Организация предметно-пространственной развивающей среды по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в средней группе.
методическая разработка (средняя группа) по теме

Попова Светлана Викторовна

рекомендации по Организации предметно-пространственной развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в средней группе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Основная часть

Содержание развивающей среды

(пособия, материалы, оборудование)

Условия

Виды и содержание деятельности детей

«Уголок  безопасности»

Ведущая образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Уголке безопасности»: «Социально-коммуникативное развитие».

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие»

•  Материалы, связанные с темами ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры).

•  Иллюстрации с изображением красочно оформленных ближайших улиц и зданий.

•  Макет проезжей части.

•  Макет светофора, дорожных знаков.

•  Образцы, схемы, планы группы, микрорайона.

•  Иллюстрации и предметы, изображающие опасные инструменты (ножницы, иголки и т. д.).

•  Наглядно-дидактические пособия:

        Водный транспорт.

        Автомобильный транспорт.

        Авиация.  Космос.

1. Рекомендуется создавать условия как для самостоятельной работы, так и для занятий
со взрослыми.

2. Располагается рядом с «Уголком игры» и «Уголком конструирования»

Деятельность
по знакомству с элементами дороги и дорожными
знаками, формированию
навыков безопасного поведения в быту, на дороге,
в природе

Функциональное назначение: «Уголок социально-эмоционального развития»

Ведущая  образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности : «Социально-коммуникативное развитие».

Интегрируемые образовательные области программы: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»

•  Иллюстрации с ярко выраженными эмоциональными состояниями у взрослых и детей, животных.

•  Фотоальбомы детей группы, отражающие жизнь группы и детского сада.

•  Система зеркал разной величины и формы.

•  Наборы фигурок, изображающих взрослых людей разного возраста и детей.

•  Иллюстрации с изображением детей разного возраста и пола, их предметов пользования, типичных занятий и игрушек, одежды.

•  Картинки, фотографии, скульптурные композиции, отражающие сюжеты общения, совместные дела, любовь, нежность детей и взрослых.

•  Энциклопедии, дидактические игры, пособия, содержащие знания по валеологии.

1. Зеркала распола-
гаются на небольшом расстоянии от пола, чтобы дети могли увидеть себя в полный рост.

2. Необходимо предусмотреть наличие одинаковых материалов, чтобы дети могли
подражать друг другу

в действиях с материалами и пособиями
и не ссорились из-за них.

3. Обеспечение свободного доступа к материалам.

4. Создание условий
для объединения детей в деятельности

1. Деятельность по формированию представлений о себе, сверстнике, взрослом, семье и семейных отношениях, гендерной принадлеж

ности.

2. Деятельность по формированию нравственных норм, патриотических чувств (рассматривание альбомов, беседы по иллюстрациям)

•  Уголок мальчиков (сундучок мастера), уголок девочек (сумочка модницы).

•  Сюжетные картины (работа врача, парикмахера, повара, дворника, шофера, маляра, продавца и пр.).

•  Наглядный материал и игрушки, способствующие развитию толерантности (картинки и куклы, изображающие представителей разных рас и национальностей; картинки и куклы, изображающие больных детей и животных).

•  Аудио-, видеоматериалы о жизни детей и взрослых.

•  Иллюстрации, фото, скульптура с изображением взрослых людей разного пола и профессий.

•  Иллюстрации с изображением заботливого отношения взрослых к детям, животным и детей к старшим.

•  Фото родственных ребенку семей и своей семьи.

 

Функциональное назначение: «Уголок игры»

Ведущая образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности : «Социально-коммуникативное развитие».

Интегрируемые образовательные области программы: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

•  Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей.

•  Игрушки транспортные (тележки, машины разных размеров и назначения).

•  Игрушки, изображающие предметы труда и быта (телефон, сумочки, корзинки и т. д.).                                  Предметы-заместители (счетные палочки вместо ложек, пластмассовые круги вместо тарелок и т. д.).

•  Ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым, отображающим простые жизненные ситуации и действия (например, «Шофер»).

Игрушки, специально предназначенные для развития разнообразных предметных действий. •  Игрушки-животные.

•  Дидактическая кукла (40–50 см). Кукла, снабженная всеми предметами нижней и верхней одежды ребенка, используемой в разные сезоны, а также аксессуарами (носовые платки, бусы, ленты, броши и пр.).

•  Куклы, представляющие различные профессии (клоун, врач, солдат и др.).

•  Куклы, изображающие представителей разных народов (имеющие характерные черты лица, цвет кожи, одежду).

•  Русские народные дидактические игрушки и игрушки, выполненные в народном стиле (кольца большого размера, матрешки, деревянные шары, яйца и пр.).

•  Игрушки-двигатели (каталки разной формы, каталки-гремушки, коляски и тележки и пр.).

•  Многофункциональные ширмы.

•  Модули-макеты игрового пространства.

Большие и маленькие коробки с прорезями в виде окон, из которых можно сделать поезда, туннели, дома и пр.).

•  Разграниченные зоны для разнообразных сюжетных игр: приготовления еды, купания игрушек, игры в больницу и т. д. 

 Кукольный уголок: гостиная – комната (для игровых действий, игры с куклами): стол, стулья, сервант, мягкая мебель, можно средних размеров модули для детей. Атрибутика для создания интерьера: полный сервиз столовой и чайной посуды, соразмерной по величине кукол, пластмассовые вазочки, телефон, часы, картины с героями из сказок (1–2) на уровне роста детей, торшер, фотоальбомы и т. п.

Куклы: мягконабивные, пластмассовые; имитирующие ребенка 2–3 лет (40–50 см), с подвижными частями тела – мальчик, девочка; имитирующие ребенка-младенца (голыш); куклы, сделанные из ткани, с какой-либо характерной для одежды человека деталью (бант, кепи, фартук). Животные из пушистых тканей. Коляски для кукол. 

 Спальня (для игровых действий, игры с куклами): кроватки разных размеров (3–4), с постельными принадлежностями по размеру кровати (матрац, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало – 3–4 набора), люлька-качалка с постельными принадлежностями для нее; куклы-мла денцы в конвертах; шкаф для одежды с комплектами постельного белья, пеленки для кукол-младенцев, одежда для кукол мальчиков, девочек, наборы зимней и летней одежды.

 Кухня (для игровых действий, игры с куклами): кухонный стол, стулья, кран, плита, полка или шкаф для посуды, холодильник, набор кухонной посуды,  Ванная комната (для игровых действий, игры с куклами): ванна с душем или ванночка для купания кукол, тазик, ведро, ковшик, полотенце, заместитель мыла (деревянный кубик, кирпичик), пеленальный столик, пеленки, веревка для белья, прищепки, веничек, щеточка, совок для уборки помещения, игрушечный пылесос и т. д.

 Прачечная: гладильная доска, утюжки.

 Парикмахерская, салон красоты (для игровых действий, игры с куклами): трюмо с зеркалом, расчески, щетки, игрушечные наборы для парикмахерских (зеркало, ножницы, накидки, парфюмерные наборы), игровые модули.

 Магазин: весы; баночки, бутылочки маленьких размеров из пластика, картона; таблички с наборами продуктов, овощей, фруктов для блюд: суп, борщ, каша, компот; наборы овощей, фруктов из пластмассы,

 Больница: кукла-доктор в профессиональной одежде с символом (медицина – красный крест), фонендоскоп, градусник, можно тематический набор.

 Мастерская: набор инструментов: молоток, ножницы, отвертки и т. д.

 Гараж: различные машины, набор инструментов: гаечный ключ, молоточек, отвертки, насос, шланг.

 Моряки.

 Космонавты.

 Почта.

1. Использование
приема одушевления кукол в кукольном уголке (кукольной семье)
(каждая кукла имеет имя, свой характер,
гардероб).

2. Для накопления
опыта игровых действий использовать действия по впечатлениям от сказок, книг, иллюстраций, наблюдений и целевых прогулок, способствующих возникновению
самостоятельных игр детей.

3. Обогащение ролевого поведения и взаимодействия детей в игре.

4. Располагать вблизи «Уголка конструирования», чтобы иметь возможность использовать постройки в игре.

5. Существенным требованием к кукле является возможность придавать ей соответствующие функциональные позы: она должна «уметь» менять положение – стоять, сидеть, лежать, ее можно взять за ручку и «вести» рядом с собой.

7. Мягкие игрушки-
персонажи – подобия животных. Как и куклы, должны быть прототипическими: задавать в своем облике обобщенные, наиболее выразительные
черты того или иного животного, делая его для ребенка узнаваемым.

7. В качестве заместителей можно также использовать элементы конструкторов, строительных наборов и т.д.

8.Побуждать детей
к планированию, то есть к созданию элементарного замысла.

1. Игры в семью

2. Игры с машинами и другим транспортом
(автомобильный транспорт: легковые и грузовые автомобили, специальная техника
(подъемные краны, бетономешалки
и др.

3. Игры в магазин (супермаркет, магазин одежды, обувной, мебельный, книжный магазины, магазин посуды, бытовой техники, спортивный магазин).

4. Игры в больницу (поликлиника, аптека, ветеринарная клиника).

5. Игры в мастерскую (ателье по ремонту и пошиву одежды, обуви, фотоателье, мастерская по  ремонту машин, бытовой техники.

6. Игры в парикмахерскую (парикмахерская, салон красоты, салон косметики).

7. Игры в почту

8. Наблюдения, рассказы о профессиях, тематические беседы, дидактические игры,
иллюстрации
 для накопления впечатлений об окружающем мире

Функциональное назначение: «Уголок уединения»

Ведущая  образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности: «Социально-коммуникативное развитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»

•  Отгороженный ширмой или занавеской уголок комнаты или домик, рассчитанный на 1–2 детей.

•  Стул или пуфик.

•  Книги.

•  Мягкие игрушки, мозаики, разрезные картинки, пазлы, фломастеры, карандаши, бумага

1. Определенная изолированность.

2. Спокойный музыкальный фон (по возможности и желанию ребенка)

Спокойная
деятельность
на выбор ребенка

Функциональное назначение: «Домашняя зона»

Ведущая образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности: «Социально-коммуникативное развитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности : «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»


•  Диван, кресла.

•  Журнальный столик.

•  Торшер.

•  Семейные фотоальбомы.

•  Любимые детские игрушки

1. Создание атмосферы семейного комфорта.

2. Возможность проведения в этой зоне «посиделок» с родителями, включение родителей в педагогический процесс

Различные виды совместной деятельности воспитывающих взрослых (педагогов, родителей) и детей

Обеспечение каждому ребенку личного пространства, то есть собственного места, где он мог бы хранить свои секреты, любимые домашние игрушки (индивидуальные сумочки, кармашки на стульчики, кроватки)

Используемая литература:

1.От  рождения  до  школы.  Примерная  общеобразовательная  программа  дошкольного  образования  /  под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014

2. «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в средней группе с учетом ФГТ в структуре ООП

Презентация для воспитателей-тематическое планирование для самостоятельной деятельности детей....

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в средней группе с учетом ФГТ в структуре ООП созданной на базе МДОУ № 5

Предлагаю Вашему вниманию презентацию на тему:Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в средней группе с учетом ФГТ в структуре ООП созданной на базе МДОУ № 5 «Сказка».«Ве...

Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС в средней группе.

Под предметно – развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, т...

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

Консультация для воспитателей «Организация предметно-пространственной математической мини-среды в группах» 06.05.2019г.

Консультация для воспитателей«Организация предметно-пространственной  математической  мини-среды в группах»  06.05.2019г....

Организация развивающей среды по образовательной области "Физическое развитие"

Роль специального отбора матерьялов и оборудования в развитии здоровья дошкольников....