Сообщение на тему Значение дидактической игры в формировании навыков словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
консультация

Ирина Павловна Панченко

Статистика  последних десятилетий показывает, что в настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей дошкольного возраста с проблемами в развитии речи. Основной контингент групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи составляют дети с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pahomkina_e.e.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на тему

Значение дидактической игры в формировании навыков словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Статистика  последних десятилетий показывает, что в настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей дошкольного возраста с проблемами в развитии речи. Основной контингент групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи составляют дети с общим недоразвитием речи.

Многие авторы (Н.С. Жукова,  Л.Ф. Спирова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.),  описывая характерные особенности речи детей с общим недоразвитием, выделяют нарушения грамматического компонента, как одного из наиболее важных в структуре данной патологии. Еще Д.Б. Эльконин акцентировал мысль о том, что только овладев законами грамматики родного языка, ребенок может общаться и познавать действительность [3] .

Недоразвитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи проявляется, наряду с другими нарушениями, в несовершенстве словоизменения. Недоразвитие категорий словоизменения характеризуется трудностями в изменении существительных по числам, падежам, в сочетании существительных и прилагательных, в согласовании существительных с числительным, в изменение имен существительных с непродуктивными основами по числам. 

Сторонники деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что речь всегда входит в какую-то другую интеллектуальную или практическую деятельность. Для каждого возрастного этапа существует свой ведущий вид деятельности, который определяет всестороннее развитие и становление человека как личности[1].

Важнейший вид деятельности ребенка дошкольного возраста – это игра (Р.И. Жуковская, Е.В. Зворыгина, Д.В. Менджерицкая, Е.В. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.И. Фрадкина и др.). Следовательно, в игре создаются наиболее благоприятные условия для развития речи, и категорий словоизменения, в частности.

Дидактическая игра, по моему мнению,  является той  многогранной, универсальной категорией, которая может выступать как средством, методом, так формой решения задач по коррекции речи детей дошкольного возраста.

Современные книжные магазины изобилуют наличием  пособий, включающих дидактические игры для коррекции разных сторон речи, но среди них практически невозможно найти материалы, узко нацеленные на решение задач формирования навыков словоизменения. Это порождает трудности  для логопедов, воспитателей и родителей в подборе дидактических игр, решающих конкретные коррекционные задачи и соответствующих  логике определенной лексической темы. Данная ситуация  побудила меня доработать, систематизировать дидактические игры, направленные на коррекцию недостатков словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Я полагаю,  что дидактические игры являются эффективным средством коррекции недостатков словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (дифференциация имен существительных по числам; изменение имен существительных единственного и множественного числа по падежам; изменение имен прилагательных по родам; согласование имен прилагательных с существительными единственного и множественного числа в косвенных падежах; изменение глаголов 3 лица  по числам; изменение глаголов по временам; изменение глаголов  прошедшего времени по родам;  дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида; согласование  существительных с количественными числительными).

 Игра – самая понятная и доступная форма  деятельности для дошкольника. Так как дидактические игры включают в себя такой важный, определяющий компонент – обучающую задачу, то они способствуют достижению эффективной результативности коррекционного процесса.

При разработке дидактических игр, составляющих комплекс логопедических занятий по коррекции словоизменения у дошкольников, я придерживалась ряда принципов.

- Принцип доступности. Наглядный материал для игр, игровая задача и правила должны быть подобраны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

- Принцип индивидуализации и дифференциации. Дидактическая игра в целях коррекции словоизменения у дошкольников будет эффективна тогда, когда она буде разумно использована. Подбирать дидактические игры для каждого ребенка необходимо индивидуально, в зависимости от имеющихся у него недостатков словоизменения и степени их проявления.  Также, детей со схожими недостатками словоизменения целесообразно, при проведении дидактических игр, объединять в группы. Индивидуализация и дифференциация также заключается в дозированности помощи детям со стороны педагога и характером её оказания.

- Принцип последовательности. В дидактических играх, работа по коррекции словоизменения должна осуществляться с поэтапным усложнением. Сначала необходимо сформировать элементарные умения словоизменения, закрепить их на знакомом материале, а затем перенести на новый уровень, расширяя лексическое поле для его  совершенствования.

- Принцип рациональности в подборе материала для игр. Материал должен быть привлекаем для детей: эстетично оформлен, нагляден, информативен, рассчитан на каждого ребенка.

- Принцип актуальности. Решение задач по коррекции навыков словоизменения должно осуществляться на материале текущей лексической темы.

За основу разработки дидактических игр, направленных на формирование навыков словоизменения, был взят материал  из пособия Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)». Для меня была важна этапность логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР, разработанная Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой [2].

На первом этапе целесообразно формирование наиболее продуктивные и простые по семантике формы. Работа с существительными заключается в дифференциации именительного падежа единственного и множественного числа, отработке беспредложных конструкции единственного числа. Относительно глаголов – это согласование существительного и глагола настоящего времени   3-го лица в числе.

Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения. Понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа существительных,  закрепление беспредложных форм их множественного числа. Дифференциация глаголов настоящего времени первого, второго, третьего лица, а также согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, роде и числе. Согласование существительного и прилагательного в именительном падеже единственного и множественного числа.

На третьем этапе - закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению,  менее продуктивных форм словоизменения. В плане существительных работа направлена на способность употреблять  предложно-падежные конструкции в косвенных падежах множественного числа. Прилагательных - согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.

Работа по формированию навыков словоизменения велась в течение шести месяцев (сентябрь – февраль). Дидактические игры я включала во фронтальные занятия, а далее воспитатели их организовывали с детьми в течение недели во второй половине дня.

Первый этап включал работу по коррекции словоизменения, а именно, реализацию задач:

  • учить изменять имена существительные по числам;
  • учить изменять имена существительные единственного числа по падежам (безпредложные конструкции);
  • учить изменять глаголы 3 лица  по числам.

Работа на первом этапе проводилась на материале лексических тем «Осень», «Фрукты», «Овощи».

Изменять имена существительные по числам мы учили детей в таких играх как «Что растет в нашем лесу?», «Что где растет», «Один-много».

Например, в игре «что растет в нашем лесу» детям предлагалось «гуляя по лесу» рассматривать и называть то, что в нем растет (логопед на магниты прикреплял к доске картинки, дети называли их): березы, дубы, осины, сосны, ели, ягоды, мухоморы, опята, лисички. Затем мы уточняли у детей, как можно одним словом назвать мухоморы, опята и лисички? (Грибы). А как одним словом назовем березы, дубы и ели? (Деревья).

В дидактической игре «Что где растет»  детям предлагалось помочь назвать все плоды на кустах и деревьях: на яблоне – яблоки, на груше - …, на сливовом дереве - …, на вишневом дереве - …, на абрикосовом дереве - …, на смородиновом кусте - …, на грядке с клубникой - … (яблоки, груши, сливы, вишни, абрикосы, смородина, клубника).

Изменение имен существительных единственного числа по падежам осуществлялось в играх «Рады – не рады», «Растеряшки», «Угощения», «Какого фрукта не хватает», «Кто чему будет рад», «Без чего не варят борщ», «Что копаем, что срываем». Остановимся на описании некоторых игр.

В дидактической игре «Рады – не рады» (употребление существительных единственного числа в дательном падеже) перед детьми ставилось две корзинки. На одной был наклеен грустный смайлик, на другой – веселый. На доске картинки с изображением погодных условий и природных явлений (дождь, ветер, солнце, град, листопад, туман). На каждого ребенка было не менее одной картинки.

Детям нужно было определить, чему они будут рады в лесу на прогулке, а чему – нет. Если  природному явлению, изображенному на карточке,они будут  рады в лесу, то должны были положить его в корзинку с веселым смайликом, если не будут – с грустным. Обязательно нужно было проговаривать действие, например: «мы будем рады солнцу, или мы не будем рады дождю». Начинал тот, кто отгадывал первым загадку: «Если плачу – не беда, вместо слёз течёт вода. Я такой плакучий, из-за серой тучи». (Дождь). Далее, очередность играющих определял ответивший ребенок.

Лексическим материалом для формирования и совершенствования форм словоизменения на втором этапе были выбраны темы «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт».

Задача учить изменять имена существительные единственного числа по падежам на данном этапе решалась посредством ряда игр «С кем будем зимовать», «Без чего не может птичка», «Найди птицу», «Звери встали в хоровод», «Звери играют в прятки», «Кто где живет», «Кто с кем», «Детали», «Кто, на чем поедет». Остановимся на описании некоторых игр.

Дидактическая игра «С кем будем зимовать» (употребление имен существительных единственного числа в творительном падеже с предлогом «с»). На столе разложены картинки с изображением зимующих птиц. Дети по очереди подходили к столу, брали по одной картинке с птицей и, прикрепляя её магнитом к доске, называли, с кем будут зимовать (с воробьём, с голубем, с синицей, с совой, с филином, с дятлом, с сорокой, с вороной, с галкой, с кукушкой, со снегирём).

Дидактическая игра «Без чего не может птичка» (употребление существительных единственного числа в родительном падеже с предлогом «без»). На доске собрана крупная разрезная картинка «Птица». Разрезана таким образом, что каждая часть картинки – часть тела птицы. Мы убирали одну часть картинки, а дети отвечали на вопрос: «Без чего не может птичка?» (без хвоста, без клюва, без крыла, без пера, без лапы, без головы, без туловища).

Лексическим материалом на III этапе были темы: «Посуда», «Продукты питания», «Одежда и обувь», «Профессии», «Зима. Зимние забавы».

Изменять имена существительные множественного числа по падежам мы учили детей в дидактических играх «Сервировка столов», «Угадай, на чем катается».

Дидактическая игра «Угадай, на чем катается» (употребление существительных в предложном падеже). Логопед описывал ребенка с картинки, а дети определяли, о ком он говорит и называли, на чем он катается (Мальчик в синей шапке и коричневой куртке. Он катается на санках и т.д.).

Дидактическая игра «Сервировка столов» (употребление существительных множественного числа в предложном падеже). В коробке у столов стояла посуда. Логопед вместе с детьми расставлял посуду, по ходу задавая им вопросы:

- Где будут стоять  чайные чашки? (на столе).

- Где будут лежать ложки? (у чашек).

- Где будут блюдца? (под чашками).

- Где будут салфетки? (в салфетницах).

- Где будут конфеты? (в конфетницах).

- Где будут фрукты? (во фруктовницах).

- Где будет чай? (в чайниках).

        В дидактических играх «Вареная колбаса», «Полные прилавки», «Скажи, кто в чем», «Новая пижама», «Проказник щенок», «Талантливые актеры», «Зимние слова» мы учили детей согласовывать имена прилагательные с существительными единственного и множественного числа в косвенных падежах.

Дидактическая игра «Вареная колбаса» (согласование существительных с прилагательными единственного числа в косвенных падежах). Детям предлагалось посмотреть на картинку и сказать, кто на ней изображен (Мама, папа, кот). Затем логопед вместе с детьми составлял рассказ. Логопед начинал предложение, а дети его договаривали. Окончанием предложения всегда было словосочетание «вареная колбаса».

«Мама купила вареную колбасу. Папа достал из холодильника …, кот Тишка учуял запах …, и решил украсть кусочек …. Папа увидел, что кот тянется лапой за …, улыбнулся и угостил Тишку кусочком …. Тишка обрадовался кусочку …, облизнулся и съел его. Ребята, наш рассказ был о папе, о Тишке и о ….».

Дидактическая игра «Полные прилавки» (употребление существительных с прилагательными множественного числа в родительном падеже). Картинки с изображением продуктов питания были расположены в несколько рядов на доске (прилавки магазина). Логопед предлагал тому, на которого он укажет, исправить ошибку в предложении. «В магазине полные прилавки кислые лимоны (кислых лимонов). В магазине полные прилавки сладкие конфеты(сладких конфет). В магазине полные прилавки лесные орехи (лесных орехов). В магазине полные прилавки свежие булки (свежих булок). В магазине полные прилавки праздничные торты (праздничных тортов). В магазине полные прилавки рыбные заливные (рыбных заливных)».

Изменять глаголы по временам мы учили детей в типовых играх «Сделает-делает-сделал», смысл игры один, а содержание соответствует лексической теме. В данных играх детям предлагалось изменить фразы по образцу. Например, «мама посуду помоет – мама посуду моет – мама посуду помыла». На каждую цепочку глаголов предлагалась серия сюжетных картинок.

- Папа нож поточит – папа нож точит – папа нож поточил

- Бабушка почистит сковороду – бабушка чистит сковороду – бабушка почистила сковороду.

- Брат нальет чай – брат наливает чай – брат налил чай.

        Посредством типовых дидактических игр «Кто делает, кто сделает» происходило обучение навыку дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида. Например, детям предлагалось посмотреть на картинку, сказать, кто на ней нарисован. (Дети). Что они делают? (Собираются на улицу, одеваются). Затем мы просили показать мальчика, который застегивает пуговицы? Кто уже застегнул пуговицы? Кто обулся? Кто обувается? Кто надевает шапку? Кто уже надел шапку? Кто застегивает молнию на куртке? А кто уже застегнул? Кто надевает носок? А кто уже надел носки? и т.д.

В многочисленных вариантах игры «Посчитай» и «Поход в магазин» проходила работа по обучению согласованию существительных с количественными числительными. Детям предлагалось посчитать предметы, например снеговиков (один снеговик, два снеговика,…пять снеговиков, и т.д.). К каждой игре прилагались предметные картинки или другая наглядность.

Следует отметить, что в результате проведения специальной работы на основе вышеописанных дидактических игр, дети научились изменять имена существительные по падежам, изменять прилагательные по родам, образовывать форму единственного и множественного числа существительных, подбирать глагол к существительному, согласовывать числительные с существительными, изменять глаголы по временам.

Важно то, что в процессе деятельности с детьми, акцент делался на их индивидуальные особенности, реализовывалась дифференциация. Если на первом этапе работы с заданиями справлялись практически все дети одинаково, то второй и третий этапы вызвали трудности у ряда детей. Те дети, которые быстрее воспринимали содержание игр, усваивали правила, выступали в роли ведущих, им предлагалось ответить первым, дать речевой образец остальным детям, помочь или исправить их.

Соблюдаемая в процессе коррекционной работы этапность, а также акцентирование на решение одних и тех же задач коррекции словоизменения на каждом этапе позволила избежать проблем в восприятии и усвоении материала. Также это было положительным моментом в ситуациях, когда некоторые дети по разным причинам не могли посетить занятие, они восполняли «пробелы» на материале следующих лексических тем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....

Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста "Заниматика"

Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста "Заниматика"Направленность : для детей 5-6 лет;Для организации индивидуальной и подгрупповой работы с д...

Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста "Морковный счёт"

Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста "Морковный счёт" для детей 5-6 лет.Дидактическая игра "Морковный счёт" способствует организац...

Тема: Влияние дидактической игры на формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста

Планирование осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приёмы и формы организации детской жизни отбираются в соответствии с задачами реализуемой программы &l...

Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста на тему «В мире доброты» (5 – 7 лет)

Подборка дидактических игр поможет в игровой форме расшиитьсловарь антонимов, активизировать словарь признаков и действий, а также совершенствовать грамматический строй речи и развивать связную речь...

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

В данной статье раскрывается роль дидактической игры, как  многогранной, универсальной категории, которая может выступать как средством, методом, так формой решения задач по коррекции речи д...