Психокоррекционный комплекс для детей старшего дошкольного возраста.
рабочая программа (старшая группа) по теме
Психокоррекционный комплекс
включает в себя 4 основных блока:
1 Диагностический.
2 Установочный.
3 Коррекционно-развивающий.
4 Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Диагностический блок:
Цель: диагностика особенностей личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.
Включает:
· Тест Голланда по определению типа личности.
· 16 PF – опросник Кеттела.
· Многофакторный личностный опросник «Мини-мульт»
· Опросник изучения темперамента (Стрелоу).
· Тест интеллекта Амтхауэра.
· ТАТ.
Установочный блок:
Цель: установление контакта, доверительных отношений, снятие тревожности, повышение уверенности в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.
Коррекционный блок:
Цель: гармонизация и оптимизация развития ребёнка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и с самим собой.
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий:
Цель: стабилизация позитивной самооценки, способствовать появлению позитивного поведения.
Программа коррекционно-развивающей работы.
Занятие 1.
Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности в себе.
Упражнение 1 «Снежный ком».
Цель: узнать и запомнить имена участников.
Упражнение происходит следующим образом: участник сначала называет свое имя, задача следующего: повторить имя предыдущего и сказать свое.
Упражнение 2 «Круг знакомств».
Цель: сплотить и раскрепостить участников тренинга.
Участники встают в круг. Один из игроков делает шаг в центр круга, называет свое имя, показывает какое-то движение или жест, свойственный ему или придуманный, затем возвращается снова в круг. Все участники повторяют как можно точнее его движения, интонацию, мимику. Таким образом, каждый из участников демонстрирует свое движение и жест.
Упражнение 3 «Постройтесь по росту».
Цель: преодоление барьеров в общении между участниками и их раскрепощение.
Участники становятся плотным кругом, закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться с закрытыми глазами по росту, по цвету волос, глаз, по теплоте рук.
1
После, обсуждают, сложно ли было выполнить упражнение.
Упражнение 4 «Зоопарк».
Каждый из участников выбирает животное, птицу, рыбу. Затем в течение 2 – 3 минут все должны побыть этим существом. Но о своем выборе нельзя говорить в слух, нужно изобразить это животное. Затем группа должна угадать кто какое существо изображал.
Упражнение 5 «Свободный рисунок».
Всем членам группы выдаются листы бумаги и карандаши для рисования. Каждый рисует то, что хочет. После выполнения задания организуется выставка и идет обмен ощущениями.
Упражнение 6 «Ощущения».
Все участники садятся в круг и обсуждают свои чувства после выполнения всех заданий.
Занятие 2.
Цель: активное самораскрытие, преодоление психологических барьеров.
Упражнение 1 «Здравствуй, ты представляешь…».
Члены группы по кругу здороваются этой фразой, описывая какой-нибудь интересный, смешной случай, который произошел при общении с любым человеком в период между прошлым и этим занятием.
Упражнение 2 «Подарки».
Все участники по кругу высказываются: «Чтобы я хотел подарить сидящему рядом? Называется то, что могло бы его по-настоящему обрадовать.
Ты, которому подаришь подарок, благодарит и объясняет, понравился ли ему подарок.
Упражнение 3 «Созвучие».
Двое членов группы, встав спиной к друг другу по сигналу руководителя, начинают удаляться от друг друга в разные стороны. Они должны одновременно оглянуться, причем без сигнала, они должны почувствовать тот момент, когда партнер хочет оглянуться. Затем обмениваются своими ощущениями.
Упражнение 4 «Волшебное слово».
Вся группа встает тесным кольцом, крепко взявшись за руки. Один из участников становится в круг. Он должен найти такие слова при обращении к кому-то из группы, чтобы тот поверил в его искренность и захотел выпустить узника и так далее.
Упражнение 5 «Ощущения».
Все участники садятся в круг и обсуждают свои чувства после выполнения всех заданий.
Занятие 3.
Цель: дальнейшее самораскрытие, открытие в себе сильных сторон, изучение возможностей использования своих сильных сторон во взаимоотношениях с другими.
Упражнение 1 «Здравствуй…».
Начинает один из участников и, обращаясь к соседу слева, с чувством радости от встречи с ним содержательно заканчивает фразу «Здравствуй…», выражая свое чувство и голосом и жестом, и улыбкой.
Упражнение 2 «Ласковое имя».
Участники должны проговорить искрение слова – ласковые имена.
Упражнение 3 «Внимание».
Все члены группы встают в различные позы. Один из участников находясь в центре, старается запомнить всех. На это ему дается 1 минута. Затем он закрывает глаза, а несколько человек меняют что-то в своих позах. Находящийся в центре, открыв глаза, должен определить, кто изменил позу и в чем состоят эти изменения.
2
Упражнение повторяется с другим участником.
Упражнение 4 «Без маски».
Все участники по очереди берут карточки, которые лежат стопкой в центре круга и сразу продолжают высказывание, которое начато на карточке.
Содержание незаконченных предложений:
«Что мне иногда по-настоящему хочется, так это…»
«Особенно мне не нравится когда…»
«Мне знакомо острое чувство одиночества. Помимо…»
«Мне очень хочется забыть, что…»
«В незнакомом обществе я, как правило, чувствую…»
«Даже близкие люди иногда не понимают меня. Однажды…»
«В обществе лиц противоположного пола я обычно чувствую себя…»
«Особенно меня раздражает то, что…»
Упражнение 5 «Последняя встреча».
Инструкция: «Сядьте в круг, закройте глаза. Подумайте о том, что вы еще не сказали группе, кому-то из участников, но очень бы хотели сказать. Через 2 – 3 минуты откройте глаза и скажите это…!»
Занятие 4.
Цель: дальнейшее развитие умения воспринимать и понимать себя и окружающих, активное самораскрытие, активное сопереживание и выражение симпатий.
Упражнение 1 «Здравствуй, я рад тебя видеть».
Каждый участник обращается к друг другу с этими словами. Нужно сказать еще что-то приятное, хорошее, обязательно от души.
Упражнение 2 «Счет».
Один из участников называет любую цифру от 1 до того числа, сколько членов группы присутствует на данном занятии. В группе каждый раз должно быстро встать без всякой предварительной договоренности ровно столько человек, какое число было названо. Так повторяется несколько раз, пока названная цифра и число встающих не совпадет.
Упражнение 3 «Мой портрет» (я глазами группы).
Каждый из участников пытается выразить свои представления о том, как его воспринимает группа. Группа поправляет в случае значительного расхождения с действительным восприятием группой этого человека.
Упражнение 4 «Горячее кресло».
В центре стоит пустое «горячее кресло». Один из участников садится и называет члена группы, от которого он бы хотел получить обратную связь.
Тот, к кому обратился сидящий в «горячем кресле» должен откровенно ответить на единственный вопрос: «Как я к тебе отношусь?»
Упражнение 5 «Ощущения».
Все участники садятся в круг и обсуждают свои чувства после выполнения всех заданий.
Занятие 5.
Цель: овладение навыками высказывания, активное сопереживание, активное самораскрытие.
Упражнение 1 «Здравствуй».
Начинает один из участников и, обращаясь к соседу слева, с чувством радости от встречи с ним содержательно заканчивает фразу «Здравствуй…», выражая свое чувство и голосом и жестом, и улыбкой.
Упражнение 2 «Лучшее качество».
3
Все участники по кругу высказывают сидящему справа то лучшее качество, которое в нем есть, по мнению говорящего.
Упражнение 3 «Одиночество».
Задание: «Вспомните о времени, когда вы были более всего одиноки в своей жизни. Постарайтесь на 1 - 2 минуты воскресить эти чувства, пережить его. Слова «Затем организуется обмен своими переживаниями, в случае необходимости группа оказывает психологическую поддержку.
Упражнение 4 «Изофантазия».
Всем участникам дается задание в течение 2 – 3 минут нарисовать несуществующее доброжелательное и очень общительное животное. Затем организуется очередной «вернисаж» и обмен впечатлениями.
Упражнение 5 «Ощущения».
Все участники садятся в круг и обсуждают свои чувства после выполнения всех заданий.
Занятие 6.
Цель: дальнейшее развитие умения воспринимать и понимать себя и окружающих, активное самораскрытие.
Упражнение 1 «Здравствуй, я рад тебя видеть».
Каждый участник обращается к друг другу с этими словами. Нужно сказать еще что-то приятное, хорошее, обязательно от души.
Упражнение 2 «Пойми другого».
Каждый член группы должен в течение 2 – 3 минут описать настроение каждого или же кого-либо в группе. Представить себе, прочувствовать человека, его состояние, эмоции, переживания и все это изложить на бумаге. Затем все описания зачитываются вслух, а там чье настроение описывали, соотносит со своим действительным состоянием и подтверждает достоверность проникновения или опровергает его.
Упражнение 3 «Достойный ответ».
Каждому из участников предлагается продемонстрировать различные стили в конкретной ситуации. Например, «ваш друг забыл вернуть вам деньги, взятые в долг на 1 месяц, а прошло уже целых 3». Потребуйте от него, обращаясь к кому-нибудь из членов группы в различных стилях: а) агрессивный; б) неуверенный; в) уверенный.
Все члены группы должны пройти через это упражнение.
Упражнение 4 «Общение в парах».
Вся группа разбивается на пары и выполняет несколько заданий.
«Встаньте (сядьте) спина к спине и постарайтесь вести оживленный диалог о чем-то для вас важном в течение 2 – 3 минут. Затем обменяться впечатлениями».
«Один из вас садится на стул, другой продолжает стоять. Вновь начинают диалог, и продолжается это в течение 2 – 3 минут».
«Установите зрительный контакт, пообщайтесь в течение 2 – 3 минут».
Затем вербальный обмен ощущениями, своими впечатлениями.
Упражнение 5 «Ощущения».
Все участники садятся в круг и обсуждают свои чувства после выполнения всех заданий.
Занятие 7.
Цель: повышение тонуса, улучшение настроения, избавление от нежелательных мыслей, осознание важных жизненных целей.
Упражнение 1 «Ритуал общения».
Руководитель: «Закройте глаза… Пусть теперь каждый возьмет правой рукой руку соседа… подержит его руку в своей. Постарайтесь, не открывая глаз, сосредоточиться на
4
звуках вокруг вас, пусть каждый сосредоточит внимание только на том, что слышит.
А теперь, все еще не открывая глаз, сконцентрируйте внимание на ладонях соседа справа и слева.
Постарайтесь какая ладонь теплее, какая холоднее… Теперь разомкните руки и сосредоточьтесь на своем дыхании. Попробуйте подсчитать каждый выдох… и на пятом – откройте глаза».
Упражнение 2 «Мое хорошее настроение».
Возьмите 2 листа бумаги. На первом напишите события, виды занятий или действий, которые ухудшают выше настроение. А на втором листе бумаги напишите 10 позиций, обозначающих самые приятные для вас человеческие контакты. С кем вам хорошо, а с кем плохо?
Напишите 10 видов деятельности, в которой вы находите себе отдых.
Ответьте на следующие вопросы?
· что вам мешает заняться тем, что для вас приятно?
· часто ли вы занимаетесь тем, что улучшает ваше настроение?
Сделайте для себя личные выводы и определите индивидуальные способы помогающие сделать себя энергичным, активным, сильным.
Упражнение 3 «Радуга».
Инструкция: «У нас есть прекрасная возможность задуматься о будущем, определить и осмыслить важные для нас цели. Говорят, что на конце радуги стоит горшок с золотом, который каждому кто его найдет, дарит счастье и богатство».
Представьте себе вашу личную радугу. Пусть же точки, где радуга опирается на горизонт, обозначает ваше настоящее и будущее.
Нарисуйте радугу, а там где она уходит за горизонтом, нарисуйте цель, которая придет вам в голову во время рисования. (20 минут)
А теперь взгляните на свой рисунок и мысленно представьте себе ответы на следующие вопросы:
· как мне достичь этой цели?
· какие препятствия могут встретиться на пути?
· как я отношусь к этой цели?
На размышление 5 минут.
Упражнение 4 «Ощущения».
Все участники садятся в круг и обсуждают свои чувства после выполнения всех заданий.
Занятие 8.
Цель: выражение конфликта, не прибегая к речи, учиться преобразовывать конфликт в дружелюбные компромиссы.
Упражнение 1 «Здравствуй, как я рад тебя видеть».
Каждый участник обращается к друг другу с этими словами. Нужно сказать еще что-то приятное, хорошее, обязательно от души.
Упражнение 2 «Скульптура».
Инструкция: Каждый из вас по очереди должен будет представить себя скульптором, который создает из вас обоих скульптурную группу, выражающую ваши взаимоотношения и ваше поведение.
Сначала скульптор ставит партнера в определенную позу и придает определенное положение его рукам, ногам, голове, пальцам и так далее. И потом встает на его место.
Далее идет обсуждение: вероятно в начале лучше высказаться пассивному партнеру.
Упражнение 3 «Получаем – отдаем».
Посмотрите на участников группы, и определите, с кем бы вы хотели улучшить отношения. Выберите 3 человек. Затем возьмите 3 карточки и на каждой из них напишите
5
следующее:
1. имя соответствующего участника;
2. три желания в отношении этого человека;
3. 5 возможных вознаграждений – способов, которыми вы хотели бы расплатиться с партнером. Заполнив карточки, можете начинать переговоры друг с другом. Заключите небольшой договор, который конкретно зафиксирует, что каждый из вас отдает и что получает.
В заключение попросите каждого изложить итоги своих переговоров.
Упражнение 4 «Ощущения».
Все участники садятся в круг и обсуждают свои чувства после выполнения всех заданий.
Занятие 9.
Цель: дать возможность участникам группы выказать результаты своей внутренней работы и тем самым выявить зоны потенциальных конфликтов; стать участником более чувствительным к границам членов группы, с которым бывает трудно находить общий язык.
Упражнение 1 «Здравствуй…».
Начинает один из участников и, обращаясь к соседу слева, с чувством радости от встречи с ним содержательно заканчивает фразу «Здравствуй…», выражая свое чувство и голосом и жестом, и улыбкой.
Упражнение 2 «Я и другие».
«Сейчас каждый из вас обойдет всю группу и сядет по очереди перед каждым из участников. Первое будет начинаться со слов: «У меня лучше, чем у тебя получается…». Второе – «У меня хуже, чем у тебя получается…»
Партнер молча его выслушивает. После того, как каждый из участников пройдет весь круг, все дают друг другу обратную связь и обсуждают это упражнение».
Упражнение 3 «Границы».
«Посмотрите на всех членов группы и выберите кого-нибудь, с кем вам по какой-либо причине трудно общаться:
Сядьте напротив друг друга и задумайтесь на минуту о том, как в это мгновение можете представить себе ту невидимую психологическую границу, которую проводит вокруг себя ваш партнер. Как, вам, кажется, насколько близко он позволит вам подойти к себе?
Встаньте лицом к друг другу и вытяните руки перед собой. Коснитесь ладонями и кончиками пальцев ладоней партнера, так чтобы ваши руки были мягко прижаты друг к другу. Смотрите друг другу в глаза и начинайте осуществлять соприкасающимися ладонями и пальцами различные движения. Выясните, насколько он позволяет вам приближаться к себе? Далее идет обсуждение.
Упражнение 4 «Ощущения».
Все участники садятся в круг и обсуждают свои чувства после выполнения всех заданий.
Занятие 10.
Цель: дать участникам группы возможность получить обратную связь; ориентировано на личностное развитие.
Упражнение 1 «Здравствуй, как я рад тебя видеть».
Каждый участник обращается к друг другу с этими словами. Нужно сказать еще что-то приятное, хорошее, обязательно от души.
Упражнение 2 «Комплимент».
Каждый по кругу дает своему соседу слева положительную обратную связь о его поведении.
6
Упражнение 3 «Прощальный подарок».
Представьте себе, что дверь нашей комнаты открывается и сюда въезжает фургон, доверху наполненный подарками. Спокойно подойдите к этому фургону и найдите пакет, предназначенный вам… Что оказалось в вашем пакете. Попытайтесь как можно лучше изучить свой подарок. Теперь отождествите себя с этим подарком. Станьте им на какое-то время. Для чего вы здесь? Откуда вы взялись? Как вы себя чувствуете? Какие ощущения вызывает у вас ваш новый владелец.
Снова станьте собой и рассмотрите его (подарок) со всех сторон. А сейчас попрощайтесь со своим подарком. Что вам хочется ему сказать на прощанье? В течение минуты внутренне вернитесь в группу и откройте глаза.
Обсуждения – готовы ли поделиться со всеми своим опытом.
Упражнение 4 «Самоподдержка».
Напишите несколько положительных высказываний о себе.
Теперь выберите то утверждение, которое представляется вам особенно важным.
Далее нужно сделать так чтобы ваше утверждение всегда вами выполнялось (потом поместить его на видное место).
Упражнение 5 «Ощущения».
Все участники садятся в круг и обсуждают свои чувства после выполнения всех заданий.
Занятие 11.
Цель: научиться сопереживать, испытывать позитивные эмоции, выражать эмпатию; ориентировано на личностное развитие.
Упражнение 1 «Здравствуй…».
Начинает один из участников и, обращаясь к соседу слева, с чувством радости от встречи с ним содержательно заканчивает фразу «Здравствуй…», выражая свое чувство и голосом и жестом, и улыбкой.
Упражнение 2 «Письмо, в котором я говорю тебе спасибо».
Вспомните какого-нибудь человека, которому вы за что-то благодарны. Напишите ему благодарное письмо. Скажите в нем все, что хотели, но по какой-то причине не высказали раньше.
Упражнение 3 «Чемодан».
Один из участников выходит из комнаты, а остальные начинают собирать ему в дорогу «чемодан». В этот «чемодан» набирается то, что по мнению в группе, помогает человеку в общении с людьми, да и все положительные характеристики, которые группа в нем ценит. Но обязательно указывает и то, что мешает человеку, в чем его отрицательные проявления.
Упражнение 4 «Симфония расставания».
Сегодня у вас будет возможность расстаться друг с другом не так как обычно. Вы имеете полное право, прощаться с кем хотите. Прежде чем покинуть комнату, он должен будет спросить: «Хочет ли кто-нибудь из вас мне что-то сказать?»
Упражнение 5 «Ощущения».
Все участники садятся в круг и обсуждают свои чувства после выполнения всех заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Интегрированный игровой комплекс для детей старшего дошкольного возраста с элементами диагностики и психогимнастики “ Психологическая готовность к школе”
Сценарий масстер-класса «Интегрированный игровой комплекс для детей старшего дошкольного возраста с элементами диагностики и психогимнастики “ Психологическая готовность к школе” совместно с учителем ...
Психокоррекционные игры для детей старшего дошкольного возраста.
Для того чтобы ребенку успешно адаптироваться и полноценно включится в учебно-воспитательный процесс в детском саду необходимо укрепить психику ребенка, развивать его мышление и эмоциональ...
Психокоррекционный комплекс для детей старшего дошкольного возраста.
Психокоррекционный комплексвключает в себя 4 основных блока:1 Диагностический.2 Установочный.3 Коррекционно-развивающий.4 Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.Диагностический блок...
Комплексы психогимнатикидля детей старшего дошкольного возраста
Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной ...
Конспект игрового психокоррекционного сеанса для детей старшего дошкольного возраста
Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.Великий итальянский педагог Мария Мон...
Авторская программа психокоррекционной работы педагога-психолога по преодалению страха у детей старшего дошкольного возраста.
Организация психокоррекционной работы педагога-психолога с детьми переживающими страх....