Развитие социально-личностных качеств ребёнка средствами физической культуры в процессе взаимодействия детского сада и семьи
статья по теме
Предварительный просмотр:
Развитие социально-личностных качеств ребенка средствами физической культуры в процессе взаимодействия детского сада и семьи
Социально-личностное развитие дошкольника – процесс довольно сложный, так как в наши дни дети учатся видеть мир глазами разных людей, а другой человек может воспринимать и оценивать те же факты, поступки, события совершенно по-иному. Поэтому для социального развития личности ребенка важно развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к сверстникам.
Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако родители, воспитатели и специалисты детского сада, как первые учителя ребёнка, могут во многом помочь ему в этом нелёгком труде, если начнут прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.
Социально-личностное развитие ребёнка происходит успешно при условии его непрерывного осуществления. Очень важно убедить в этом родителей воспитанников. Ведь некоторые из них считают, что личный опыт ребёнок должен приобретать в стенах детского сада и недооценивают тот факт, что личный опыт формируется естественным путём и в домашней обстановке, когда ребёнок в доступных ему видах деятельности осваивает способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к себе и окружающим.
Я как инструктор по физической культуре на организованных занятиях по физической культуре, при взаимодействии с воспитанниками в группах в качестве ассистента воспитателя, в режимных моментах прилагаю немало усилий к тому, чтобы наши дети были уверенными, счастливыми, умными, добрыми, успешными, способными строить взаимоотношения, как со сверстниками, так и с взрослыми. Но работа в этом направлении не может быть успешной без поддержки родителей воспитанников.
Мне хотелось бы сегодня поделиться с вами небольшим опытом работы по развитию социально-личностных качеств ребенка средствами физической культуры в процессе взаимодействия детского сада и семьи.
В этом мне помогают разнообразные формы взаимодействия с родителями. Для того чтобы установить доверительные отношения с семьёй, хорошо использовать такую форму взаимодействия с родителями, как домашние визиты. В домашней обстановке приятно побеседовать с родителями, убедить их в том, что ребёнок - это личность и ему необходимо своё пространство, свою комнату или уголок для уединения, спортивный уголок, где бы он мог играть и развиваться. С удовольствием советую, как создать спортивный уголок, помочь подобрать развивающие игры и спортивное оборудование, или сделать вместе с ребёнком дорожку здоровья, учитывая пожелания родителей, даю рекомендации по организации семейного спортивного праздника.
Во многих группах имеются семейные альбомы, где отведена страничка для любимых спортивных игр и видов спорта членов семьи с фотографиями семейных спортивных праздников (альбом).
В особых случаях можно использовать телефонные звонки, чтобы поддержать неформальное общение с родителями, формировать стремление общаться по вопросам и физического развития детей.
Поддерживать контакт с родителями мне помогают и некоторые формы письменного сообщения, например, записки. В некоторых случаях бывает полезно записать информацию для родителей о достижениях ребёнка в развитии социально-личностных качеств, чтобы быть уверенным, что другая сторона получит эту информацию.
В приёмной группы, как правило, находятся доски объявлений – это настенный дисплей, который информирует родителей о собраниях и мероприятиях. С помощью ящичка, где можно оставить свои записки с идеями и предложениями, родители имеют возможность поделиться своими мыслями с педагогическим коллективом детского сада.
Информационные стенды – ещё одна возможность неофициальной передачи необходимой информации родителям и возможность увидеть мир глазами разных людей. Туда помещается информация о достижениях детей в музыкальном и физическом развитии, эссе на интересующие детей темы. На стенде «Звезда недели» каждому ребёнку предоставляю возможность побывать звездой, раскрыть дарования, в том числе и в физическом развитии. Это помогает ребёнку самоутвердиться, формирует способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, готовность радоваться за успехи сверстников, сопереживать неудачам, воспитывает привычку проявлять доброжелательность к окружающим, а у родителя появляется чувство гордости за ребёнка (газеты).
В работе с родителями широко использую родительские собрания, где родители получают общие знания основ физического воспитания и развития ребенка, знакомятся с возрастными особенностями, уровнем развития и задачами физического воспитания детей конкретной возрастной группы, узнают о способах формирования у детей эмоционально - ценностного отношения к себе и сверстникам через подвижные игры.
Я всегда учитываю то, что одни родители интересуются вопросами физического воспитания, но испытывают трудности в его осуществлении, другие – большое внимание уделяет созданию материальных условий, а целенаправленность воспитания отсутствует, есть семьи, в которых по разным причинам вообще не занимаются физическим воспитанием. Поэтому на родительских собраниях для большей убедительности использую презентации, раскрывая значение физического развития детей; на семинарах – практикумах учу родителей играть в подвижные игры с высоким и низким уровнем двигательной активности; на тренингах посредством игры подвожу к пониманию необходимости формирования у детей дошкольного возраста эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. И понимаю, что эта ежедневная кропотливая работа с детьми доставляет немало положительных эмоций, ведь я помимо реализации задач физического воспитания решаю и задачи социально-нравственного и эмоционально-личностного развития дошкольников: помогаю детям ощутить единение с другими детьми, показываю, что значит уважение,
развиваю в детях открытость и мужество, способность выражать свое отношение к другим, помогаю развивать в них слабые стороны характера.
В процессе индивидуальных бесед выясняется, что многие родители интересуются – что такое физические способности? Есть ли они у ребенка? Как он занимается в детском саду? С какого возраста отдавать ребёнка в спортивные секции? Как отразится на характере ребёнка посещение таких «жёстких» видов спорта как таэквондо, хоккей, …Способность к высоким достижениям в спорте – это наследуемое, врожденное или свойство, которое можно развить, воспитать? С каким интересом и гордостью мамы и бабушки рассказывают о том, как их ребенок дома повторял элементы гимнастики, основные виды движений, подвижные игры, придумывал свои условия игры при проведении подвижной игры, требовал от родных участия в какой-либо игре, разученной в детском саду. В результате таких бесед осознаю, насколько мало мы владеем информацией о развитии наших детей и как важно знать интересы, увлечения, любимые игры наших воспитанников, чтобы в дальнейшем использовать …
Эффективной формой общения детей со своими родителями являются праздники в детском саду, так как они являются прекрасным средством формирования физической культуры общения со своим ребенком, сотрудниками детского сада и другими детьми, формирования у детей эмоционально-ценностного отношения к себе и сверстникам.
Но одной из самых эффективных форм взаимодействия с родителями в данном направлении, по моему мнению, является совместное создание проектов. Проектная деятельность - это целевая деятельность, обязательным условием которой является достижение логического завершения, получения конкретного результата деятельности.
Хочу привести пример совместной работы с детьми и родителями по разработке проекта «Мы – будущие олимпийцы».
На первом этапе определили актуальность проекта, цель,задачи
Актуальность этого проекта в том, что проблема ухудшения здоровья детей вызывает все большую озабоченность. Настолько у нас низкий уровень представлений о здоровом образе жизни, о спорте и олимпийском движении.
Цель проекта: (на экране)
Задачи проекта: (на экране)
1. Формировать у детей представление об Олимпийских играх, как мирном соревновании с целью физического и социально-нравственного совершенствования людей.
2. Развивать у детей стремление к укреплению и сохранению своего собственного здоровья посредством занятий физической культурой.
3. Развивать у детей творческий потенциал, стремление к взаимодействию друг с другом и со взрослыми, формированию положительной самооценки.
4. Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, самостоятельность.
1. Далее объявили конкурс «Мы-будущие олимпийцы»
2. Подбирали материал об Олимпиаде из различных источников (журналы, интернет, книги…) .
3. На сборах совместно с воспитателями и детьми обсуждали, Что такое Олимпиада? Где она возникла?
Все ли спортсмены могут принимать участие в Олимпийских играх?
Что нужно делать, чтобы стать Олимпийцем?
4. В центре литературы дети вместе с родителями рассматривали фотографии с изображением разных видов спорта и оформляли их в альбом,
составляли сборники рассказов детей о любимом спортсмене, составляли
фотосессию «Мы занимаемся спортом» , проводили беседы: «Возникновение Олимпийских игр», «Олимпийская символика и традиции», «Знаменитые олимпийцы современности».
В центре «Игралочка» играли с дидактическими играми, посвященными разным видам спорта: «Назови вид спорта», «Спортивное оборудование».
В центре строительства дети построили Дворец единоборств и изготовили флаги отдельных стран-участниц Олимпиады в г.Сочи.
В центре изодеятельности совместно с родителями дети с увлечением создавали рисунки о разных видах спорта, оформляли фотосессию «Мы занимаемся спортом»
5. Итогом - презентацией данного проекта станет совместное с родителями спортивное развлечение «Мы – будущие олимпийцы»
Подводя итог, можно сказать, что в результате такого взаимодействия родители пытаются стать активными помощниками педагогов и знают, как проходит работа с дошкольниками в детском саду не понаслышке, а из совместной работы. Работа в этом направлении очень сложная, но результаты меня радуют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/06/picture-944764-1504714735.jpg)
«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ»
Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей, вопросы, связанные с проблемами здоровья детей - подрастающего по...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/02/picture-578728-1422870800.jpg)
Роль взаимодействия детского сада и семьи в укреплении здоровья и развития физических качеств у детей дошкольного возраста и их родителей.
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманю условия успешного работы по взаимодействию детского сада и семьи, основываясь на собственном опыте инструктора по физической культуре....
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/17/picture-1099906-1702825715.jpg)
Конструирование процесса взаимодействия детского сада и семьи в Великобритании
Конструирование процесса взаимодействия детского сада и семьи в Великобритании. Зарубежный опыт...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/13/picture-1097694-1578868470.jpg)
Использование ИКТ-технологий в процессе взаимодействия детского сада и семьи
В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий в различные ступени образования. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/26/picture-937066-1548484798.jpg)
Тематическая программа по приоритетному направлению «Процесс инновационного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам социально-личностного развития детей»2012г
Тематическая программа по приоритетному направлению«Процесс инновационного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам социально-личностного развития детей»Пояснительная за...
Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи
Повышение родительской компетентности в вопросахвоспитания и развития детей дошкольного возраста в процессевзаимодействия детского сада и семьи...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/23/picture-143091-1477231909.jpg)
проект «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи»
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семь...