Планирование интегрированных занятий по декоративно-прикладному искусству, устному народному творчеству и народной музыке
консультация по теме
Консультация к педсовету раскрывает механизмы интеграции, обосновывает различия между интегрированныой и комплексной непосредственно-образовательной деятельностью. Даются рекомендации по поланированию интегрированных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_integrirovannykh_zanyatiy_.doc | 49.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация к педсовету.
Тема: Планирование интегрированных занятий по декоративно-прикладному искусству, устному
народному творчеству и народной музыке.
Подготовила Золотарева О.В.
Не секрет, что народное искусство как специфическая форма познания действительности вызывает сильный эмоциональный отклик. Происходит это благодаря ярким средствам выразительности. Народное искусство осваивает и вместе с тем представляет человеку богатство окружающего мира, истории своего народа, позволяет ему увидеть новое в этом мире, открывать незнакомое в том, к чему он давно привык.
Но человек может остаться равнодушным к народной культуре, искусству, если с детства его не приобщали к прекрасному.
Народное искусство, оказывая сильное воздействие на ребенка, позволяет развивать психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности. Особое значение в связи с этим имеет интегрирование.
Интеграция – процесс сближения, создания единого целого. Интегрированный подход в приобщении к культурному наследию башкирского и русского народов формирует у детей объективную картину окружающего мира, развивает творчество.
Механизмом интеграции является именно образ, созданный средствами разных видов народного искусства и создаваемый детьми в разных видах художественной деятельности:
- в устном народном творчестве – слово (образные представления, определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафоры).
- в народно-прикладном искусстве – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм): лепка (форма, объем, пропорции, поза); аппликация (форма, цвет, композиция) и др.
- в народной музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.
Общим и уникальным для всех жизненных проявлений, отражающимся в любом виде народного творчества, является ритм звуков, слов, мазков, цветовых пятен. В этом смысле ритм – общий признак, выражающийся у разного народа по-особому. Немалое значение для эстетического, духовно-нравственного формирования личности ребенка-дошкольника средствами интеграции заключается в том, что важнейшей составляющей интегрированных занятий есть народное искусство (устное творчество, декоративно-прикладная деятельность, музыка).
Подбору произведений народного искусства для интегрированных занятий нужно уделять большое внимание. Образы должны быть яркими, впечатляющими, вызывающими эмоциональный отклик у детей.
Интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно-действенным и наглядно-образным. Вместе с тем восприятие, лежащее в основе детского творчества, и мышление (особенно у младших дошкольников) синкретичны.
Интегрирование разных видов народного искусства, основывается на тяготении разных видов искусства к синтезу, а народное искусство синкретично по своему характеру.
Интеграция художественного содержания как путь формирования творческих способностей позволяет предоставить детям возможность ярче проявлять себя в том или ином виде художественно-творческой деятельности. Совершенствование художественно-творческих способностей в одном направлении поможет более успешному развитию способностей и в другом, что определяется общностью психических процессов, на которых базируется любая художественная деятельность.
В основу интегрированных занятий положены принципы взаимосвязи, близости содержания ведущих интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою деятельность.
Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует четко знать различия между интегрированными и комплексными занятиями. Комплексное занятие проводится на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодично. Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически.
Интеграция в системе специально организованных занятий объединяет следующие средства развития детей: декоративно-прикладное искусство, устное народное творчество и народная музыка; и поэтому очень актуальна, так как:
-интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;
-помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;
-развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения народного искусства;
-воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка;
-формирует духовно-нравственные ценности, способствует патриотическому воспитанию.
Цель интеграции: научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Воспринимать окружающее через культурное наследие русского и башкирского народов.
Задачи:
- Повысить эффективность художественно-эстетического воспитания.
- Пробудить интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, продуктивной деятельности.
- Формировать умение использовать накопленный опыт для действия в определенной ситуации.
- Научить выделять главное из потока информации.
Степень новизны заключается в освоении нетрадиционных для дошкольного воспитания дидактических приемов интегрированных занятий, их ведущей деятельности, структуры занятий, направленных на решение целостных задач.
Интегрированные занятия ведутся по трем направлениям: декоративно-прикладная деятельность, устное народное творчество, народная музыка.
Планирование интегрированных занятий
Последовательность организации планирования:
- определение и постановка цели;
- выделение общих линий в планировании (темы циклов, блоков);
- отбор содержания образования и воспитания, художественного
материала по каждому блоку;
- конкретизация задач, тематики, формы проведения.
Материал, объединенный в циклы, дает не только взаимодополнение и систематизацию разнообразных знаний о культуре русского и башкирского народов, но и обогащает впечатления, полученные на занятиях, экскурсиях, играх, художественно-творческой деятельности.
Перед началом планирования интегрированного занятия необходимо выбрать
- Объект интеграции.
- Компоненты интеграции (виды декоративно-прикладной деятельности, устного народного творчества, народной музыки).
- Структуру интегрированного занятия.
- Методы интегрирования (взаимодействия).
- методы синтезирования (связывающий; перевод из одного вида искусства в другой; соподчинение, при котором один вид искусства доминирует над другим);
- методы активизации и приемы включения детей в деятельность(словесные, наглядные, игровые, экспериментальные и т.д.)
- Форму проведения:
- тематическое занятие;
- доминантное занятие;
- сюжетно-ролевая игра;
- игра-путешествие;
- дидактическая игра;
- театрализованное представление.
Интегрированное построение занятий, во-первых, дает ребенку возможность реализовать свои творческие возможности, так как здесь он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и хитрости родного языка; во-вторых, в интересной, игровой форме происходит обогащение словаря детей, формирование грамматической структуры их речи, а главное, развиваются коммуникативные умения – свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлением, рассказать о чем-либо; в третьих, у детей развивается познавательная активность, поскольку вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применения опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия.
Литература.
1.Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход.- М., 2007.
2.Художественно-эстетическое развитие дошкольников: интегрированные занятия. – Волгоград,2005.
3.Управление ДОУ.2003. № 4. С.89.
4.Управление ДОУ.2005. №5. С.31.
5.Управление ДОУ.2005.№5. С.110.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по декоративно- прикладному искусству (рисование в старшей группе - роспись дымковских игрушек)
Методическая разработка НОД...
Интегрированное занятие по декоративно-прикладному творчеству "Дымковский индюк"
Интегрированное занятие по декоративно-прикладному творчеству "Дымковский индюк" содержит викторину во дымковской росписи и аппликацию с элементами рисования для детей средней (старшей) группы....
Методическое объединение Конспект интегрированного занятия по декоративно – прикладному искусству старшая группа, «Юные живописцы»
Программные задачи:Образовательная область «Коммуникация»: Развивать умение детей выстраивать высказывания, побуждать более, точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположени...
Интегрированное занятие по декоративно-прикладному искусству в средней группе "Дымковская игрушка".
Цель: 1. Закрепить знания о дымковских игрушках. 2. З...
Методическая разработка. Конспект интегрированного занятия по Декоративно-Прикладному творчеству в группе младшего возраста «Путешествие в сказочную страну Дымка»
Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством – дымковской игрушкой. Знакомство с декоративно-прикладным искусством; расширять представления детей о народных традициях; формировать инте...
Конспект интегрированного занятия по декоративно-прикладному творчеству в группе младшего возраста «Путешествие в сказочную страну Дымка»
Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству в группе младшего возраста "Путешествие в сказочную страну Дымка" Цель занятия - ознакомление детей с декоративно - прикладным искусств...