Использование ИКТ-технологий в процессе взаимодействия детского сада и семьи
статья

Кириллова Кристина Олеговна

В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий в различные ступени образования. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые технологии в воспитании и образовании.

Технологии не только открывают новые возможности в работе с детьми, позволяя сделать образовательный процесс более увлекательным, но также расширяют возможности взаимодействии с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе взаимодействия детского сада и семьи

старший воспитатель

Кириллова Кристина Олеговна

МБДОУ «Детский сад №165»

г. Нижний Новгород

В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий в различные ступени образования. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые технологии в воспитании и образовании.

Технологии не только открывают новые возможности в работе с детьми, позволяя сделать образовательный процесс более увлекательным, но также расширяют возможности взаимодействии с родителями. Однако у нас появились вопросы: будет ли   использование ИКТ привлекательным для самих родителей и эффективным в развитии их педагогических умений? И смогут ли наши педагоги успешно их использовать для вовлечения родителей в образовательную работу группы?

Особое внимание мы уделили развитию информационно-коммуникативной компетенции педагогов. ИКТ компетентность – это готовность и способность воспитателя самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности.

Существует четыре уровня педагогической ИКТ-компетентности:

Таблица 1.

Уровень педагогической ИКТ-компетентности

Основные педагогические ИКТ-компетенции

1 уровень (базовый)

Подготовка и оформление учебно-методических, наглядных, отчетных материалов средствами ИКТ

2 уровень (предметно-ориентированный)

Проведение ООД с применением ИКТ, электронных образовательных ресурсов и интернет-ресурсов

3 уровень (профессиональный)

Использование ИКТ в целях самообразования (повышение квалификации)

4 уровень (узко-профессиональный)

Применение ИКТ для профессионального роста (участие в педагогических форумах).

Анкетирование педагогов и наблюдение за педагогической деятельностью показали, что ИКТ-компетентность 62% педагогов находится на уверенном 2-ом уровне, еще 24% педагогического состава используют технологии в процессе самообразования, а 6% коллектива могут применять ИКТ для профессионального роста. Базовым уровнем (10%) владеют педагоги со стажем менее двух лет.

Рис.1 Диаграмма уровня информационно-коммуникативной компетенции педагогов в МБДОУ «Детский сад №165»

Так как наши педагоги достаточно хорошо владеют ИКТ, мы используем эти технологии не только для информирования родителей по разным вопросам, но и для вовлечения родителей в образовательную работу.

 Поставив цель – вовлечение родителей в жизнь детского сада – нам необходимо было выявить область интересов родителей в вопросах сотрудничества с детским садом. В начале работы мы провели анкетирование среди родителей. Мы предложили родителям отметить в каких видах совместных мероприятий им предпочтительнее участвовать: спортивные мероприятия, познавательные досуги, мастер-классы, выставки поделок и рисунков. Результат вы видите на диаграмме: большинство родителей (41%) отдали предпочтения познавательным досугам, на втором месте – мастер-классы (28%), некоторые родители отмечали свою заинтересованность в совместном с детьми выполнении рисунков и поделок (19%), наименьшей популярностью пользовались спортивные мероприятия.

Рис. 2 Результаты анкетирования родителей по вопросу степени привлекательности совместных досуговых мероприятий

Использование  ИКТ- технологий  в работе с родителями:

  1. Знакомство с персональными интернет-страничками воспитателей.

Все педагоги, успешно прошедшие процедуру аттестации на первую и высшую категории, имеют персональные интернет-странички на портале nsportal.ru, а также на сайте maam.ru. (68% педагогического состава). Ежемесячно они выкладывают информацию о проведенных занятиях, тематических праздниках, консультации для родителей по вопросам развития ребенка. Большинство родителей знакомы с персональными страницами воспитателей, а также с официальным сайтом МБДОУ, однако большинство педагогов признало малую эффективность информирования и просвещения родителей через подобные сервисы. В отличие от мессенджеров типа Viber, социальных сетей типа «Одноклассники», «В контакте» - персональные странички педагогов не отправляют родителям автоматические уведомления об обновлении информации. Поэтому педагог вынужден самостоятельно привлекать внимание родителей к новым публикациям и добиваться обратной связи от родителей воспитанников по поводу качества нового материала.

  1. Показ тематических мультимедийных презентаций. В нашем дошкольном учреждении существует банк презентаций – все презентации на различные темы делятся на «Презентации для детей» и «Материалы для педагогов». Для воспитанников презентации пополняются ежеквартально, раздел «Для педагогов» воспитатели дополняют после прохождения курсовой подготовки, а старший воспитатель в свою очередь добавляет материалы после каждого проведенного в ДОУ семинара, мастер-класса, Педагогического совета. В этом учебном году в банк добавили еще один раздел – «Информация для родителей» - там содержатся презентации, используемые педагогами на родительских собраниях, с информацией о возрастных особенностях детей той или иной группы, рекомендациями для родителей на будущий учебный год.
  2. Создание видеофильмов о жизни детей в детском саду. Данный вид донесения информации до родителей является самым трудоемким, поэтому еще не все педагоги освоили технику создания видеороликов. Но даже те немногие ролики, что уже созданы, вызывали у родителей исключительно позитивные эмоции. Особенно это трогательно на выпускных, когда и дети, и родители, и воспитатели смотрят, как росли и развивались малыши. Работа по освоению программ для создания видео продолжается, все больше педагогов подключается к данному виду взаимодействия с родителями.

- Интерактивные образовательные развлечения и досуги для детей и родителей.

Исходя из результатов анкетирования, а также в целях привлечения родителей воспитанников к участию в проектной деятельности было принято решение итоговыми мероприятиями проектов делать совместные досуги для детей и родителей. Однако обязательным условием таких досугов была их интерактивность, т.е. вовлечение всех участников в ход мероприятия. Таким образом, родители не оставались бы пассивными зрителями, а вместе с ребенком как бы «проживали» мероприятие-приключение.

Формат «приключения» подразумевал «путешествие», «решение загадки», «поиск ответа» - и тут на помощь приходят информационно-коммуникативные технологии. Специально для мероприятий были разработаны «живые презентации» - т.е. не типичная презентация в виде сменяющихся слайдов, а каждый слайд буквально «говорил» с ребятами и родителями, побуждал к тому или иному действию, приоткрывал завесу тайны на пути к разгадке. Прежде чем подробнее остановиться на мероприятиях, необходимо в общих чертах описать проектную деятельность, которая предшествовала досугам.

1.Проект в средней группе «Спорт и я – лучшие друзья»

Проблема: незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей.

Обоснование проблемы:

- неосведомленность родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми.

- недостаточность знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста.

- нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми.

- невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.

Цель: повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
  2. Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей.
  3. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
  4. Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.

В ходе проекта в работе с родителями были проведены:

  • консультация «Значение двигательной активности в развитии детей дошкольного возраста»;
  • индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности взрослого и ребенка;
  • показ презентации на тему «Физкультурное оборудование своими руками».

Работа по совместной деятельности родителей и детей:

  • Изготовление коллажа из фотографий детей «Мы юные спортсмены»;
  • Совместное развлечение с детьми и родителями «Приключения в зимнем лесу».

Сценарий праздника строился вокруг помощи потерявшемуся медвежонку – ребята вместе с родителями пробирались через зимний лес, встречая на своем пути различных животных. Персонажи «говорили» с детьми с экрана – каждый слайд был озвучен разными педагогами дошкольного учреждения. Дети с восторгом подбегали к экрану после очередного выполненного задания и слушали, что скажет им лисичка, зайцы и другие животные. Задания были подвижные, но несложные – в некоторых случаях родители не просто выполняли те же действия, что и дети, а помогали создать игровую ситуацию. Например, когда участники наконец находят берлогу, родители строят из обручей «тоннель», а дети с удовольствием друг за другом пробегают в дом медведицы.

Итак, обобщим плюсы использования ИКТ в данном мероприятии:

1.Большие реалистичные изображения природы, выведенные на большой экран, создают атмосферу зимнего леса, позволяют погрузиться в снежную сказку.

2. Использование «озвученных» изображений животных позволяет задействовать меньшее количество педагогов из других групп – отпадает необходимость подбирать несколько костюмов, привлекать актеров – таким образом, экономим человеческие ресурсы.

3. Интерактивный формат мероприятия с использованием озвучки и презентации в новинку для большинства родителей. Взрослые участвуют в современно организованном мероприятии, это повышает уровень компетенции педагогов в глазах родителей, а также демонстрирует техническую оснащенность детского сада.

2. Проект для детей старшей группы «Ближе к звездам»

Проблема: недостаточно сформированы у детей старшего дошкольного возраста представления о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

Цель: познакомить детей с понятием «космос», как устроена солнечная система, с российским праздником - День космонавтики и героями космоса.

Задачи:

1. Создать условия для совместной познавательной деятельности родителей и детей, педагогов по развитию естественнонаучных представлений об окружающем мире (о космосе).

2. Формировать у детей понятия «космос», «космическое пространство».

3. Формировать эмоциональное, ценностное отношения к людям, работа которых связана с освоением космоса.

4. Воспитание бережного отношения к тому, что есть на нашей планете.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста

Вид проекта: групповой, краткосрочный

Тип проекта: практико-ориентированный

В ходе проекта в работе с родителями были проведены:

- рекомендации для родителей в виде брошюр по ознакомлению детей с окружающим миром на тему: «Космос»;

- размещены в уголках родителей информационные буклеты о режиме работы Нижегородского Планетария, а также афиша ближайших мероприятий для детей.

Совместная работа родителей и детей:

  • выставка творческих работ детей на тему: «Сквозь звезды»;
  • познавательный досуг для детей и родителей «Космическое путешествие».

Сюжет праздника строился на поиске пропавших звезд с созвездия Большая Медведица. Ребята вместе с родителями и Незнайкой строили ракеты, готовили ракетное топливо (экспериментальная деятельность), летали в открытом космосе и даже разговаривали с инопланетянами. Каждая остановка и каждое задание сопровождались определенным слайдом на презентации.

Плюсы использования ИКТ на данном мероприятии:

- Зрелищность и масштабность. Довольно сложно создать обстановку открытого космоса в музыкальном зале детского сада – использование презентации на экране помогало создать неповторимую атмосферу загадочного космоса, дети приходили в восторг, увидев испещренную кратерами поверхность Луны и большую голубую Землю «в окне иллюминатора»;

- Презентация – опора занятия. Использование ИКТ в ходе мероприятия – большое подспорье прежде всего для педагогов, т.к. позволяет не беспокоится о том, что какие-либо моменты из сценария могут быть забыты и не использованы. Презентация позволяет визуализировать сценарий, а значит, лучше его запомнить. Воспитатели признавались, что провести подобное досуговое мероприятие для них было легче, чем обычный сезонный утренник, как раз благодаря опоре на презентацию.

- Использование коротких видеороликов усиливает познавательный эффект. Любая презентация позволяет включить в структуру не только фотографии, картинки, аудиозаписи, но также небольшие видеоролики. Особенно это эффективно при организации познавательного досуга, в частности познания мира природы. А порой ничто так не опишет и не расскажет лучше о том или ином явлении, чем качественная видеосъемка. Уникальные кадры запуска ракеты, движения миллиардов звезд, приземления лунохода производили невероятное впечатление на детей, а их восторг передавался и родителям.

3. Осенний утренник с применением ИКТ «Осенний скайп»

В этом учебном году впервые был реализован сценарий осеннего утренника для подготовительных групп «Осенний скайп». Сюжет праздника строился на видеосвязи с Осенью, которая загадывала с экрана детям загадки, а ребята в свою очередь заполняли календарь природы характерными для осени признаками. Мир настоящий и «мир виртуальный» были связаны персонажем Ежиком – вот он пробежал в виде анимированной картинки на экране, а вот уже входит в дверь музыкального зала.

Какие плюсы применения ИКТ в данном ключе можно выделить?

- усиление сказочного эффекта. Дети подготовительной к школе группы уже достаточно сообразительные, чтобы понимать, что когда в зал входит тот или иной персонаж, это чаще всего переодетый педагог. По этой причине у малышей реакция на героев ярче, чем у старших дошкольников. В случае же использования «скайпа» для связи с Осенью сохраняется элемент сюрприза, сказки, т.к. для детей это что-то новое, необычное и неведомое.

- экономия человеческих ресурсов – в празднике были задействованы воспитатель в качестве ведущего и один из детей в роли Ежика. Активное вовлечение детей в ход мероприятия сделало праздник веселым и ярким, что лишний раз доказывает, что обилие сказочных героев в сценарии не является залогом успешного проведения мероприятия. Наоборот, чем больше разных взрослых задействовано, тем сильнее персонажи зависят друг от друга.

- возможность длительного удержания внимания детей. И музыкальный руководитель, и педагоги, и родители отметили, что дети невероятно тихо и внимательно слушали каждое слово Осени с экрана – это позволяло мгновенно переходить к более спокойным частям утренника после оживленных музыкальных игр.

Перспективы использования ИКТ технологий в дальнейшей работе с родителями.

Как известно, 2020 год является юбилейным – в этом году исполняется 75 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. В 2019-2020 учебном году мы запланировали реализацию долгосрочного проекта патриотической направленности «Мы помним – мы гордимся». Проект призван не только приобщать дошкольников к историческому прошлому нашей Родины, но также способствовать сохранению и продолжению непрерывной связи поколений. Одна из главных задач проекта - оживить в памяти каждого ребенка знания о героическом прошлом членов его семьи и нашего народа в целом.

Основная проблема в том, что современным детям все сложнее понять значимость этого праздника ввиду постоянного увеличения временного разрыва от этой памятной даты. Порой и сами родители имеют довольно поверхностные знания о Великой Отечественной войне и редко рассказывают ребенку об этом тяжелом событии в истории нашей страны.

Следовательно, возникает потребность активного привлечения семьи в данный проект. Для повышения мотивации родителей педагоги пригласили их принять участие в создании «Альбома Славы». Однако, данный альбом будет «живым»: каждая его страница – это короткий видеоролик, в котором ребенок рассказывает о Герое в его семье. Задача родителей: составить и разучить с ребенком короткий рассказ о ветеране, по возможности сделать видеозапись рассказа и предоставить для сканирования несколько фотографий Героя семьи. Таким образом, по завершению проекта будет составлен мини-фильм, который будет продемонстрирован детям и родителям на итоговом мероприятии, посвященном Дню Победы.

Безусловно, существуют опасения прохладного отклика со стороны родителей на данную идею, и возможно, для некоторых пап и мам привычнее и проще изготовить поделку или нарисовать с ребенком рисунок на военную тематику. Однако не стоит забывать, что современные гаджеты, а также довольно высокий уровень владения ими среди нынешних молодых родителей позволяют использовать новый вид творчества – создание мультимедийных продуктов. И мы надеемся, что именно этот способ взаимодействия с семьей привлечет внимание родителей к данному проекту в частности и к жизни детского сада в целом.

Вывод: Успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения. Использование ИКТ при работе с родителями воспитанников повышает авторитет педагогического коллектива в глазах родителей, способствует установлению доверительных взаимоотношений между дошкольным учреждением и семьей, повышает интерес родителей к участию в жизни ребенка и детского сада в целом, наглядно показывает педагогические приемы взаимодействия с детьми.  

Список используемой литературы

  1. Буренко, З.Н. Электронные презентации: способ применения // Современная библиотека. – 2014 .- №1.- с. 40-43
  2. Заславская О.Ю., Сергеева М.А. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. Учебное пособие. – М., 2006, с. 61 - 77
  3. Калинина Т.В. Специализация «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008. - №6. - с.32
  4. Леоненко О.Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении // Справочник старшего воспитателя. – 2009.-№4.- с.32
  5. Прищепа С.С., Храмцова Н.В. Информационные технологии в работе ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008. - №6. - с.88
  6. Стародубцев В.А. Персональные средства интернет-коммуникации: организация обратной связи в учебном процессе // Народное образование. - 2016. - №6. - с. 100-103


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ»

         Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей, вопросы, связанные с проблемами здоровья детей - подрастающего по...

Родительское собрание: «Использование здоровьесберегающих технологий в совместной работе детского сада и семьи»

laquo;Использование здоровьесберегающих технологий в совместной работе детского сада и семьи»...

Конструирование процесса взаимодействия детского сада и семьи в Великобритании

Конструирование процесса взаимодействия детского сада и семьи в Великобритании. Зарубежный опыт...

Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи

Повышение родительской компетентности в вопросахвоспитания и развития детей дошкольного возраста в процессевзаимодействия детского сада и семьи...

проект «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи»

  Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка.  Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семь...