Предметно-пространственная среда как один из компонентов эстетического развития дошкольников
статья (подготовительная группа) по теме

Ахмерова Лариса Семеновна

предметно-пространственная среда является одним из основных компонентов эстетического развития дошкольников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметный мир детства — среда развития всех специфических видов деятельности. Ни один из них не может полноценно развиваться  на чисто наглядном и вербальном уровне, вне реальных действий в предметной среде.

   Развивающая предметно-пространственная среда детства — система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности ребенка и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития. К ним относятся природные среды и объекты, культурно-природные ландшафты, физкультурно-игровые  и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека игро- и видеотека, дизайн-студия, музыкально-театральная и предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др. Базис — компоненты развивающей предметной среды обеспечивают разнообразие детской занятости по интересам, а также обладают релаксирующим воздействием. Напротив, пустое и однообразное по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью и агрессии.

 Воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности – одна из главнейших государственных задач, на выполнение которой нацелены вопросы совершенствования системы народного образования, методов воспитания и обучения. Перед образовательными учреждениями поставлены задачи создания благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.

    Развитие здорового ребёнка всегда являлось приоритетной задачей психолого-педагогических наук и практики. Сегодня актуальность проблемы воспитания дошкольника, как субъекта детских видов деятельности и поведения, возрастает в связи с интенсивным развитием у современного ребёнка субъективных свойств и качеств, к которым относятся активность, инициативность, наличие интересов и мотивации к избираемым видам деятельности, самостоятельность и стремление сделать так, как задумано самим ребёнком, оценить качество достигнутого результата. Выраженная субъектность малышей требует изменения позиции взрослого в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения, поиска новых форм организации воспитания и обучения детей.

     Модернизация содержания образовательного процесса, введение инноваций в технологии воспитания и обучения предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.

     Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать социокультурную предметно-пространственную развивающую среду, которая бы позволила ребёнку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.   Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также взаимодействие все участников образовательного процесса в ДОУ.

Особенности развития ребёнка-дошкольника делают средством его образования окружающий предметный мир. Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ включает всё, что доступно восприятию ребёнка и использованию им в практической деятельности. Среда должна быть наполнена содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития; тем содержанием, которое для некоторых детей ещё остаётся загадкой и временно недостижимо.

     Вот здесь и встаёт вопрос о месте педагога в организации образовательного процесса. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависит и уровень общего развития, которого достигнет ребёнок, и степень приобретённых им нравственных качеств. Дело в том, что только поистине преданный своему делу воспитатель является автором всего образовательного процесса, так как он, зная особенности развития каждого ребёнка, творит, проектирует и создаёт окружение, определяя своё место в нём относительно каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-пространственной развивающей среды по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в средней группе.

рекомендации по Организации предметно-пространственной развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в средней группе...

Организации экологической развивающей предметно - пространственной среды группы как компонента познавательного развития дошкольников

Одним из условий познавательного развития детей в ДОУ является правильная организация и экологической развивающей предметно - пространственной среды, которая должна способствовать не только познавател...

Презентация «Создание образовательной среды для реализации задач художественно – эстетического развития дошкольников в ДОО»

Данная презентация раскрывает особенности созданной в МАДОУ системы работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребёнка, создание усл...

Предметно-пространственная развивающая среда – комплекс условий, направленный на всестороннее развитие личности воспитанника и педагога.

В данном материале можно почерпнуть интересную и важную информицию о проектировании предметно-пространственной развивающей среды в групповом пространстве ДОО...

« Организация предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ для воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения»

В данной работе описана роль    развития познавательной активности и исследовательского поведения у  детей с нарушением зрения    в особой, специально организованной...

статья «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Статья предназначена для музыкальных руководителей МДОУ, содержит разнообразный музыкальный материал с учетом требований, предъявляемых к работе с детьми разной возрастной категории по музыкально...

Организация предметно-пространственной развивающей среды по формированию математических представлений у старших дошкольников

организация предметно-пространственной развивающей среды по формированию математических представлений у старших дошкольников...