Использование технологии деятельностного подхода в организации НОД в старшей группе
презентация к уроку (старшая группа) на тему
Долгие годы традиционной целью образования было овладение системой знаний, умений и навыков. Память детей загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Дети хорошо выполняли задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, оставляло желать лучшего. Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность.
Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но еще важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую.
Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этому способствует применение системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.doc | 55 КБ |
tekst_prizentatsii.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Садовский детский сад общеразвивающего вида»
НОД по познавательному развитию
«Мир удивительных цветов»
Старшая группа
2014-2015уг
Воспитатель: Белоглазова Л.С.
2015 год
Конспект НОД по познавательному развитию.
«Мир удивительных цветов»
Пр. сод. Формировать у детей умения составлять и читать схемы
последовательных действий посадки цветов.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять знания об условиях необходимых для роста и развития
растений.
- Закреплять представления об экологических связях в природе,
зависимость живой природы от неживой.
Развивающие:
- Развивать качества личности: наблюдательность, отзывчивость,
самостоятельность, трудолюбие.
Воспитывающие:
- Формировать бережное отношение к природе, проявлять
самостоятельность в трудовой деятельности.
Материал демонстрационный:
Карточки: солнце, воздух, вода, почва.
Карточки:
С изображением пустого горшочка, горшочка с землёй, луковица с проросшим ростком, совок для создания углубления в земле, горшочек с землёй и посаженной луковицей, лейка, стрелки -5 шт.
Материал раздаточный: горшочки, совочки, луковицы цветов, ёмкость с большим количеством земли, лейки, фартуки, влажные салфетки.
Оборудование: магнитная доска, магниты, 2 стола сдвинутых вместе и накрытых клеёнкой.
Вход в игровую ситуацию.
Вос-ль. Ребята к нам пришли гости. Поздороваемся с ними. Они рады вас видеть и улыбаются вам. Покажите им, что вы тоже им рады, улыбнитесь.
Обращаю внимание на фото детского сада, на участке клумбы с красивыми цветами. Смотрите, какая красивая фотография. А вы знаете что это? Дети отвечают, что это наш детский сад.
Вос-ль. Конечно же, это наш детский сад, а какие цветы красивые цветут вокруг здания, прелесть. А сейчас таких цветов нет, так как была зима, потом наступила весна, снег растаял и в клумбах только сухая трава. Скучная картина, так ведь? А как можно все исправить? Что нужно для этого сделать?
Дети отвечают, что надо всем вместе посадить цветы.
Вос-ль. Конечно, ребята, я с вами согласна. А вы знаете, что необходимо растениям чтобы они хорошо росли?
Дети. Нужна земля (почва) (почва в которой находятся корни обеспечивает цветы питательными веществами.)
Выбери…(имя ребёнка) нужную карточку (карточки лежат на столе) и прикрепи её на доску.
Вос-ль. Без чего цветы не могут расти? Дети. Без воды. Спрашиваю, для чего нужна вода? Дети отвечают, что вода поит растения, умывает их. Говорю кому- нибудь из детей найти нужную карточку и прикрепить её к доске.
Вос-ль. Что ещё необходимо? Дети отвечают, что нужно солнце, ведь оно согревает растения, дает им тепло.
Выбери… нужную картинку и прикрепи ее к доске.
Задаю вопрос, как вы думаете растениям еще что то нужно? (если дети затрудняются) Я подскажу вам. Растениям (цветам) нужен воздух. Ведь он нужен всем живым для дыхания.
Выбери …нужную картинку и прикрепи ее на доску.
Вос-ль. Вот мы с вами повторили, что необходимо растениям, что бы они хорошо росли. Но ведь это не все. Для того, что бы цветы хорошо росли им что то нужно. Вы знаете? Вот допустим я посадила цветок и забыла про него. Как вы думаете, будет мой цветок расти?
Дети. Нет не будет, его надо поливать, ухаживать.
Вос-ль. Правильно, для того, что бы растения хорошо росли о них нужно заботиться. Давайте представим себя растениями.
Психогимнастика. Я растение.
Текст | Движения детей |
Представь, что ты растение малыш. Тебя посадили в землю. Ты еще очень маленький росточек. Совсем слабый, хрупкий, беззащитный. | Дети присаживаются на корточки, пригибая голову к коленям, изображая себя маленькими растениями. |
Но вот чьи то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. | Вос-ль подходит к детям, гладит их по голове. Дети начинают медленно подниматься, изображая рост цветка. |
Твои листочки подросли. Стебель стал крепким. Ты тянешься к свету. | Дети встают в полный рост, вятягивают вверх руки. |
Тебе так хорошо жить с другими красивыми цветами. | Дети покачиваются, изображая себя цветами, и улыбаются. |
Вос-ль. Вам понравилось быть растениями? Почему?
Дети. За нами ухаживали. О нас заботились.
Затруднение в игровой ситуации.
Вос-ль. Мы вспомнили условия для того, чтобы цветы хорошо за ними нужно ухаживать. Но если их не посадить. Они вырастут? Ответ детей (нет) а вы умеете правильно садить цветы? (кто-то из детей говорит, что видел как садит цветы мама или бабушка, но сам не садил)
Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации.
Вос-ль. Что нужно для посадки? Куда мы должны насыпать почву? Дети отвечают, что нужен цветочный горшок.
Выбери … нужную карточку и прикрепи ее на доску. Ребенок прикрепляет карточку с пустым горшочком на доску. Как вы думаете, что мы будем делать дальше? Прикрепляю стрелку (как обозначение следующего действия осуществляемого при посадке цветов)
Дети. Насыплем в горшок почвы.
Вос-ль. И зачем? Дети отвечают, что для растений нужна почва, чтобы цветок питался.
Выбери… нужную карточку и прикрепи ее на доску. Ребенок прикрепляет карточку с изображением горшочка с землей.
Вос-ль. Посмотрите – Я прорастила луковицу гладиолуса. Давайте ее рассмотрим. Где корешки, а где вершки?
Дети. Вершки, это зеленые ростки, а корешки внизу. Они тоненькие, как ниточки.
Вос-ль. Как мы будем сажать луковицу? Корешками или вершками?
Дети. Корешками. Спрашиваю: Почему они так думают?
Дети отвечают, что корни у всех цветов в земле. Прикрепляю стрелочку, обозначая следующее действие. Вызываю одного из детей (или по желанию), чтобы он прикрепил к доске нужную карточку. Ребенок выбирает карточку с проросшей.
Вос-ль. Что необходимо сделать, чтобы луковице было удобно находиться в земле? Ответы детей: надо сделать ямку совочком или пальчиками.
Молодцы, такая ямка называется лунка. Прикрепляю на доску стрелку, обозначая следующее действие. Говорю: выберите пожалуйста нужную карточку, и прикрепите ее. Выбрав карточку с изображением горшочка и совка, ребенок прикрепляет ее к доске.
Вос-ль. Что же будем делать дальше? Прикрепляю стрелку.
Дети. Засыплем луковицу землей, она прикроет ей корешки. Хвалю детей и предлагаю выбрать необходимую карточку. Дети выбирают картинку с изображением луковицы в горшке и прикрепляют ее к доске.
Вос-ль. Вы все сделали, чтобы наш цветок рос? Дети. Нет не все. Прикрепляю стрелку. Дети говорят, что цветок нужно полить. Спрашиваю: Что случится если цветок не полить? Ответ детей: Цветок погибнет. Растениям нужна вода, это их питание.
Вос-ль. Кто хочет найти нужную карточку? Хорошо иди… выбирай карточку. Ребенок берет карточку с изображением лейки с водой и прикрепляет ее к доске.
Вос-ль. Давайте повторим все наши действия при посадке цветов. Называем действия друг за другом. Показываю (сама или вызываю кого-нибудь из детей) веду указкой по доске.
Мы с вами составили рисуночную схему: Как правильно сажать цветы. Как вы думаете, она нам нужна?
Дети говорят, что она поможет посадить цветы, если вдруг что- то забыл, то посмотрел на нее и быстро все вспомнил. Можно рассказать и объяснить другим детям или взрослым.
Самостоятельное применение «нового» в игровой ситуации.
Вос-ль. Сейчас мы подойдем к столу и приступим к работе. (Приглашаю детей к столам, где стоит емкость с землей, цветочные горшки, совочки, луковицы цветов, лейки). Одевайте фартуки. У каждого из вас есть все необходимое для посадки цветов.
Дети приступают к работе (я контролирую) когда дети делают действия по схеме, спрашиваю, что сделал для чего и т п., обращаю внимание детей на схему. (Можно включить музыку).
Вос-ль. Молодцы, вы все сделали согласно схеме. Чтобы наши цветы хорошо росли, расскажу вам посевную приговорку. (дети вытирают руки влажными салфетками и снимают фартуки). Повторяют вместе со мной слова.
Уж ты луковка моя,
Ты не бойся что земля!
Ляжешь в лунку ты на дно!
Ничего что там темно.
К свету, к солнцу из земли
Ты росток скорей пошли!
Как весною в ранний час,
Пусть ростки взойдут у нас.
Выйдут к солнышку из тьмы:
«Здравствуй солнце это мы!»
Как вы думаете, что еще нужно цветам. Ответы детей (тепло, свет)
Давайте поставим горшочки с высаженными цветами на подоконник.
Итог занятия.
Ребята, что делали мы с вами сегодня? Дети отвечают: садили цветы.
Как вы думаете, что помогло нам справиться с посадкой цветов?
Дети. Мы составили схему, на которую можно было смотреть и видеть как правильно сажать цветы. Мы в горшочки насыпали землю, делали лунку, садили луковицу корешками вниз, присыпали землей, полили и поставили на подоконник.
Вос-ль. Это полезные и важные знания. Где они могут вам пригодиться?
Ответы детей: мы можем посадить цветы дома, научит других, как правильно садить цветы.
Как вы думаете, у нас все получилось? Дети: да.
Вы сегодня были очень дружными, старательными, внимательными. Спасибо вам!
Предварительный просмотр:
Тема: Использование технологии деятельностного подхода в организации НОД в старшей группе.
Введение.
Долгие годы традиционной целью образования было овладение системой знаний, умений и навыков. Память детей загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Дети хорошо выполняли задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, оставляло желать лучшего. Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность.
Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но еще важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую.
Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этому способствует применение системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой ФГОС ДО.
Теоретическое обоснование опыта.
Понятие системно – деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 году, как особого рода понятие. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), идеятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи).
В чем же сущность системно-деятельностного подхода? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности воспитанника и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяном своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты
Системно-деятельностный подход в корне отличается от традиционного
Традиционный подход | С-деятельностный подход |
Цель: дать детям готовые знания. | Цель: создать условия для того чтобы дети самостоятельно открыли новое знание для себя в процессе игры. |
Главным процессом является понимание. | Главным процессом является мыследействование. |
Основное средство – информация, изложенная воспитателем. | Главным средством становятся ситуации |
Содержание осваивается за счет слушания и понимания предложенной информации. | Содержание осваивается за счет действенной включенности и рефлексии в ситуации. |
Вместе с тем, технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.
Дидактические принципы системно-деятельностного подхода.
1. Принцип непрерывности.
(преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии содержания и методики)
2. Принцип целостного представления о мире.
(формирование единой картины мира)
3. Принцип деятельности.
(самостоятельное «открытие» детьми новых знаний)
4. Принцип творчества.
(максимальная ориентация на творческое начало)
5. Принцип вариативности.
(развитие способности к выбору оптимального варианта из предложенных гипотез)
6. Принцип психологической комфортности.
(снятие стрессообразуюших факторов, создание доброжелательной атмосферы).
7. Принцип минимакса.
(детям предлагается содержание образования по максимальному уровню, а дети осваивают это образование по минимальному уровню)
Золотые правила деятельностного подхода.
1. Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса.
2. Веди ребенка от собственного опыта к общественному.
3. Будь не «НАД», а «РЯДОМ».
4. Радуйся вопросу, но отвечать не спеши.
5. Учи анализировать каждый этап работы.
6. Критикуй, стимулируй активность ребенка.
Какова же позиция участников образовательного процесса при системно-деятельностном подходе?
Позиция воспитателя:
К детям не с ответом, а с вопросом.
Позиция воспитанника:
Познание мира в специально организованных условиях.
.
Актуальность.
После введения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования назрела необходимость проведения образовательного процесса в соответствие с современными требованиями, то есть. необходим был отказ от традиционной оргструктуры самого образовательного процесса, актуальным стало применение педагогических технологий, с помощью которых можно реализовать новые требования. Одной из таких технологий является технология деятельностного метода, которая применялась мною при организации НОД в старшей группе
В ходе применения технологии деятельностного подхода решались следующие задачи:
1. Создание положительной мотивации к учебной деятельности.
2. Переход от знаниевого подхода ЗУН к УУД. (универсальные учебные действия)
3. Обучение в условиях игровой ситуации.
4. Формирование способности к познанию мира в условиях жизнедеятельности.
Основные этапы технологии.
1. Введение в игровую ситуацию (1-2 мин)
- создание психологической направленности на игровую деятельность.
-проверка готовности к занятию.
- определение содержательных рамок игровой деятельности данного занятия и связь их рамками предыдущих занятий.
-повторение правил взаимодействия. Проходит в форме диалога.
2. Мотивационная игра. (3-5 мин)
- актуализация прошлого опыта.(что нам известно)
-представление реквизита используемого в игре.
-объявление педагогом правил игры.
-самоопределение и коррекция.
-распределение ролей.
-игровое действие.
-самостоятельная коррекция детьми возникших ошибок.
3 Затруднение в игровой ситуации.
-появление в деятельности ребенка затруднения и его фиксация в речи.
-выявление причин затруднения.
-фиксация детских вопросов.
-формулирование темы занятия или главного вопроса.
-целеполагание на основе детских вопросов.
4. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации.
-предметное действие, анализ или проблемное изложение в виде подводящего диалога.
-следование одному из трех направлений:
-Формирование нового в виде некоторых шагов -Вставка «новых шагов» в определенное место, существующего алгоритма, с которым дети работали во время мотивационной игры. -Прохождение усовершенствованного алгоритма с фиксацией речи с начала до конца. |
-Придумывание детьми названия самостоятельного. Далее педагог вводит термин. На основе подробного представления выявляются характерные особенности явления. Формирование в речи и согласование результатов наблюдения. -Более четкое оформление в речи результатов наблюдения. -Связь нового понятия с предыдущими понятиями. |
-Поиск более рационального способа работы и появление необходимого для этого приспособления, инструмента. Обучение пользованию с этим инструментом. Формулирование в речи нового способа действия и согласование вариантов. -Формулирование нового способа действия в виде шагов алгоритма. -Связь нового способа. |
-оформление в речи детей согласованного варианта выхода из затруднения.
-коррекция педагогом речи детей и появление нового варианта действий.
-возвращение в игровую ситуацию и доигрывание.
5. Самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях.
-работа с пособием.
-нахождение места «нового» в системе представлений ребенка.
-возможное применение «нового» в повседневной жизни.
-самопроверка и коррекция.
6. Повторение и развивающие задания.
-проведение дидактических игр не связанных с темой занятия, направленных на тренировку задатков к мыслительной деятельности.
7. Итог занятия.
-фиксация движения по содержанию.
-выяснение практического применения нового содержательного шага.
-эмоциональная оценка занятия.
-рефлексия групповой деятельности.
-рефлексия собственной деятельности.
Технологическое описание опыта.
Работа по внедрению технологии деятельностного метода велась в трех направлениях:
1. С детьми: НОД с применением технологии деятельностного метода.
2. С педагогами:
Консультация: «Реализация системно-деятельностного подхода в детском саду»
Педагогическая мастерская «НОД по познавательному развитию «Волшебный мир цветов»,
Мастер – класс«Технология деятельностного метода в организации НОД».
3. С родителями: Консультация «Особенности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»,
День открытых дверей.
Технология деятельностного метода применялась во время проведения НОД по познавательному развитию, развитию речи, математике, конструированию.
Во время НОД использовала следующие приемы:
- проблемная ситуация, ситуация затруднения.
- дидактические игры и упражнения.
- использование художественного слова.
- вопросы, ответы.
- беседа.
Так же дети выполняли индивидуальные задания.
В своей работе использовала современные образовательные технологии:
- ИКТ информационно-коммуникативные средства: компьютер, интернет, магнитофон, фотоаппарат. Использовала ИКТ в режимных моментах )показ мультфильмов, прослушивание музыкальных произведений)
- Здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика). В конце каждого занятия проводила рефлексию.
Помимо НОД проводились режимные моменты согласно циклограмме.
Важную роль в развитии самостоятельной деятельности детей играет правил организованная предметно-пространственная развивающая среда. Она строится с учетом требований ФГОС ДО и программы Т.Н.Дороновой.
Плюсы:
- Более высокий уровень образовательной деятельности.
- Повышение самооценки воспитанников.
- Формирование дружественной, доброжелательной обстановки.
Затруднения:
- Оснащение развивающей предметно пространственной среды.
- Затруднение в отборе дидактических материалов.
- Подбор методов и средств, в проведении НОД.
- Невозможность предвиденья ответов детей.
Перспективы.
В дальнейшем я планирую продолжить работу по использованию технологии деятельностного подхода в подготовительной к школе группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по образовательной области «Познание (ФЭМП) » с использованием технологии Зака, Никитина. Тема: «В поисках клада…» Старшая группа
Целями этого занятия являются следующее: 1.Формировать умение находить и выделять из общей массы данных фигур уже знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).2.Учить детей констр...
Метод.объединение "Использование технологии деятельностного подхода в практической деятельности с детьми"
Деятельностный подход - это:Ø Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики....
Специально – организованная совместная продуктивная деятельность детей, педагогов и родителей с использованием технологии деятельностного подхода
В статье представлен материал по применению технологии деятельностного подхода в специально-организованной продуктивной деятельности детей, педагогов и родителей....
ДОКЛАД: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"
ДОКЛАД: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"...
"Организационно – методические условия сопровождения профессиональной деятельности педагогов при переходе на ФГОС ДО с использованием технологий деятельностного подхода"
"Организационно – методические условия сопровождения профессиональной деятельности педагогов при переходе на ФГОС ДО с использованием технологий деятельностного подхода"...
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП с использованием технологии В. В. Воскобовича и интерактивной приставки (старшая группа) Тема: «Как Малыш Гео шел в гости к Девочке Дольке»
Цель: Совершенствовать умение различать и сравнивать геометрические фигуры по форме и размеру, группировать их по признакам, делить целое на части, сравнивать их между собой, составлять целое из часте...
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ: «В гости к Зимушке-Зиме» (старшая группа)
Цель: решение задач развития речи с помощью ТРИЗ-технологий.Задачи:1. Закрепить у детей представления о зиме, зимних явлениях, об изменениях в природном мире, о развлечениях зимой.2. Обогащать словарь...