Психокоррекционные игры для детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Для того чтобы ребенку успешно адаптироваться и полноценно включится в учебно-воспитательный процесс в детском саду необходимо укрепить психику ребенка, развивать его мышление и эмоциональную сферу, снимать невротические реакции, эмоционально - отрицательные переживания. Необходимо развивать "Комплекс произвольности" - умение контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на произвольные и волевые и интеллектуальные усилия.
Для того что бы помочь детям, начиная со старших групп дошкольного возраста можно использовать игровые методы развивающего и психокоррекционного характера .
Игры на развитие внимания
Игра «Слушай хлопки"!
Цель: Развитие активного внимания.
Процедура игры. Дети двигаются свободно в группе или ходят по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу ( на 10 -20 сек)
Количество хлопков | Поза детей |
1 | Поза «аист» ( ребенок стоит на одной ноге, поджав другую) |
2 | Поза «лягушка» (присесть, пятки вместе, ноги врозь и колени в стороны, руки – между ногами на полу). |
3 | Дети возобновляют движения ( ходьба) |
Рекомендации: До начала игры рекомендуется прорепетировать позы, хлопки. Желательно что бы дети двигались свободно, для этого необходимо проводить игровые занятия на ковре в зале.
Игра «Буквы алфавита»
( для детей знающих буквы)
Цель игры: Развитие внимания
Процедура игры: Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребенок, которому присваивается буква. Делает один хлопок
Игра «Четыре стихии»
Цель: Развитие внимания, связного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Процедура игры: Дети сидят на стульях по кругу. По команде ведущего дети выполняют определенное движение руками.
Команда | Движение рук |
«Земля» | Дети опускают руки вниз. |
«Вода» | Дети вытягивают руки вперед |
«Воздух» | Дети поднимают руки вверх |
«Огонь» | Дети вращают руки в локтевых и луче -запястных суставах. |
Игра «Зеваки»
Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучить умению управлять своим телом и выполнять инструкции.
Процедура игры: Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее). Игра может закончится, когда 2-3 ребенка остаются в игре. Они торжественно объявляются победителями, все хлопают.
Игры на развитие памяти
Игра «Повтори за мной»
Цель: развивитие моторно-слуховой памяти.
Процедура игры: Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом: ведущий. Один из детей по желанию повторяет ритм. Затем ведущий спрашивает детей: «Правильный или нет был повтор ритма?» Остальные дети внимательно слушав и оценив исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные. Если кто то из детей считает, что не правильно, он предлагает свою версию ( простукивает ритм).
Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.
Игра «Запомни свое место»
Цель: развивать моторно-слуховую память.
Процедура игры: Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Затем дети собираются возле ведущего и ждут команды. Под музыку И. Дунаевского «Галоп» все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места.
Игра «Испорченный телефон»
Цели: Развитие восприятия и памяти.
Процедура игры: Дети выбирают водящего при помощи считалочки. Затем вся группа детей становится к нему спиной и никто не подглядывает. Водящий подходит к одному из детей и показывает ему одному позу ( он ее выдумывает сам) . затем водящий отворачивается и отходит в сторону. Ребенок которому показали позу. Выбирает другого участника и показывает туже позу, которая была показана ему. Когда всем детям показаны позы они встают в круг лицом ,водящий показывает свою позу и тот из детей, кто закончил игру последней. Первая и последняя поза сравниваются.
Рекомендации: Игру можно проводить в свободное от занятий время или во время праздников.
Игра « Кто что сделал?»
Цель: Развитие наблюдательности, восприятия памяти.
Процедура игры: Из группы детей выбирается 3-4 ребенка, один из выбранных – водящий, остальные дети – зрители. Два, три выбранных ребенка поочередно показывают водящему, какие- то действия. Он смотрит и запоминает, а затем он должен повторить все действия в том порядке . в котором он их увидел.
Рекомендации: желательно проводить игру под музыку.
Игры на развитие произвольных движений
и самоконтроля.
Игра « Флажок»
Цель: преодоление гиперактивности, развитие самоконтроля.
Процедура игры: Звучит музыка и дети двигаются под музыку свободно. По команде ведущего поднятие флажка – все должны замереть в тех позах, в которой из застала команда ведущего (5-7 сек) . Музыка продолжает звучать затем по команде ведущего дети продолжают движения.
Игра « Стой»
Цель: развитие самоконтроля и произвольных движений .
Процедура игры: Звучит маршевая музыка, дети маршируют. Затем музыка внезапно обрывается, но дети продолжают маршировать. Через 1 – 2 мин музыка возобновляется, а дети маршируют. Затем через 3-4 мин , происходит новая внезапное прерывание музыки , дети - маршируют.
Игра «Запретное движение»
Цель: развитие произвольности.
Процедура игры: Играет веселая подвижная музыка, дети стоят полукругом в центре, ведущий – показывает действий одно из которых запретное например ( приседание) . Дети должны повторить все действии я ведущего кроме запретного. Тот кто ошибется становится ведущим.
Игры, способствующие успокоению, уменьшению возбуждения и развитию самоконтроля.
Игра «Слушай команду»
Цель: Развитие способности к сосредоточению.
Процедура игры: Дети маршируют под музыку, затем музыка внезапно прерывается и ведущий шепотом произносит команду (сесть на стул, поднять правую руку, присесть и тд.)
Рекомендации: Команды даются на выполнение спокойных движений. Игра выполняется до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролируют себя.
Игра «Кто за кем?»
Цель: Снижение возбужденности детей.
Процедура игры: Звучит спокойная музыка в команде расставлены стулья, ведущий называет первого ребенка, он начинает двигаться между стульями и когда в музыке возникает перерыв, садится на стул ( другие дети – стоя в стороне смотрят). Затем ведущий вызывает другого ребенка, под музыку он тоже двигается между стульями и садится тогда когда возникает перерыв. Игра продолжается до тех пор, пока на стулья сядут все дети.
Игры на развитие эмоциональной сферы
Игра «Я не знаю»
Цель: Развитие выразительности движения ребенка, его коммуникативных способностей.
Процедура игры: Ведущий выбирает мальчика - Незнайку. О чем его не спросят, он ничего не знает. Дети задают Незнайке разные вопросы, а он молчит, разводит руками. Выразительные движения : поднятие бровей, опускание уголков губ, поднятие плеч, разведение руками.
Игра «Возьми и передай»
Цель: Развитие воображения.
Процедура игры: дети сидят на стульях и передают друг другу воображаемые предметы называя их. Например Саша передает свете тяжелый чемодан, она еле еле его поднимает демонстрирует какой он тяжелый.
Игры на развитие мышления и речи
Игра «Картинки и загадки»
Цель: развитие мышления и речи.
Процедура игры: Из группы детей выбирается водящий, остальные садятся на стулья они должны отгадывать. Воспитатель имеет большую коробку, в которой лежат картинки с изображением разных предметов. Водящий подходит к воспитателю и берет картинку, не показывая всем остальным детям. Водящий описывает предмет, нарисованный на картинке, а дети должны угадать, что это за предмет. Следующим водящим становится тот кто дал правильный ответ.
Игра «Картинки и загадки»
Цель: развитие мышления и речи
Процедура игры: Группа детей делятся на две подгруппы. Первая подгруппа тайно задумывает от второй, какой бы предмет. Вторая подгруппа должна угадать предмет задавая вопросы , первая подгруппа может отвечать на вопросы только да или нет. Дети из первой подгруппы встают, друг за другом напротив них встают дети из второй подгруппы. Сначала задают вопрос ребенок из второй группы ( Оно живое ?) а ребенок из первой подгруппы отвечает (Да!) и тд .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry.docx | 26.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие внимания
Игра «Будь внимателен!»
Цель: стимулировать внимание, обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.
Процедура игры. Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии примерно 50 см от другого. Звучит маршевая музыка. Дети маршируют под музыку свободно, у кого как получается.В ходе марширования руководитель игры произвольно, с разными интервалами и в вперемежку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.
Команда | Движения |
«Зайчики!» | – Дети прыгают, имитируя движение зайца |
«Лошадки!» | – Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом |
«Раки!» | – Дети пятятся, как раки (спиной) |
«Птицы!» | – Дети бегают, раскинув руки (имитация полёта птицы) |
«Аист!» | – Стоять на одной ноге |
«Лягушка!» | – Присесть и скакать вприсядку |
«Собачки!» | – Дети сгибают руки (имитация движения, когда собака «служит») и лают |
«Курочки!» | – Дети ходят, «ищут зёрна» на полу и произносят «ко-ко-ко!» |
Рекомендации : Занятие производятся в большой комнате, на ковре.
Игра «Слушай хлопки!»
Цель: Развитие активного внимания.
Процедура игры. Дети двигаются свободно в группе или ходят по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу ( на 10 -20 сек)
Количество хлопков | Поза детей |
1 | Поза «аист» ( ребенок стоит на одной ноге, поджав другую) |
2 | Поза «лягушка» (присесть, пятки вместе, ноги врозь и колени в стороны, руки – между ногами на полу). |
3 | Дети возобновляют движения ( ходьба) |
Рекомендации: До начала игры рекомендуется прорепетировать позы, хлопки. Желательно что бы дети двигались свободно, для этого необходимо проводить игровые занятия на ковре в зале.
Игра «Буквы алфавита»
( для детей знающих буквы)
Цель игры: Развитие внимания
Процедура игры: Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребенок, которому присваивается буква. Делает один хлопок
Игра «Четыре стихии»
Цель: Развитие внимания, связного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Процедура игры: Дети сидят на стульях по кругу. По команде ведущего дети выполняют определенное движение руками.
Команда | Движение рук |
«Земля» | Дети опускают руки вниз. |
«Вода» | Дети вытягивают руки вперед |
«Воздух» | Дети поднимают руки вверх |
«Огонь» | Дети вращают руки в локтевых и луче -запястных суставах. |
Игра «Зеваки»
Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучить умению управлять своим телом и выполнять инструкции.
Процедура игры: Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее). Игра может закончится, когда 2-3 ребенка остаются в игре. Они торжественно объявляются победителями, все хлопают.
Игры на развитие памяти
Игра «Повтори за мной»
Цель: развивитие моторно-слуховой памяти.
Процедура игры: Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом: ведущий. Один из детей по желанию повторяет ритм. Затем ведущий спрашивает детей: «Правильный или нет был повтор ритма?» Остальные дети внимательно слушав и оценив исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные. Если кто то из детей считает, что не правильно, он предлагает свою версию ( простукивает ритм).
Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.
Игра «Запомни свое место»
Цель: развивать моторно-слуховую память.
Процедура игры: Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Затем дети собираются возле ведущего и ждут команды. Под музыку И. Дунаевского «Галоп» все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места.
Игра «Испорченный телефон»
Цели: Развитие восприятия и памяти.
Процедура игры: Дети выбирают водящего при помощи считалочки. Затем вся группа детей становится к нему спиной и никто не подглядывает. Водящий подходит к одному из детей и показывает ему одному позу ( он ее выдумывает сам) . затем водящий отворачивается и отходит в сторону. Ребенок которому показали позу. Выбирает другого участника и показывает туже позу, которая была показана ему. Когда всем детям показаны позы они встают в круг лицом ,водящий показывает свою позу и тот из детей, кто закончил игру последней. Первая и последняя поза сравниваются.
Рекомендации: Игру можно проводить в свободное от занятий время или во время праздников.
Игра « Кто что сделал?»
Цель: Развитие наблюдательности, восприятия памяти.
Процедура игры: Из группы детей выбирается 3-4 ребенка, один из выбранных – водящий, остальные дети – зрители. Два, три выбранных ребенка поочередно показывают водящему, какие- то действия. Он смотрит и запоминает, а затем он должен повторить все действия в том порядке . в котором он их увидел.
Рекомендации: желательно проводить игру под музыку.
Игры на развитие произвольных движений
и самоконтроля.
Игра « Флажок»
Цель: преодоление гиперактивности, развитие самоконтроля.
Процедура игры: Звучит музыка и дети двигаются под музыку свободно. По команде ведущего поднятие флажка – все должны замереть в тех позах, в которой из застала команда ведущего (5-7 сек) . Музыка продолжает звучать затем по команде ведущего дети продолжают движения.
Игра « Стой»
Цель: развитие самоконтроля и произвольных движений .
Процедура игры: Звучит маршевая музыка, дети маршируют. Затем музыка внезапно обрывается, но дети продолжают маршировать. Через 1 – 2 мин музыка возобновляется, а дети маршируют. Затем через 3-4 мин , происходит новая внезапное прерывание музыки , дети - маршируют.
Игра «Запретное движение»
Цель: развитие произвольности.
Процедура игры: Играет веселая подвижная музыка, дети стоят полукругом в центре, ведущий – показывает действий одно из которых запретное например ( приседание) . Дети должны повторить все действии я ведущего кроме запретного. Тот кто ошибется становится ведущим.
Игры, способствующие успокоению, уменьшению возбуждения и развитию самоконтроля.
Игра «Слушай команду»
Цель: Развитие способности к сосредоточению.
Процедура игры: Дети маршируют под музыку, затем музыка внезапно прерывается и ведущий шепотом произносит команду (сесть на стул, поднять правую руку, присесть и тд.)
Рекомендации: Команды даются на выполнение спокойных движений. Игра выполняется до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролируют себя.
Игра «Кто за кем?»
Цель: Снижение возбужденности детей.
Процедура игры: Звучит спокойная музыка в команде расставлены стулья, ведущий называет первого ребенка, он начинает двигаться между стульями и когда в музыке возникает перерыв, садится на стул ( другие дети – стоя в стороне смотрят). Затем ведущий вызывает другого ребенка, под музыку он тоже двигается между стульями и садится тогда когда возникает перерыв. Игра продолжается до тех пор, пока на стулья сядут все дети.
Игры на развитие эмоциональной сферы
Игра «Я не знаю»
Цель: Развитие выразительности движения ребенка, его коммуникативных способностей.
Процедура игры: Ведущий выбирает мальчика - Незнайку. О чем его не спросят, он ничего не знает. Дети задают Незнайке разные вопросы, а он молчит, разводит руками. Выразительные движения : поднятие бровей, опускание уголков губ, поднятие плеч, разведение руками.
Игра «Возьми и передай»
Цель: Развитие воображения.
Процедура игры: дети сидят на стульях и передают друг другу воображаемые предметы называя их. Например Саша передает свете тяжелый чемодан, она еле еле его поднимает демонстрирует какой он тяжелый.
Игры на развитие мышления и речи
Игра «Картинки и загадки»
Цель: развитие мышления и речи.
Процедура игры: Из группы детей выбирается водящий, остальные садятся на стулья они должны отгадывать. Воспитатель имеет большую коробку, в которой лежат картинки с изображением разных предметов. Водящий подходит к воспитателю и берет картинку, не показывая всем остальным детям. Водящий описывает предмет, нарисованный на картинке, а дети должны угадать, что это за предмет. Следующим водящим становится тот кто дал правильный ответ.
Игра «Картинки и загадки»
Цель: развитие мышления и речи
Процедура игры: Группа детей делятся на две подгруппы. Первая подгруппа тайно задумывает от второй, какой бы предмет. Вторая подгруппа должна угадать предмет задавая вопросы , первая подгруппа может отвечать на вопросы только да или нет. Дети из первой подгруппы встают, друг за другом напротив них встают дети из второй подгруппы. Сначала задают вопрос ребенок из второй группы ( Оно живое ?) а ребенок из первой подгруппы отвечает (Да!) и тд .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.
Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...
Психокоррекционный комплекс для детей старшего дошкольного возраста.
Психокоррекционный комплексвключает в себя 4 основных блока:1 Диагностический.2 Установочный.3 Коррекционно-развивающий.4 Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.Диагностический блок...
Психокоррекционный комплекс для детей старшего дошкольного возраста.
Психокоррекционный комплексвключает в себя 4 основных блока:1 Диагностический.2 Установочный.3 Коррекционно-развивающий.4 Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.Диагностический блок...
Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"
Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....
Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.
Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...
Конспект игрового психокоррекционного сеанса для детей старшего дошкольного возраста
Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.Великий итальянский педагог Мария Мон...