Развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников средствами арт-терапии
статья по психологии (подготовительная группа)
В статье рассмотрены основные подходы к определению эмоционального интеллекта, проанализированы возможности арт-терапевтических средств в развитии эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 320.1 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 373.2
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Н. Федотовская
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Звездочка», г. Енисейска Красноярского края
Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы к определению эмоционального интеллекта, проанализированы возможности арт-терапевтических средств в развитии эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект; арт-терапия; дети старшего дошкольного возраста.
Исследованиям эмоциональной сферы человека посвящены труды многих ученых. Впервые этот вопрос исследовал Ч. Дарвина, который в 1872 году в своем труде «Выражение эмоций у людей и животных» описал влияние внешних проявлений эмоций на выживание и адаптацию человека, начиная с древнейших времен. Основатель психоанализа З. Фрейд исследовал эмоции и возможности их контроля человеком [4, с. 275].
В 1920 году Э. Торндайк заговорил о социальном взаимодействии как виде интеллекта и разработал теорию социального интеллекта, предполагающую способность индивидов в общению. Развитие эта теория получила в трудах Д. Векслера, разработавшего тесты для измерения интеллекта. В 1964 году М. Белдок впервые употребил понятие «эмоциональный интеллект», в 1966 году Х. Лёйнер продолжил исследования в данной сфере. Ы 1975 году К. Штайнер приступил к разработке концепции эмоциональной грамотности и создал тренинг, направленный на ее развитие.
Активные разработки эмоционального интеллекта начались в 1980-е годы. В 1983 году Г. Гарднер разработал модель интеллекта, в которой разделил интеллект на внутриличностный и межличностный. В 1985 году У. Пэйн опубликовал научную работу о развитии эмоционального интеллекта.
В 1988 году Р. Бар-Он защитил докторскую диссертацию по проблеме общего эмоционального здоровья человека. В рамках своего исследования ученый эмоциональный интеллект как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Также Р. Бар-Он обосновал понятие эмоционального коэффициента EQ [5, с. 29].
В 1990 году П. Саловей и Д. Майер опубликовали статью под названием «Эмоциональный интеллект», где предложили собственную модель эмоционального интеллекта. Ученые рассматривали эмоциональный интеллект как набор умений, выражающихся в точной оценке своих и чужих эмоций и их эффективном регулировании. К структурным компонентам эмоционального интеллекта ученые отнесли идентификацию эмоций, использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности, понимание и анализ эмоций, сознательное управление ими. Данная статья вызвала бурный интерес исследователей, привлекла большое внимание ученых и фактически определила современное понимание эмоционального интеллекта.
В 1995 году Д. Гоулман издал фундаментальный труд, посвященный истории становления и развития теории эмоционального интеллекта, представил собственную модель эмоционального интеллекта, которая впоследствии стала называться «смешанная модель». В рамках этой модели Д. Гоулман выделил четыре сферы компетенций: самосознание, самоконтроль, социальная чуткость и управление отношениями [4, с. 276].
В 1996 году в г. Торонто состоялось собрание американской ассоциации психологов, на которой Р. Бар-Он представил свой новый тест EQ-i, который содержал перечень вопросов для определения коэффициента эмоционального интеллекта, который впоследствии стал именоваться «модель эмоционального интеллекта Бар-Она».
Проблема эмоционального интеллекта получила широкое освещение в отечественной науке. Л.С. Выготский пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, в состав которой вошли аффективные и интеллектуальные процессы. С.Л. Рубинштейн доказал, что мышление представляет собой единство эмоционального и рационального.
Широкую известность получила концепция эмоционального интеллекта, разработанная Д.В. Люсиным. Ученый трактует эмоциональный интеллект как «психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обуславливают его уровень и специфические индивидуальные особенности» [5, с. 29].
Особое внимание исследователи уделяют вопросам развития эмоционального интеллекта, называя наиболее благоприятным периодом дошкольный возраст. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет пять образовательных областей, в числе которых – социально-коммуникативное развитие. Данная образовательная область направлена на развитие эмоционального интеллекта, оказывающего непосредственное влияние на становление личности, обеспечение продуктивного общения, познание социальных явлений и социализацию ребенка.
Формирование компонентов эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста осуществляется посредством игровых методов, чтения и обсуждения специально подобранной детской литературы, этических бесед. Однако, особое значение принадлежит арт-терапии.
Понятие «Арт-терапия» возникло в контексте идей З. Фрейда и К. Юнга как метод, позволяющий психически больным людям выразить свои скрытые психотравмирующие переживания в картинах и тем самым освободиться от них. На сегодняшний день арт-терапия трактуется более расширенно – как терпия искусством – и включает в себя такие направления, как сказкотерапия, изотерапия, библиотерапия (воздействие чтением), имаготерапия (воздействие через образ, театрализацию), музыкотерапия, вокалотерапия, кинезитерапия (танцетерапия, коррекционная ритмика), песочная терапия, либропсихотерапия (лечебное чтение) [1, с. 32].
Сказкотерапия – это метод использования сказки для улучшения взаимодействия ребенка с окружающим миром, развития его творческих способностей. Через игрушки, героя или речь ребенок воплощает свои мысли, эмоции и переживания. Сказка позволяет ребенку увидеть себя со стороны, осознать собственное «Я», тем саамам гармонизирую личностное пространство. Сказка дает ребенку возможность раскрыть свой потенциал в выстраивании отношений с внешним миром. Исследователями разработаны различные варианты использования сказок в качестве средства формирования эмоционального интеллекта у дошкольников: применение специально созданных психотерапевтических сказок, сочинение персональных сказок, чтение и пересказ народных и авторских сказок [6, с. 3].
Справиться с негативными эмоциями, снять нервно-психическое напряжение помогает изотерапия. Для рисования используется широкий спектр материалов: разные краски (гуашь, акварель, акрил и др.), карандаши, уголь, пастель, восковые мелки - всё, что оставляет след на бумаге и способно создать рисунок или отпечаток. К примеру, ребенку предлагается нарисовать «Дом мечты», где ему хотелось бы жить. Описывая свой рисунок, ребенок сможет рассказать о своих подлинных желаниях и причинах недовольства и негативных эмоций [2, с. 51].
Музыкотерапия - это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. Музыка позволяет регулировать психоэмоциональное состояние, усваивать новые положительные установки и формы поведения, активизировать творческие проявления. Вокалотерапия оказывает благоприятное воздействие на психоэмоциональное состояние и повышает резервные возможности организма. Вокалотерапия реализуется как в индивидуальной (сольное пение), так и групповой (хор, ансамбль) формах.
Кинезитерапия за счет различных движений позволяет повысить устойчивость организма, разрушить патологические динамические стереотипы. В состав кинезитерапии входят танцетерапия, телесная терапия, коррекционная ритмика и психогимнастика. В основе танцетерапии лежит снятие через танец мышечного напряжения, появившегося в результате стресса. Телесная терапия позволяет осознать свои чувства и эмоции через выполнение определенных поз, движений, жестов. Коррекционная ритмика представляет собой активную музыкальную терапию и кинезитерпии, в основе которой лежит синтез музыки, ритмики и двигательного воздействия. Основная цель психогимнастики - научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием [3, с. 251].
Имаготерапия позволяет укрепить и обогатить эмоциональные ресурсы и коммуникативные возможности ребенка, научить его адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, мобилизовывать жизненный опыт в нужный момент, воспитывать волевые качества и способность к саморегуляции.
Изотерапия позволяет определить символическое выражение ребенка отношения к миру, помочь ему осознать и разрешить проблемную ситуацию, внешне ее выразить в творчестве и определить выход из нее. Изотерапия дает ребенку возможность свободно выразить свои чувства, потребности и фантазии в виде рисунка и являюется безопасным способом разрядки напряжения [6, с.2].
Таким образом, арт-терапия является действенным средством развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Арт-терапия посредством создания творческого продукта (рисунка, коллажа, скульптуры, звуковой композиции, сказочной истории, танца) способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка, снижению уровня тревожности, страха, агрессии, помогает обрести уверенность в своих силах, получить положительные эмоциональные переживания, обучиться конструктивным навыкам общения и эффективным моделям поведения.
Список литературы:
- Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М В. Киселева. – Санкт-Петербург : Речь, 2007. – 336 с.
- Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. – Москва : Когито-Центр, 2010. – 197 с.
- Лазарева Ю.В. Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста / Ю.В. Лазарева, А.Е. Рудакова // Научный диалог. – 2018. – № 6. – С. 251-264.
- Ларина А.Т. Эмоциональный интеллект // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – № 3. – С. 275-278.
- Люсин Д.В. Современное представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсина // Социальный интеллект : Теория, измерение, исследование. – Москва : Институт психологии РАН, 2004. – С. 29-36.
- Матвиенко Н.А. Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста / Н.А. Матвиенко. // Вопросы дошкольной педагогики. 2020. № 1 (28). С. 1-4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...
Развитие эмоционально - волевой сферы старших дошкольников методами песочной терапии
Развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с применением технологии песочной терапии...
Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников через использование средств арт-терапии
Доклад из опыта работы педагога-психолога по использованию средств арт-терапии с детьми дошкольного возраста.Раскрывается актуальность использования средств арттерапии для развития эмоциональной...
Сказка как средство развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников
Уважаемые коллеги, делюсь с вами как сказка помогает в развитии эмоционального интеллекта ребенка....
Методическая разработка: Видеоролик по литературному произведению С.Маршака «Вот какой рассеянный» как средство развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников. Борисова А.Ю., Ступак С.Ю.
Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников по средствам записи видео ролика "Вот такой рассеянный"...
Статья. Просмотр и воспроизведение по ролям литературного произведения как эффективное средство развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников. Борисова А.Ю., Ступак С.Ю.
В статье отображена значимость просмотра и воспроизведения по ролям мультфильмов по литературным произведениям как средство развития эмоционального интеллекта у дошкольников...
Особенности развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников
Особенности развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников...