Технология проектной деятельности как эффективная форма работы в ДОУ
статья на тему
Данная статья посвящена проектной деятельности в ДОУ.На сегодняшний день метод проектов широко распространен, популярен, актуален, эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_v_dou.docx | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проектной деятельности как эффективная форма работы в ДОУ.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. На сегодняшний день, метод проектов широко распространен, популярен, актуален, эффективен и, конечно же, инновационен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада. Поэтому в практике своей работы я попробовала использовать данный метод.
Немного остановлюсь на этапах разработки и проведения проекта.
- Ставим перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей.
- Вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской цели»).
- Намечаем план движения к цели (поддерживаем интерес детей и родителей).
- Обращаемся за рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск).
- Собираем информацию, материал.
- Проводим занятия, игры, наблюдения, походы – все мероприятия основной части проекта.
- Даем домашние задания родителям и детям.
- Переходим к самостоятельным творческим работам( поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы, предложения родителей и детей).
- Организуем презентацию проекта (продуктами проекта могут быть фото и видео материалы, описание опытов, макеты, выставки, альбомы, праздники, игры, книга, сделанная в совместной деятельности со взрослым, проектная папка и другое. Для проектной деятельности важным является правило: каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат).
- Подводим итоги: выступаем на педагогическом совете, «круглом столе», проводим обобщение опыта.
Хочется особенно обратить внимание на то, что в ходе работы над проектом воспитателю необходимо:
- создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
- Привлечь родителей, так как участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.
В практике современных ДОУ проекты классифицируются по следующим признакам:
По тематике
Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.
По составу участников
Различаются по составу групп участников проекта - индивидуальные, групповые и фронтальные.
По срокам реализации
По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год).
Виды проектов в ДОУ:
Творческие
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Исследовательские
Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
Игровые
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Информационные
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.
В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.
И более подробно я хочу рассказать о проекте, который был проведен в нашей группе. Проект «От богатырей до защитников Отечества наших дней» для детей старшего дошкольного возраста и родителей. Этот проект особенно актуален в наше время, когда дети черпают информацию из телевизионных передач о терроризме, насилии. В работе над данным проектом я знакомила детей с историей, культурой, традициями нашего народа, воспитывала патриотические чувства относительно своей Родины; приобщала к духовным и историческим ценностям своего народа. Проект был направлен на воспитание патриотических чувств у детей, воспитание физических качеств: смелость, ловкость, сила. Проект был групповой, информационно-творческий, краткосрочный. Он включал в себя:
- Беседы о богатырях, о детях-героях, о военных профессиях и т. д.
- Просмотр иллюстраций военной техники, Российской Армии.
- Лепку танков, раскрашивание военной техники, коллективную аппликацию «Самолеты».
-Изготовление праздничных открыток для пап и дедушек.
- Слушание песен на военную тему.
- Экскурсию в библиотеку.
Результатами проекта стали:
- Праздничное развлечение с папами «Сильные, ловкие, смелые!»
- Оформление мини-музея «Защитники Отечества».
- Презентация проекта в ДОУ.
А сейчас, работая во второй младшей группе, я задумала проект по социально-нравственному воспитанию на тему: «Бережливость» с целью воспитывать бережное отношение к игрушкам и книгам. В конце года планирую провести краткосрочный , познавательно-творческий проект «Разноцветная страна» с целью проанализировать и систематизировать знания, умения и навыки, которые получили малыши в процессе ознакомления с цветами, закрепить знания детей о цвете.
Подводя итоги, хочется обратить внимание на то, что участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности.
В заключение хочется обратить внимание педагогов на журнал «Детский сад будущего – галерея творческих проектов», из которого можно почерпнуть множество идей по проектной деятельности. Например, идеи для таких проектов, как «Этот загадочный космос», «Земля – наш дом», «Как поздравить милую мамулечку», «Мы по радуге пройдем», «Этот опасный огонь» и многие другие.
Литература.
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
- Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
- Дошкольная педагогика №10(105)/декабрь/ 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Экологическое воспитание — это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельности дошк...
«Технология проектной деятельности, как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
Планирование проектной деятельности по экологии с детьми старшего дошкольного возраста...
Проектная деятельность как эффективная форма работы в ДОУ
Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными, способствует развитию у детей и педагого...
Консультации для педагогов: "Проектная деятельность – как эффективная формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ."
Здоровье детей - это будущее нашей страны....
Доклад на тему: «Проектная деятельность как эффективная форма работы в музыкальном воспитании дошкольников»
Оссобенность торческого проекта в том, что в проекте принимают участия дети, родители, музыкальный руководитель, воспитатели, родители. Конечный продукт проекта получилось под названием "Пу...
Консультация для родителей «Технология проектной деятельности, как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
Проектная деятельность представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы,...