Метод.объединение "Использование технологии деятельностного подхода в практической деятельности с детьми"
презентация к уроку по теме
Деятельностный подход - это:
Ø Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.
Ø Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация мо | 1.86 МБ |
деятельностный подход | 90 КБ |
игра | 32 КБ |
сюжетно-ролевая игра | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Деятельностный подход - это:
- Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.
- Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Ставит следующие задачи перед педагогом:
- Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;
- Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
- Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Ситуация воспитывающей деятельности
должна содержать в себе:
- Социальные факторы, инициирующие возникновение разнообразных духовных потребностей и формирования мотивов общественно полезной и лично значимой созидательной деятельности, требующей непрерывного рефлексии;
- Возможность и необходимость осуществления различных видов подобной деятельности, требующих творчества, непрерывного поиска новых задач, средств, действий, волевых актов субъектов деятельности, общения, активной жизненной позиции, принципиальности, познавательности в отстаивании своих взглядов, готовности не только следовать к намеченной цели, но и конструировать новые, более интересные и продуктивные цели и смыслы уже в процессе деятельности.
Деятельность должна быть лично значимой и общественно полезной.
Принципы деятельностного подхода:
- принцип субъектности воспитания;
Воспитанник - не объект воспитательно - образовательного процесса, не просто исполнитель, он – субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация. Воспитание при этом понимается как « восхождение к субъектности».
Какую же реальность представляет собой «субъект» в психологии и
- принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
Виды ведущей деятельности:
- Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослым, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Эта основная деятельность младенца обусловливается самой природой человека как общественного существа. Ребенок в этот период ориентирован на установление социальных контактов. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.
- Предметно - манипулятивная деятельность ребенка характерная для раннего детского возраста (от 1 года до3 лет). Возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план и выдвигается и становится ведущей предметно - манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но и прежде всего, общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей.
- Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3до 6 лет). Именно в сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и символической функции.
- Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет, т.е специальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности.
- принцип учета сензитивных периодов развития;
Ориентируется на сенезитивные периоды развития дошкольников как на периоды, в которые они наиболее «чувствительны» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных действий. Например, до 3 лет - сензитивный период речевого развития, 4,5- 5 лет - развития фонематического слуха. Эта ориентация обуславливает необходимость непрерывного поиска соответствующего содержания обучения и воспитания, как
предметного, так и одинакового, символического характера, а также соответствующих методов обучения и воспитания.
- принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых;
Особое значение имеет положение, сформулированное Л.С. Выготским:
« … исследуя, что ребенок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня, исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».
- принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;
Согласно теории о самоценности дошкольного периода жизни человека (теория А.В.Запорожца), основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе.
- принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;
Деятельность должна быть социально - значимой и общественно - полезной.
- принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
- принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
- принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;
Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, анализ субъекта собственных переживаний.
- принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
- принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности;
- принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.
Структура деятельности:
Итак, золотые правила деятельностного подхода:
- Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
- Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
- Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
- Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
- Учи анализировать каждый этап работы;
- Критикуя, стимулируй активность ребенка.
Предварительный просмотр:
Современные подходы к организации творческих игр дошкольников
- Педагог – партнер, носитель игровых умений и умений организованного общения в игре;
- Педагог – координатор игровых замыслов и общения детей;
- Педагог – наблюдатель за играми детей и консультант в случае возникших затруднений.
Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников
Предполагает:
- Регулярную диагностику игровой деятельности и учет ее результатов при взаимодействии с детьми в игре.
- Наличие игровой позиции, сочетающей прямые и косвенные способы взаимодействия.
- Поэтапное изменение тактики педагога.
- Отбор содержания игр на основе интересов современных дошкольников.
- Ориентация педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игре, их дальнейшее развитие.
- Создание современной предметно – игровой среды.
Игра способствует:
- в игре внимание (ориентировка) ребенка направлено не на результат действия (получение итога, как в продуктивном действии), а на его процесс и связанные с ним способы его осуществления;
- в ролевой игре в коллективе детей рождается произвольное поведение, позволяющее ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку, поскольку коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно;
- в игре дети выделяют и осознают определенные социальные нормы и требования и учатся им подчиняться; подчинение правилам в игре добровольное, что очень важно для воспитания воли (иначе говоря, игра как бы переводит требования взрослого в потребность самого ребенка);
- в игре происходит развитие произвольных психических функций дошкольника, а именно в сюжетно-ролевой игре высшие психические функции достигают такого уровня развития, который в обычной жизненной ситуации у детей пока не проявляется;
- игра способствует речевому развитию детей, поскольку для взаимодействия в игре требуется активное говорение.
Предварительный просмотр:
Тема: «Семья», «Дочки-матери»
Возрастная группа: средняя группа, старшая группа, подготовительная
группа
Задачи:
Образовательные:
- Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.
Развивающие:
- Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
Воспитательные:
- Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Активизация словаря: родственники.
Предварительная работа:
- Задание детям: узнать дома о труде родителей
- Наблюдение дома за родителями, труд, взаимоотношения.
- Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала.
- Беседа на тему «Как я помогаю взрослым» с участием Петрушки.
- Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома».
- Создание альбома «Наши папы и мамы трудятся».
- Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и последующая беседа.
- ИКТ-технологии: познавательные видеофильмы, презентации, мультфильмы, дидактические игры (на усмотрение и возможности воспитателя)
- Заучивание стихов о маме, бабушке, дедушке, папе.
- Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?».
- Рассматривание иллюстраций, и семейных фотографий.
- Рисование: «Моя семья»
- Аппликация: «Цветы для мамы»
- Лепка: «Подарок папе»
- Ручной труд: Изготовление с детьми атрибутов к игре.
- Работа с родителями: проект «Родословная» - древо моей семьи.
Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.
Предметно-игровая среда: предметы домашнего обихода, куклы.
Куклы - мальчики и девочки (несколько), коляски детские (кукольные), посуда , мебель для кукольной комнаты, сумочки, одежда для ряженья (шляпки, галстуки, косынки, пелеринки), бытовые приборы (игрушечные) – холодильник, стиральная машина, утюг, пылесос.
Игровые действия и ситуации: Игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.
Мама заботливо кормит, одевает, раздевает, укладывает спать дочку, стирает, убирает в комнате, гладит белье. Мама идет с дочкой в парикмахерскую, красиво причесывает ее, дома наряжает елочку, покупает в магазине еду, готовит вкусный обед. Приходит папа с работы, садятся ужинать.
Приходят гости. Празднуют день рождения дочки или сына.
Папа – водитель на грузовой машине (или такси). Папа – строитель на стройке.
Дочка простыла и заболела. Мама повела ее к врачу, дома ставит горчичники, дает лекарства.
Мама повела дочку на прогулку, Катаются на автобусе, катаются на качелях в парке. Приехала в гости бабушка на день рождения. Празднуют Новый год.
Мама ведет дочку в кукольный театр, в цирк, в кино, в школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная ситуация "Дежурство в уголке природы" в подготовительной группе в технологии деятельностного подхода (ФГОС)
Конспект образовательной ситуации - дежурство в уголке природы "Комнатные растения и воздух"...
Специально – организованная совместная продуктивная деятельность детей, педагогов и родителей с использованием технологии деятельностного подхода
В статье представлен материал по применению технологии деятельностного подхода в специально-организованной продуктивной деятельности детей, педагогов и родителей....
Использование технологии деятельностного подхода в организации НОД в старшей группе
Долгие годы традиционной целью образования было овладение системой знаний, умений и навыков. Память детей загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Дети хорошо выполняли задания репроду...
ДОКЛАД: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"
ДОКЛАД: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"...
Познавательное развитие детей через технологию деятельностного подхода в рамках проектной деятельности.
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимоде...
"Организационно – методические условия сопровождения профессиональной деятельности педагогов при переходе на ФГОС ДО с использованием технологий деятельностного подхода"
"Организационно – методические условия сопровождения профессиональной деятельности педагогов при переходе на ФГОС ДО с использованием технологий деятельностного подхода"...
Системно – деятельностный подход в образовательной деятельности с детьми – дошкольниками
Данный материал служит для изучения и использования педагогами в дошкольных образовательных организациях....