консультация для воспитателей: Экспериментальная деятельность в старшей группе
опыты и эксперименты (старшая группа)
Дети любят опыты и эксперименты, с раннего возраста удовлетворяют познавательный интерес через действия с предметами. Грамотно организованный уголок экспериментирования в помещении группы способствует развитию исследовательского типа мышления у дошкольников и формируют умения для успешного обучения в будущем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie.pptx | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: Образовательные: формировать первичные представления об объектах окружающего мира посредством экспериментирования; Развивающие: р азвивать познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников раннего возраста при ознакомлении с природой, с предметами ближайшего окружения; Воспитательные: воспитывать у детей желание понимать и выполнять элементарные инструкции воспитателя при выполнении эксперимента с предметами ближайшего окружения. Цель: Развитие любознательности, познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста.
Дети раннего возраста очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Исследование — ведущий вид деятельности дошкольников наряду с игрой. В раннем возрасте игровые и исследовательские действия кажутся единой активностью ребёнка. Малыш нажимает на резиновую игрушку с пищалкой и радуется возникающему звуку: взрослые думают, что ребёнок играет, развлекается и потому весел, однако простое действие (нажим) является практическим исследованием свойств объекта (мнётся, пищит, принимает первоначальную форму). Год от года опыты усложняются, ребёнок стремиться узнать как можно больше об окружающем мире. Он исследует вещества, материалы, природные явления, использует различные инструменты и приборы. Стол экспериментирования Дети любят опыты и эксперименты, с раннего возраста удовлетворяют познавательный интерес через действия с предметами. Грамотно организованный уголок экспериментирования в помещении группы способствует развитию исследовательского типа мышления у дошкольников и формируют умения для успешного обучения в будущем
Материалы, необходимые для организации детского экспериментирования в группах младшего и среднего дошкольного возраста бусины, пуговицы; верёвки, шнурки, тесьма, нитки; пластиковые бутылочки разного размера; разноцветные прищепки; камешки разного размера; винтики, гайки, шурупы; пробки; пух и перья; разноцветные резинки; фотоплёнка; полиэтиленовые пакетики; семена бобов, фасоли, гороха; косточки и скорлупа орехов; спилы дерева; вата, ватин, синтепон ; деревянные катушки; упаковки от «киндер-сюрпризов»; глина, песок; вода и пищевые красители; бумага разного сорта
Особенности организации работы с воспитанниками по экспериментированию во второй младшей группе Способны улавливать простейшие причинно –следственные связи. Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами. Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут . В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка! ». Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека, притягивать, как магнит. Песок привлекает детей и взрослых своим непостоянством. Песок может быть сухим, лёгким, и ускользающим или влажным, плотным и тяжёлым, способным принимать любые формы. Игры с песком вносят в душу ребёнка веселье и радость и вместе с тем способствуют его развитию. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.
Вода способна увлечь, пожалуй, любого ребенка. Одни детки любят в ней купаться, стучать ладошками, разбрызгивать, бросать в нее различные предметы, другие часами готовы переливать водичку из одной емкости в другую. Для малыша вода – это кладезь информации. Уже то, что она имеет три состояния: твердое жидкое и газообразное, делает ее уникальной. Каждый элементарный опыт станет для крохи настоящим открытием. В процессе занятий юный исследователь узнает о воде много нового и интересного: 1 ) освоит противоположные понятия: мокрый-сухой ; чистый-грязный ; тяжелый-легкий ; горячий-холодный-теплый ; много-мало ; 2) узнает, что вода жидкая, прозрачная, льется, журчит, не имеет цвета, запаха, вкуса, формы, способна замерзать и превращаться в пар; 3) научится переливать воду различными способами.
Вода - это среда, в которой находился ребенок. Ребенку нравится играть с игрушками в ванной. Он видит, что одни предметы тонут, а другие плавают. Интересно вместе с детьми при помощи кисточки и гуаши делать разноцветную воду
Не менее увлекательным для детей является и воздух. Он необходим всему живому на планете: людям, животным, растениям и т.д. Но только какой он, воздух? Чтобы ответить на этот вопрос мы с детьми провели опыт с помощью полиэтиленового мешочка. Интересно, а можно ли с помощью воздуха перемещать предметы? Сейчас проверим!
Специально организованная опытно-экспериментальная деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников. Детское экспериментирование – ведущий метод в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Использование опытно-экспериментальной деятельности в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний и умения владеть этими знаниями. Вывод:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей"Экспериментальная деятельность детей средней и старшей группы»
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности....
Консультация для воспитателей "Экспериментальная деятельность дошкольников как основа познавательного развития".
"Экспериментальная деятельность дошкольников как основа познавательного развития"....
Консультация для воспитателей"Экспериментальная деятельность дошкольников"
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: занятия, прогулку, сон.Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различногорода исследователь...
Консультация для воспитателей "Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира"
quot;Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира"...
Консультация для воспитателей. «Экспериментальная деятельность»
laquo;Экспериментальная деятельность»...
Консультация для воспитателей. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ
В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений всё большее значение придается созданию условий для детского экспериментирования.Проведение опытов и наблюдений- один из самых эффективных пут...
Консультации для воспитателей по экспериментальной деятельности в старших группах.
Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено исходя из трех блоков педагогического процесса, это:специально-организованное обучение в форме занятий;совместная деятельность взрослого с де...