Развитие продуктивной деятельности детей и детского творчества с учётом ФГТ
методическая разработка (старшая группа) на тему
Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.
(Пабло Пикассо)
В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГТ, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников.
В своей практической деятельности мы столкнулись с рядом противоречий:
· между ориентацией нового содержания образования на творческое
· развитие личности дошкольника и традиционными формами обучения;
· между сформированностью у дошкольников определенной системы
· фактических знаний и недостаточным развитием творческого воображения;
· между необходимостью развития художественно – творческих способностей ребенка и недостатком психолого – педагогических знаний в этой области у педагогов и родителей.
Продуктивная деятельность дошкольников при создании определенных условий, будет способствовать развитию художественно – творческих способностей детей, а именно формированию у них самостоятельности, творческой активности, а также усвоения детьми специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию.
Методологическую основу составили следующие труды:
- концепция деятельностного подхода (работы А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна) ;
- идея развивающего обучения (Л. С. Выготский) ;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_produktivnoy_deyatelnosti_detey_i_detskogo_tvorchestva_s_uchetom_fgt.docx | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: Пантелеева Е.Б.
Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.
(Пабло Пикассо)
В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГТ, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников.
В своей практической деятельности мы столкнулись с рядом противоречий:
- между ориентацией нового содержания образования на творческое
- развитие личности дошкольника и традиционными формами обучения;
- между сформированностью у дошкольников определенной системы
- фактических знаний и недостаточным развитием творческого воображения;
- между необходимостью развития художественно – творческих способностей ребенка и недостатком психолого – педагогических знаний в этой области у педагогов и родителей.
Продуктивная деятельность дошкольников при создании определенных условий, будет способствовать развитию художественно – творческих способностей детей, а именно формированию у них самостоятельности, творческой активности, а также усвоения детьми специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию.
Методологическую основу составили следующие труды:
- концепция деятельностного подхода (работы А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна) ;
- идея развивающего обучения (Л. С. Выготский) ;
- положения теории Л. С. Выготского и Б. М. Теплова, нашедшие отражение в Концепции художественного образования о специфике художественно-творческого развития ребенка и праве каждого ребенка, независимо от уровня развития его способностей, на полноценное художественное образование;
- теория игры (представлена в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, М. Д. Маханевой, Л. В. Артемовой и др.) ;
Изучение литературы по данному вопросу показало, что творческие способности детей раскрываются уже в дошкольном детстве и при этом имеют специфические особенности:
1) доминирование процесса над результатом, поскольку ребенка-дошкольника в большей степени увлекает сама деятельность, нежели ее продукт (рисунок, пластический образ, конструкция, инсталляция) ;
2) субъективная новизна детских изобретений, творческих находок иоткрытий в отличие от новизны и социальной ценности результатов творчества взрослых людей;
3) легкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время их неустойчивость, быстрая смена и трансформация.
Компоненты творческих способностей:
1. творческое мышление;
2. творческое воображение.
Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека и ребенка. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в продуктивной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, аппликацией, лепкой и художественным трудом смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.
Для развития художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности необходимо:
1. Отобрать и систематизировать формы организации детей, методы и приемы способствующих развитию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.
2. Вовлеать родителей в совместную творческую деятельность, формировать их психолого - педагогическую компетентность в области детского художественного творчества.
3. Формировать у детей позицию художника- творца, поддержка проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления в процессе приобщения к искусству и собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа, творческого экспериментирования с изобразительными материалами, применения способов создания по собственной инициативе и в новых условиях, использование разнообразных изобразительных техник и их сочетаний.
4. Развивать у детей компоненты продуктивной деятельности:
- целеполагания,
- освоение средств и способов создания изображения, продукта деятельности,
- развитие технических и изобразительно-выразительных умений, умений эффективно взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.
Для педагога:
- Создание развивающей среды в группе детского сада.
- Систематизация собственных педагогических знаний по развитию художественно – творческих способностей дошкольников;
- Разработка перспективного плана по реализации образовательной области «Художественное творчество».
- Организация взаимодействия с родителями по развитию художественно – творческих способностей дошкольников, привлечение родителей в совместный творческий процесс.
Формирование у детей интереса к продуктивной деятельности, и развитию художественно- творческих способностей осуществляю через создание игровых образовательных ситуаций, на одних - дети погружаются в мир красоты, открывают для себя красоту окружающего мира, природы, предметов искусства, знакомятся с жанрами искусства (портрет, натюрморт, пейзаж) например «Мир натюрморта», «Секреты художника портретиста», «Как цвет помогает понять настроение картины? »; на других – осваиваивают новые способы действий с материалами, экспериментировали с цветом, с разными фактурами «Можно ли рисовать без красок? », «Как слепить бусы из муки? ».
Игровые образовательные ситуации состоят из трех частей: чтобы заинтересовать совместной деятельностью детей в первой части проводится постановку игровой проблемы, игровой мотивации (кому- нибудь помочь, исправить чьи – то ошибки). Во второй части происходит обогащение детского творческого опыта, вместе с детьми рассматриваются произведение искусства и обсуждаем его, или активизирую детскую деятельность на создание какого – либо продукта детского творчества. В третьей части обобщаются полученный опыт, обыгрываем ситуацию и она плавно перетекает в игру. Вместе с детьми мы отправлялись в путешествие или сказку, по дороге выполняя творческие задания, помогая персонажам.
Большой потенциал для развития художественно – творческих способностей дошкольников заложен в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.
Для активизации творческого воображения и мышления можно использовать следующие приемы:
- Приемы ТРИЗ-технологий, например детям дается задание нарисовать рисунок по фантазийным темам «Пейзаж – пойди туда, не знаю куда», «портрет пришельца»; рисование по необычным словам которые придумывают сами дети «Снегоеды», «Зайцемух»; Рисование и лепка по ассоциативным темам «Грусть», «Злость», «Радость».
Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками. Это игры – опыты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой, рисование соком овощей и фруктов.
- Использование нетрадиционных техник изображения, которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации.
В рисовании:
- ладонная и пальцевая техники, гратаж, кляксография, ниткография, монотипия, рисование акварелью по мокрому листу, печатание штампами, листьями;
- в лепке: использование глины, соленого теста, бумажной массы, фольги, репейника.
- В аппликации: сочетание разных по фактуре материалов (ваты, бумаги, салфеток, природных материалов, пластилина. Использование пищевых продуктов (круп, макаронных изделий, яичной скорлупы, окрашенного песка и других материалов. Можно провести такие ситуации как «Прятки в отпечатке» - дети отгадывают на что похож отпечаток ладони, и им предлагается дорисовать до какого – либо образа; «Семейка медвежат» - детям раздаются трафареты медвежат и просила одеть каждого в свой наряд, наклеить разные материалы (нитки, салфетки, ватные шарики) .
Использование приема сотворчества и коллективных работ.
Для малышей рисование круга – солнышко, а лучи рисовать ладошками, или на одном ватмане нарисована курочку, а дети «печатают» цыплят. Старшие дети могут выполнить коллективную аппликацию на обоях, изобразить например улицу города, вырезать и приклеить дома, машины, людей используя вырезки из журналов, делая работу в технике коллажа. Этим панно потом можно украсить группу.
Использование рисуночной техники «мандала».
В своей практической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, можно использовать мандалы в совместной и самостоятельной деятельности детей. При применении техники «мандалы», необходимо руководствоваться следующими правилами выполнения: показываю ребенку весь набор мандал, ребенок выбирает мандалу по желанию. Дети в самостоятельной или совместной деятельности раскрашивают мандалы цветными карандашами, гелевыми ручками, начиная от простых узоров, заканчивая усложнением элементов в технике «мандалы». Так же можно использовать в своей работе и насыпные мандалы, когда дети на пластиковой тарелочке используя манку, кукурузную крупу, выполняют фон мандалы, а затем природным материалом (фасоль, чечевица, крылатки клена и др.) выкладывают узор мандалы, для рисования насыпной мандалы используем также бисер, бусинки, разные декоративные элементы.
Одно из важнейших условий развития детского творчества - взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.
Например можно провести ряд консультаций для родителей и воспитателей на некоторые из этих тем: "Игрушки из бросового материала своими руками" "Нетрадиционные способы рисования», «Развитие художественного творчества у дошкольников». Вовлекая родителей в активную творческую совместную деятельность необходимо так как во время этой деятельности происходит общение детей и родителей, что в настоящее время уже становится проблемой.
Список литературы:
1. «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной,
2. «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский,
3. «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова,
4. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева,
5. «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова,
6. «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова.
7. Ю. В. Рузановой «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности»,
8. А. М. Вербенец «Образовательная область «Художественное творчество»»,
9. Программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие продуктивной деятельности детей через взаимодействие специалиста по изобразительной деятельности и воспитателя".
Рисование, лепка и аппликация - любимые детские занятия. Порой дети начинают рисовать раньше, чем говорить. Поэтому важно поддержать ребенка в самом начале его творческого пути и произнести перв...
Консультация "Продуктивная деятельность в детском саду"
Консультация для воспитателей ДОУ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей по формированию целостной картины мира и развитию продуктивной деятельности «Подарок для бабушки» .
Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан в соответствии с Федеральными государственными стандартами и построен с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответст...
Консультация для воспитателей: «Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в детском саду»
Консультация для воспитателей о пластилиновой живописи....
Перспективный план работы по развитию продуктивной деятельности и детского творчества «Конструирование» в младшей группе для детей с ТНР (3-4 года) на 2019 – 2020 год
laquo;Конструирование» в младшей группе для детей с ТНР (3-4 года) на 2019 – 2020 год...
СЦЕНАРИЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» (развитие продуктивной деятельности и детского творчества в рисовании) ТЕМА: «Цв
Cценарий НОД по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (развитие продуктивной деятельности и детского творчества в средней группе) из личного опыта...
Перспективное тематическое планирование по развитию продуктивной деятельности и детского творчества (рисование, лепка, аппликация, конструирование) во второй младшей группе
Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей в младших и средних группах ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2016Литвинова О...