Разработка индивидуальной образовательной программы учащегося 4 класса с ограниченными возможностями здоровья по формированию коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочное время
методическая разработка по теме
Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_programma.docx | 65.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Сызранский филиал государственного бюджетного
специального (коррекционного) образовательного учреждения
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 2
г.о. Жигулёвск
«Разработка индивидуальной образовательной программы
учащегося 4 класса с ограниченными возможностями здоровья
по формированию коммуникативных универсальных
учебных действий во внеурочное время»
Выполнила:
Носачева Светлана Геннадьевна
воспитатель
Сызранского филиала ГБС(К)ОУ
школы-интерната № 2 г.о. Жигулёвск
2013 г.
Содержание:
- Аннотация ………………………………………………стр. 3 - 5
- Пояснительная записка……………………………….. стр. 5-14
- Коррекционно-развивающая работа……………………стр.14-20
- Основное содержание………………………………………стр.20-25
- Методические рекомендации………………………… стр. 25
- Список литературы……………………………………...стр. 26-27
- Приложение………………………………………………стр.28
I. Аннотация:
1. Актуальность и перспективность.
Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию.
Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет нам определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся «умение учиться»
Формирование коммуникативных умений младших школьников — чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие своевременное качество образования, не маловажная роль в этом отводится начальной школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предлагает формировать коммуникативные универсальные учебные действия для адаптации ребенка в социуме.
Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
2. Научная обоснованность.
В научно-методической литературе представлен ряд подходов к определению структуры и содержания индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, для детей младшего школьного возраста (И. М. Бгажнокова, М. В. Браткова, А. В. Закрепина, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребелева и др.). Однако разработка данного направления, несмотря на его актуальность и востребованность со стороны практических работников, до сих пор не приобрела технологической завершенности.
Индивидуальная образовательная программа – это документ, являющийся материальным выражением индивидуального образовательного маршрута ребенка, и содержит в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.
Индивидуальная образовательная программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей. Особую актуальность данные программы приобретают в процессе коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми и комплексными нарушениями в развитии.
3. Адресат.
Индивидуальная образовательная программа по формированию коммуникативных УУД разрабатывалась для школьника 4 класса с ОВЗ, Даниила М. Мальчик недостаточно осведомлен о своей семье, слабо ориентируется в родственных отношениях; не полные знания и представления об окружающем мире, плохо ориентируется во временных отношениях, в сезонных изменениях в природе; безразличное отношение к школе и учебной деятельности, учебная мотивация сформирована слабо.
Чтение отрывистое, слоговое, осознанное, не выразительное. Не всегда справляется с пересказом прочитанного даже по наводящим вопросам, отвечает на поставленные вопросы односложно.
Умеет планировать свою деятельность и сосредоточенно работать только с помощью взрослого. Внимание неустойчивое, труднопривлекаемое. Не всегда понимает и принимает инструкции, требуется помощь взрослого. Адекватное отношение к неудаче. Темп работы замедленный.
II. Пояснительная записка.
Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста является сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребёнка, где важным фактором воспитания является освоение учениками системы общечеловеческих ценностей: Земля – планета, человек и его здоровье, труд, образование и культура (на основе принципа деятельностного подхода к воспитанию).
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.
Главная задача - так организовать жизнь детского коллектива, чтобы уч-ся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Для решения этой задачи в план воспитательной работы включены особенности физиологии, народные традиции, школьный уклад, игровые моменты, инсценировки, праздники…
Содержание деятельности уч-ся начальных классов во внеурочное время - это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально.
Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.
Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них.
Для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования в школе созданы необходимые условия. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:
- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;
- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности;
- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;
- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.
В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание:
- на регуляции социального поведения ребёнка;
- привитие детям аккуратности в обращении с учебными принадлежностями;
- сохранение положительного отношения к школе и учению;
- воспитание здорового образа жизни;
- интегрирование усилий учителя и родителей;
- привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы.
Цели внеурочного планирования:
- развитие личности школьника, его творческих способностей;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;
- формирование желания и умения учиться;
- освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения жизненных задач.
Задачи внеурочного планирования.
- Формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.
- Формирование положительной «Я – концепции».
- Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
- Развитие волевой и эмоциональной регуляции поведения и деятельности.
- Воспитание духовно–нравственных качеств личности.
- Развитие навыков рефлексивных действий.
Ожидаемые результаты:
- Создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;
- Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов.
- Творческая самореализация детей;
- Формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
- Психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка;
- Сохранение имиджа школы как общественно-активной, развитие традиций школы;
- Формирование единого воспитывающего пространства;
- Развитие ученического самоуправления на всех уровнях;
- Вовлечённость учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, и группы риска во внеурочную деятельность школы;
- Активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня;
- Использование потенциала открытого образовательного пространства.
По стандарту второго поколения на внеурочную деятельность в начальной школе отводится 10 часов недельной нагрузки.
Направления, осуществляемые во внеурочной деятельности младших школьников: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
Для реализации в начальном образовании доступны следующие виды внеурочной деятельности:
1. игровая деятельность;
2. познавательная деятельность;
3. проблемно-ценностное общение;
4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5. художественно-эстетическое творчество;
6. социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
7. трудовая (производственная) деятельность;
8. спортивно-оздоровительная деятельность;
9. туристско-краеведческая деятельность .
Примерное календарно-тематическое планирование
Направления воспитательной |
| Методы и приемы |
сентябрь | ||
Нравственное и духовное воспитание | «Права и обязанности школьников» Просмотр видеоролика о Сызрани «Города Самарской губернии. Сызрань» | Беседа-обсуждение |
Гражданско - патриотическое воспитание | «Азбука прав и обязанностей» Правила дорожного движения «Страна Светофория» | Беседа Беседа |
Зоровьесберегаю-щее воспитание | «Здоровье – в твоих руках» | Конкурс рисунков |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Операция «Домовой» (благоустройство классов) Изготовление открыток, поделок, изделий к Дню пожилого человека | Составление плана действий |
Интеллектуальное воспитание | «Я люблю свой город» | Познавательная игра |
Социокультурное и медиакультурное воспитание | «В ладу с собой и с окружающими» «Правила дорожные знать каждому положено!» | Тренинг Беседа |
Культуротворчес-кое и эстетическое воспитание | Сказка «В осеннем лесу» | Обсуждение, вопросы |
Правовое воспитание и культура безопасности | «Безопасная дорога» | Ролевая игра |
Экологическое воспитание | Операция «Садовод» | Составление плана действий |
октябрь | ||
Нравственное и духовное воспитание | «Праздник урожая» Музыкальный лекторий: - «Давайте дружбой дорожить!» | Конкурс поделок, рисунков |
Гражданско - патриотическое воспитание | «День народного единства» | Конкурс рисунков |
Зоровьесберегаю-щее воспитание | «Марафон здоровья» | |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | «День учителя» | Изготовление открыток, поделок |
Интеллектуальное воспитание | «Колесо истории» | Игра |
Социокультурное и медиакультурное воспитание | «Дорожные знаки» | Беседа |
Культуротворчес-кое и эстетическое воспитание | «Этика и культура поведения» | Беседа |
Правовое воспитание и культура безопасности | «Русь, Россия, Родина моя» | Беседа |
Экологическое воспитание |
«Я знаю родной край» | Игра |
ноябрь | ||
Нравственное и духовное воспитание | ПДД «Дорога – не игра» «Самой, самой, самой…» «Мама! Первое слово, главное слово в нашей судьбе» | Беседа Конкурс рисунков Беседа |
Гражданско - патриотическое воспитание | «Природа нашего края» Храмы города Сызрани. Казанский кафедральный собор. | Наблюдения, обсуждение |
Зоровьесберегаю-щее воспитание | «Здоровая семья – здоровая нация» | Конкурс рисунков |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Акция «Чистая школа, чистый класс» | Составление плана действий, распределение обязанностей |
Социокультурное и медиакультурное воспитание | Акция «Добру откроются сердца» | Дискуссия |
Культуротворчес-кое и эстетическое воспитание | «Сделай мир добрее» | Конкурс рисунков |
Правовое воспитание и культура безопасности | Конкурсная программа «Азбука прав ребёнка» | Обсуждение итога |
Экологическое воспитание | Конкурс кормушек для птиц | Наблюдение - обсуждение |
декабрь | ||
Нравственное и духовное воспитание | «Наш ералаш» | Игровая программа |
Гражданско - патриотическое воспитание | Слайд-лекция «Символика государства России» | |
Зоровьесберегаю-щее воспитание | «Здоровье – бесценный дар» | Беседа |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | «Умелые руки не знают скуки» (изготовление новогодних игрушек) | Составление плана действий |
Интеллектуальное воспитание | «Как встречают Новый год люди всех земных широт» | Викторина |
Социокультурное и медиакультурное воспитание | «Человек среди людей» | Беседа |
Культуротворчес-кое и эстетическое воспитание | «Старина Волжской земли» | Занятие-обсуждение |
Правовое воспитание и культура безопасности | «Учимся жить в многоликом мире» | Беседа |
Экологическое воспитание | Акция «Покорми птиц» | Наблюдения |
январь | ||
Нравственное и духовное воспитание | «И повелели цари град Сызран строить» | Занятие-экскурсия |
Гражданско - патриотическое воспитание | «Терроризм – главная угроза человечеству» | Беседа |
Зоровьесберегаю-щее воспитание | «Старорусские зимние праздники» | Беседа-знакомство |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Операция «Мой двор – я хозяин в нём» | Обсуждение итога работы |
Интеллектуальное воспитание | «110 лет со дня рождения А.Гайдара» | Занимательная игра |
Социокультурное и медиакультурное воспитание | «Соблюдай правила, поступай правильно» | Беседа |
Культуротворчес-кое и эстетическое воспитание | «Святочные посиделки» | Игра-викторина |
Экологическое воспитание | Конкурс стенгазет «Мир чистоты» | Обсуждение итога |
февраль | ||
Нравственное и духовное воспитание | День защитника России «Дни воинской славы России» | Беседа |
Гражданско - патриотическое воспитание | Месячник ко дню Защитника Отечества | |
Зоровьесберегаю-щее воспитание | Спортивные соревнования: - «А ну-ка, мальчики» | |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | День Защитника Отечества | Изготовление открыток |
Интеллектуальное воспитание | «Там, на неведомых дорожках…» | Викторина |
Социокультурное и медиакультурное воспитание | День именинника «Давайте жить дружно» | |
Культуротворчес-кое и эстетическое воспитание | Смотр строя и песни, посвящённый Дню защитника Отечества | |
Правовое воспитание и культура безопасности | «Ребёнок и посторонние люди» «По дороге к доброму здоровью» | Беседа-обсуждение Беседа |
Экологическое воспитание | Акция «Поможем комнатным растениям» | Составление плана действий |
март | ||
Нравственное и духовное воспитание | Музыкальный лекторий «Культура и традиции великой России» Всемирный день Земли, цветов, поэзии | Конкурс рисунков, поделок |
Гражданско - патриотическое воспитание | ПДД «Безопасное колесо». | Беседа |
Зоровьесберегаю-щее воспитание | Лекция врача: «О вреде курения и алкоголя» | Дискуссия |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Акция «Чистая школа» «Выреза для красоты. Деревянное зодчество Сызрани» | Беседа |
Интеллектуальное воспитание | «Почемучка» | Конкурс |
Социокультурное и медиакультурное воспитание | «Олимпиада глазами школьников» | Конкурс рисунков |
Культуротворчес-кое и эстетическое воспитание | Концерт «Музыкальные краски» | |
Правовое воспитание и культура безопасности | «Терроризм – зло против человечества» | Беседа |
Экологическое воспитание | Конкурс дизайнеров «Зеленый мир нашего кабинета» | Обсуждение итога |
апрель | ||
Нравственное и духовное воспитание | Международный день птиц «Слышны птичьи трели. К нам друзья прилетели!» «День смеха-ха» | Наблюдения Конкурс анекдотов |
Гражданско - патриотическое воспитание | День авиации и космонавтики «Уроки Гагарина» | Беседа, конкурс рисунков |
Зоровьесберегаю-щее воспитание | Всемирный день здоровья: - «Мой выбор – здоровый образ жизни!» - «Весёлые старты» | Конкурс рисунков |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | - «Пасхальные узоры» | Изготовление поделок |
Интеллектуальное воспитание | «В здоровом теле – здоровый дух!» | Игра |
Социокультурное и медиакультурное воспитание | «Я в мире…мир во мне» | Беседа |
Культуротворчес-кое и эстетическое воспитание | Правила пожарной безопасности «Кошкин дом» | Ролевая игра |
Правовое воспитание и культура безопасности | «Подросток и закон» | Беседа |
Экологическое воспитание | «Чистая планета» | Конкурс рисунков |
май | ||
Нравственное и духовное воспитание | «Никто не забыт, ничто не забыто» «Поклонимся великим тем годам» | Конкурс рисунков Беседа |
Гражданско - патриотическое воспитание | Встреча с ветеранами ВОВ «Чтобы помнили» «Письма с фронта» | Дискуссия |
Зоровьесберегаю-щее воспитание | - «Вредным привычкам – нет!» | Конкурс рисунков |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Акция «Сделаем двор чистым» | Составление плана действий, распределение обязанностей |
Интеллектуальное воспитание | «Здоровье – это наше богатство» | Беседа |
Социокультурное и медиакультурное воспитание | Проведение выставки «Литература и искусство народов России» | Обсуждение |
Культуротворчес-кое и эстетическое воспитание | «Волшебные слова» | Беседа |
Правовое воспитание и культура безопасности | «Умей сказать – НЕТ» | Беседа |
Экологическое воспитание | Благоустройство пришкольного сада |
III. Коррекционно-развивающая работа.
Цель программы: обеспечить социальную компетентность, учет мнения других людей, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, коррекция поведения.
Задачи:
- Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
- Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
К коммуникативным умениям, формируемым в младшем школьном возрасте относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализации;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
В диагностике проводились такие методики как: «Тест оценки коммуникативных умений», задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже), задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
Таким образом, у Даниила учащегося 4 класса выявлены различные уровни сформированности коммуникативных учебных действий: (см. приложение 1)
· высокий уровень — 20 %
· средний уровень — 60 %;
· низкий уровень — 20 %.
Во внеурочной деятельности возможно применение различных упражнений и игр, которые направлены на формирования коммуникативных учебных действий.
№ п\п | Формирование навыка | Методы, приемы коррекции |
1. | Развитие коммуникативных навыков | Игры «Давайте познакомимся!» «Найди меня» «Ладонь в ладонь» «Клубочек» |
2. | Развитие умения договариваться | Игры «Небоскреб» «Картонные башни» «Давай поговорим» |
3. | Развитие приемов общения (базовых коммуникативных умений) | Игра «Испорченный телефон» Упражнения «Изобрази предмет» «Общение – это…» «Понимание» «Другой акцент» |
4. | Знакомство | Игры «Времена года» «Найди свою пару» «Сложи картинку» |
5. | Развитие внимания | Игры «Где что?» «Все помню» «Спрятанное слово» |
6. | Развитие воображения | Игры «Найди зайчика» «Солнечные зайчики» Пластические этюды: «Пельмени», «Домашние птицы», «Домашние животные», «Птицы» Оживление предметов «Одежда» Имитация действий «Посуда» |
Упражнения и игры могут использоваться на внеурочных занятиях по направлению художественно-эстетической деятельности. На каждом занятии учащиеся выполняют одно упражнение (игру) из предложенного комплекса упражнений и игр, например,
игра «Давайте познакомимся!».
Цель этой игры — развитие коммуникативных навыков.
Игра начинается так: дети с взрослым становятся в круг, взрослый держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т. д.
Комментарии: Для игры понадобится надувной мяч. Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в класс, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правила можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.
Взрослый начинал игру с себя, и в основном кидал мяч стеснительным учащимся, чтобы вовлечь их в ход игры. Поэтому в этой игре, с помощью взрослого, участвовали все учащиеся. В этой игре дети учились, не стеснятся окружающих людей и развивали зрительную и слуховую память.
Игра «Небоскреб».
Цель игр — это развитие умения договариваться, работать в команде. Для игры понадобится складной метр; 2—3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.
Все начинается с того, что дети садятся в круг, а в центре круга необходимо построить небоскреб. Дети по очереди ставят свои кубики (по одному за ход). При этом они обсуждают, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если хотя бы один кубик упадет, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.
Комментарии: Взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.
В конце игры можно провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу — от развала.
В этой игре взрослый сам распределяет обязанности между учащимися и наблюдает за их работой, чтобы не было конфликтов и после провала небоскребы учащиеся начинали строительство с начала. В ходе игры учащиеся учатся не только общаться между собой, но и плодотворно договариваться для успешного результата.
Упражнение «Изобрази предмет».
Цель упражнения — это знакомство с приемами общения; развитие базовых коммуникативных умений.
Ход упражнения: Взрослый движениями рук, тела и мимикой изображает, как использовать какой-то предмет. Например, он говорит по мобильному телефону, бреется, пристраивает у подбородка скрипку, собирает на поляне цветы и т. п., побуждая группу отгадать, что за предмет у него в руках. Отгадавший первым загадывает свой предмет и т. д.
Упражнение «Изобрази предмет» взрослый начинает с себя, чтобы детям было все ясно и понятно. При затруднениях у детей в изображении предмета он помогает им изобразить этот предмет.
При постоянном использовании этих упражнений и игр у учащихся успешно формируются и закрепляются коммуникативные универсальные учебные действия.
Таким образом, учащиеся могут работать в группах и коллективах; вести диалог; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; продуктивно работать в поиске и сборе нужной информации; уметь находить альтернативные способы разрешения конфликтов; уметь управлять и контролировать поведение товарищей; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь слушать и слышать сверстников.
Методы:
- беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу,
- упражнение,
- поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),
- методы игры в различных вариантах,
- составление плана.
Ожидаемые результаты:
Учащийся:
Использует речь для регуляции своего действия.
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их.
Имеет навыки работы в группе.
Умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия.
Понимает смысл текста; знает и может применить способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре).
Умеет осуществлять поиск информации, критически относиться к ней, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений.
Умеет задавать учебные вопросы.
Умеет ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации.
Способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявляет доброжелательное внимание к окружающим.
Умеет слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою.
Владеет способами разрешения конфликтов:
· выявляет, идентифицирует проблему,
· находит и оценивает альтернативные способы разрешения конфликта,
· принимает решение и реализует его;
Обсуждает в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила.
Владеет способами управления поведением партнера: контролирует, корректирует, оценивает его действия.
Поддержать разговор на интересную для него тему. Строит речевое высказывание. Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
IV. Основное содержание.
В рамках занятий по коммуникативной линии можно познакомить учащихся с основными правилами общения, правилами поведения на уроке, с простейшими правилами работы в парах, группах, а самое главное приобрести опыт совместной работы:
- полное внимание к однокласснику;
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие:
- никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Все учащиеся могут принимать активное участие в обсуждении этих правил.
Для создания эмоционально благоприятной ситуации на занятиях необходимо использовать игровые приемы; ИКТ; задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения, например:
1. «Рассказ от первого лица»:
2. «Сказка в заданном ключе» ( сочинить новую сказку с созданием к ней электронных рисунков.)
3. «Изменение сказочной развязки»:
– придумать другое окончание сказки, рассказа.
Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания.
. Учебный предмет «литературное чтение» обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
1) слушание, чтение (рассказа) учителя, фиксирование его темы, ключевых слов;
2) подготовка устных рассказов (о литературных героях, о личных впечатлениях по следам прочитанного);
3) устное словесное рисование;
4) творческий пересказ текста от лица разных героев – персонажей;
На уроках русского языка используются типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных универсальных учебных действий:
– «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю о звуках ».. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтвердить примером».
Коммуникативные навыки развиваются и средствами ИКТ. Работа одного ученика за компьютером, работа по цепочке, в парах развивают коммуникативные навыки.
Игры на знакомство.
"Времена года"
Перед началом игры следует подготовить необходимый инвентарь. Для этого из журналов или книг следует вырезать картинки, изображающие разные времена года, и наклеить их на одну сторону картонной папки. С другой стороны на папку можно наклеить листы бархатной бумаги, чтобы картинки не скользили. Также следует вырезать небольшие картинки со снегом, дождем, грибами, солнцем, листьями, цветами, птенчиками в гнезде и т. д.
В начале игры можно класть подходящие маленькие картинки на большие, объясняя при этом ребенку, почему они будут лежать именно там. Со временем усложните задание положите несколько неподходящих картинок и предложите ребенку найти ошибки.
«Найди свою пару».
Каждый участник игры получает клубочек ниток одинаковой длины. Внутрь клубочка – листочек, на котором написана половина пословицы. Задание: размотать клубочек, аккуратно перекрутив его в другой клубочек. Прочитав пословицу, быстро найти участника, у которого вторая половина пословицы. Пара, нашедшая друг друга, должна быстро занять место в следующем секторе.
"Сложи картинку"
Перед началом игры необходимо подготовить инвентарь: картинки со схематическими изображениями различных знакомых предметов (корабля, дома, животных, снеговика и т. д.). Также следует вырезать из плотной цветной бумаги или картона геометрические фигуры (квадраты, трапеции, круги, прямоугольники и др.).
В процессе занятия следует показывать ребенку схематические картинки и спрашивать его, из каких частей состоят те или иные предметы. Также можно предложить малышу посчитать количество частей и определить, какой они формы. Далее ребенок может найти похожие геометрические формы и составить из них похожие фигуры.
Игры на развитие внимания.
"Где что?"
Игра эффективно развивает внимание, а также расширяет познавательную активность и кругозор.
Следует договориться с ребенком, что он будет хлопать в ладоши, когда услышит слово на заданную тему, например животные. После этого взрослый должен произнести ряд разных слов. Если ребенок ошибся, игра начинается сначала.
Со временем можно усложнить задание, предложив ребенку вставать в том случае, если он услышит название растения, и одновременно с этим хлопать, когда услышит название животного.
Желательно проводить занятия с группой детей.
"Все помню"
В данной игре принимают участие несколько человек. Перед ее началом следует выбрать из числа взрослых судью, который на протяжении всей игры будет записывать названные слова.
Участники должны сесть в круг и выбрать тему, например города. После этого они по очереди называют названия городов. При этом каждый игрок должен повторять слова, названные предыдущим участником, и добавлять свое название. Судья в это время записывает все названия.
Игрок, допустивший ошибку при повторении городов, выбывает из игры.
"Спрятанное слово"
Игра поможет ребенку развить находчивость, внимание и сосредоточенность. В начале игры следует выбрать водящего, которому придется искать спрятанные слова. Он должен выйти из комнаты на некоторое время, за которое участники задумают известную фразу.
После этого водящий возвращается в комнату и пытается угадать фразу путем наводящих вопросов. Например, если была загадана фраза "Язык до Киева доведет", следует разбить ее на несколько слов (язык, Киев и доведет)и использовать их в ответах на вопросы водящего.
Игры на развитие воображения.
Воображение играет большую роль в формировании личности ребенка. Для его развития существуют специальные игры, которые помогают постепенно усваивать принцип замещения одних предметов другими. Также занятия подобного рода способствуют формированию умения одушевлять предметы по принципу условности.
Оживление предметов. Тема "одежда"
Представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.
Представить: пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут ваши действия?
Имитация действий. Тема "Посуда"
Варим суп. Показать: вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку газовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп поварешкой.
Показать, как надо осторожно нести чашку, наполненную горячей водой. Представить и показать: вы поднимаете горячую сковороду, передаете по кругу горячую картофелину.
Пластический этюд.
Слушать стихотворение и выполнять действия в соответствии с его содержанием.
Пельмени.
Я три горсточки муки
Сыплю в миску из руки,
Подолью воды немножко
Размешаю тесто ложкой,
Все с яйцом я перетру,
Тесто я руками мну.
Разделяю на кусочки,
Делаю я колобочки.
Мясорубку покручу,
Фарш мясной я получу.
Отделяю фарша горстку,
На кружок кладу я горку,
Я края соединяю,
Пальчиками их сжимаю,
Покажу свое уменье -
Вылеплю я сто пельменей!
(И. Лопухин)
Тема "Домашние птицы"
Представить себя заботливой хозяйкой. Показать: вы ухаживаете за птицами: сыплете им зерно, наливаете воду.
Выразить состояние хозяйки, у которой пропали гуси. Обыгрывание народной песенки "Жили у бабуси два веселых гуся".
Изобразить домашних птиц: заботливого петуха, который нашел зернышко и отдает его курочкам; гордого и смелого петуха, который охраняет свое семейство; сердитую гусыню, которая вытянула шею и грозно шипит, защищая своих гусят; индюка, распушившего хвост.
Тема "Домашние животные"
Изобразить ласковую кошечку, игривого жеребенка; довольную, полакомившуюся капустой козочку; бодливую корову, грозного быка; поросенка, валяющегося в грязи; верблюда, идущего по пустыне.
Обыгрывание ситуаций.
Кошка и мышка. Изобразить мышонка, попавшего в лапы кошки, и довольную кошку. Показать хитрого мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную кошку.
Передать движением, мимикой или иным способом бычка и ежика (по содержанию стихотворения).
Игра "Найди зайчика"
Для игры понадобится чистый носовой платок. Следует взять его за 2 соседних конца, заглянуть за него с обеих сторон и спросить: "А где наш зайчик? Куда он убежал?". После этого надо завязать концы платка в узлы так, чтобы они стали похожи на заячьи уши, и сказать: "А вот и зайчик! А где же у него хвост?" На оставшемся конце платка надо завязать небольшой узелок-хвостик: "А вот и хвостик! Давай его погладим".
Пластические этюды. Тема "Птицы"
Изобразить журавля, который стоит на одной ноге, ходит по болоту, ловит лягушек.
Этюд "Чайка защищает свое гнездо от песца".
"Совушка-сова"
Перед началом игры следует показать ребенку сову и рассказать ему о ней. После этого надо взять небольшой резиновый мячик, нарисовать на нем глаза и клюв совы и прочитать про нее стихотворение, показывая ребенку мячик:
Ах, ты, совушка-сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела,
Во траву свалилася,
В яму покатилася!
Игра "Солнечные зайчики"
Данное занятие подходит для солнечной погоды. Следует взять маленькое зеркало, пускать на стены и потолок солнечных зайчиков и вместе с малышом наблюдать за ними. В процессе игры можно прочитать ребенку стихотворение, например:
Скачут побегайчики -
Солнечные зайчики.
Мы зовем их - не идут.
Были тут - и нет их тут.
Прыг, прыг по углам.
Были там - и нет их там.
Где же зайчики? Ушли.
Вы нигде их не нашли?
V. Методические рекомендации.
1. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.
2. Не бойтесь «не стандартных занятий», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала .
3. Составьте для учеников алгоритм пересказа текста материала.
4. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.
5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.) переспрашивать, уточнять.
6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
VI. Список литературы.
1.Башмаков, М. И. Индивидуальная программа [Электронный ресурс] / Режим доступа : http:/ps.1september.ru/2006/04/8.htm.
2.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития : программно-методические материалы [Текст] / под. ред. И. М. Бгажноковой.- М. : Владос, 2007. – 239с.
3.Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии : педагогическая помощь : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Жигорева. – М. : Академия, 2006. – 240с.
4.Закрепина, А. В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству : методическое пособие [Текст] / А. В. Закрепина. – М. : Дрофа, 2007. – 141с.
5.Индивидуальный подход в специальном (коррекционном) учреждении: концепция, аспекты оценки индивидуальности и планирование коррекционно-развивающей работы : монография [Текст] / Урал. гос. пед. ун-т ; под. ред. В. В. Коркунова. – Екатеринбург : Б. и. ; Пермь : Б. и., 2005. – 128с.
6.Князева, Т. Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Т. Н. Князева // Коррекционная педагогика. – 2005. - № 1(7). – С. 62-67.
7.Стребелева, Е. А. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями [Текст] / Е. А. Стребелева, М. В. Браткова // Дефектология. – 2000. - № 5. – С. 86-96.
8. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? : пособие для учителя [Текст] / А. В. Хуторской. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383с.
9. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
10. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники [Текст] / О.Н. Истратова. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 349 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2010. — 32 с. — (Стандарты второго поколения)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормативные и методологические основания разработки адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста представленная в табличном варианте
Нормативные и методологические основания разработки адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста представленная в табличном варианте. Р...
Положение о разработке и утверждении адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья
Адаптированная образовательная программа (далее АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) с учётом особенностей их ...
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Структура индивидуальной образовательной программы.1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Индивидуальный учебный план4. Краткая психолого-педагогическая характеристика ребёнка5. Условия кор...
Положение о разработке и утверждении адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья
Положение о разработке и утверждении адаптированной оразовательной программы для детей с ОВЗ...
Доклад на тему: «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья с расстройством аутистического спектра»
Целью АОП является проектирование социальных ситуаций развития ребёнка с расстройствами аутистического спектра, развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мо...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
Формирование коммуникативных универсальных учебных действийМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6С ...
Индивидуальная адаптированная образовательная программа на обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 2023 г.
Индивидуальная адаптированнаяобразовательная программа наобучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)2023 г....