Системно – деятельностный подход в образовательной деятельности с детьми – дошкольниками
презентация
Данный материал служит для изучения и использования педагогами в дошкольных образовательных организациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno_-_deyatelnostnyy_podhod.pptx | 808.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев Д.Б. Эльконин П.Я. Гальперин В.В. Давыдов Ученые – основоположники теории системно-деятельностного подхода
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий. Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели. Деятельность
Деятельностный подход – это организация или управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Деятельностный подход – это способ освоения образовательной среды без психических и физических перегрузок детей, при котором каждый ребенок может самореализоваться, почувствовать радость творчества. Деятельностный подход
Создавать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребёнком мотивированным; Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее достижения Помогать сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Задачи
Глубокому осмыслению учебного материала всеми учащимися; Прочности усвоения знаний; Развитию самостоятельности мышления, речи, личности учащегося; Созданию атмосферы сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. Системно – деятельностный подход способствует:
Формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию; Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; Активную учебно – познавательную деятельность обучающихся Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Системно – деятельностный подход как основа ФГОС общего образования обеспечивает:
Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены; Принцип субъектности воспитания; Принцип учета сенситивных периодов развития; Принцип преодоления зоны ближайшего развития; Принцип обогащения, усиления, углубления детского развития; Принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности ; Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности; Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности; Принцип обязательной рефлективности всякой деятельности; Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности ; Принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности ; Принципы деятельностного подхода
Процесс обучения есть всегда обучение деятельности. Процесс обучения – всегда творческий. Обучение предполагает совместную учебно – познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. Основные характеристики системно – деятельностного подхода
Современная педагогика ориентирована на то, чтобы:
Он как профессионал: - демонстрирует культурные образцы действий; - инициирует действия детей; - консультирует, корректирует действия; - ищет способы включить в работу каждого. Педагог – организатор и координатор самостоятельной познавательно деятельности
Реализуется через организацию различных видов детской деятельности и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения программы и решения конкретных образовательных задач. Непосредственно образовательная деятельность
Создание проблемной ситуации Целевая установка Мотивирование к деятельности Проектирование решений проблемной ситуации Выполнение действий (заданий) Анализ результатов деятельности Подведение итогов Структура образовательной деятельности
СТРУКТУРА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛО 1. Введение в ситуацию. На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую, «детскую» цель). 2. Актуализация. В ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 3. Затруднение в ситуации. Данный этап является непродолжительным по времени, но принципиально новым и очень важным, так как содержит в своем истоке основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, лежащей в основе умения учиться. 4.Открытие детьми нового знания (способа действий). На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний. 5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка. Воспитатель предлагает дидактические игры, в которых новое знание (новый способ) используется в измененных условиях совместно с освоенным ранее. СТРУКТУРА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 6. Осмысление (итог). Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опыт выполнения самооценки – важнейшего структурного элемента учебной деятельности. СТРУКТУРА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Максимальное приближение к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, осуждении, исследовании. Свободный выбор детьми рабочего места, перемещение, чтобы взять тот или иной материал, инструмент. Партнер – взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге (в учительской позиции он вне круга, противостоит детям, над ними).
Формы сотрудничества с семьей
Формы сотрудничества в ДОУ и школы
Учебная модель Совместная деятельность взрослого и детей Позиция ребёнка Ребенок – объект формирующих воздействий взрослого человека (взрослый управляет (манипулирует) ребёнком, занимает более активную позицию) Ребенок – субъект взаимодействия со взрослым (сотрудничество взрослого и ребёнка; ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому; ребенок активен не менее взрослого) Лозунг «Делай как я!» «Вместе с ребенком» Регламентированность Большая регламентированность образовательного процесса, использование готовых образцов и шаблонов (готовых конспектов занятий) Гибкость в организации образовательного процесса, учет потребностей и интересов детей Форма организации деятельности Основная форма – учебное занятие, основная деятельность – учебная Организация детской деятельности в различных, адекватных дошкольному возрасту формах ПРИЗНАКИ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебная модель Совместная деятельность взрослого и детей Преобладающие методы Монолог взрослого (преобладание словесных методов работы) Диалог (общение) взрослого и ребёнка Рассадка детей Рассадка «взрослый напротив ребёнка» Рассадка взрослых и детей «по кругу» Участие ребёнка в образовательном процессе Обязательность участия Необязательность участия Основной мотив Основной мотив участия в образовательном процессе – авторитет взрослых (педагога, родителей) Основной мотив участия (неучастия) в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса у ребёнка ПРИЗНАКИ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
«Золотые правила» деятельностного подхода Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса Веди ребенка от собственного опыта к общественному Будь не «НАД», а «РЯДОМ» Радуйся вопросу, но отвечать не спеши Учи анализировать каждый этап работы Критикуя, стимулируй активность ребенка
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно - деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками.
Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность и почему деятельностный подход к организации о...
Методическая разработка презентация "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"
Презентация " "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"...
Методическая разработка презентация "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"
Презентация " "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"...
Презентация «Системно - Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками»
Презентация для педагогов ДОУ...
Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками
Системно-деятельностный подход к образовательному процессу позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания...
«Системно - деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками (из опыта работы)»
Суть воспитания, с точки зрения системно - деятельностного подхода, заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослого. опыт использован...
Консультация для педагогов "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"
Системно-деятельностный подход к развитию ребёнка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка в разных видах деятельности. (П.Я. Гальперин, А.В. Зап...