Значение дидактической игры в формирования математических способностей у детей дошкольного возраста.
статья по математике по теме
Предварительный просмотр:
Значение дидактической игры в формировании математических способностей у детей дошкольного возраста.
Аннотация. В статье представлен опыт работы воспитателя по использованию дидактических игр и упражнений для успешной подготовки детей к обучению в школе. Описываются средства развития логического мышления старших дошкольников. Раскрываются условия, способствующие развитию мыслительных процессов у дошкольников.
Ключевые слова: логика, мышление, анализ, синтез.
Невысокая успеваемость первоклассников всегда огорчает родителей. Особую досаду вызывают затруднения детей в усвоении математических знаний. Причин этому много. Вероятными причинами могут быть то, что основная часть будущих первоклассников затрудняется при анализе, синтезе, обобщении, умении логически мыслить, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи. Это приводит к угасанию интереса к процессу обучения математике уже в первом классе.
В преддверии поступления детей в школу мои родители заинтересованы в том, чтобы их дети как можно быстрее усвоили больший объем знаний. Научив их писать, считать, совершать простейшие арифметические действия, современные родители забывают о том, что нужно научить ребёнка логически мыслить. Еще советский психолог Л.С. Выготский верно заметил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли». Однако большая часть образовательного курса в начальной школе построена на умении применять логические приемы. Отсюда и необходимость умения выполнение простейшие виды анализа и синтеза, сравнения, установления сопоставлений и отношений. Поэтому передо мной и родителями моих воспитанников возникает вопрос о необходимости использования дидактических игр и упражнений на развитие логического мышления дошкольников.
Свойственная ребенку-дошкольнику игра абсолютно оправданно приходит мне на помощь, она способствует активизации мыслительных процессов памяти детей, делает учебный процесс привлекательнее и интереснее, формирует мощный стимул к овладению математическими знаниями. Проводя логические игры математического содержания «Сравни и заполни», «Каких фигур недостает», «Игра с одним (двумя, тремя) обручем», я упражняла детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из групп, сопоставлении их, обосновании найденных решений. Все это позволяет мне воспитывать у детей познавательный интерес, способность к поиску, желание и умение учиться.
Игры на трасформацию объектов привлекли детей своей оригинальностью. Вовлекая детей моей группы в логические упражнения, основанные на знаково-символических средствах («Игра фигур», «Секрет превращения», «Как изменилась фигура»), я развивала у них умение выявлять аналоговые зависимости между парами или группами объектов, в качестве которых выступали геометрические фигуры. Усложнение заданий мы достигали путем преобразования объектов.
Значительное место в моей работе с детьми занимают блоки Дьенеша. Выкладывая по определенным правилам, выполняя перестроения, у детей моей группы развились комбинаторные и аналитические способности. Благодаря блокам дети усвоили логические действия, умение кодировать информацию, структуру и алгоритмы выполнения действий.
Чтобы у детей произошло осознание относительности размера и транзитивности отношений между упорядоченными элементами я предлагаю детям игры с палочками Кюизенера «Лесенки», «Дорога», «Мосты», «Подснежники».
Задачи на смекалку, лабиринты, ребусы, головоломки «Данетка», «Найди правильную тень», кубик и змейка Рубика, примечательны детям необычным сюжетом и необходимостью принимать нестандартные решения. Многие из них предусматривают использование математических решений.
Доступность дидактических игр и успешное выполнение предлагаемых упражнений придают детям уверенность в себе, и у них появляется желание продолжить занятия. Поэтому я широко использую в своей работе следующие компьютерные игры «Ищем парные картинки», «Треугольник (Квадрат, Круг)», «Собери автомобиль», «Крестики нолики», «Что-то здесь не так», пазлы «Школьный автобус», «Три богатыря», «Московский собор».
Понимая важность проблемы просвещения воспитателей по использованию в своей работе логико-математических игр для развития логического мышления детей, я продемонстрировала им презентацию «Учимся мыслить логически». С целью повышения уровня профессионализма педагогов, были проведены следующие формы работы: мастер-класс "Развитие мышления дошкольников через дидактические игры", консультации «Развиваем логическое мышление», «Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников».
Осознавая важность проблемы подготовки детей к поступлению в школу, даже в оставшиеся несколько месяцев до начала обучения детей, многое могут сделать и сами родители. Поэтому на групповом собрании "Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников" я старалась дать им практические советы по организации игровых занятий в домашних условиях. Для усиления результативности работы с детьми мною проведены консультации «Развитие логического мышления у старших дошкольников», «Развитие математических способностей у дошкольников посредством логического мышления». С целью эффективности воздействия родителей на дошкольников оформила папку-передвижку по теме «Развиваем логическое мышление с помощью занимательных игр». Реализуя единый подход к обучению и развитию детей в семье и в детском саду, я провела мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр». В нем я продемонстрировала родителям презентацию о многообразии современных логических игр и упражнений для работы со старшими дошкольниками, в которые можно играть дома.
Возможность развития логического мышления нераздельно связана с созданием развивающей предметно-пространственной среды группы. В моей группе она содержательно-насыщенна, трасформируема, доступна каждому ребенку и ориентирована на зону ближайшего развития. Центральное место в группе отводится уголку занимательной математики. Здесь каждому ребенку доступны игры на упорядочивание предметов по различным свойствам, на воссоздание целого из частей («Танграм», пазлы), Немаловажное значение я придала всевозможным лабиринтам, разрезным картинкам-головоломкам, ребусам. Особое место заняли игры, подводящие детей к освоению шашек и шахмат («Ход коня», «Лиса и гуси», «Леопарды и зайцы», «Квартет»), игры на передвижение с целью составления картинки, игры на составление объемных фигур («Куб-хамелеон», «Уголки»). Вместе с родителями была сделана подборка логических упражнений на развитие мыслительных операций анализа, синтеза, группировки, классификации, обобщений: «Найди лишнее», «Какой фигуры не хватает?», «Какой признак объединяет группы?», «Назови каждую группу предметов одним словом», «Найди 10 отличий», «Что было сначала, а что потом?»
Таким образом, систематическое и планомерное использование дидактических игр и упражнений на развитие у дошкольников логического мышления позволит будущим первоклассникам достаточно быстро усваивать математические знания и быть более успешными при освоении школьной программы. Да и не настолько важно, какими знаниями поступит ребенок в первый класс, гораздо важнее степень развития логического мышления, его умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы.
Литература.
- Давайте поиграем: мат. игры для детей 5-6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А. А. Столяр, Т. М. Чеботаревская; под ред. А.А. Столяра. – М.: просвещение, 1991. – 80 с.
- Ерофеева Т.И. Дошкольник изучаем математику: метод. пособие для воспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни / Т. И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 2006. – 176 с.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада . – М.: Просвещение, 1990. – 94 с.
Регистрационная форма метадальных
- Название статьи Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике посредством дидактических игр и упражнений.
- Сведения об авторе:
- фамилия, имя, отчество автора Ластухина Надежда Филипповна;
- место работы автора МБДОУ «Детский сад № 22» г. Чебоксары;
- контактная информация nadya-04.48@mail.ru
- Тематический рубрикатор
УДК 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
УДК 373 Общеобразовательная школа. Дошкольные учреждения
- Библиографический список литературы
- Давайте поиграем: мат. игры для детей 5-6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А. А. Столяр, Т. М. Чеботаревская; под ред. А.А. Столяра. – М.: просвещение, 1991. – 80 с.
- Ерофеева Т.И. Дошкольник изучаем математику: метод. пособие для воспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни / Т. И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 2006. – 176 с.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада . – М.: Просвещение, 1990. – 94 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тетрадь воспитателя по самообразованию "«Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей у детей дошкольного возраста»
Тетрадь разрабтанадля работы с детьми младшего и среднего возраста...
Дидактическая игра по развитию математических способностей у детей дошкольного возраста “Сладкая математика”.
Дидактическая игра по развитию математических способностейу детей дошкольного возраста “Сладкая математика” Дидактическая игра “Сладка...
Дидактическая игра и формирование математических представлений у детей дошкольного возраста
Методическая разработка о дидактической игре в формировании математических представлений у детей...
Влияние дидактической игры на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста
Влияние дидактической игры на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста...
Влияние дидактической игры на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста
Влияние дидактической игры на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста...
Дидактические игры по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА Математическое развитие детей дошкольного возраста – это качественные изменения в познавательной сфере детей, происходящие в результате формирования элемента...
"Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические, музыкально-матиматические игры"
Дирижер Эрнест Ансерме:«Между музыкой и математикой существует безусловный параллелизм.И та, и другая представляют собой действие в воображении, освобождающее нас от случайностей практической жи...