«Проектная деятельность как эффективная форма развития интеллектуальных и личностных качеств дошкольников»
статья по теме
Данная работа содержит материал для педагогов и родителей по проектной деятельности дошкольников ( значение, виды, формы. содержание проектов и т.д.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектная деятельность как эффективная форма развития интеллектуальных и личностных качеств дошкольников»
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое-основа формирования этого качества.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства, формы обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Под проектом мы понимаем самостоятельную и коллективную творческую работу, имеющую социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Мы считаем, что использовать метод проектной деятельности целесообразно начиная со старшего дошкольного возраста. Так как этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразными. В зависимости от доминирующих методов, используемых в работе над проектом условно их можно разделить на следующие виды:
- игровые («Игра-путешествие вокруг Света», сюжетно-ролевая игра «Театр», игра «Строим зоопарк»);
- творческие (музыкальные сказки, вечера, фестивали искусств);
- исследовательские («Вода-основа жизни», «Куда пропадает снег», «Почему собаки кусают?»);
-тематические (информационно - практико-ориентированные),
(«Моя родословная», «Украсим группу к Новому году», «Самая красивая клумба»).
По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от одного занятия до нескольких дней) и долгосрочные (от одной недели до трех месяцев).
Со старшими дошкольниками целесообразно реализовывать до пяти проектов в год.
В образовательной практике дошкольного учреждения можно выделить следующие этапы работы над проектом.
1.Целеполагание.
Детям дошкольного возраста сложно самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель, воспитатель должен наводить детей на проблему или провоцировать ее возникновение, стараться вызвать к ней интерес.
2.Разработка плана деятельности:
- к кому обратится за помощью (к педагогу, родителю, специалисту);
- в каких источниках найти информацию;
- какие предметы (оборудование) использовать.
Необходимо помнить, что проект это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада, поэтому тема, форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.
3.Выполнение совместной (с педагогами, родителями, детьми) творческой, поисковой и практической деятельности.
Привлекая родителей к данной деятельности воспитателю необходимо продумать каждое задание. Важно чтобы оно было не слишком трудоемким и выполнялось с «желанием и радостью», а в случае необходимости педагог мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти. (Приготовить альбом с фотографиями садовых цветов, нарисовать плакат в защиту животных, изготовить кормушку и т.д.)
4.Публичное представление продукта проектной деятельности.
На защиту можно пригласить гостей, родителей, детей из других групп. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить детям для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
5.Подведение итогов, определение новых задач для будущих проектов.
Во время реализации проекта, помимо разработки занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой, воспитателю важно тщательно продумать и организовать в группе предметную среду таким образом, чтобы она являлось « фоном» к эвристической и поисковой деятельности. Например, работая над проектом «Природа родного края», в книжном уголке можно поставить яркие книги, энциклопедии, альбомы с изображением птиц, животных, растений родного края, изготовленную совместно с детьми и родителями «Красную книгу». В игровом уголке необходимо поместить игры экологического содержания, гербарии, в уголке для детского творчества разнообразный природный материал для изготовления поделок и панно. На стене групповой комнаты развесить плакаты на экологические темы: «Правила поведения в лесу», «Ядовитые растения», «Береги лес от огня» и т.д. Приемную комнату украсит фотовыставка «Юные туристы», «Как прекрасен этот мир» и т. д.
На территории детского сада или ближайшего парка необходимо организовать экологическую тропу.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
В заключении хотелось бы сказать, что освоить данную форму работы не сложно. Она увлекает не только детей, но и педагогов. Для достижения успеха стоит придерживаться лишь несколько правил:
- учитывать интересы детей;
- организовывать деятельность без принуждения;
- предоставлять детям самостоятельность, поддерживать их инициативу;
- достигать цели поэтапно;
- тему работы выбирать из ближайшего окружения ребенка, адекватную его возрасту.
Желаем успеха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/01/picture-511801-1414844532.jpg)
Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Экологическое воспитание — это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельности дошк...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/05/picture-328306-1388923001.jpg)
Технология проектной деятельности как эффективная форма работы в ДОУ
Данная статья посвящена проектной деятельности в ДОУ.На сегодняшний день метод проектов широко распространен, популярен, актуален, эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезиро...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/07/picture-545354-1417954837.jpg)
«Технология проектной деятельности, как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
Планирование проектной деятельности по экологии с детьми старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/11/picture-724115-1449847820.jpg)
Проектная деятельность как эффективная форма работы в ДОУ
Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными, способствует развитию у детей и педагого...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/24/picture-989379-1514125758.jpg)
Консультации для педагогов: "Проектная деятельность – как эффективная формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ."
Здоровье детей - это будущее нашей страны....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/28/picture-604684-1638071232.jpg)
Доклад на тему: «Проектная деятельность как эффективная форма работы в музыкальном воспитании дошкольников»
Оссобенность торческого проекта в том, что в проекте принимают участия дети, родители, музыкальный руководитель, воспитатели, родители. Конечный продукт проекта получилось под названием "Пу...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/17/picture-423915-1673941635.jpg)
СТАТЬЯ "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ"
Одним из наиболее эффективным оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое распространение в дошкольных учреждениях....