Организации экологической развивающей предметно - пространственной среды группы как компонента познавательного развития дошкольников
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
Одним из условий познавательного развития детей в ДОУ является правильная организация и экологической развивающей предметно - пространственной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekol._razv._sreda.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Организации экологической развивающей предметно - пространственной среды группы как компонента познавательного развития дошкольников
Одним из важных условий познавательного развития детей в дошкольном учреждении является правильная организация и эколого- развивающей предметной среды.
Необходимо отметить, что процесс познавательного развития детей дошкольного возраста является непрерывным. На каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый «этаж», занимающий своё место в системе целостного развития детей.
- В возрасте 2-3лет дети активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями. Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно - манипулятивная игра, резерв свободного времени и места для разворачивания игр.
- К 3-4 годам дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями. В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия. Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства - тождества и различия, осуществлять классификацию.
- В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень - более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами- понятиями.
- Старший дошкольник познает уже «большой мир». В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, со страдание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности.
Одним из условий познавательного развития детей в ДОУ является правильная организация и экологической развивающей предметно - пространственной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.
Мы хотим поделиться опытом создания эколого-развивающей среды в своем детском саду. Девизом нашей работы стала китайская пословица «Скажи мне - я забуду, покажи мне - я запомню, дай мне сделать это, и это станет моим навсегда».
Эколого-развивающая среда – это понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе детей.
Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства, такие как гибкость, непрерывность, вариативность, интегрированность, открытость, установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса.
Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать:
− познавательному развитию ребенка;
− эколого-эстетическому развитию;
− оздоровлению ребенка;
− формированию нравственных качеств;
− формированию экологически грамотного поведения;
− экологизации различных видов детской деятельности.
Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность.
Модель экологической предметно-развивающей среды нашей группы включает в себя следующие компоненты: уголок природы, уголок по экспериментированию, центр дидактической игры, уголок книги, наглядный и демонстрационный материал, оформление группового пространства, уголок по театрализованной деятельности, групповой участок, клумбы и огород.
Рассмотрим все компоненты более подробно.
Уголок природы включает в себя следующие составляющие: комнатные растения, природный материал, в том числе коллекция разных семян и камней, календарь наблюдений, оборудование для трудовой деятельности, мини-огород. Главная особенность уголка природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовывать различную их деятельность на протяжении всего года. Работа с календарем, уход за растениями уголка природы, наблюдения за посадками это все компоненты методики экологического воспитания.
Уголок по экспериментированию включает в себя картотеку опытов для детей и оборудование для опытнической деятельности. Опытно – экспериментальная деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников.
В центре дидактической игры собраны различные игры природоведческого содержания, такие, как «Лето в деревне», «Домашние животные», «Паровозик для зверят», «Кто где живёт», «Разрезные картинки», «Времена года», «Зоолото» и другие.
В уголке книги подобраны различные произведения познавательной и художественной литературы, знакомящие детей с миром животных, птиц, насекомых, разнообразием растений, овощей и фруктов и т. д.
Большое значение как познавательном развитии так и в экологическом воспитании дошкольников имеет наглядный и демонстрационный материал. В нашей группе он включает в себя следующее: игрушки-модели представителей животного мира, муляжи овощей и фруктов, серию предметных и сюжетных картинок, различные альбомы («Весна-красна», «Лето, ах, лето…», «Вот и осень…», «Домашние животные и птицы», «Будь природе другом!», «Экологический альбом» и другие), дидактические карточки «Правила поведения в природе», графические модели и пособия (панно «Лес», макеты «На бабушкином дворе», «Морские обитатели», книга «Круглый год»).
Оформление группового пространства способствует эколого-эстетическому развитию ребёнка. В процессе оформления принимали участие педагоги (стенд «Я пришёл», аппликативные композиции природного содержания), родители (коврик в игровом уголке, настенные композиции) и, конечно же, сами воспитанники (декоративные элементы оформления).
В театральном уголке подобраны различные маски (животных, насекомых, овощей и фруктов) и костюмы для разыгрывания экологических сказок и игр-инсценировок, способствующих познавательному и эколого-эстетическому развитию детей, формированию их нравственных качеств.
Не менее важной для экологического воспитания является развивающая среда и группового участка, в создании которой активное участие принимают родители воспитанников.
В летний период с участием родителей на участке были оформлены следующие природные зоны: «Уголок леса», «Сельское подворье», «Искусственный водоём».
Формированию осознанного экологически-грамотного отношения детей к объектам природы способствует приобщение их к посильному труду по уходу за растениями на цветочных клумбах и огороде. Огород используются с целью выработки у дошкольников навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в рационе. Выращенная продукция используется непосредственно в рационе питания детей.
В перспективе мы планируем и в дальнейшем обогащать эколого-развивающую среду нашей группы и активно вовлекать в этот процесс семьи воспитанников.
В заключение хотелось бы сказать следующее. Методический поиск педагогов по созданию эколого-развивающей среды в современном ДОУ должен осуществляться в направлении личностно-ориентированного и вариативного подхода к детям. Необходим творческий подход к обучению и воспитанию детей в данном направлении, поиск и внедрение новых технологий всего учебно-воспитательного процесса. Каждый ребёнок индивидуален и уникален и наша задача сохранять и развивать эту индивидуальность и создавать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающая предметно-пространственная среда по образовательной области«Познавательное развитие»старший дошкольный возраст
«Познавательное развитие старших дошкольников» Все, что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольн...
Презентация Развивающая предметно-пространственная среда по образовательной области«Познавательное развитие»старший дошкольный возраст
Развитие познавательной деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка....
Создание развивающей предметно-пространственной среды группы как залог успешного развития детского творчества
Цель:повысить уровень своей компетенции в разработке предметно-окружающей среды в условиях ФГОС.Задачи:- повысить свои теоретические знания в вопросах инновационного подхода к организации предметно-ра...
Буклет "Организация развивающей предметно-пространственной среды группы, направленной на ознакомление старших дошкольников правил дорожного движения"
Буклет "Организация развивающей прредметно-пространственной среды группы,направленной на ознакомление старших дошкольников правил дорожного движения"...
Доклад: Развивающая предметно-пространственная среда группы, как ведущий фактор развития ребенка 28.08.2018г
Выступление на круглом столе муниципального уровня в 2018г. Тема: Развивающая предметно-пространственная среда группы, как ведущей фактор развития ребенка...
Организация экологической развивающей предметно-пространственной среды (РППС) для воспитанников группы среднего возраста «Радуга»
Организация экологической развивающей предметно-пространственной среды (РППС) для воспитанников группы среднего возраста «Радуга»...
«Организация экологической развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении»
Одним из воспитательных аспектов, который принимает участие в формировании экологической культуры малышей – создание в ДОУ благоприятной экологической среды. Этот процесс подразумевает...