Формирование у дошкольников представлений о профессиях посредством организации проектной деятельности.
статья

Кудерышкова Ирина Александровна

Статья описывает опыт организации проектной деятельности с детьми средней группы детского сада в рамках знакомства с профессиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Состояние общества во многом зависит от занятости населения в нем различных сферах деятельности, которые определяются областями труда. Залогом успеха любого труда можно считать наличие таких факторов как интерес, развитие способностей и индивидуальные возможности каждого отдельного человека.

Одним из продуктивных направлений трудового воспитания детей в частности и социально-коммуникативного развития в целом можно считать раннюю профориентацию детей, начиная с дошкольного возраста. Цель ранней профориентации видится в том, чтобы активизировать у детей интерес к профессиональной деятельности взрослых и вызывать эмоциональное отношение к возможности успешно реализоваться в каком-либо виде деятельности.

Возраст дошкольного детства является подходящим для данного направления, что закреплено целевыми ориентирами, обозначенными в ФГОС ДОО: на этапе завершения дошкольного детства ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. (раздел 4 п.4.6) [8]

Многочисленные исследования психологов (Л.И.Божович, Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев) [2, 9] указывают на интенсивное развитие в дошкольном возрасти мотивационной сферы личности. Этот возрастной период связан с пробуждением у детей интереса к миру взрослых, стремлению соответствовать и желанию скопировать деятельность, вызывающую одобрение. Следовательно, интерес к новым видам деятельности в т.ч. трудовой выходит на первый план. Буре Р.С. указывает, что начинать трудовое воспитание детей становится целесообразным с момента возникновения у них потребности в самостоятельной деятельности [3].

Также следует учитывать, что организация деятельности педагогов дошкольного образования, направленная на раннюю профориентацию детей, ни в кое случае не должна выходить за рамки данной ступени возрастного развития. Для этого требуется постановка конкретных посильных задач, которые возможно реализовать адекватными возрасту методами и формами. Следует помнить, что ранняя профориентация детей не несет в себе ориентира на выбор профессии ребенком-дошкольником. Она предполагает возможность формирования ценностно-смысловой компетенции как запускающего механизма успешного включения в социум и создания предпосылок дальнейшего профессионального самоопределения на следующей ступени образования.

В современном мире появилось большое количество профессий, обусловленных прогрессом в науке и технике. Профессии же, имеющие важное значение в социуме в любые исторические времена, стали отходить на второй план. Подрастающее поколение теряет к ним интерес, а зачастую вовсе проявляет пренебрежительное отношение. Поэтому в период дошкольного детства, когда дети еще являются белым листом и начинают социализироваться хотелось бы обратить их внимание на профессиональные занятия людей, окружающих их повсеместно. Программой дошкольного образования предусмотрено знакомство детей с профессиями, входящими в зону окружения детей.

Кроме того, программа дошкольного образования определяет наиболее

существенные для реализации содержания виды детской деятельности [1]. Для реализации содержательного компонента проектов по ранней профориентации наиболее продуктивными представляются игровая, познавательно-исследовательская и коммуникативная деятельность. Другие виды деятельности выступают вспомогательными, но являются не менее важными.

Об игре В.А.Климов [5] говорит как о способе овладения «основными смыслами» человеческой деятельности, а также как первое знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя и т. д.). Также автор указывает на важность организации трудовой деятельности ребенка, доступной его возрасту, в процессе развития качеств личности, обуславливающих будущую профессиональную деятельность.

Коммуникативная деятельность, по большей части, направлена на организацию сотрудничества ребенка и взрослого, приобщение к социокультурным нормам, развитие эмпатии. На необходимость формирования у ребенка эмоционального отношения к профессиональному миру указывает Н.Н.Захаров [4]. Данная цель достигается за счет создания вокруг ребенка среды, в которой он мог бы испробовать себя и свои возможности.

Познавательно-исследовательская деятельность позволяет ребенку познать мир путем первооткрытия. Еще Л.С.Выготский указывал на то, что «чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»

Рассмотрим, как организация выделенных видов деятельности позволяет педагогу детского сада реализовывать проект по ранней профориентации на примере проекта «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с профессиями». Данный проект был реализуется долгосрочно, в период с октября по апрель. Его целью является знакомство детей с представителями разных профессий, спецификой их работы; выполняемыми ими трудовыми операциями, орудиями труда, специальной техникой. Для реализации поставленной цели изначально разрабатывается план мероприятий. План предполагает ежемесячное погружение детей в какую-либо профессию, которая входит в зону понимания. Заключительные мероприятия в мае предполагают подведение итогов проекта обобщение знаний детей.

Ежемесячные мероприятия выстраиваются в соответствии с задачами:

1. Вызвать у детей интерес к профессиям взрослых из ближнего окружения; 2. Формировать знания о роли людей разных профессий в обществе;

3. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

Для достижения положительного результата при реализации поставленных задач следует обратить внимание на соблюдение следующих условий:

Во-первых, организуются занятия познавательной направленности, на которых детям предлагается решить найти выход из знакомой проблемные ситуации. Как только проблемная ситуация становится игровой и значимой для детей можно приступать к совместному поиску путей решения. Например, выбрать подходящего помощника (человека – представителя какой-либо профессии) или подобрать подходящую спецодежду, инвентарь, транспорт. Вот как это может быть организовано. Совершая путешествие по супермаркету, дети неожиданно узнают, что они потерялись. Им известно только, что пока они разглядывали румяную выпечку, мама ушла за колбасой. Детям предстоит сориентироваться в магазине и найти маму. Для решения сложившейся проблемы принято решение обратиться к продавцу и узнать дорогу. Продавец предлагает детям карту магазина с обозначенными продуктовыми отделами (хлебный, молочный, овощной и мясной). Дети по товару определяют отдел, в котором они находятся (хлебный отдел) и отдел, в который ушла мама. Затем по предложенной схеме прокладывают путь.

Во-вторых, каждое занятие необходимо наполнить играми разного вида, но обязательно профессиональной направленности. Например, когда дети знакомятся с профессией водителя, то выясняют, что водить машину может не каждый, а только тот, кто хорошо ориентируется на дороге, разбирается в видах машин и знает правила. Поэтому для такого занятия мы подберем:

  • подвижную игру (например, «Автомобили») т.к. она позволяет отработать навыки ориентировки в пространстве;
  • настольно-печатную игру (например, «Собери знак») т.к. помогает сориентироваться детям в символике;
  • речевую игру (например, «Объясни отличия») т.к. она способствует выражению полученных в ходе анализа информации детских умозаключений.

В-третьих, занятие превращается в познавательную деятельность, когда вокруг начинает расцветать соответствующая предметно-пространственная среда. В связи с этим немаловажно предложить детям изготовить различные атрибуты профессий. Например, при знакомстве с трудом пожарного попробуйте максимально быстро организовать перемещение пожарной бригады со всем необходимым инвентарем к месту возгорания. Пробудите в детях желание смастерить пожарную машину и наполнить ее всеми необходимыми предметами-помощниками (шланг, лестница, огнетушитель).

Для полноты результата важным условием также является проведение мероприятий в единой системе. Реализация системного подхода в данном случае позволяет пробудить у детей стойкий интерес к профессиям, повысить их долю активности в самостоятельно организованной деятельности, обогатить активный словарь терминологией на выбранную тему проектной деятельности. начало формироваться уважительное отношение к труду (дети стали проявлять трудовую активность в группе) и стали проявляться положительные эмоциональные оценки, которые были ярко раскрыты во время проведения итоговых бесед и рисования на тему «Кем я хочу быть».

Данный проект наглядно показал актуальность ранней профориентации

детей, ее значимость не только в воспитании подрастающих членов общества, но и в установке общих ориентиров образования. Идеи реализации проектов по ранней профориентации широко представлены в изданиях современными педагогами, труды которых указаны в списке литературы [6, 7].

Список литературы

  1. Атарова А.Н. Детские виды деятельности в образовательном процессе детского сада / А.Н.Атарова [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskie-vidy-deyatelnosti-v-obrazovatelnom-protsesse-detskogo-sada - (дата обращения: 01.05.2022)
  2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 2011. - 365 с.
  3. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 144с.
  4. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. – Москва : Просвещение, 1988 – 272 с.
  5. Климов В.А.Психология профессионального самоопределения / Е.А.Климов. – Москва: Академия, 2010 – 304 с. 
  6. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий / В. П. Кондрашов. – Балашов : Николаев, 2012. – 125 с.
  7. Кузнецова, Г. Н. Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ / Г. Н. Кузнецова. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 916 Кб). – Челябинск : ЧИППКРО, 2021.  
  8. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»

[Электронный ресурс] URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=330197 (дата обращения: 02.05.2022)

  1. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений - 5-е изд., стереотип.- М: Издательский центр «Академия», 2001.-336с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "О формировании у дошкольников представлений о профессиях посредством дидактических игр"

Представляю консультацию для воспитателей, раскрывающую ценность дидактических игр по формированию у детей знаний о профессиях, а так же предлагаю ряд авторских игр по данной теме....

Проект «Формирование ценностного отношения к объектам живой природы, посредством организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Образец проекта - как можно сформировать у детей старшего дошкольного возраста ценностное отношение к объектам живой природы, через организацию проектной деятельности. В проекте дан алгоритм составлен...

отзыв на презентацию опыта работы по теме "Развитие инициативности старших дошкольников посредством организации проектной деятельности"

отзыв на презентацию опыта работы по теме "Развитие инициативности старших дошкольников посредством организации проектной деятельности"...

Отзыв на презентацию опыта работы "Развитие инициативности старших дошкольников посредством организации проектной деятельности".

Презентация опыта работы проходила в рамках единого методического дня "Инновационные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста" ( в рамках реализации инициативного про...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе культурных традиций ближайшего социального окружения посредством организации проектной деятельности.

В данной статье рассмотрены проблема духовности и воспитания культуры у детей дошкольного возраста. Представлена система работы с воспитанниками и родителями ДОУ на основе возрождения, сохранения и со...

Формирование у старших дошкольников представлений о профессиях посредством промышленного туризма

Ранняя профориентация ребенка опирается на начальный уровень обучения ребенка, что в конечном итоге приводит к развитию социально адаптированной личности, подготовленной к жизни....

Формирование у старших дошкольников представлений о родном городе через проектную деятельность.

Статья предназначена для воспитателей детских садов. С ее помощью можно проследить, как можно познакомить старших дошкольников с родным городом и вовлечь в эту работу родителей....