Коррекция эмоциональных комплексов у детей старшего дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
М. В. Орлова
Коррекция эмоциональных комплексов у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
Исследования, посвященные изучению эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, занимают значительное место в отечественной и зарубежной психологии.
Г.М. Бреслав [1] выделяет следующие основные показатели нормального хода эмоционального развития в старшем дошкольном возрасте: освоение ребёнком социальных форм выражения чувств; формирование высших чувств; появление эмоциональной децентрации (идентификации с другими при отчетливо выраженном сопереживании); наличие выраженного эмоционального смещения не менее суток, то есть возможность эмоционального выделение будущего (эмоциональное предвосхищение) и прошлого; радость от положительной оценки взрослыми воспроизведения социального эталона поведения; положительная окраска участия ребёнка в ролевых играх; формирование осознанности, произвольности, внеситуативности чувств.
В современном обществе проблема эмоционального дискомфорта у детей приобретает все большую значимость в связи с социальной нестабильностью, напряженным ритмом жизни, эмоциональными перегрузками людей. Ребенок в этих условиях является наиболее беззащитным и уязвимым. Дети не всегда могут преодолеть кризисные, стрессовые ситуации, которые непосредственно воздействуют на психику и стимулируются социальными условиями.
Как известно, старшие дошкольники уже в состоянии распознавать своё внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить своё отношение к ним. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании их социальных взаимодействий и привязанностей. Детям старшего дошкольного возраста свойственна исключительная «эмоциональная заражаемость», они особенно подвержены влиянию эмоций, переживаемых другими. Их легко испугать, рассердить, но с той же легкостью можно и заинтересовать, вызвать у них радость, удовольствие. Те или иные отклонения в эмоциональном развитии наблюдаются у большинства детей в этом возрасте.
Теоретический анализ литературы показал, что в силу активного эмоционального развития дошкольное детство считается периодом повышенного риска возникновения у детей эмоциональных комплексов как проявлений эмоционального неблагополучия.
Под «комплексом» понимается понятие, обозначающее формирующуюся в бессознательном эмоционально окрашенную совокупность представлений, мотивов и установок, оказывающую существенное влияние на развитие и функционирование психики, личности и поведение человека. К. Юнг утверждал, что комплекс - это группировка психических элементов вокруг эмоционально окрашенных содержаний [2]. Эмоциональные комплексы характеризуется совокупностью определённых проявлений и в конечном итоге поведением ребёнка, которое принимает ярко выраженный, отличный от поведения других детей, характер.
К основным эмоциональным комплексам детей старшего дошкольного возраста можно отнести враждебность, тревожность и комплекс неполноценности (низкую самооценку).
Мы пришли к выводу, что одним из эффективных методов коррекции эмоциональных комплексов у детей старшего дошкольного возраста является изобразительная деятельность, поскольку она способна выражать неосознаваемые содержания психической жизни ребенка, позволяет ему восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения с внешним миром.
Изобразительная деятельность вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть безынициативность и развить желание взаимодействовать с окружающими людьми. Одна из главных функций изобразительной деятельности - создание защищенной, эмоционально благополучной, доверительной, комфортной обстановки. Дети не задумываются о конечном результате, они получают удовольствие от самого процесса, поэтому он для них так терапевтичен.
Дети с эмоциональными комплексами нуждаются в специально организованной психолого-педагогической помощи, обеспечивающей учет их возрастных и индивидуальных особенностей. Необходим правильно организованный подход к ним, создающий условия для полноценного психического развития, а также высокий уровень профессиональной компетентности психологов и педагогов.
Занятия должны носить коррекционно-развивающий характер, то есть должны быть направлены не только на коррекцию уже имеющихся проблем в эмоциональной сфере, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.
Реализация специальной коррекционно-развивающей программы, объединение усилий всех специалистов ДОУ позволят решить проблему эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста.
Примечания
- Бреслав, Г.М. Психология эмоций [Текст]: учебное пособие / Г.М. Бреслав. - М.: Academia, 2007. 544 с.
- Юнг, К.Г. Конфликты детской души [Текст] / К.Г. Юнг. - М.: Просвещение, 1997. 138 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Озорник" программа направлена на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Развитие эмоционально-волевой сферы является актуальным, так как ребенок в своих поступках руководствуется в первую очередь не сознанием того, что можно, нужно или хорошо сделать, а стремлением действ...
Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот.
Данная презентация была подготовлена для Второго форума практикующих психологов Магаданской области и являлась частью проводимого мною мастер-класса на данном мероприятии, проходившем с 28 по 29...
Занятие по коррекции эмоционального неблагополучия у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ методом пескотерапия «Знакомство с Песочной страной»
Данное занятие является вводным в программу "Знакомство с Песочной страной"...
Семинар "Арт-терапевтические техники в коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста"
Арт терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества....
"Изотерапия как средство психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста"
В данной разработке раскрывается понятие «изотерапия» - как терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Изотерапия является универсальной технологией, её...
Игровые занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста
Развитие самосознания; способов поведения во взаимоотношениях с другими людьми...
Проект "Коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии"
Проект по сказкотерапии у детей старшего дошкольного возрастаВид проекта: Игровой, ролево-игровой проектПо количеству участников: фронтальныйПо продолжительности: долгосрочныйЦель проекта:...