Конструирование процесса взаимодействия детского сада и семьи в Великобритании
занимательные факты
Конструирование процесса взаимодействия детского сада и семьи в Великобритании. Зарубежный опыт
Скачать:
Предварительный просмотр:
Зарубежный опыт
Конструирование процесса взаимодействия детского сада и семьи в Великобритании
В современной дошкольной педагогике проблема организации взаимодействия ДОО и семьи является остро актуальной. Успех в развитии, воспитании и образовании дошкольников во многом определяется эффективностью этого процесса. Педагогам и родителям важно взаимодополнять, понимать и уважать потребности и особенности друг друга.
Это диктует необходимость непрерывного поиска нового содержания, форм и методов организации взаимодействия. Важным здесь выступает ориентир на сотрудничество, сотворчество, конструктивное партнерство.
На сегодняшний день в условиях открытого информационного пространства обновление содержания взаимодействия детского сада и семьи целесообразно проводить на основе изучения и интеграции зарубежного опыта1. В этом плане особенно интересным для российских педагогов представляется система работы британских коллег.
С 1998 г. в Британии действует специальная правительственная программа, ориентированная на развитие дошкольного образования. Согласно ей, дети четырехлетнего, а с 2004 г. и трехлетнего возраста, имеют право на бесплатное дошкольное образование в объеме 12,5 ч в неделю на протяжении 38 недель в год. Это право их родители могут реализовать не только в государственных, но и в частных и некоммерческих дошкольных учреждениях, если таковые участвуют в данной программе.
В Великобритании накоплен обширный опыт конструирования сотрудничества педагогов и родителей на основе осознания его значимости, использования в единстве традиционных и инновационных форм. Интересен подход британских педагогов к детализации этого процесса, который предполагает тщательную его подготовку, выбор оптимальных средств и форм общения и основан на использовании принципа превентивности в работе — лучше предвосхитить возможные конфликтные ситуации, чем решать их.
Процесс взаимодействия педагогов и родителей в Великобритании базируется на выделении основных проблемных зон, а именно:
- несовпадении ожиданий педагогов и родителей в ходе сотрудничества;
- опасении чрезмерного контроля за воспитательно-образовательным процессом со стороны родителей, их оппозиционных настроений;
- конфликте ценностей семей и подходов педагогов.
Понимание этих и других проблемных зон позволяет выделить условия эффективного взаимодействия детского сада и семьи, среди которых ключевыми в Великобритании является наличие:
- активной позиции родителей, интереса к этому процессу;
- максимально полной информации о семье ребенка, его жизни вне образовательного учреждения.
Выделение этих условий не случайно. Как показывают исследования британских педагогов, отношение родителей к сотрудничеству варьируется от вынужденно повышенного активного (стремление к чрезмерному контролю) до пассивно поддерживающего (пассивная одобряющая позиция, исключающая любую, даже разумную критику). Также имеет место крайне негативная позиция, которая зачастую обоснована материальным и бытовым неблагополучием семьи. Поэтому наличие оптимальной активности родителей, базирующейся на устойчивом интересе и доверии к деятельности детского сада, отсутствии чрезмерного контроля, является важным условием эффективного взаимодействия.
Британские педагоги осознают важность семейного окружения, его уклада, т. к. это максимально естественная среда для развития и воспитания ребенка. В британском обществе уделяется особое внимание индивидуальности каждой семьи, ее традициям, нравственным и моральным ценностям. В то же время осознание ответственности за воспитательные воздействия лежит и на родителях, и на педагогах. Поэтому наличие максимально полной информации о семье ребенка, его жизни вне образовательного учреждения также крайне значимо.
На основе вышеизложенного логичным является постановка соответствующих задач взаимодействия:
- формирование представлений о семейном окружении детей;
- сопоставление стремлений и потребностей родителей и педагогов в воспитании и развитии детей;
- предоставление родителям возможности оценить работу педагогов и выразить свое отношение к образовательному учреждению;
- повышение заинтересованности родителей жизнью детей в образовательном учреждении.
Для британских педагогов в вопросах организации сотрудничества с родителями очень важен подбор средств для его оптимизации. Ключевыми из них являются:
- время;
- доброжелательный настрой педагога;
- его репутация.
Определение оптимального времени общения педагогов с родителями, наличие желания и возможности у сторон использовать его также значимо для организации взаимодействия. Для этого предварительно составляется перечень вопросов и пожеланий, позволяющих эффективно использовать это средство.
Доброжелательный настрой педагога способствует сокращению времени адаптации сторон друг к другу, открытости взаимодействия, бесконфликтному общению, направленному на совместное решение обсуждаемых проблем.
Хорошая репутация педагога напрямую связана с созданием обстановки доверия, осознания значимости и полезности взаимодействия.
В британской системе дошкольного образования для организации конструктивного взаимодействия и решения вышеуказанных и других задач активно используются разнообразные формы:
- формирование родительских активов;
- родительские вечера;
- совместная досуговая деятельность;
- размещение информации для родителей;
- привлечение проблемных групп родителей;
- «горячая телефонная связь»;
- индивидуальные консультации для родителей;
- мероприятия, проводимые Ассоциацией родителей и педагогов;
- написание писем, разработка брошюр и др.
Каждая форма связана с решением тех или иных задач и несет определенную функциональную нагрузку (приложение).
Следует отметить, что британцы, как и все родители, интересуются успехами и проблемами своих детей и общаются на эту тему с педагогами. Однако родительских собраний, в российском понимании этого мероприятия, здесь нет. Родителям каждого ребенка отводится 5–10 минут для индивидуального общения с педагогом.
Есть в английских школах и родительские комитеты. В числе их обязанностей — добывание денег на школьные нужды. Но они не собирают их с родителей, а стремятся заработать: например, организуют в учебном заведении показ кинофильма с продажей попкорна и сладостей в буфете и часть полученных денег отправляют в фонд школы; для тех же целей устраивают дискотеки и даже барбекю для детей, родителей и всех местных жителей.
Таким образом, обобщенно процесс конструирования взаимодействия детского сада и семьи в Великобритании можно представить в виде схемы (см. рисунок).
Подводя итог, можно отметить, что процесс конструирования взаимодействия детского сада и семьи является многоступенчатым и многоаспектным, тщательно продуманным и детализированным. Это позволяет снижать уровень конфликтности и напряженности во взаимоотношениях, способствует развитию прочных, эффективных взаимосвязей в системе «детский сад — семья».
Для системы российского образования может быть актуальным введение в практику работы индивидуальных консультаций, специальных встреч с родителями проблемных групп. Такие мероприятия будут способствовать укреплению взаимопонимания между сторонами, позволят повысить авторитет педагога, акцентировать внимание на значимости проблем каждого ребенка и его семьи.
Кроме того, педагогам стоит взять на заметку важность тщательного планирования времени, места и содержания взаимодействия с родителями, что также поможет оптимизировать этот процесс.
Приложение
Формы организации взаимодействия педагогов и родителей в Великобритании
Форма | Задачи | Функция |
Формирование родительских активов | Налаживание конструктивных взаимоотношений родителей с педагогами | Координационная: координация взаимодействия педагогов и родителей, обобщение потребностей и интересов родителей во взаимодействии |
Родительские вечера | Организация встреч с родителями для ознакомления их с успехами и неудачами детей, особенностями обучения и воспитания в детском саду | Информационная: предоставление родителям актуальной информации, организация взаимообмена информацией |
Организация досуговой деятельности | Организация и проведение праздников, развлечений с участием родителей и детей | Эмоциональная: формирование эмоциональной вовлеченности в деятельность детского сада, создание положительного эмоционального настроя |
Размещение информации для родителей | Предоставление информации для родителей в виде писем, брошюр, объявлений в специально отведенных местах | Информационно-просветительская: предоставление актуальной информации, в т. ч. познавательного характера, по вопросам воспитания и развития детей |
Привлечение проблемных групп родителей | Организация специфических встреч и других мероприятий с проблемными родителями: матерями-одиночками, молодыми родителями, иммигрантами и пр. | Коррекционно-просветительская: коррекция взаимоотношений с родителями, помощь им в решении проблем в развитии детей, адаптации к социокультурным условиям |
«Горячая телефонная связь» | Организация оперативной связи между педагогами и родителями | Поддерживающая: оказание быстрой адресной помощи и поддержки родителям в решении воспитательных и образовательных задач |
Индивидуальные консультации для родителей | Организация бесед с каждым родителем в атмосфере внимательного и заинтересованного общения, предполагающих детальное обсуждение вопросов воспитания и развития ребенка | Информационно-поддерживающая: предоставление конкретной индивидуализированной информации родителям о воспитании и развитии их детей |
Мероприятия, проводимые Ассоциацией родителей и педагогов | Обеспечение прогресса в развитии детей на основе создания неформальных объединений родителей и педагогов | Социально-информационная: укрепление взаимоотношений между образовательной организацией и семьей, анонсирование социальных и благотворительных мероприятий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования
Цель- развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...
«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ»
Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей, вопросы, связанные с проблемами здоровья детей - подрастающего по...
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе....
Использование ИКТ-технологий в процессе взаимодействия детского сада и семьи
В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий в различные ступени образования. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современн...
Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи
Повышение родительской компетентности в вопросахвоспитания и развития детей дошкольного возраста в процессевзаимодействия детского сада и семьи...
проект «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи»
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семь...