Статья. Тема : "Значение развивающей игры для формирования умственных способностей ребенка."
статья (старшая группа) на тему
Игры направленые на формирование умственных способностей требуют целенаправленной активной мыслительной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 14.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение развивающей игры для формирования умственных способностей ребенка.
« … воспитание будущего деятеля
Происходит прежде всего в игре…»
(А. С. Макаренко )
Известно, что на каждом возрастном этапе определенный вид деятельности является ведущим. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.
Развивающая игра нацелена не только на формирование личностных качеств ребенка, но главным образом, на развитие умственных способностей. А достижения в умственном развитии, к которым приходит ребенок благодаря развивающей игре, готовят его к школьному обучению.
Развивающие игры - это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет как свои побудительные мотивы так и способы действия.
Развивающая игра открывает широкий возможности для развития познавательных процессов, поскольку в игре ребенок не просто выполняет требования взрослого, как это происходит на занятиях, но и активно действует. В играх создается необходимая связь между практическими и умственными действиями , которая ведет к развитию ребенка.
Благодаря тому, развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится как бы его достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативности ребенка. Кроме того, многие игры учат детей действовать « в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности.
Игры, направленные на формирование умственных способностей требуют от ребенка целенаправленной активной мыслительной деятельности, умения мобилизоваться, сосредоточиться, чтобы найти верное решение. Кроме того, помогают выработать такие нравственные качества, как воля, выдержка, самообладание. В игре формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.
Направленность данных игр на развитие познавательных и творческих способностей делает их незаменимым средством интеллектуального развития детей.
Классификация игр.
1.
- Игры направленные на развитие сенсорики ( спектр, восприятие оттенков, цветов)
- Тактильное восприятие
- Зрительное восприятие сложных форм
2. Игры на развитие мелкой моторики.
3. Игры на развитие внимания и памяти.
4.
- Игры на развитие пространственного воображения.
- Начальные математические представления.
- Игра на классификации и обобщения.
- Игры на символизацию (развитие абстрактного мышления.)
5. Развитие репродуктивного и творческого воображения (развитие фантазии)
6. Развитие речи (пересказ и сочинение сказок)
Благодаря развивающим играм осмысленная деятельность ребенка становится его личным достоянием. Перенос усвоенного опыта в готовые ситуации, в его собственных играх является важным показателем творческой инициативности ребенка.
Таким образом развивающие игры служат «нишей» для развития творческой способности с самого раннего возраста. Задания – ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение дидактической игры в формирования математических способностей у детей дошкольного возраста.
Из опыта работы....
План самообразования воспитателя на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста».
План самообразования воспитателя на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста»....
Статья "Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка дошкольника"
Игра это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной каждому человеку. Игра может быть как средством развлечения и отдыха, средством физического и обще...
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Значение театрализованной игры для психического здоровья современного ребенка»
Конспект родительского собрания...
План самообразования на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
План самообразования на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»....
Значение развивающей среды в формировании творческой личности ребенка
В статье раскрывается значение организации РППС в творческом развитии ребенка, прописаны условия, способы стимулирования развития творчества с учетом возрастных особенностей...
Сообщение на тему Значение дидактической игры в формировании навыков словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Статистика последних десятилетий показывает, что в настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей дошкольного возраста с проблемами в развитии речи. Основной контингент гру...