде всего, научить их слышать и слушать речь окружающих, т.е. развивать слуховое восприятие.  Развитие слухового восприятия является важной предпосылкой для формирования звуковой стороны речи. Следует обращать внимание детей на то, что одни и те же звуки, звукосочетания, слова и фразы можно произносить громко и тихо, быстро и медленно. На этом этапе работы соответственно возрасту детей даются игры, потешки, песни, рассказы, стихотворения, включающие различные звукоподражания.

Формирование звукопроизношения. Большая часть заданий по воспитанию звуковой культуры речи посвящена уточнению и закреплению правильного произношения звуков. Звуки даются в определённой последовательности, с учётом артикуляционной трудности их произношения. В первой младшей группе уточняется произношение почти всех звуков русского языка, кроме группы шипящих (ш, ж, ч, щ,) и звуков л(ль), р(рь).

Уточнение и закрепление звуков осуществляется в несколько этапов. Сначала отрабатывается произношение изолированного звука и несложных звукосочетаний. При этом в качестве речевого материала используют звукоподражание, связывая его с определённым образом ( ууу – гудит паровоз, и-го-го – ржёт лошадка, тук-тук-тук – стучит молоточек, га-га-га – кричит гусь).

На последующих этапах звуки закрепляются в словах. При этом педагог следит не только за правильным произношением, но и за чёткостью, внятностью произнесения слов.

Дальнейшее закрепление звуков осуществляется во фразовой речи. Дети произносят короткие фразы, насыщенные определёнными звуками. Эта работа продолжается и вне занятий в процессе общения педагога с воспитанниками.

Для закрепления звуков, выработки отчётливого произношения слов целесообразно использовать шутки-чистоговорки, в которых нужный звук неоднократно повторяется. Например, при закреплении звука с (в конце учебного года) детям предлагается такая  чистоговорка:  са-са-са -

У Оли оса. Таким образом, в первой младшей группе работа по уточнению и закреплению звуков проводится на облегчённом речевом материале (изолированный звук, словосочетания или звукоподражательные слова).

На третьем году жизни дети не только неправильно произносят многие звуки, но часто не договаривают окончания, сокращают или искажают длинные слова. В этих случаях воспитателю не всегда следует стремиться, чтобы дети точно по образцу воспроизводили слова. В некоторых случаях будет достаточно того, чтобы ребёнок только приблизил слово к правильному произношению. Например, если малыш произнесёт слово пароход как «пахот», а затем как «паяхот» или «паляхот», это следует считать достижением. Ибо ребёнок правильно воспроизвёл слоговую структуру, а так как звук р у него ещё отсутствует, то замена его на й или ль считается вполне нормальной.

Развитие голосового аппарата. На третьем году жизни ребёнка его голосовой аппарат, как правило, бывает ещё недостаточно окрепшим. Дети не всегда могут правильно им пользоваться, часто говорят тихо (или, наоборот, крикливо), или не умеют говорить шёпотом. Поэтому в качестве подготовительных упражнений даются задания, в которых одни и те же звуки или звукосочетания нужно произносить с различной громкостью.

Темп речи. Уже в первой младшей группе следует учить говорить детей и быстро и медленно. С этой целью воспитатель произносит слова с различной скоростью и тем самым подготавливает их к правильному использованию в дальнейшем интонационных средств выразительности, развивает речевой слух.

Речевое дыхание. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, произнесение слов, фраз. Детям предлагают такие упражнения: подуть на какой-нибудь лёгкий предмет, длительное произнесение звуков, слитное произнесение ребёнком двух гласных звуков в звукоподражаниях типа: ау, уа, ио, аи.

У детей в возрасте от 3 до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому так важно именно в этом возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы, которые относятся к другой языковой действительности - знаковой системе. То есть, при обучении грамоте необходимо наличие до буквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов. Фонематическое восприятие таких детей крайне необходимо последовательно развивать, начиная с младшего возраста.

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет).

Основной задачей на каждом занятии остается развитие звуковой культуры речи с целью подготовки к обучению грамоте, чтобы не только уточнять и закреплять с дошкольниками уже знакомые им звуки, способствовать четкому и ясному их произношению в словах, фразах, но и  помогать усваивать новые звуки, предупреждать закрепление их неправильного произношения, дифференцировать звуки на слух.

Во второй младшей группе педагог продолжает развивать артикуляционный (координировать движения мышц языка, губ, нижней челюсти) и голосовой аппарат (научить дошкольников в повседневном общении и на занятиях четко отвечать на вопросы, произносить звуки, звукосочетания, слова и фразы с различной громкостью), развивает речевой слух (продолжает учить детей вслушиваться в звучание звуков, слов, помогает им осознавать звуковую сторону слова, слышать в словах отдельные звуки), развивает слуховое восприятие и темп речи (учит детей говорить не спеша, пользоваться интонационными средствами выразительности). А также воспитатель развивает речевое дыхание (выработка продолжительного и плавного выдоха через рот,  рационально расходовать воздух при произнесении изолированных звуков, на одном выдохе протяжно произносить гласные, некоторые согласные ([в], [ф], [с], [з]) и учит детей правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.

В занятия включены несложные задания по развитию графических навыков. Задания выполняются в игровой форме (провести дорожку, обвести в кружок, соединить одинаковые предметы), желательно фломастерами, чтобы линии получались яркими и привлекательными.

Занятия носят комплексный характер и направлены на развитие различных сторон речевой и психической деятельности ребенка: разгадывание загадок развивает мышление, заучивание стихотворений развивает слуховую память, нахождение одинаковых рисунков развивает зрительное внимание.

Средняя группа (от четырех до пяти лет).

Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей пятого года. Развивать фонематическую сторону (различение звуков) речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов. Учить выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов). Детей необходимо знакомить со звуками окружающего мира, звуком, как единицей речи. Учить вычленять звук из общего потока, распознавать, кто или что издает их. Учить выделять гласный звук голосом вслед за взрослым, что подготавливает детей к интонационному выделению любого звука в слове. Давать представление о протяженности слов (короткие и длинные), знакомить с делением слов на слоги на основе выделения гласных звуков (термин «слог» не употребляется).

Эти упражнения проводятся в игровой форме. Показ и объяснение артикуляции звука обязательны, произнося звук, воспитатель фиксирует внимание детей на положение, губ, зубов, языка. Четырёхлетние дети способны выполнять артикуляционные упражнения по показу, сопровождаемому пояснениями («Вытяните губы, слегка сомкните зубы, прижмите кончик языка к верхним зуба» и т.д.). Но они делают это охотнее и продуктивнее, если показ с объяснением артикуляции звука вплетается в «Сказку Весёлого Язычка». Подобные сказки воспитатель рассказывает при знакомстве с каждым новым звуком, т.к. в методике детей среднего возраста пользоваться термином «звук» не принято. Поэтому, формулируя задания, можно заменять его словом «песенка» («Я познакомлю вас с новой песенкой – песенкой комара-ззз, песенкой жука-жжж и т.п.)

Вторая разновидность заданий, направленных на совершенствование произношения изолированного звука, предусматривает отработку речевого дыхания, голосового аппарата, силы и высоты голоса, интонационной выразительности речи. С этой целью детям предлагают проговаривать один и тот же звук по-разному. Они поют длинную, длинную и громкую, длинную и тихую песни.

 Дети могут петь вместе и подгруппами: только девочки или мальчики; только дети, сидящие слева (справа) от воспитателя; только дети, сидящие за столами у окна; только мальчики, которые сегодня в футболках; только девочки с длинными волосами, и т.п. Даются и индивидуальные задания. Например: «Послушаем как весёлую песенку водички (звук «с») споёт Элона. Мне кажется, что «беличья колыбельная» (звук «ч») хорошо должна получиться у Артёма2.

Отработка произношения звука в словах, несложных фразах, стихах начинается с шуток-чистоговорок (цы-цы-цы – мы ели огурцы, ри-ри-ри – горят фонари и т.д.). Педагог произносит часть чистоговорки  и сразу же просит детей повторить её. Затем первую часть произносят дети (ребёнок), только что овладевшие произношением звука, а вторую -  все остальные.

Повторяя шутки-чистоговорки, предлагаемые воспитателем, дети со временем начинают сочинять их сами, подыскивая слова, заканчивающиеся на определённый слог. В старшем дошкольном возрасте это умение помогает ребёнку успешно справляться с выполнением более сложных заданий, направленных на формирование фонематического восприятия: вычленять звуки в словах, определять количество звуков, их порядок.

На занятиях даются следующие задания:

  • узнать звук в стихах загадках (при чтении педагог выделяет нужный звук голосом);
  • повторить слово так, чтобы отчётливо прозвучал нужный звук;
  • найти картинку (игрушку), в названии которой встречается то или иной звук.

Готовя наглядный материал, воспитатель одолжен предусмотреть, чтобы в их названиях отрабатываемый звук находился в начале, середине и конце слова (сова – оса – ус), был мягким и твёрдым (угол – уголь, машина – мишка). Для детей этого возраста можно называть согласные твердые звуки «старшим», а еще лучше «сердитым» братом (братиком, братцем), согласные мягкие звуки – «младшим», а еще лучше «ласковым» братом. Тогда потом детям будет легко перейти к терминам «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук».

В  средней группе дети делят слова на части (кусочки), отстукивая, отхлопывая и т. д. ритмико-слоговую структуру. В качестве вспомогательного средства используются заместители (мелкие фишки, игрушки), наглядно изображающие отдельные части слов, что является прообразом графической записи слов.

Необходимо и развитие мелкой моторики (движений кистей и пальцев рук) с целью стимулирования речевого развития и подготовки руки к письму.

На пятом году жизни у большинства детей, при систематических и планомерных занятиях в предшествующих группах, завершается процесс овладения всеми звуками родного языка.

Старшая группа (от пяти до шести лет).

Основная задача работы по подготовке к обучению чтению в старшей группе – это формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.

        Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

     Обучению детей звуковому анализу слова предшествует подготовительная работа, ее цель – научить детей различать смысловую и формальную стороны слова, а также правильно понимать и употреблять термин «слово», «звук», вслушиваться в звучание слова.  Значение термина «слово» раскрывается при помощи различных примеров, закрепляется в упражнениях, дидактических играх. Этот термин включается в формулировки различных заданий. В процессе различных словесных игр дети узнают, что слов много, что слова состоят из звуков, звучат по-разному, слова могут быть длинные и короткие, учатся сравнивать слова по протяженности. Именно это закладывает основу для развития фонематического слуха.

        На подготовительном этапе у детей формируют умения интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком.

Интонационное выделение звука в слове – это особенное произнесение слова, когда нужный звук произносится более протяжно (длительно) или более громко, чётко, чем все остальные. Так, при анализе слова «сыр» произносим слово три раза: ссыр, сыыр, сырр. В процессе словесных игр дети учатся называть слова с заданным звуком, определять местоположение звука в слове (в начале, середине или в конце).

        Но дети не смогут овладеть звуковым анализом, только произнося слово вслух. Реально представить слово даёт возможность картина-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок-слово, название которого ребёнок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, в которых изображены кружочки-звуки.  У каждого ребёнка на столе конверт (тарелочка) с кружочками –фишками трёх цветов (красный, синий, зелёный). Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове.

После того, как дети овладевают навыками  проведения звукового анализа простейших слов (дом, дым, сыр, шар, жук, лук)  вводится термин «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» с обозначением их синими и зелеными фишками соответственно (кот, кит, осы, роза, луна, лиса, муха, сани)

        Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме.

    На занятиях по  обучению грамоте в старшей группе дошкольников знакомят с предложением.  Дети учатся составлять предложения из 2-4 слов, делить предложения на слова, называть их по порядку, переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении.

   Продолжается работа  по делению слов на части (слоги) с использованием различных приемов: «прошагать» слово, прохлопать слоги ладошками, медленно произносить, поднеся руку к подбородку и т.д.

Подготовительная группа (от шести до семи лет).

Решаются следующие задачи:

  • продолжается работа по звуковому анализу слов;
  • детей учат вычленять и обозначать словесное ударение;
  • проходит знакомство со всеми буками русского алфавита;
  •  дети усваивают некоторые правила орфографии;
  • учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции.

Ведущей задачей на этих занятиях остаётся формирование устной речи детей, обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных способностей на основе общения.

Используя различные словесные игры и лексические упражнения, воспитатель обогащает лексику детей, практически знакомя их с омонимами, антонимами, многозначностью слова. В игровых ситуациях педагог учит детей подбирать родственные слова.

Как и в старшей группе, дети составляют предложения с использованием «живой модели» и графически изображают предложения на доске или на бумаге.

С детьми седьмого года жизни продолжается работа по звуковому анализу слова. Дети составляют слова из четырёх (лист, игла, аист), пяти (камыш, малыш, насос, лампа, зебра, веник), шести звуковых слов (голуби, курица, часики, чайник, клюшка).

        В подготовительной  группе необходимо познакомить детей с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный  гласный звук. Ударение закрепляет слово в единое целое.

        В течение года ставится задача познакомить детей со всеми буквами русского алфавита. При этом строго выдерживается единый принцип введения каждой новой буквы. Буква демонстрируется (показывается) детям в виде заглавной и строчной (большой и маленькой), черного цвета. В детском саду детей знакомят с буквами печатного шрифта. Особое внимание уделяется умениям детей соотносить букву с соответствующим звуком (звуками).

        Воспитатель предлагает детям выкладывать буквы на столе, на полу, на земле, из верёвочек, спичек, палочек, камешков.  Лепить из солёного теста, пластилиновых колбасок.

 

  Подготовка к обучению письму.

    Письмо – сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику.

   Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнения и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

 Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по четырем основным направлениям:

  • развитие руки;
  • подготовка к технике письма;
  • аналитико-синтетическая деятельность;
  • формирование элементарных графических умений.

       Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание.

                                         1. Развитие руки  

1.1.  Сформировать правильный захват орудия письма: карандаш держат тремя пальцами – большим, указательным и средним (щепоть). Используются пальчиковые игры особенно для большого и указательного пальцев, упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами», игровые упражнения типа «Посоли суп»).

1.2.  Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки: игры типа «Мозаика», «Лего», «Конструктор», в процессе лепки.

1.3.  Развивать мелкую моторику рук:

 - ниткопись – выкладывание ниток по контуру какого-либо изображения;

 - бисерография – выкладывание изображения предмета с помощью ниток с нанизанным на них бисером, отдельных бусинок, мелких пластмассовых шариков;

- развитие тактильных ощущений – определение предмета на ощупь (материал, из которого он изготовлен, геометрической формы и т.д.). Например, игра «Чудесный мешочек». Задания:

  • достань расческу (карандаш, пуговицу, ложку и т.д);
  • достань металлический (пластмассовый, бумажный, резиновый и т.д) предмет;
  •  достань предмет квадратной (треугольной, овальной  формы);
  • вырезание (работа с ножницами);
  • обрывание листа бумаги (произвольное и по контуру: геометрические фигуры, предметы, животные);
  • чудесные спички (выкладывание из спичек фигурок, букв, сюжетных картинок).

                                         2. Подготовка техники письма

2.1.  Развивать пространственную ориентировку.

     В зависимости от своих возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно человека, стоящего напротив (игровые упражнения типа «Ты направо,  (налево, вверх, вниз) посмотри», «Что ты видишь, назови»; специальные игры, способствующие ориентировки на листе бумаги (правый верхний угол, нижний левый угол и т.п.)

2.2.   Развивать чувство ритма.

       Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмики вырабатываются правильный темп речи, ритм  дыхания, развивается речевой слух, речевая память

2.3.   Познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и  закрепить его в практических упражнениях игрового характера (горизонтальные линии ведутся – слева направо; вертикальные – сверху, вниз).

                                                    3.Аналитико-синтетическая деятельность

 Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.

Игровые упражнения данного направления основаны на анализе и синтезе упрощенных графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов (что позволяет ребенку назвать части, из которых состоит рисунок).

        Процесс анализа образа букв состоит из умения ребенка определять:

  • количество элементов (сколько элементов составляет букву?);
  • характеристику элементов (какие  это элементы?);
  • пространственное расположение элементов в букве.

Педагог готовит образ буквы из бумаги, разрезает его на элементы и просит ребенка воссоздать образ путем составления из элементов.

          В игровых упражнениях дети сопоставляют, сравнивают схожие по написанию буквы.

                                        4.Формирование элементарных графических навыков. 

Это направление работы включает в себя:

  • упражнения в осознанном печатании элементов букв и самих букв (в учебной разлиновке и без нее);
  • упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта («Клубочки», «Волны»)

Систему упражнений по формированию готовности старших дошкольников к обучению письму следует включать в каждое занятие по подготовке к обучению грамоте.

           

Таким образом,  традиционное содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте включает в себя три направления:

  • развитие связной речи;
  • подготовка к обучению чтению;
  • подготовка к обучению письму.

Эти три направления должны стать обязательными структурными компонентами занятий.

 Исследования ученых позволяют установить оптимальные сроки для начала обучения грамоте. Подготовка детей к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое «чутье» к языку. Введение ребенка в языковую действительность в

момент, когда у него особенно обострено «языковое чутье», является наиболее эффективным средством для овладения этой действительностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего  сопровождения   в соответствии с  современными требованиями раз...

Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте (старший возраст)

Пятый-шестой год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему дошкольников начинают вводить в звукову...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...

Годовое перспективное планирование. Подготовка к обучению грамоты. Старший возраст. 5-6 лет

Годовое перспективное планирование. Подготовка к обучению грамоты. Старший возраст. 5-6 лет...