Доклад на тему: «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья с расстройством аутистического спектра»
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Целью АОП является проектирование социальных ситуаций развития ребёнка с расстройствами аутистического спектра, развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
В программу вошли:
- описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях;
- взаимодействие взрослых с ребёнком;
- взаимодействие педагогического коллектива с семьей;
- коррекционная работа с детьми c РАС дошкольного возраста (содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проектирование социальных ситуаций развития ребёнка с расстройствами аутистического спектра. | 29.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»
Доклад
на тему: «Разработка и реализация адаптированной
образовательной программы
для детей с ограниченными возможностями здоровья
с расстройством аутистического спектра»
воспитатель: Пислегина Л.Н.
г. Югорск, 2019 год
Добрый день, уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию доклад на тему: «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья с расстройством аутистического спектра»
Дети с диагнозом «Расстройство аутистического спектра» представляют собой группу с различной степенью проявления особенностей и образовательных потребностей. Они характеризуются своеобразием эмоциональной, волевой, когнитивной сфер и поведения в целом. Имеют неравномерно недостаточный уровень развития психических функций, который по отдельным показателям может соответствовать нормативному уровню, либо уровню развития детей с задержкой психического развития, либо уровню развития детей с интеллектуальной недостаточностью. При этом адаптация этих детей крайне затруднена, прежде всего, из-за нарушений коммуникации и социализации и в связи с наличием дезадаптивных форм поведения.
2-ой слайд
Различают четыре группы детей с РАС. Ребёнок, посещающий наше дошкольное учреждение, относится к четвертой группе. Для детей этой группы характерна чрезвычайная тормозимость, пугливость (особенно в контактах), ощущение несостоятельности, необходимость постоянной поддержки со стороны взрослых.
3-ий слайд.
- Ребёнок поступил 2017 году, в возрасте 3 лет 8 месяцев;
- семья полная;
- образование родителей – высшее;
- уровень жизни – удовлетворительный;
- в семье 2 ребёнка.
Родители отзывчивые и заинтересованные в квалифицированной помощи своему ребёнку.
На основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии ребёнку был присвоен статус ОВЗ и рекомендованы специальные образовательные условия через использование адаптированной образовательной программы.
Адаптированная образовательная программа разрабатывается на ребёнка с 2017 года, на каждый учебный год, она утверждается приказом заведующего и реализуется всеми специалистам детского сада и воспитателями группы. Данный ребёнок состоит на учёте ППМС центра и ПМПк сада. С ребёнком проводится индивидуальная коррекционная работа специалистами детского сада один или два раза в неделю в соответствии с заключением ПМПК.
4-ый слайд
Целью АОП является проектирование социальных ситуаций развития ребёнка с расстройствами аутистического спектра, развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
В программу вошли:
- описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях;
- взаимодействие взрослых с ребёнком;
- взаимодействие педагогического коллектива с семьей;
- коррекционная работа с детьми c РАС дошкольного возраста (содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития)
5-ой слайд (фото)
Ребёнок с РАС посещает общеразвивающую группу старшего возраста (дети 5-6 лет). Наполняемость группы 23 ребёнка, из них: у двоих детей имеется статус ребёнка – инвалида и ОВЗ, образовательный процесс которых регулируется АОП (ребенок с РАС) и индивидуальным образовательным маршрутом (ИОМ – ребёнок инвалид).
Согласно АОП в части коррекционной работы для ребёнка с РАС, педагогом-психологом, учителем-логопедом и воспитателями группы которую посещает ребёнок составлены индивидуальные коррекционные планы обучения, где учитываются возрастные особенности ребёнка, актуальные проблемы развития, связанные с диагнозом.
6-ой слайд
Реализация адаптированной образовательной программы проходит в группе общеразвивающей направленности по пяти образовательным областям в индивидуальной и групповой работе.
7-ой слайд
Также все специалисты ДОУ проводят образовательную и коррекционную работу с ребёнком как индивидуально, так и подгруппами, включая в работу с ребёнком со статусом ОВЗ детей, не имеющих особые образовательные потребности (норма развития).
8-ой слайд
При работе с ребёнком в образовательной деятельности используются следующие методы и формы обучения:
- дидактические игры и упражнения, направленные на формирование и развитие всех видов детской деятельности (самообслуживание, коммуникативно-речевая, игровая, познавательная, изобразительная, музыкальная, двигательная…)
9-10 слайд
- наблюдения, обследование предметов и действия с ними,
- чтение, беседы,
- экскурсии, эксперименты, опыты.
11 – 13 слайд
- закрепление усвоенных навыков и формирование способностей (на занятиях специалистов) у ребёнка происходит в специально организованных игровых ситуациях, сюжетно-ролевых играх.
Немного хотелось бы остановиться на работе воспитателя с данной категорией детей. И поделиться небольшим опытом работы.
Утром, принимая ребёнка мы сразу стараемся оценить её настроение, эмоциональное состояние. Если ребёнок кричит, не хочет заходить в группу, то мы предлагаем ей то, что её в данный момент может заинтересовать, стараемся как можно быстрее успокоить.
Если в течение дня у ребёнка возникает сильный страх, крик стараемся отвлечь, говорить о том, чего она не боится, обнять, успокоить.
Нас – воспитателей и детей нашей группы ребёнок уже пустил в свой мир, мы являемся частью её мира. Если в группу приходят другие люди появляется тревожность, крик, страх.
Еще небольшая особенность данного ребёнка, Арина сидит всегда только на своём месте, во время приёма пищи посуда с определённым рисунком, если помощник воспитателя ошибся – поставил не ту чашку, то снова крик и отказ сесть за стол.
В самом начале, как только ребёнок начал посещать наш сад, ее очень тяжело было пригласить и заинтересовать любым видом деятельности, сейчас ребёнок садится на занятие вместе с детьми отвечает на вопросы, выполняет задания. Вовремя НОД может пройтись по группе, порисовать, затем снова прийти и заниматься дальше.
Если у ребёнка хорошее эмоциональное состояние, то мы стараемся проводить коррекционно-развивающую индивидуальную работу, например, развиваем коммуникативные навыки: развиваем словарный запас, умение формулировать предложения, умение принимать помощь взрослого, выполнять просьбы.
Также в работу включаем и других ребят из группы для социализации ребёнка и развития умения общаться со сверстниками.
На занятиях физической культурой и музыкальном выполняет всё если нет страха и тревоги. Иногда просто сидит рядом с воспитателем. Боится громкой музыки.
14 – 19 слайд
Успешная реализация адаптированной образовательной программы, социализация ребёнка с особыми образовательными потребностями может быть достигнута только в том случае, когда родители понимают и принимают особенности развития своего ребёнка и всегда идут навстречу образовательному учреждению и своему ребенку. В данном случае родители ребёнка представляют именно такую модель поведения. Они активно учувствуют в жизни группы и детского сада, охотно предоставляют нам всю информацию о ребёнке вне ДОУ, рассказывают нам о рекомендациях и назначениях различных реабилитационных центров, которые посещает ребёнок в нашем городе и за его пределами.
20 -ый слайд
На данного ребёнка сформирован и утвержден маршрут межведомственного взаимодействия. Он реализуется уже третий год. Реализация проходит совместно с Советским реабилитационным центром (Солнышко), Дошкольным образовательным учреждением (Снегурочка), Югорской городской больницей, Центром здоровья и развития «Академия». Результат работы потрясающий, положительных моментов много. Начиная от постепенной социализации ребёнка и заканчивая небольшими победами, например, Арина вместе со старшей сестрой участвовала в городском конкурсе «Одаренные дети будущее России» в номинации «Праздник детства» в театрализованной постановке «Божья коровка» и заняли 3 место.
В рамках недели инклюзивного образования мы показали НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Там, в лесу растёт подснежник», где Ариша активно проявила себя и не все гости поняли, что занятие проводилось с ребёнком с РАС.
На следующий учебный год переходим в подготовительную к школе группу также будет разработана АОП, продолжится коррекционная работа с ребёнком и сотрудничество с социальными партнерами по реализации образовательной деятельности и социализации ребёнка в социуме.
Спасибо за внимание. Я готова ответить на ваши вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные системы альтернативной и дополнительной коммуникации в группе для детей с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра.
Многие годы исследований показывают, что использование альтернативных систем коммуникации отнюдь не мешает развитию речи, более того, при использовании таких систем развитие речи даже ускоряется.В ста...
Практические советы родителям детей с качественными нарушениями речи (расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственной отсталости, задержках речевого развития невыясненной этиологии)
Основные советы родителям "неговорящих" детей....
Использование интерактивного стола Smart Table для развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями.
Возможности использования интерактивного стола для развития когнитивных, моторных, социальных навыков у детей с ОВЗ....
Комплект учебно-методических материалов по разработке индивидуальной адаптированной образовательной программы на ребенка дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
В комплект учебно-методических материалов входит: психолого-педагогическая характеристика дошкольника с РАС, подбор методик для педагогической оценки особенностей развития ребенка с РАС, индивидуальна...
Практические советы родителям детей с качественными нарушениями речи (расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственной отсталости, задержках речевого развития невыясненной этиологии)
Основные советы родителям "неговорящих" детей....
Конспект образовательной организованной деятельности (ООД) по физическому развитию «Арена чемпионов» для детей 4-5 лет с расстройством аутистического спектра (РАС).
Конспект образовательной деятельности по физическому развитию в группе компенсирующей направленности...
Нетрадиционные формы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Публикация содержит информацию для родителей и педагогов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра, о том, как развивать у ребенка мелкую моторику рук с помощью природного и бр...