Использование технологии деятельностного подхода в организации НОД в старшей группе
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Белоглазова Любовь Степановна

Долгие годы традиционной целью образования было овладение системой знаний, умений и навыков. Память детей загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Дети хорошо выполняли задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, оставляло желать лучшего. Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность.

Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но еще важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую.

 Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этому способствует применение системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod.doc55 КБ
Файл tekst_prizentatsii.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

                 МКДОУ «Садовский детский сад общеразвивающего вида»

           НОД по познавательному развитию

                 «Мир удивительных цветов»

                        Старшая группа

                            2014-2015уг

                Воспитатель: Белоглазова Л.С.

   

2015 год

     Конспект НОД по познавательному развитию.

                 «Мир удивительных цветов»

Пр. сод. Формировать у детей умения составлять и читать схемы

               последовательных действий посадки цветов.

                                 Задачи:

 Образовательные:

 - Расширять знания об условиях необходимых для роста  и развития

     растений.

 - Закреплять представления об экологических связях в природе,

     зависимость живой природы от неживой.

 Развивающие:

 - Развивать качества личности: наблюдательность, отзывчивость,

    самостоятельность, трудолюбие.

 Воспитывающие:

 - Формировать бережное отношение к природе, проявлять

    самостоятельность в трудовой деятельности.

 Материал демонстрационный:

 Карточки: солнце, воздух, вода, почва.

 Карточки:

С изображением пустого горшочка, горшочка с землёй, луковица с проросшим ростком, совок для создания углубления в земле, горшочек с землёй и посаженной луковицей, лейка, стрелки -5 шт.

 Материал раздаточный: горшочки, совочки, луковицы цветов, ёмкость с большим количеством земли, лейки, фартуки, влажные салфетки.

 Оборудование: магнитная доска, магниты, 2 стола сдвинутых вместе и накрытых клеёнкой.

 

 Вход в игровую ситуацию.

Вос-ль. Ребята к нам пришли гости. Поздороваемся с ними. Они рады вас видеть и улыбаются вам. Покажите им, что вы тоже им рады, улыбнитесь.

 Обращаю внимание на фото детского сада, на участке клумбы с красивыми цветами. Смотрите, какая красивая фотография. А вы знаете что это? Дети отвечают, что это наш детский сад.

Вос-ль. Конечно же, это наш детский сад, а какие цветы красивые цветут вокруг здания, прелесть. А сейчас таких цветов нет, так как была зима, потом наступила весна, снег растаял и в клумбах только сухая трава. Скучная картина, так ведь? А как можно все исправить? Что нужно для этого сделать?

Дети отвечают, что надо всем вместе посадить цветы.

Вос-ль. Конечно, ребята, я с вами согласна. А вы знаете, что необходимо растениям чтобы они хорошо росли?

Дети. Нужна земля (почва) (почва в которой находятся корни обеспечивает цветы питательными веществами.)

 Выбери…(имя ребёнка) нужную карточку (карточки лежат на столе) и прикрепи её на доску.

Вос-ль. Без чего цветы не могут расти?  Дети. Без воды. Спрашиваю, для чего нужна вода? Дети отвечают, что вода поит растения, умывает их. Говорю кому- нибудь из детей найти нужную карточку и прикрепить её к доске.

 Вос-ль. Что ещё необходимо? Дети отвечают, что нужно солнце, ведь оно согревает растения, дает им тепло.

 Выбери… нужную картинку и прикрепи ее к доске.

 Задаю вопрос, как вы думаете растениям еще что то нужно?  (если дети затрудняются) Я подскажу вам. Растениям (цветам) нужен воздух. Ведь он нужен всем живым для дыхания.

 Выбери …нужную картинку и прикрепи ее на доску.

 Вос-ль. Вот мы с вами повторили, что необходимо растениям, что бы они хорошо росли. Но ведь это не все. Для того, что бы цветы хорошо росли им что то нужно. Вы знаете? Вот допустим я посадила цветок и забыла про него. Как вы думаете, будет мой цветок расти?

 Дети. Нет не будет, его надо поливать, ухаживать.

 Вос-ль. Правильно, для того, что бы растения хорошо росли о них нужно заботиться. Давайте представим себя растениями.

 Психогимнастика. Я растение.

 

      Текст

   Движения детей

Представь, что ты растение малыш. Тебя посадили в землю. Ты еще очень маленький росточек. Совсем слабый, хрупкий, беззащитный.

Дети присаживаются на корточки, пригибая голову к коленям, изображая себя маленькими растениями.

Но вот чьи то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти.

Вос-ль подходит к детям, гладит их по голове. Дети начинают медленно подниматься, изображая рост цветка.

Твои листочки подросли. Стебель стал крепким. Ты тянешься к свету.

Дети встают в полный рост, вятягивают вверх руки.

Тебе так хорошо жить с другими красивыми цветами.

Дети покачиваются, изображая себя цветами, и улыбаются.

Вос-ль. Вам понравилось быть растениями? Почему?

 Дети. За нами ухаживали. О нас заботились.

Затруднение в игровой ситуации.

 Вос-ль. Мы вспомнили условия для того, чтобы цветы хорошо за ними нужно ухаживать. Но если их не посадить. Они вырастут? Ответ детей (нет) а вы умеете правильно садить цветы? (кто-то из детей говорит, что видел как садит цветы мама или бабушка, но сам не садил)

Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации.

 Вос-ль. Что нужно для посадки? Куда мы должны насыпать почву? Дети отвечают, что нужен цветочный горшок.  

Выбери … нужную карточку и прикрепи  ее  на доску.  Ребенок прикрепляет карточку с пустым горшочком на доску. Как вы думаете, что мы будем делать дальше? Прикрепляю стрелку (как обозначение следующего действия осуществляемого при посадке цветов)

 Дети. Насыплем в горшок почвы.

 Вос-ль. И зачем? Дети отвечают, что для растений нужна почва, чтобы цветок питался.

 Выбери… нужную карточку и прикрепи ее на доску. Ребенок прикрепляет карточку с изображением горшочка с землей.

 Вос-ль. Посмотрите – Я прорастила луковицу гладиолуса. Давайте ее рассмотрим. Где корешки, а где вершки?

 Дети. Вершки, это зеленые ростки, а корешки внизу. Они тоненькие, как ниточки.

 Вос-ль. Как мы будем сажать луковицу? Корешками или вершками?

 Дети. Корешками. Спрашиваю: Почему они так думают?

Дети отвечают, что корни у всех цветов в земле. Прикрепляю стрелочку, обозначая следующее действие. Вызываю одного из детей (или по желанию), чтобы он прикрепил к доске нужную карточку. Ребенок выбирает карточку с проросшей.

 Вос-ль. Что необходимо сделать, чтобы луковице было удобно находиться в земле?   Ответы детей: надо сделать ямку совочком или пальчиками.

Молодцы, такая ямка называется лунка. Прикрепляю на доску стрелку, обозначая следующее действие. Говорю: выберите пожалуйста нужную карточку, и прикрепите ее. Выбрав карточку с изображением горшочка и совка, ребенок прикрепляет ее к доске.

 Вос-ль. Что же будем делать дальше? Прикрепляю стрелку.

Дети. Засыплем луковицу землей, она прикроет ей корешки. Хвалю детей и предлагаю выбрать необходимую карточку. Дети выбирают картинку с изображением луковицы в горшке и прикрепляют ее к доске.

 Вос-ль. Вы все сделали, чтобы наш цветок рос? Дети. Нет не все. Прикрепляю стрелку. Дети говорят, что цветок нужно полить. Спрашиваю: Что случится если цветок не полить?  Ответ детей: Цветок погибнет. Растениям нужна вода, это их питание.

 Вос-ль.  Кто хочет найти нужную карточку? Хорошо иди… выбирай карточку. Ребенок берет карточку с изображением лейки с водой и прикрепляет ее к доске.

 Вос-ль. Давайте повторим все наши действия при посадке цветов. Называем действия друг за другом. Показываю (сама или вызываю кого-нибудь из детей) веду указкой по доске.

 Мы с вами составили рисуночную схему:  Как правильно сажать цветы. Как вы думаете, она нам нужна?

Дети говорят, что она поможет посадить цветы, если вдруг что- то забыл, то посмотрел на нее и быстро все вспомнил. Можно рассказать и объяснить другим детям или взрослым.

 Самостоятельное применение «нового» в игровой ситуации.

 Вос-ль. Сейчас мы подойдем к столу и приступим к работе. (Приглашаю детей к столам, где стоит емкость с землей, цветочные горшки, совочки, луковицы цветов, лейки). Одевайте фартуки. У каждого из вас есть все необходимое для посадки цветов.

 Дети приступают к работе (я контролирую) когда дети делают действия по схеме, спрашиваю, что сделал для чего и т п., обращаю внимание детей на схему.  (Можно включить  музыку).

 Вос-ль. Молодцы, вы все сделали согласно схеме. Чтобы наши цветы хорошо росли, расскажу вам посевную приговорку. (дети вытирают руки влажными салфетками и снимают фартуки). Повторяют вместе со мной слова.

 Уж ты луковка моя,

 Ты не бойся что земля!

 Ляжешь в лунку ты на дно!

 Ничего что там темно.

 К свету, к солнцу из земли

 Ты росток скорей пошли!

 Как весною в ранний час,

 Пусть ростки взойдут у нас.

 Выйдут к солнышку из тьмы:

 «Здравствуй солнце это мы!»

 Как вы думаете, что еще нужно цветам. Ответы детей (тепло, свет)

 Давайте поставим горшочки с высаженными цветами на подоконник.

 Итог занятия.

 Ребята, что делали мы с вами сегодня? Дети отвечают: садили цветы.

 Как вы думаете, что помогло нам справиться с посадкой цветов?

Дети. Мы составили схему, на которую можно было смотреть и видеть как правильно сажать цветы. Мы в горшочки насыпали землю, делали лунку, садили луковицу корешками вниз, присыпали землей, полили и поставили на подоконник.

 Вос-ль. Это полезные и важные знания. Где они могут вам пригодиться?

 Ответы детей: мы можем посадить цветы дома, научит других, как правильно садить цветы.

 Как вы думаете, у нас все получилось?  Дети: да.

Вы сегодня были очень дружными, старательными, внимательными. Спасибо вам!



Предварительный просмотр:

Тема: Использование технологии деятельностного подхода в организации НОД в старшей группе.

 Введение.

 Долгие годы традиционной целью образования было овладение системой знаний, умений и навыков. Память детей загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Дети хорошо выполняли задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, оставляло желать лучшего. Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность.

Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но еще важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую.

 Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этому способствует применение системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой ФГОС ДО.

 Теоретическое обоснование опыта.

Понятие системно – деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 году, как особого рода понятие. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей),  идеятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи).

 В чем же сущность системно-деятельностного подхода? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности воспитанника и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяном своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты

Системно-деятельностный подход  в корне отличается от традиционного

Традиционный подход

С-деятельностный подход

Цель: дать детям готовые знания.

Цель: создать условия для того чтобы дети самостоятельно открыли новое знание для себя в процессе игры.

Главным процессом является понимание.

Главным процессом является мыследействование.

Основное средство – информация, изложенная воспитателем.

Главным средством становятся ситуации

Содержание осваивается за счет слушания и понимания предложенной информации.

Содержание осваивается за счет действенной включенности и рефлексии в ситуации.

Вместе с тем, технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.

Дидактические принципы системно-деятельностного подхода.

1. Принцип непрерывности.

(преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии содержания и методики)

2. Принцип целостного представления о мире.

(формирование единой картины мира)

3. Принцип деятельности.

(самостоятельное «открытие» детьми новых знаний)

4. Принцип творчества.

(максимальная ориентация на творческое начало)

5. Принцип вариативности.

(развитие способности к выбору оптимального варианта из предложенных гипотез)

6. Принцип психологической комфортности.

(снятие стрессообразуюших факторов, создание доброжелательной атмосферы).

7. Принцип минимакса.

(детям предлагается содержание образования по максимальному уровню, а дети осваивают это образование по минимальному уровню)

Золотые правила деятельностного подхода.

1. Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса.

2. Веди ребенка от собственного опыта к общественному.

3. Будь не «НАД», а «РЯДОМ».

4. Радуйся вопросу, но отвечать не спеши.

5. Учи анализировать каждый этап работы.

6. Критикуй, стимулируй активность ребенка.

Какова же позиция участников образовательного процесса при системно-деятельностном подходе?

Позиция воспитателя:

К детям не с ответом, а с вопросом.

Позиция воспитанника:

 Познание мира в специально организованных условиях.

.

 

 Актуальность.

 

После введения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования назрела необходимость проведения образовательного процесса в соответствие с современными требованиями, то есть. необходим был отказ от традиционной оргструктуры самого образовательного процесса, актуальным стало применение педагогических технологий, с помощью которых можно реализовать новые требования. Одной из таких технологий является технология деятельностного метода, которая применялась мною при организации НОД в старшей группе

       В ходе применения технологии деятельностного подхода решались следующие задачи:

1. Создание положительной мотивации к учебной деятельности.

2. Переход от знаниевого подхода ЗУН к УУД. (универсальные учебные действия)

3. Обучение в условиях игровой ситуации.

4. Формирование способности к познанию мира в условиях жизнедеятельности.

Основные этапы технологии.

1. Введение в игровую ситуацию (1-2 мин)

- создание психологической  направленности на игровую деятельность.

-проверка готовности к занятию.

- определение содержательных рамок игровой деятельности данного занятия и связь их рамками предыдущих занятий.

-повторение правил взаимодействия. Проходит в форме диалога.

2. Мотивационная игра. (3-5 мин)

- актуализация прошлого опыта.(что нам известно)

-представление реквизита используемого в игре.

-объявление педагогом правил игры.

-самоопределение и коррекция.

-распределение ролей.

-игровое действие.

-самостоятельная коррекция детьми возникших ошибок.

3 Затруднение в игровой ситуации.

-появление в деятельности ребенка затруднения и его фиксация в речи.

-выявление причин затруднения.

-фиксация детских вопросов.

-формулирование темы занятия или главного вопроса.

-целеполагание на основе детских вопросов.

4. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации.

-предметное действие, анализ или проблемное изложение в виде подводящего диалога.

-следование одному из трех направлений:

-Формирование нового  в виде некоторых шагов

-Вставка «новых шагов» в определенное место, существующего алгоритма, с которым дети работали во время мотивационной игры.

-Прохождение усовершенствованного алгоритма с фиксацией речи с начала до конца.

-Придумывание детьми названия самостоятельного. Далее педагог вводит термин. На основе подробного представления выявляются характерные особенности явления. Формирование в речи и согласование результатов наблюдения.

-Более четкое оформление  в речи результатов наблюдения.

-Связь нового понятия с предыдущими понятиями.

-Поиск более рационального способа работы и появление необходимого для этого приспособления, инструмента. Обучение пользованию  с этим инструментом.

Формулирование в речи нового способа действия и согласование вариантов.

-Формулирование нового способа действия  в  виде шагов алгоритма.

-Связь нового способа.

-оформление в речи детей согласованного варианта выхода из затруднения.

-коррекция педагогом речи детей и появление нового варианта действий.

-возвращение в игровую ситуацию и доигрывание.

5. Самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях.

-работа с пособием.

-нахождение места «нового» в системе представлений ребенка.

-возможное применение «нового» в повседневной жизни.

-самопроверка и коррекция.

6. Повторение и развивающие задания.

-проведение дидактических игр не связанных с темой занятия, направленных на тренировку задатков к мыслительной деятельности.

7. Итог занятия.

-фиксация движения по содержанию.

-выяснение практического применения нового содержательного шага.

-эмоциональная оценка занятия.

-рефлексия групповой деятельности.

-рефлексия собственной деятельности.

 Технологическое описание опыта.

  Работа по внедрению технологии деятельностного метода велась в трех направлениях:

1. С детьми: НОД с применением технологии деятельностного  метода.

2. С педагогами:

 Консультация: «Реализация системно-деятельностного подхода в детском саду»  

 Педагогическая мастерская «НОД  по познавательному развитию «Волшебный мир цветов»,

 Мастер – класс«Технология деятельностного метода в организации НОД».

3. С родителями: Консультация «Особенности образовательного процесса  в условиях реализации ФГОС ДО»,

  День открытых дверей.

Технология деятельностного метода применялась во время проведения НОД по познавательному  развитию, развитию речи, математике, конструированию.

 Во время НОД использовала следующие приемы:

 - проблемная ситуация, ситуация затруднения.

 - дидактические игры и упражнения.

 - использование художественного слова.

 - вопросы, ответы.

 - беседа.

 Так же дети выполняли индивидуальные задания.

 В своей работе использовала современные образовательные технологии:

 - ИКТ информационно-коммуникативные средства: компьютер, интернет, магнитофон, фотоаппарат. Использовала ИКТ в режимных моментах )показ мультфильмов, прослушивание музыкальных произведений)

 - Здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика). В конце каждого занятия проводила рефлексию.

 Помимо НОД проводились режимные моменты согласно циклограмме.

 Важную роль в развитии самостоятельной деятельности детей играет правил организованная предметно-пространственная развивающая среда. Она строится с учетом требований ФГОС ДО и программы Т.Н.Дороновой.

Плюсы:

- Более высокий уровень образовательной деятельности.

- Повышение самооценки воспитанников.

- Формирование дружественной, доброжелательной обстановки.

Затруднения:

- Оснащение развивающей предметно пространственной среды.

- Затруднение в отборе дидактических материалов.

- Подбор методов и средств, в проведении НОД.

- Невозможность предвиденья ответов детей. 

 Перспективы.

 В дальнейшем я планирую продолжить работу по использованию технологии деятельностного подхода в подготовительной к школе группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по образовательной области «Познание (ФЭМП) » с использованием технологии Зака, Никитина. Тема: «В поисках клада…» Старшая группа

Целями этого занятия являются следующее: 1.Формировать умение находить и выделять из общей массы данных фигур уже знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).2.Учить детей констр...

Метод.объединение "Использование технологии деятельностного подхода в практической деятельности с детьми"

Деятельностный подход - это:Ø Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики....

Специально – организованная совместная продуктивная деятельность детей, педагогов и родителей с использованием технологии деятельностного подхода

В статье представлен  материал по применению технологии деятельностного подхода  в специально-организованной продуктивной деятельности детей, педагогов и родителей....

ДОКЛАД: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"

ДОКЛАД: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"...

"Организационно – методические условия сопровождения профессиональной деятельности педагогов при переходе на ФГОС ДО с использованием технологий деятельностного подхода"

"Организационно – методические условия сопровождения профессиональной деятельности педагогов при переходе на ФГОС ДО с использованием технологий деятельностного подхода"...

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП с использованием технологии В. В. Воскобовича и интерактивной приставки (старшая группа) Тема: «Как Малыш Гео шел в гости к Девочке Дольке»

Цель: Совершенствовать умение различать и сравнивать геометрические фигуры по форме и размеру, группировать их по признакам, делить целое на части, сравнивать их между собой, составлять целое из часте...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ: «В гости к Зимушке-Зиме» (старшая группа)

Цель: решение задач развития речи с помощью ТРИЗ-технологий.Задачи:1. Закрепить у детей представления о зиме, зимних явлениях, об изменениях в природном мире, о развлечениях зимой.2. Обогащать словарь...