Консультация для воспитателей "О формировании у дошкольников представлений о профессиях посредством дидактических игр"
консультация по теме
Представляю консультацию для воспитателей, раскрывающую ценность дидактических игр по формированию у детей знаний о профессиях, а так же предлагаю ряд авторских игр по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование представлений о профессии | 17.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для целостного развития детского сознания. Ребенок учится ориентироваться в предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни и деятельности. Предметный мир имеет рукотворный характер, в связи с этим его познание неразрывно связано с трудовой деятельностью взрослых. Вводя детей в мир предметов, и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, перед дошкольниками раскрывается многообразие ролевых функций в сообществе взрослых людей. Между предметным миром и миром человеческих отношений связь неразрывна – один опосредуется через другой, что имеет решающее значение для воспитания ценностного отношения к труду взрослых, способствует пониманию этого мира. Дидактические игры позволяют каждому ребенку реализовать свою познавательную и практическую активность по отношению к предметному миру как продукту творческой деятельности взрослого человека. Как указывает З.М.Богуславская, в дидактических играх ребенок без нажима, без нарочитой тренировки учится наблюдать, выделять особенности различных предметов.
Дидактическая игра развивает у ребенка любознательность, общительность, умение ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельность, творчество, развивает интерес к профессиональной деятельности человека, расширяя, таким образом, спектр знаний ребенка об окружающей действительности. А также в процессе игры у ребенка складывается системный характер представлений, развивается внимание, расширяется словарный запас. В игре раскрывается многообразие профессий и на основе этих знаний формируется представление о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Всё это помогает воспитывать в детях уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда.
Играя с детьми в игры по ознакомлению с трудом взрослых, мне иногда хотелось сделать какие-либо дополнения, изменения в содержании, что натолкнуло на творческое придумывание. Для того, чтобы деятельность детей стала более содержательной, разнообразной, я предлагаю следующие игры:
«Я – сыщик». В этой игре воспитывается умение запоминать детали внешнего вида, присущие людям разных профессий, закреплять умение составлять описательный рассказ, пользоваться речью-доказательством для обоснования своих суждений о профессиях. В ходе игры один участник рассматривает карточку с человеком определенной профессии в течение 15 секунд и передает её другому. Второй игрок задает вопросы (цвет одежды, что на голове, что в кармане), а первый отвечает. Нужно постараться не сделать ни одной ошибки.
Игра «Кувырком» предполагает юмористическое содержание, в ней закрепляются знания детей о предметах труда, развивается умение исправлять ошибку в задании, находить целесообразный ответ. Воспитатель раскладывает перед детьми карточки, не соответствующие реальности: повар решил сварить суп из половника, доктор дирижирует в оркестре и др., играющие исправляют ошибку, объяснют почему. В игре «Кто покажется?» закрепляются представления о разнообразии профессий, о содержании деятельности людей труда . Каждому из шести игроков воспитатель раздает конверт с изображение человека определенной профессии. Первый игрок описывает изображенного на своей картинке труженика. Кто из играющих угадает, о какой профессии идет речь, тот получает эту картинку. И так каждый ребенок, описывая профессию на своей картинке, отдаёт её отгадавшему. У кого наберется большее количество картинок, тот победитель.
«Помощники в труде». В этой игре расширяются представления детей о предметах, необходимых для работы людей разных профессий. Игроки, обращая внимание на предмет труда, должны назвать его и определить, представителю какой профессии он необходим в работе.
«Рекламные плакаты». В игре развивается умение творчески преподнести сведения о предметах, объединенных в родовые понятия, составлять описательный рассказ, отражающий особенности предметов, их назначение; развивать интерес к профессии рекламного агента. Детям раздаются иллюстрации с предметами, объединенными в группы, например, мебель, классифицированная по назначению (бытовая, для отдыха, для работы), или одежда, подобранная в связи с условиями её использования (сезон, место и время применения), или посуда, классифицируемая по назначению (чайная, столовая, кухонная, походная) .Участники игры – рекламные агенты, получив « рекламный плакат», должны прорекламировать продукцию, изображенную на нем; кто сделает это более полно, содержательно, тот победитель.
«Где тут шутка?». Игра развивает детскую фантазию, умение придумывать юмористический сюжет, переводя его затем в правдоподобный, закреплять представление детей о многообразии профессий , воспитывать уважение к людям труда. Игрок вынимает из стопки две карточки с изображенными на них людьми разных профессий, составляет абсурдную историю, например, « Клоун пришел к доярке и попросил отдать ему корову для выступления в цирке». Затем составляет правдивую историю: «Проходя мимо фермы, клоун попросил отведать молока». Или абсурдная история: «Швея пришла к полицейскому и пожаловалась, что её уколола иголка», правдивая история: «Швея пришла к полицейскому и пожаловалась, что у нее украли швейную машину» и т.д.
Таким образом, ознакомление с трудом взрослых имеет широкий спектр возможностей развития познавательной активности дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование элементарных математических представлений у детей посредством дидактических игр»
Развитие элементарных математических представления у дошкольников особая область познания, в которой при условии последовательного обу...
План по самообразованию « Формирование элементарных математических представлений у детей посредством дидактических игр»
План по самообразованию « Формирование элементарных математических представлений у детей посредством дидактических игр» ...
Формирование у старших дошкольников представлений о профессиях посредством промышленного туризма
Ранняя профориентация ребенка опирается на начальный уровень обучения ребенка, что в конечном итоге приводит к развитию социально адаптированной личности, подготовленной к жизни....
Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников представлений о мире профессий в регионе»
laquo;Формирование у дошкольников представлений о мире профессий в регионе»...
Социально-значимый проект по формированию у дошкольников представлений о профессиях "Профессии наших родителей"
Социально-значимый проект по формированию у дошкольников представлений о профессиях "Профессии наших родителей"...
Консультация для педагогов "Формирование у дошкольников представлений о мире профессий посредством экскурсий и виртуальных экскурсий"
Важным средством развития представлений о труде взрослых выступают экскурсии, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия. Экскурсии – один из основ...
Формирование у дошкольников представлений о профессиях посредством организации проектной деятельности.
Статья описывает опыт организации проектной деятельности с детьми средней группы детского сада в рамках знакомства с профессиями....