Формирование у старших дошкольников представлений о профессиях посредством промышленного туризма
статья (старшая группа)

Озерова Наталья Владимировна

Ранняя профориентация ребенка опирается на начальный уровень обучения ребенка, что в конечном итоге приводит к развитию социально адаптированной личности, подготовленной к жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Озерова Наталья Владимировна

Формирование у старших дошкольников представлений  о профессиях посредством промышленного туризма

Ранняя профориентация ребенка опирается на начальный уровень обучения ребенка, что в конечном итоге приводит к развитию социально адаптированной личности, подготовленной к жизни. Чем раньше будет начата подготовка ребенка к выбору профессии, тем больше у него времени для самоопределения. Педагогическая деятельность заключается не в навязывании своей воли в предпочтении профессии, а также того, кем, по мнению взрослого, должен стать ребенок (потому что, к примеру, в семье есть династии врачей, юристов и т.д.), а в том, чтобы ознакомить маленького человека с различными профессиями и видами труда, а также облегчить ребенку самостоятельный выбор в дальнейшем.

Изучением вопроса формирования у детей представлений о труде взрослых занимались такие отечественные педагоги  как Д.Б. Эльконин, С.П. Крягжде, Н.С. Пряжников,                     В.А. Ященко, В.И. Логинова, П.А. Шавир, В.И. Тютюнник, Л.А. Мишарина,                               В.Н. Парамзин. В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, А.Ш. Шахманова, М.В. Крулехт и др.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение таких задач, как развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека [3].

Профориентация (профессиональная ориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это процесс выявления у человека склонностей к определённому роду профессиональной деятельности [1].  

Одним из новых подходов при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является промышленный туризм.

Промышленный туризм – это организация целевых экскурсий на действующие промышленные предприятия города. Посещение предприятия позволяет детям получить конкретные впечатления, знания и представления о современных технологиях, заглянуть в мир «живого» производства. Экскурсия может заменить серию занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения [2].

В своей практике мы активно используем возможности промышленного туризма для формирования у старших дошкольников представлений о профессиях.

Основная цель, которую мы ставили перед собой, состоит в ознакомлении старших дошкольников с профессиями посредством целевых экскурсий на промышленные предприятия города Белгорода.

Нами решались следующие задачи.

В работе с детьми:

1. Ознакомление детей с различными профессиями взрослых.

2. Формирование у старших дошкольников интереса к профессиям.

3. Развитие у старших дошкольников трудовых навыков.

4. Обеспечение начальных профориентационных представлений с помощью целевых экскурсий на промышленные предприятия города.

5. Познакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, о результатах труда взрослых, об оборудовании, инструментах, необходимых для работы людям разных профессий.

6. Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых.

7. Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых.

8. Стимулировать у дошкольников интерес к профессиям родных и близких людей.

9. Дать представление дошкольникам о многообразии предприятий на территории города.

10. Воспитание уважения к людям труда

В работе с родителями обучающихся:

1. Актуализировать перед родителями детей значимость вопроса ранней профориентации детей.

2. Актуализировать вопрос раннего выявления у ребенка склонностей и способностей, способствующих в будущем выбор профессии.

3. Организовать сотрудничество с родителями детей в части ознакомления с профессиями на промышленных предприятиях города и профессиями в семье.

Деятельность строилась по нескольким направлениям:

- деятельность с детьми в рамках целевых экскурсий;

- деятельность с детьми в рамках занятий (область «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие»);

- деятельность с родителями детей;

- сотрудничество с промышленными предприятиями города.

По результатам бесед с детьми выстраивался «рейтинг» наиболее интересных, с точки зрения воспитанников, профессий, согласно которому разрабатывался план посещений тех предприятий, которые у детей вызывали наибольший интерес: российские банки, ООО «Белэнергомаш», завод металлоконструкций, птицефабрика Северная, ОАО «Золотой колос», ОАО Белгородская швейная фабрика «Россиянка» и др.

По итогам нескольких целевых экскурсий с периодичностью 1 раз в неделю на одно и то же предприятие проводилось занятие по обобщению представлений детей о профессиях, с которыми дети познакомились и о предприятии в целом.

Так, по итогам нескольких экскурсий на швейную фабрику «Россиянка» дети познакомились не только с множеством профессий (закройщик, швея, конструктор изделий, дизайнер, проектировщик), но и с продукцией, которую фабрика выпускает (женская, мужская, детская одежда), узнали  достижения фабрики, награды, сеть магазинов в нашем городе и других городах России. Познакомились с таким понятием, как «мода».

В таблице 1 представлены список экскурсий, которые мы провели на швейной фабрике «Россиянка».

Таблица 1

Экскурсии на швейной фабрике «Россиянка»

Вид деятельности

Тема

Экскурсия №1

Что это за предприятие? Чем там занимаются взрослые?

Экскурсия №2

Перечень профессий на фабрике

Экскурсия №3

Разная одежда – модная одежда

Занятие-беседа

Что мне понравилось на фабрике. Одежда моим куклам.

Творческая игра

«Ателье»

Пополнение творческой игры «Магазин»

Отдел «Ткани, фурнитура»

Семейный проект

Моя первая коллекция платьев для куклы

Как итог, в группе появлялись новые творческие игры, например, «Банк», «Ателье», «Салон красоты», «Медицинский центр», «Гипермаркет» и др.

Параллельно с этим направлением деятельности строилась работа по ознакомлению детей с профессиями своих родителей. Помимо составления списка профессий родителей группы, составляли также перечень тех предприятий, в которых родители работают. Так, дети познакомились с такими профессиями, как медсестра, врач, мастер маникюрного дела, почтальон, полицейский и др. Помимо этого дети совместно с родителями подготовили фотоальбомы с фотографиями на тему: «Где работает моя мама (мой папа)».  По итогам ознакомления детей с той или иной профессией родителей также проводились занятия обобщающего характера. Пополнилась игровая среда, например, в парикмахерской появился кабинет маникюра.

Таким образом, у детей сформировались представления о перечне и многообразии профессий, предприятий в городе Белгороде. Дети ознакомились с профессиональными функциями многих профессий, что позволило им отражать свои знания в творческих играх в группе, рассказах, рисунках, поделках.

Библиографический список

  1. Красновский Л.И. Опыт ранней профориентации // Дошкольное воспитание. 1991. №10. С.39-44.
  2. Ранняя профориентация дошкольников: Пособие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с промышленными предприятиями города Пензы / Авт.-сост.: Ежова Л.В., Зерова С. В., Поршнева И.О. и др. Пенза, 2014. 103 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у старших дошкольников математических представлений посредством русских народных сказок.

Особая роль скакзки состоит в том, что она делает процесс обучения эмоциональным и действенным. Таким образом, можно сказать, что сказка представляет собой многословное, сложное, педагогическое явлени...

Формирование мотивации старших дошкольников обучению грамоте посредством дидактической игры.

Формирование мотивации старших дошкольников обучению грамоте посредством дидактической игры.Формирование мотивации старших дошкольников обучению грамоте посредством дидактической игры.  Картотека...

Формирование у старших дошкольников математических представлений посредством русских народных сказок

Трудно представить мир ребёнка без сказки. «Детство» и «сказка» — понятия неотделимые. Однажды придя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память......

Консультация для воспитателей «Ознакомление старших дошкольников с профессиями посредством информационно - коммуникационных технологий».

Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Уважаемые коллеги,...

«Формирование у старших дошкольников естественнонаучных представлений посредством экспериментальной деятельности».

Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоят...

Опытно - практическая работа "Формирование у старших дошкольников выразительности речи посредством организации театрализованных игр"

В опытно - практической  работе рассмотрены актуальность, теоретические и практические аспекты развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. В Приложении дано перспективное...

Формирование у старших дошкольников основ безопасности посредством продуктивной деятельности.

Продуктивная деятельность - самый результативный метод для закрепления пройденного материала по ознакомлению с правилами безопасности, возможность отразить свои впечатления и опыт, передать образы воо...