Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа (подготовительная группа)
Структура индивидуальной образовательной программы.
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка
3. Индивидуальный учебный план
4. Краткая психолого-педагогическая характеристика ребёнка
5. Условия коррекционной работы
6. Содержание программы
7. Заключение и рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iop_s_zpr.docx | 47.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № …»
Согласовано Утверждаю
ПМПк МКДОУ «Д/с № …» заведующий МКДОУ «Д/с № …»
Протокол № … от ____20…г. ____________ФИО
«_____» ____________20…г.
Индивидуальная адаптированная образовательная программа
для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Ф.И. ребёнка
на 20… – 20… учебный год
Составитель: учитель – логопед первой квалификационной категории
Ф.И.О. логопеда
Коркино
20… г
Ф.И. О. ребенка ______________
Дата рождения ______________
Год обучения ______________
Ответственный за реализацию индивидуальной образовательной программы учитель – логопед первой квалификационной категории ФИО
Дата начала работы ________________
Подпись родителей ________________
Дата окончания работы _____________
Подпись родителей _____________
Структура индивидуальной образовательной программы.
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка
3. Индивидуальный учебный план
4. Краткая психолого-педагогическая характеристика ребёнка
5. Условия коррекционной работы
6. Содержание программы
7. Заключение и рекомендации
Пояснительная записка
Содержание образовательного процесса осуществляется по индивидуальному учебному плану и определяется адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №___». Принята на заседании педагогического совета № __ от _____20___г.
Данная программа сопровождения имеет следующие разделы:
- По образовательным областям Программы (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию)
- «Физическое развитие»;
- «Познавательное развитие»;
- «Художественно-эстетическое развитие»;
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Речевое развитие».
Логопедическое сопровождение (учитель – логопед первой квалификационной категории Ф.И.О.)
Индивидуальная программа сопровождения предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с воспитанником, имеющим трудности в освоении адаптированной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ «Д/с № ___»в связи с имеющимися нарушениями:
- психиатр: F80.8. Темпово-задержанное развитие (гармонический инфантилизм)
- невролог: Алалия.
- логопед: Нарушение речи системного характера (I уровень речевого развития). Алалия.
В содержание индивидуальной программы сопровождения включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития воспитанника и его потенциальных возможностей. Для реализации задач по указанной программе сопровождения предусмотрено взаимодействие специалистов, воспитателей и родителей (законных представителей).
Срок реализации индивидуальной программы сопровождения с ____20__г. по ___20___г.
Цель программы: создать системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
В связи с этим коррекционная работа с ограниченными возможностями здоровья направлена на решение задач:
Задачи программы:
- Определить особые образовательные потребности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
- Создать условия, способствующие освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной общеобразовательной программы дошкольного образования и интеграции их в социум;
- Осуществлять индивидуально ориентированную психолого - медико - педагогическую помощь ребёнку с особыми образовательными потребностями с учётом его индивидуальных возможностей и особенностей развития, в соответствии с рекомендациями ТПМПК.
- Оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) ребёнка с особыми образовательными потребностями по социальным и другим вопросам.
- Сохранять и укреплять психофизическое здоровье ребенка посредством создания здоровье-сберегающей среды, применения здоровье-формирующих технологий.
Принципы и подходы к формированию Программы
- Принцип психолого - педагогического изучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с целью определения структуры нарушения, выявления его индивидуально-психологических качеств.
- Принцип учета возрастных границ.
- Принцип реализации межпредметных связей при проектировании индивидуальной образовательной программы.
- Принцип интегрированного подхода к отбору содержания индивидуальной образовательной программы
- Принцип дозированности осваиваемых дидактических единиц
- Принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала.
- Принцип соблюдения линейности и концентричности при построении индивидуальной образовательной программы.
- Принцип системного подхода к проектированию индивидуальных образовательных программ.
- Принцип комплексного подхода к проектированию индивидуальной образовательной программы.
- Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы на социализацию ребенка.
Индивидуальный учебный план.
Базовый вид деятельности | Подготовительная группа с ОВЗ |
Физическая культура | |
ФЭМП | |
Познание | |
Рисование | |
Лепка | |
Аппликация | |
Музыка | |
Развитие связанной речи | |
Продуктивная (конструктивная деятельность) | |
Коррекционная работа | |
Подгрупповые занятия с логопедом Фронтальные занятия с логопедом Индивидуальные занятия с логопедом Индивидуальная игра – занятие с воспитателем |
|
Чтение художественной литературы, познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность детей осуществляется в образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье. |
Краткая психолого-педагогическая характеристика ребёнка.
Психолого-логопедическое обследование показывает:
1.При логопедическом обследовании также выявлено, что девочка продолжает с удовольствием вступать в контакт, проявляет заинтересованность. В качестве средств общения выступают невербальные средства (мимика, улыбка, просодические компоненты речи и др.). Понимает чужую речь, сама произносит короткие слова и фразы. Внимание у ребёнка устойчивое. Запас знаний об окружающем снижен соответственно его возраста. Слуховое и зрительное восприятие в основном сформированы. Ориентируется в схеме тела и в пространстве.
2. Нарушена координация движений. Задание на развитие общей моторики выполняет. Объём выполняемых движений неполный, темп и активность нормальная. Мелкая моторика рук развита не достаточно. Необходимость зрительного контроля. Артикуляционная моторика не нарушена.
3. Понимание обращённой речи соответствует обиходно - бытовому уровню. Ребёнок понимает и выполняет простейшие инструкции. Затруднение вызывает понимание конструкций, сложных в грамматическом отношении. Ребенок показывает и соотносит цвета, формы. Фонематическое восприятие не сформировано. Языковой анализ и синтез сформирован недостаточно.
Отмечается системное недоразвитие речи. Алалия.
4.Работоспособность достаточная, зрительное внимание устойчивое, зрительная и слуховая память ниже возрастной нормы, переключаемость хорошая.
Содержание коррекционно – развивающей работы
В осуществлении индивидуальной адаптированной образовательной программы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья активную работу проводят воспитатели, учитель – логопед, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель. Каждый из специалистов, осуществляет свою работу в рамках образовательного процесса:
1. Коррекционная деятельность руководителя по физической культуре осуществляется посредством словесной регуляции действий и функций активного внимания выполнения заданий, движений по образцу. Наглядного показа, словесной инструкции, развития пространственно-временной организации движений. Согласно тематическому плану инструктор подбирает «тематические» подвижные игры, игровые упражнения на закрепление словаря, грамматических категорий.
2. Коррекционная деятельность музыкального руководителя осуществляется через НОД, праздники, развлечения, аудиальное развитие, музыкотерапию, различные виды фантазирования, режимные моменты – согласно возрастным и коррекционным потребностям воспитанника.
Индивидуальное педагогическое сопровождение.
Цель: создание благоприятных условий для подготовки к жизни в современном обществе, для осуществления коррекционного воздействия, направленного на раскрытие потенциальных возможностей развития ребёнка.
Задачи:
- формировать навыки самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.
- формировать у ребёнка положительное отношение к художественному творчеству.
- развивать навыки общения со сверстниками, совместного выполнения действий в играх;
- формировать представления об окружающем мире;
- развивать моторику и зрительно-двигательную координацию.
Коррекционная деятельность руководителя по физической культуре осуществляется посредством словесной регуляции действий и функций активного внимания выполнения заданий, движений по образцу. Наглядного показа, словесной инструкции, развития пространственно-временной организации движений. Согласно тематическому плану инструктор подбирает «тематические» подвижные игры, игровые упражнения на закрепление словаря, грамматических категорий.
Коррекционно-развивающие задачи по основным разделам ИПС | Динамика I полугодие | Коррективы |
Образовательная область «Физическое развитие» | ||
1. Создание и реализация условий физического развития и здоровья ребенка в разных формах организации двигательной активности (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, праздники, спортивные соревнования, подвижные игры и т.п.). 2.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка и его эмоционального благополучия; 3. Развитие двигательных умений и навыков, общей и мелкой моторики; 4. Развитие физических качеств; 5. Оказание помощи семье ребенка в укрепление физического развития и здоровья. | ||
Образовательная область «Познавательное развитие» | ||
1.Развитие интересов ребенка, любознательности и познавательной мотивации; 2.Формирование познавательных действий, становление сознания; 3.Развитие воображения и творческой активности; 4.Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. | ||
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | ||
1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; 2.Становление эстетического отношения к окружающему миру; 3.Формирование элементарных представлений о видах искусства; 4.Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; 5.Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; 6. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). | ||
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | ||
1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; 2. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; 3.Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; 4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; 5.Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; 6.Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе | ||
Образовательная область «Речевое развитие» | ||
1. Владение речью как средством общения и культуры; 2. Обогащение активного словаря; 3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; 4. Развитие речевого творчества; 5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; 6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; 7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте | ||
Заключение (начало года). Уровень освоения образовательных областей программы: | Заключение (конец года). Уровень освоения образовательных областей программы: |
Индивидуальное логопедическое сопровождение.
Коррекционно-развивающие задачи | Динамика I полугодие | Коррективы |
Общие положения. | ||
Формирование психофизиологической основы речи, выработ-ка установки на деятельность и коммуникацию (развитие речевой и психофизиологической активности).Обеспечение активной речевой практики. Понимание простой инструкции. Развитие общей моторики: совершенствование статической / динамической организации движений, чувства ритма. Совер-шенствование пространственного гнозиса. Формирование пространственных представлений с опорой на правую руку. Развитие мелкой моторики: совершенствование статической и динамической организации движений. Развитие конструктив-ного праксиса, моделирование букв. Формирование графомо-торных навыков. | ||
Общее звучание речи | ||
Формирование потребности сделать свою речь понятной для окружающих. Воспитание правильного темпа и ритма речи, силы голоса (умения пользоваться громким и тихим голосом, шепотной речью). Воспитание интонационной выразительнос-ти речи. Дифференциация носового и ротового выдоха. Формирование речевого дыхания. | ||
Артикуляционная моторика | ||
Развитие подвижности артикуляционного аппарата и фона-ционного дыхания. Формирование правильного дыхания: координация ротового и носового дыхания; длительного выдоха. Выполнение комплекса упражнений, способствующих постановке звуков. | ||
Звукопроизношение | ||
Расширение возможностей изменять силу и высоту голоса (звуки, звукоподражания, слова). Формирование артикуляционных основ: свистящих: [с], [з], [ц]; шипящих звуков: [ш],[ж],[ч], [щ] ; сонорных звуков : [р]-[р’], [л]-[л’]; Постановка свистящих звуков[с], [з], [ц]; шипящих звуков: [ш],[ж],[ч], [щ] ; сонорных звуков : [р]-[р’], [л]-[л’]; (объяснение и показ артикуляции звука, постановка по подражанию). Автоматизация данных звуков в слогах, словах, фразах, предложениях, чистоговорках. | ||
Слоговая структура слов | ||
Формирование умения произносить слова – звукоподражания сопряжено, отраженно и самостоятельно по предметным картинкам. Вызывание, проговаривание и запоминание слов – звукоподражаний, междометий. Вызывание, проговаривание и запоминание односложных слов, двусложных с ударением на первом слоге, после – на втором слоге, трехсложных слов. | ||
Фонематический слух | ||
Формирование умения различать гласные звуки и согласные звуки на слух и в произношении. Формирование чёткого акустического образа звуков. Работа над пониманием смыслоразличительной функции фонемы в словах-паронимах. Формирование навыка определения позиции звука в слове. Формирование навыка выделения первого и последнего звука в слове. Формирование навыка определения последовательности и количества звуков в слове. Формирование умения выделять предложения из текста. Формирование умения выделять слова из предложения. Формирование умения определять количество и последовательность слов в предложении. Формирование / развитие слухового контроля над качеством собственного звукопроизношения. | ||
Языковой анализ и синтез | ||
Формирование умения слышать звук, определять направление звука. Формирование понятий «ряд», «право» - «лево». Формирование зрительного внимания. Формирование пространственной ориентировки. Формирование умения анализировать ряд картинок (4-5), предметов (4-5). Формирование умения анализировать ряд неречевых звуков (4-5). Звуко-слоговой анализ и синтез слов типа «суп», «зубы». | ||
Грамматический строй речи | ||
Работа над простыми предлогами: на, в, за, у, к, с, по, над и сложными предлогами: из-за, из-под. Употребление в речи предлогов; составление предложений с предлогом. Образование существительных с уменьшительно-ласкательны-ми суффиксами. Образование множественного числа существительных. Согласование прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже. Согласование числительных с именами существительными. Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов. Образование относительных / притяжательных прилагательных. Образование сложных слов путём сложения основ. Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными. Обучение подбору слов-синонимов / антонимов / омонимов / родственных слов. Формирование навыка произношения слов сложной слоговой структуры. | ||
Лексика | ||
Уточнение /обогащение словаря существительных. Формирование / обогащение глагольного словаря. Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов. Накопление семантико-синтактических валентностей и связей слов по лексическим темам. Уточнение слов, обозначающих временные понятия (части суток, дни недели, времена года). Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение (там, тут, вот, здесь), количество (мало, много, ничего), оценку действия (хорошо, плохо, громко, тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно и т.д.). | ||
Связная речь | ||
Обучение пересказу. Составление рассказов по демонстрируемым действиям / по картине / по серии сюжетных картин / сравнительно-описательных рассказов. Формирование / развитие контекстной формы речи: формирование речевых операций программирования (отбор элементов ситуации и расположение их в четкой временной последовательности); формирование лексико-семантических отношений контекста (формирование причинно-следственных отношений); оречевление усложняющихся связей, событий (отражение разнообразных предметных отношений в соотнесенной речи). | ||
Заключение (начало года): Нарушение речи системного характера 1 уровня речевого развития. Алалия. Уровень сформированности компонентов речи (начало года): Низкий | Заключение (конец года): Уровень сформированности компонентов речи (конец года): |
Работа с семьей.
Формы работы с семьей | Срок | Ответственный |
1. Проведение индивидуальных бесед с родителями ребенка: - по результатам комплексного психолого-логопедического обследования детей; - ознакомление с ИКРМ, ИОП ребенка; - динамика речевого продвижения ребенка; - о необходимости проведения артикуляционной гимнастики; - развитие лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи. 2. Индивидуальные практикумы для родителей ребенка по развитию речеслухового внимания, развитию общих речевых навыков, развитию психологической базы речи. Индивидуальные тренинги: - проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях; - развитие мелкой моторики пальцев рук; -«Учим детей произносить звуки» (автоматизация поставленных звуков). 3. Посещение родителями индивидуальных занятий. 8. Уголок для родителей. | __.20___г. __. 20__г. В течение года. В течение года. В течение года. | Учитель – логопед. Специалисты, воспитатели. Учитель – логопед Специалисты, воспитатели. |
Заключение на конец учебного года:_______________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ |
Результат коррекционной работы
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Дата выпуска _______________________________________________________________
Место дальнейшего обучения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная адаптированная программа для дошкольника с ограниченными возможностями здоровья "Родничок успеха"
Порядок реализации ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) установлен Порядком разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитаци...
Карта индивидуального образовательного маршрута на ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В карте индивидуального маршрута заполняем разделы: "Диагностический этап", «Выявленные трудности и их причины», затем определяем цели и результаты, определяем с...
Индивидуально-ориентированной подход к ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивной группе ДОУ.
Вопрос инkлюзивного образования стал актуальным и для нашего ДОУ, т.к. к нам обратились родители одного из воспитанников с протоколом ПМПК и высказали пожелание остаться в общеразвивающей группе. Пере...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Методические рекомендации
В методических рекомендациях представлены нормативные и методические основания разработки адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возрас...
Консультация для педагогов "Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для ребенка с ограниченными возможностями здоровья"
Инклюзивное образование...
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа (АОП) для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа (АОП) для ребенка с ограниченными возможностями здоровья...