"Актуальность формирования нравственных ценностей у старших дошкольников средствами сказкотерапии"
статья (старшая группа) по теме

В рамках современного общества образовательных услуг требуется качественное развитие личности, что одно из главных является сформированность нравственных ценностей. Создавая условия для формирования нравственных ценностей у ребенка в детским саду и в семье в период дошкольного детства, мы обеспечиваем основы для жизненной созидательной стратегии личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2014.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования нравственных ценностей у старших дошкольников средствами сказкотерапии

Круглова Н.Ю.

педагог – психолог

МБДОУ детский сад №193 комбинированного вида г.о. Самара

В рамках современного общества от образовательных услуг требуется качественное развитие личности, что одно из главных является сформированность нравственных ценностей, в том числе овладение системой базовых знаний в саморефлексии, саморегуляции, позволяющих эффективно овладевать навыками социального взаимодействия.

  1. К сожалению, зачастую о несформированности нравственных ценностях, интересов в психологических знаниях свидетельствует не соблюдение этических норм, дети недостаточно умеют взаимодействовать друг с другом, применять психологические знания в своей жизни, приобретать опыт в данном направлении. Так же наблюдается недостаточная сформированность независимой свободной личности ребенка, что приводит к комплексу неполноценности, дисгармонии процессов личностного роста.
  2. Профессиональную помощь в формировании нравственных ценностях у детей может оказать педагог - психолог в дошкольном образовательном учреждении. Но современное состояние психолого – педагогической деятельности на данном этапе своего развития характеризуется слабо налаженными технологиями, недостаточным программно - методическим обеспечением.

4. Требуется проведение специальных психолого–педагогических мероприятий, которые  позволят в достаточной степени нивелировать проблему. В силу возрастных особенностей детей более эффективное применение методов и приемов являются сказкотерапии, которые в свою очередь приближены к игровой деятельности и исключают нотаций и особых требований, которые напряжено, влияют на ребенка.

Создавая условия для формирования нравственных ценностей ребенка в детском саду и в семье в период дошкольного детства, мы обеспечиваем основы для жизненной созидательной стратегии личности. Сформированность нравственных качеств и норм поведения выражает ориентацию дошкольника в общечеловеческих ценностях: добра, справедливости,  красоты, в ценностях своей семьи и детского сообщества. Окрашенные положительными чувствами представления о нравственных ценностях принимаются ребенком личностно и становятся частью его побудительных мотивов поведения и взаимодействия с другими, основой для самооценки и чувства самоуважения, саморегуляции. Н.А. Кушаев отмечает, что для дошкольного возраста характерна неустойчивость нравственных ценностей.

Сказкотерапия, корректирующая поведение и настроение ребенка, является одним из самых щадящих и приятных методов воздействия – обучения и воспитания. Слово фантазии усваивается надолго, так как содержит скрытое внушение. Главное, чтобы сказка имела соответствующий алгоритм, точно направленный на решение конкретной проблемы, учитывающий каналы восприятия ребенка и, конечно, его интересы.

Сказкотерапия позволяет не только формировать нравственные ценности у старших дошкольников, но и овладеть психолого – педагогическим опытом в дошкольном образовательном учреждении.

В своем исследовании, базой которого послужило МБДОУ детский сад комбинированного вида №193 г.о. Самара, мы пытались выявить уровень компетенции детей в области положительных и отрицательных поступков людей, изучить эмоциональное отношение детей к нравственным нормам. Испытания прошли 20 обучающихся старшего дошкольного возраста. Использовались следующие диагностические техники: методика «Сюжетные картинки», методика «Закончи историю». Методики были адаптированы к психофизическим особенностям испытуемых. Детям предлагалось рассмотреть сюжетные картинки и дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, а так же детям экспериментатор рассказывал истории, которые ребенок должен закончить самостоятельно, таким образом, было выявлено отношение детей к нравственным нормам.

В процессе обработки результатов данных методик было установлено, что до использования технологий сказкотерапии в большинстве случаев - 57 % результаты соответствуют низкому уровню сформированности  положительного эмоционального отношения к нравственным нормам и осознании нравственных норм, в то время как после использования технологий сказкотерапии у испытуемых выявлено отсутствие показателей, соответствующих низкому уровню – 0 %. В большинстве случаев наблюдаются показатели, соответствующие среднему уровню в 71% случаев, высокому уровню в 29% случаев, данные свидетельствуют о положительном эмоциональном отношении к нравственным нормам. Наблюдаются показатели, которые свидетельствуют о положительной динамике осознания нравственных норм, в 79% случаев среднего уровня и в 21% случаев высокого уровня.

Анализ результатов ответов испытуемых по диагностическим методикам убедил нас в эффективности использования технологий сказкотерапии в образовательном процессе. Следует отметить, что проведение психолого-педагогических мероприятий способствует благоприятному формированию нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста и консолидации педагога – психолога, детей, их родителей.

Таким образом, полученная информация, на наш взгляд, позволяет более прицельно определить приоритеты коррекционно – психологоической и коррекционо – педагогической по формированию нравственных ценностей у старших дошкольников. В этом отношении наиболее перспективным видится организация в дошкольных образовательных учреждениях системы работы по формированию нравственных ценностей у старших дошкольников средствами сказкотерапии.

Литература

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001.
  2. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. СПб., 2001.
  3. Соколов Д. Сказка и сказкотерапия. — М.: Эксмо – Пресс, 2001-90 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Формирование нравственных ценностей у старших дошкольников средствами сказкотерапии"

Проект позволяет реализовать программу по формированию представлений жизненных идеалов у старших дошкольников средствами сказкотерапии, направлен на: развитие представлений жизненных идеалов у детей с...

Формирование нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников средствами художественной литературы

Социальные,  экономические и  идеологические  изменения, происходящие  в  нашей  стране , не  могут  оставить без  изменения систему  воспитания...

Формирование духовно – нравственных ценностей у старших дошкольников в рамках реализации педагогического проекта «Сад добрых дел»

Дошкольный возраст – это тот благоприятный период, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества. В процессе общения со сверстниками, взрослыми ребенок учится понимать, за чт...

Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников посредством краеведения ( из опыта работы)

Цель моей работы: повышение уровня сформированности духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через краеведение....

опыт работы "Лэпбук как инновационное средство в процессе формирования духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников"

Управление образования муниципального образованияГородской округ «Долинский» Сахалинской области РФМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Со...

«Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников средствами краеведческой деятельности»

 Актуальность рассматриваемой темы мы связываем в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ...