«Развитие психических процессов у ребенка дошкольника средствами «арт-терапии»
статья (младшая группа) на тему
Арт-терапия представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним изЦель использования арт-терапи:
-формирование психологического здоровья детей
- привлечение детей к активной продуктивной деятельности способствующей развитию всех психических процессов.
Основные задачи:
-способствовать самопознанию ребёнка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений
- обучать ребёнка положительному восприятию себя и других людей
- развивать у ребёнка социальную и коммуникативную компетентность
- учить ребенка выражать свою любовь
- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения
- корректировать нежеланные черты характера и поведения
- обучать ребенка рефлексивным умениям
- формировать у ребенка потребность в саморазвитии. наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art-terapiya.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие психических процессов у ребенка дошкольника средствами «арт-терапии»
Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия.
Арт-терапия представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами.
Несмотря на сравнительно небольшой срок существования, метод арт-терапии великолепно зарекомендовал себя. Это, в первую очередь, вызвано преимуществами арт-терапии в сравнении с другими методами.
1.Позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти силы для её решения.
2.Мягко и безболезненно помогать решать такие проблемы, которые невозможно решить через прямые указания, повторения, внушения.
3.Позволяет каждому человеку реализовать свой потенциал и придти в резльтате к гармонии с собой.
4.Решает широкий спектр межличностных и внутриличностных проблем, а также вопросов, касающихся как психологического, так и физического здоровья.
5.Использует художественное творчество как способ психологической работы и психологической поддержки детей.
Цель использования арт-терапи:
-формирование психологического здоровья детей
- привлечение детей к активной продуктивной деятельности способствующей развитию всех психических процессов.
Основные задачи:
-способствовать самопознанию ребёнка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений
- обучать ребёнка положительному восприятию себя и других людей
- развивать у ребёнка социальную и коммуникативную компетентность
- учить ребенка выражать свою любовь
- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения
- корректировать нежеланные черты характера и поведения
- обучать ребенка рефлексивным умениям
- формировать у ребенка потребность в саморазвитии.
Методы арт-терапии.
Музыкотерапия – специально подобранная музыка, помогает достичь необходимый психотерапевтический эффект. Музыка – искусство, и как любое искусство познается душой. Воспринимать музыку можно, внимая ей или участвуя в создании.
Основные направления в музыкотерапии – это слушание музыки и исполнительство.
Цветотерапия – для формирования гармоничного состаяния.
Игротерапия – самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.
Сказкотерапия – проживание и осмысление какой-либо жизненно важной ситуации, в заданной игравой форме. Сказка служит для ребёнка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает ребёнка и к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре, и к тысячелетнему человеческому опыту, это как бы мостик из прошлого в настоящее. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя, даст возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми.
Изотерапия – благотворное воздействие рисования в развивающих и коррекционных целях. Дети часто и легко изображают себя в рисунках. Их эмоциональные установки сказываются на темах рисования. Положительный результат изотерапии может быть получен и при непосредственном изображении конфликта, когда его можно разрешить как бы магически, как в игре. Поскольку дети чувствуют и понимают больше, чем способны выразить в словах, рисунок дает ребенку возможность преодолеть психологический барьер неуверенности и разобраться в себе. Детский рисунок – это особый материал, который помимо художественно-творческого начала несет важный коммуникативный смысл и, благодаря возможности проекции, без обдумывания, содержит важную и доступную для психолога информацию о ребенке.
В настоящее время арт-терапия приобретает всё большую популярность. Творя и созидая, человек в используемых для творчества материалах высказывает свои опасения, страхи, проблемы. Здесь не нужно подбирать слова и с оглядкой на специалиста думать: « А вдруг меня не поймут или осудят?». Методы арт-терапии относятся к проективным методикам и являют собой вынос во внешний мир того, что нас наиболее беспокоит. В процессе терапевтической работы происходит мягкая проработка и коррекция тревожащих событий.
Несомненно, даже в век развитой медицины нельзя справится с проблемой только традиционным лечением: выписать для тела процедуры и микстуры, а для души – антидепрессанты. Подходить к решению проблем необходимо интегрально, ведь тело неотделимо от души, а душа от тела. Арт-терапия – это, прежде всего, интегральное лекарство, без ограничений в возрасте и побочных эффектов. На мой взгляд, терапия творчеством очень прогрессивное направление. Используя знания смежных наук как дополнение нанесённое на канву творчества арт-терапия постепенно займёт достойное место среди других терапевтических методов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие психических процессов у старших дошкольников в процессе игровой деятельности.
В данной статье раскрыта актуальность темы и даны методические рекомендации....
Использование нейропсихологических упражнений в развитии психических процессов у старших дошкольников
Педагогический опыт формировался в условиях МБДОУ «Ровеньский детский сад №1 комбинированного вида Белгородской области».В детском саду созданы все условия для организации единого образова...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми по развитию психических процессов у старших дошкольников. Игра «Как? Зачем? Почему?»
Игра "Как? Зачем? Почему?"...
Конспект индивидуального занятия по развитию психических процессов для ребенка с ОВЗ (ДЦП).
для ребенка с ОВЗ (ДЦП)....
Рекомендации педагогам по развитию психических процессов у старших дошкольников
Рекомендации педагогампо развитию психических процессов у старших дошкольников Рекомендациипедагогам по развитию внимания Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр.Часто ...
«Использование нейропсихологических упражнений в развитии психических процессов у старших дошкольников»
Любой человек – это «нейропсихосоматическая система», работа которой проявляется во взаимодействии трех линий: «нейро» – функционирование головного мозга, центральн...
Развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников средствами арт-терапии
В статье рассмотрены основные подходы к определению эмоционального интеллекта, проанализированы возможности арт-терапевтических средств в развитии эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного ...