«Технология проектной деятельности, как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая группа) на тему
Планирование проектной деятельности по экологии с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_proektnoy_deyatelnosti.docx | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технология проектной деятельности,
как эффективная форма работы по
экологическому воспитанию детей
старшего дошкольного возраста»
Выступление на педсовете
Автор: воспитатель высшей категории
Шакурина Н.Н.
В настоящие время, когда жизнедеятельность человека всё больше стала отделять его от природы, появилось множество проблем, с которыми столкнулся человечество. Одна из них – взаимоотношения человека и природы. На современном этапе развития общества необычно расширилось и углубилось воздействие человечества на окружающую среду. Стихийное и неконтролируемое воздействие человека на природу создало угрозу нарушения её динамического равновесия и целостности, следовательно, современное общество стоит перед проблемой сознательного управления процессами взаимодействия с природой.
Но причинами экологического кризиса являются не только условия экологического развития общества, но и невысокий уровень экологического воспитания и образования. Воспитание экологической культуры у подрастающего поколения создаёт возможность человеческому обществу приблизиться к новому, экологически целесообразному мироустройству. На сегодняшний день всеобщая экологическая грамотность, бережное и ответственное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Насущной задачей стало единение человека с природой, сохранение природы ради самой природы.
Исследования Н.Г. Лаврентьевой, С.Н. Николаевой, Н.П. Рыжовой свидетельствуют о том, что в период дошкольного детства детей можно сформировать предпосылки экологического сознания и начала экологической культуры – правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, составляют непосредственное окружение в этот период жизни.
В данное время уделяется большое внимание экологическому воспитанию детей. Система экологического воспитания является основным средством формирования экологической культуры подрастающего поколения. Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления составляет нравственную позицию ребёнка, которая проявляется его самостоятельного поведения.
В процессе реализации данной цели в работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать технологии проектной деятельности. Проектная деятельность представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов на основе анализа информации при проведении экспериментов и исследований. Этот метод организует обучение через желание, активизирует обучение, стимулирует природную любознательность детей. Мотивирует интерес к самостоятельному приобретению знаний.
К организации проектной деятельности предъявляются следующие требования: значимость проблемы, необходимость исследовательского поиска для её решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная деятельность детей в течение различного по продолжительности времени; использование совокупности исследовательских, поисковых, проблемных методов, использование современных средств информационных технологий.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: исследовательско-творческие, ролево-игровые, информационно-практико-ориентированные, творческие.
По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (то 1занятия до 2дней) и длительные (от1недели до 3месяцев и года).
Работа над проектом, включает составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода и проходит несколько этапов:
1)постановка цели;
2)поиск формы реализации проекта;
3)разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4)организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5)определение направлений поисковой и практической деятельности;
6)организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
7)работа над частями проекта, коррекция;
8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
Старший дошкольный возраст:
*формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
*развитие умения методы определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
*формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
*развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведения конструктивной беседы в процессе деятельности;
*развитие способности выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.
Разберём один из них – информационно-практико-ориентированный тип, где доминирующей является исследовательская деятельность с целью информационного поиска.
В ходе проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста необходимо придерживаться следующей структуры исследовательской деятельности:
*предмет информационного поиска,
*аналитическая работа над собранным материалом,
*корректировка первоначального направления,
*анализ новых фактов, обобщение, выводы,
*оформление результатов,
*использование полученных результатов в практической деятельности.
Основные требования к использованию проекта:
*в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
*проект – «игра всерьёз», результаты её значимы для детей и взрослых;
*обязательные составляющие проекта: детская самодеятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков;
*применение дошкольниками полученных знаний и умений.
В рамках данной работы можно разработать следующие проекты:
«Защитники природы», «Жалобная книга природы», «Покормите птиц зимой», «Лаборатория неживой природы», «Ужасно интересно всё то, что неизвестно».
Алгоритмы действий взрослого и детей на этапах освоения проектирования:
*ставим перед собой цель, выбираем тему, исходя из интересов и потребностей детей;
*вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначаем «детскую» цель);
*намечаем план движения к цели (поддерживая интересы детей).
*обращаемся за рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск);
*собираем информацию, материал с родителями и детьми;
*осуществляем проект через все виды деятельности детей;
*даём домашние задания родителям и детям;
*переходим к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации, поделки, выставки рисунков, альбомов)
*организуем презентацию проекта (праздники, развлечения, открытые занятия, акции, КВН);
Подводим итоги: выступаем на педагогическом совете, «круглом столе», проводим обобщение опыта.
К участию в проектах необходимо привлекать и родителей, с помощью которых идёт подбор материально-технической базы, проводиться анкетирование родителей, консультации, совместные мероприятия выставки.
Таким образом, благодаря использованию технологии проектной деятельности в работе с детьми по экологическому воспитанию решаются такие задачи как:
-развитие поисково-познавательной деятельности;
-формирование у дошкольников гуманного отношения к окружающему миру;
-установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогом, родителями и детьми;
-развитие творчества, мышления, воображения, внимания;
-проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательный настрой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация проекта, как одна из форм работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста.
Все меньше – ...
консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей....
Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей.
Формы экологического воспитания: 1.1 Занятия. Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлен...
Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста
Формы и методы экологического воспитаниядетей дошкольного возраста...
МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору и конструктированию моделей). Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об осо...
Формы и методы работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы:НаблюдениеБеседаИсследовательская деятельностьЭкспериментальная деятельность...
Консультация для педагогов "Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"
Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию дошкольников - это ознакомление детей с природой через дейсАктуальным в дошкольном образовании является система непрерывного и всеобщего эко...