Семинар Ознакомление детей с художественной литературой
методическая разработка на тему

Кривчикова Ирина Юрьевна

 Ознакомление детей с художественной литературой в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_oznakomlenie_detey_s_khudozhestvennoy_literaturoy.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ»

Детская книга при всей ее внешней простоватости — вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство — детская книжка!
А. Токмаков

Цель: совершенствование системы работы педагогов по ознакомлению детей с художественной литературой

Задачи

  •  Цели и задачи ФГТ
  •  Задачи программы по возрастным группам
  •  Методы, приемы и формы работы

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Эта образовательная область тесно связано с образовательной областью Коммуникация, так как богатство речи ребенка во многом зависит от чтения. Проблемы с детским чтением обусловлены теми же причинами, что и коммуникационные проблемы. Однако не только. Изменилось и наше общество, которое мы когда-то называли самым читающим в мире. Меньше читают родители (по разным причинам) – меньше читают и дети. Самое главное – у многих детей не возникает интереса к чтению, и родителям приходится их «заставлять» читать, что, конечно же, не способствует у ребенка возникновения интереса к книгам. Впрочем, изменились и сами книги. Появились новые носители информации. Читать можно и на электронных носителях, и это во многом помогает получать информацию. В то же время крайне важно, чтобы в детстве у ребенка были красочные книги со сказками, истории о природе, культуре, науке. И здесь возникает еще один вопрос: как правильно отобрать книги? Ведь далеко не все современные детские книги способствуют развитию литературной речи и художественного вкуса. По нашим наблюдениям, многие современные дети не знают героев старых добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. Конечно, у каждого времени – свои литературные герои, но неслучайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством. Все эти проблемы педагогам предстоит решать, реализуя на практике образовательную область «Чтение художественной литературы», которая направлена «на

Содержание образовательной области ФГТ «Чтение художественной литературы»

Цель:  формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг

Задачи:

  • Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений
  • Развитие литературной речи
  • Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

      Все образовательные области, как указывается в ФГТ, связаны друг с другом: читая, ребенок познает, познавая, черпает информацию из книг, рассказывает о том, что узнал, взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего.

        Художественная литература играла большую роль в развитии детей дошкольного возраста. Общеизвестно воздействие литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы родного языка.

ЗАДАЧИ  ДЕТСКОГО  САДА   ПО  ОЗНАКОМЛЕНИЮ  ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Значение детской художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношения к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Детский сад должен  знакомить детей с лучшими произведениями и на этой основе решать целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного,  умственного, эстетического воспитания.

Развитие эстетического восприятия очень заметно в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую черту художественного восприятия ребенка, как активность, яркие сопереживания с героями произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

       Художественное произведение привлекает детей не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание с героями, умение следить за развитием сюжета, сопоставление с реальными событиями помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста – перевертыши, небылицы.  Недостаточное развитие отвлеченного мышления затрудняет восприятие таких жанров, как басня, пословица, загадка. В понимании смысла подобных литературных форм детям нужна помощь взрослого.

Исследователи отмечают, что дошкольники способны увидеть некоторые особенности формы литературного произведения, устойчивые обороты речи в сказке, ритм, рифму и др. Восприятие литературного материала зависит от некоторых индивидуальных особенностей, склонностей детей: они избирательно относятся не только к содержанию (одни любят волшебные сказки, другие — рассказы о военных), но и к форме (одни предпочитают напевные, мелодичные стихи, другие — стихи с резким маршевым ритмом и т. д.). Установлена способность дошкольников к овладению поэтическим слухом, они уже могут понять основные различия между прозой и поэзией.

Старшие дошкольники под воздействием целенаправленного руководства воспитателей могут увидеть эмоциональное единство произведения и его художественной формы, найти образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами, а потом они и сами будут придумывать их.

Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой строятся с учетом этих возрастных особенностей эстетического восприятия.

Воспитатель должны познакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение детьми содержания произведений, правильное их понимание — важная программная задача детского сада. Часть произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные формы), часть — уметь передать близко к тексту (пересказать).

Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая его, ребенок должен не только усвоить содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые передает автор. Важно также учить детей сопоставлять изображенное в книгах с фактами жизни.

В детском саду формируются также некоторые элементарные умения анализа произведений — их содержания и формы. К моменту перехода в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении), высказать свое отношение к ним (кто нравится и почему); определить форму произведения (стихотворение, рассказ, сказка); уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).

Нужно воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Важно выработать правильное отношение к книге и чтению. Необходимо воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом, навыки аккуратного обращения с книгой. Детский сад должен воспитать у детей тягу к книге, любознательность, желание и умение   поделиться   впечатлениями   о   прочитанном.

В дошкольной педагогике и детской литературе на основе общих положений эстетики разработаны требования к художественным произведениям для детей (тематика, содержание, язык, объем) и оформлению книг, а также принципы составления репертуара для чтения детям1.

Воспитателям нужно знать, с какими произведениями знакомились дети в предыдущих возрастных группах, чтобы постоянно закреплять их. В начале года нужно просмотреть программу предыдущей   группы   и   наметить   материал    для     повторения.

Важно воспитателям посещать эпизодические или постоянные выставки книг, встречи детских писателей и иллюстраторов с активом воспитателей, которые устраиваются при библиотеках, центральных методических кабинетах и т.  д.

Задачи ознакомления детей с художественной литературой по коррекционно-речевой программа Н.В.Нищевой

Младшая группа

  • Вырабатывать правильное отношение к книге и  чтению, воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.
  • Воспитывать навыки слушания, формировать эмоциональный отклик на содержание
  • Учить понимать вопросы по прочитанному и отвечать на них.
  • Учить договаривать слова и фразы в отрывках их знакомых произведений, рассказывать с помощью взрослого и со зрительной опорой знакомые сказки.
  • Формировать навык рассматривания иллюстраций, учить соотносить их с текстом.

1 квартал

  • Воспитывать правильное отношение к книге и чтению, навык аккуратного обращения с книгой
  • Воспитывать навык слушания, формировать эмоциональный отклик
  • Формировать навык рассматривания иллюстраций, соотнесение их с текстом
  • Обучение пониманию вопросов по прочитанному
  • Обучение договариванию слов и фраз при слушании отрывков из знакомых сказок.

2 квартал

  • Воспитывать правильное отношение к книге и чтению, навык аккуратного обращения с книгой
  • Совершенствовать навык слушания
  • Совершенствовать навык рассматривания иллюстраций, соотнесение их с текстом
  • Развивать понимание вопросов по прочитанному
  • Совершенствовать навык  договаривания слов и фраз при слушании отрывков из знакомых сказок.

3 квартал

  • Совершенствовать навык аккуратного обращения с книгой
  • Совершенствовать навык слушания
  • Совершенствовать навык рассматривания иллюстраций, соотнесение их с текстом
  • Развивать понимание вопросов по прочитанному
  • Совершенствовать навык  договаривания слов и фраз при слушании отрывков из знакомых сказок, рассказывания знакомых сказок со зрительной опорой (по серии картинок) и с помощью взрослого.

Средняя группа

  • Учить слушать сказки, рассказы, стихи, произведения малых фольклорных форм и с помощью педагога правильно понимать их содержание
  • Воспитывать чувство языка, учить понимать мелодику русской речи, эмоционально реагировать на прочитанное
  • Совершенствовать навык рассматривания иллюстраций к литературным произведениям и умение соотносить их с текстом
  • Учить понимать вопросы к литературным произведениям, отвечать на них, задавать простые вопросы
  • Формировать навык пересказа хорошо знакомых сказок и небольших рассказов со зрительной опорой и с помощью взрослого

1 квартал

  • Воспитывать навык слушания литературных произведений, формировать эмоциональный отклик на них
  • Воспитывать правильное отношение к книге, формировать навык аккуратного обращения с ней
  • Совершенствовать навык рассматривания иллюстраций и соотнесение их с текстом
  • Формировать умение понимать вопросы к литературному произведению и отвечать на них с помощью взрослого
  • Формировать навык договаривания предложений при пересказе знакомой сказки («Три медведя») вместе со взрослым и со зрительной опорой

2 квартал

  • Продолжать формировать навык слушания литературных произведений, формировать эмоциональный отклик на них
  • Совершенствовать навык аккуратного обращения с книгой
  • Совершенствовать навык рассматривания иллюстраций и соотнесение их с текстом
  • Совершенствовать умение понимать вопросы к литературному произведению и отвечать на них. Задавать вопросы  с помощью взрослого
  • Формировать навык  пересказа знакомой сказки («Заюшкина избушка») и небольшого рассказа  со зрительной опорой и помощью взрослого

3 квартал

  • Совершенствовать навык слушания литературных произведений, формировать эмоциональный отклик на них и личностного отношения к персонажам
  • Совершенствовать навык аккуратного обращения с книгой
  • Формировать интерес к слову в литературном произведении
  • Совершенствовать навык рассматривания иллюстраций и соотнесение их с текстом
  • Развивать умение понимать вопросы к литературному произведению и отвечать на них, задавать вопросы  с помощью взрослого
  • Формировать навык  пересказа знакомой сказки («Гуси-лебеди») и небольшого рассказа  со зрительной опорой и помощью взрослого
  • Формировать умение определять литературные жанры (стихи, загадки, проза)

Старшая группа

  • Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать свое отношение к прочитанному
  • Знакомить с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений
  • Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках
  • Формировать интерес к художественному оформлению книг, совершенствовать навык рассматривания иллюстраций. Учить сравнивать иллюстрации разных художников к одному произведению

1 квартал

  • Развитие интереса к художественной литературе, совершенствовать навык слушания литературных произведений, формировать эмоциональную отзывчивость
  • Формировать умение высказывать свое отношение к прочитанному, поступкам героев
  • Знакомить с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихов
  • Обучать выразительному чтению стихов. Привлекать к участию в инсценировках
  • Формировать интерес к художественному оформлению книг, совершенствовать навык рассматривания  и соотнесение их с текстом
  • Совершенствовать  умение понимать вопросы к литературному произведению и отвечать на них с небольшой помощью взрослого
  • Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и небольших текстов  по данному педагогом плану или коллективно составленному плану

2 квартал

  • Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе, совершенствовать навык слушания литературных произведений, осознание языковых средств выразительности
  • Совершенствовать умение высказывать свое отношение к прочитанному, описывать внешний вид героев, их поступки, переживания
  •  Развитие художественно-речевых исполнительских умений, привлечение к участию в инсценировках, обучение выразительному исполнению ролей.

3 квартал

  • Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и активного тяготения к книге, красоте художественного. Воспитывать способность воспринимать красоту художественного произведения; любовь к прекрасному, доброму, справедливому
  • Совершенствовать умение высказывать свое отношение к прочитанному; формировать умение сопереживать тому, что происходит в рассказе, сказке, стихотворении.
  •  Развитие художественно-речевых исполнительских умений, привлечение к участию в инсценировках, обучение выразительному исполнению ролей.

Подготовительная группа

  • Развивать интерес к художественной литературе и чтению Учить высказывать суждения, оценку прочитанного произведения, поступков героев, художественного оформления книги.
  • Развивать чувство языка, обращать внимание детей на образные средства, прививать чуткость к поэтическому слову, любовь к родному языку
  • Сформировать умение выразительно декламировать стихи
  • Сформировать умение определять жанр литературного произведения (сказка, рассказ, стихотворение)
  • Совершенствовать навык пересказа небольших рассказов, знакомых сказок по данному или коллективно составленному плану. Обучать пересказу рассказов с изменением лица рассказчика
  • Развивать творческие способности в инсценировках, играх-драматизациях, театрализованных играх и других видах исполнительской деятельности по сказкам «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка»  и т.д.

1 квартал

  • Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению, к произведениям российских и зарубежных детских поэтов и писателей, к произведениях фольклора русского и других народов. Формировать умение высказывать суждение, оценку прочитанного произведения, поступков героев, художественного оформления книги
  • Развивать чувство языка, формировать умение обращать внимание на образные средства. Формирование чуткости к поэтическому слову. Воспитывать любовь к родному языку.
  • Формировать умение определять жанр литературного произведения (сказка, рассказ, стихотворение)
  • Развивать творческие способности в инсценировках, играх-драматизациях, театрализованных играх и другие виды исполнительского искусства по сказке «Василиса Прекрасная»

2 квартал

  • Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению как основе фундамента личностной культуры. Формировать умение видеть красоту, добро, истину в литературных произведениях и следовать положительному примеру. Развивать эмоциональную отзывчивость на прочитанное.
  • Совершенствовать умение определять жанр литературного произведения (сказка, рассказ, стихотворение)
  • Дальнейшее развитие творческие способности в инсценировках, играх-драматизациях, театрализованных играх и другие виды исполнительского искусства по сказке «Царевна-лягушка»

3 квартал

  • Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению
  • Ознакомление с творчеством поэтов и писателей (А.С.Пушкин, С.Я.Маршак, К.Чуковский, С.В.Михалков, А.Барто, Е.Чарушин, В.Сутеев и др.)
  • Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев
  • Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи
  • Формировать желание принимать участие в инсценировках, играх-драматизациях, театрализованных играх и другие виды исполнительского искусства по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке». Развивать творческие способности детей

Методы,  приемы  и формы работы

        Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову. Для работы по развитию речи  используются разнообразные методы и приемы. Самый распространенный из них – чтение художественной литературы, т.е. дословная передача текста. В старшей группе мы учим детей при чтении литературных произведений замечать выразительные средства речи. Дети старшего возраста уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Знакомя детей с жанром рассказа, мы раскрываем перед ним общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращаем их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Дети также должны понимать и оценивать поступки героев.

Другой метод – это рассказывание, т.е. более свободная передача текста. Для лучшего понимания произведения мы проводим инсценировки по прочитанным произведениям. После чтения сказки или рассказа мы обязательно беседуем и пересказываем услышанное. При чтении художественной литературы обязательно используем наглядные приемы обучения (показ предмета, игрушки, иллюстрации).

        Дидактические игры – это хороший способ для закрепления знаний детей при ознакомлении с художественной литературы. Они являются практическим методом в работе с книгой. В частности, дети очень любят собирать пазлы по уже знакомым произведениям. Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи.

        Для закрепления прочитанных произведений можно дать детям задание нарисовать свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, а затем организовать выставку работ. Полезно посещать театр с детьми. Ребята очень эмоционально реагируют на театральные постановки по мотивам уже прочитанных литературных произведений.

        Благодаря использованию разнообразных методов и приемов при ознакомлении детей с художественной литературой происходит повышение интереса ребенка к книге.

Методы ознакомления детей с произведением

Самый распространенный метод—чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Небольшие произведения воспитатель читает детям наизусть, при этом достигается наилучший контакт с аудиторией. Большая же часть произведений читается по книге. Бережное обращение воспитателя с книгой в момент чтения является примером для детей. Следующий метод—рассказывание, т.е. более свободная передача текста (допускается сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и т. д.). Таким способом знакомят детей со многими сказками, некоторыми познавательными рассказами, газетными или журнальными материалами (в подготовительной группе). На занятиях применяют также различного рода инсценировки, помогающие полюбить то или иное произведение, усвоить его. Метод заучивания наизусть применим к небольшим стихотворениям. Часто на одном занятии используют различные методы. Основой всех методов ознакомления с художественной литературой является выразительное чтение воспитателя. Выразительное чтение помогает донести интерпретацию художественного произведения воспитателем, что может усилить или уменьшить влияние этого произведения на детей. Поэтому выразительное чтение требует от воспитателя серьезной предварительной подготовки: разбора произведения и тренировочного чтения вслух1, длительных тренировочных   упражнений.

Выразительное чтение часто сопровождается показом разнообразного наглядного материала. В этом случае воспитателю нужно заблаговременно потренироваться, добиваясь четкой связи текста и показа наглядного материала (расстановка силуэтов или игрушек в настольном театре, смена кадров диафильма и т. д.).

Методы

  • Чтение
  • Заучивание наизусть
  • Инсценировки
  • Рассказывание

Приемы

      Художественное произведение как произведение искусства ценно непосредственным воздействием на ребенка. Эмоциональное непосредственное повествование, где мораль естественно вытекает из действий и поступков героев, самостоятельно усваивается детьми.

      Назначение многих методических приемов – облегчить детям процесс слушания и понимания, помочь запомнить произведение, глубже пережить его.

  • Выразительное чтение
  • Повторность чтения (вызвало интерес у детей, яркие отрывки из большого пр-ия)
  • Выборочное чтение (прием лучшего усвоения текста: отрывков, песенок, концовок)
  • Показ игрушки, другого наглядного  материала
  • Словесные приемы (напоминание сходного случая из жизни, вспоминание произведений, близких по содержанию и т.д.) Детям надо дать дослушать все произведение….
  • Вопросы
  • Объяснение непонятных слов (не прерывая чтение)
  • Использование эпитетов
  • Рассматривание иллюстраций
  • Сравнение иллюстраций
  • Ввод новых слов (страница, обложка, автор, название, иллюстрация, строчка)
  • Беседа по произведению
  • Закрепление правила обращения с книгой
  • Дидактические игры
  • Пазлы
  • Рисование по мотивам произведений

Формы работы

  • Работа в книжном уголке : организация, оформление, дополнения  книжного уголка; тематическая смена материала; подбор по жанрам; «лечение» книг.
  • Внесение образных игрушек-персонажей знакомых сказок, произведений (мл, ср. гр.)
  • Использование разных видов театра
  • Слушание записей музыкально-литературных инсценировок
  • Использование художественного слова во время наблюдений на прогулках
  • «Театральная мастерская» (изготовление персонажей, декораций)
  • Литературные викторины, праздники, КВН
  • Посещение театров
  • Творческие вечера «У бабушки-загадушки», «Чуколядния», «Сказка в гости к нам пришла» и т. д.
  • Тематические занятия, вечера («А.С.Пушкин – сказочник», «Осень в творчестве поэтов», «Воспоминания о лете» и т.д.)
  • Настольно-печатные игры «Узнай сказку по картинке», «Из  какой сказки отрывок», «Волшебные кубики»
  • Драматизации литературных произведений
  • Постановки спектаклей
  • Праздники, утренники, развлечения
  • Сказочный сундучок (внесение элементов костюмов, декораций, атрибутов)
  • Уроки доброты
  • Интегрированные занятия
  • Тематические дни, недели
  • Проекты
  • Чтение
  • Заучивание
  • Рассматривание иллюстраций
  • Знакомство с творчеством поэта, писателя …
  • Ситуативный разговор о….
  • Экскурсия в библиотеку

Оформление книжного уголка

Младшая группа

Центр «Здравствуй, книжка»
младшая группа

  • Стеллаж для книг
  • Стол, стулья, диван, ширма
  • Ширма для настольного театра
  • Коврограф
  • Книги по программе
  • Любимые детские книги
  • Книжки-малышки
  • Книжки-игрушки
  • Разные виды театров

Средняя группа

  • Стеллаж или открытая витрина для книг
  • Стол, стулья, диван
  • Книги по программе
  • Любимые детские книги
  • Сменяемые детские журналы
  • Детские энциклопедии
  • Книжки-малышки с фольклорными произведениями
  • Книжки-раскраски по темам
  • Книжки- самоделки
  • Аудио- и видеодиски с записями литературных произведений

Старшая группа

  • Стеллаж или открытая витрина для книг
  • Стол, стулья, диван
  • Книги по программе
  • Любимые детские книги
  • Сменяемые детские журналы
  • Детские энциклопедии, справочники, словари, словарики
  • Книги по интересам о достижениях в различных областях
  • Книги с фольклорными произведениями
  • Книжки-малышки с фольклорными произведениями
  • Книжки-раскраски по темам
  • Книжки- самоделки
  • Аудио- и видеодиски с записями литературных произведений
  • Диапроектор, экран

Подготовительная группа

  • Стеллаж или открытая витрина для книг
  • Стол, стулья, диван
  • Книги по программе
  • Любимые детские книги
  • Сменяемые детские журналы
  • Детские энциклопедии, справочники, словари, словарики
  • Книги по интересам о достижениях в различных областях
  • Книги с фольклорными произведениями
  • Книжки-малышки с фольклорными произведениями
  • Книжки-раскраски по темам
  • Книжки- самоделки
  • Аудио- и видеодиски с записями литературных произведений
  • Диапроектор, экран
  • Репродукции, иллюстративный материал, альбомы «Знакомим с натюрмортом, с пейзажем» и т.д.
  • Картотеки загадок, скороговорок, пословиц, поговорок

Рекомендуемая детская художественная  литература

Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7  лет) Н.В. Нищевой

  • Ср.гр – стр.44
  • Ст.гр – стр. 118
  • Подготовительная – стр. 210
  •  Программа «Радуга» «Учусь говорить» по возрастным группам
  •  Программа воспитания и обучения в детском саду

21 марта

Всемирный День поэзии

2 апреля

Международный День детской книги

День рождения великого сказочника Андерсена

27 мая

Всероссийский День библиотек

ЗАДАНИЕ к педсовету 19.04.2012

  1. Повторить задачи
  2. Сообщения:

- «Использование иллюстраций при чтении литературных произведений»

- Методика заучивания стихов –

- Использование художественной литературы вне занятий –

3.  Картотека пословиц, поговорок, стихов загадок  о книгах и чтении.

4. Планирование работы по ознакомлению детей с художественной литературой на октябрь месяц: перспективное (заучивание, рассказывание, пересказ, чтение),   календарное (1 занятий в месяц в мл., ср., в ст., подгот. в неделю 0,5 занятия по ознакомлению с художественной литературой); сделать план тематической недели; («Система коррекционной работы в логопедических группах» Н.В. Нищевой )

__________________________________________________________________

ЛИТЕРАТУРА

  1. 1. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе  для детей 4 – 7 лет с общим недоразвитием речи. – СПб:ДЕТСТВО-ПРЕСС:2009.
  2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 336 с.
  3. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада/ О.С. Ушакова, А.Г.  Арушанова, А.И. Максакова и др., Под ред. О.С. Ушаковой – М.: Изд-во Совершенство, 2001. – 308 с.
  4. Творческое рассказывани: обучение детей 5 – 7 лет/ авт.-сост. Л.М. Граб. – Изд. 2 – е. – Волгоград: Учитель, 2012. – 136 с.
  5. Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года)
  6. Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников. – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2006, - 232 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению детей с художественной литературой «Волшебник и друг детей» (знакомство с творчеством Н.Носова)

Цели: познакомить детей с творчеством Н.Носова;Посредством рассказов «Автомобиль» и «Метро» закрепить правила поведения на улице; расширить представления о транспортных средствах; побуждать детей...

Стихи поэтов России «Детям о детях». Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой «По секрету всему свету»

Стихи поэтов России «Детям о детях». Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой «По секрету всему свету»...

Почитайте детям. Список художественной литературы для детей

Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям пр...

Образовательная область – « Художественно – эстетическое развитие» Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой подготовительной группы на 2022 - 2023 год.

Образовательная область – « Художественно – эстетическое развитие»Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей   с художестве...