Методическое объединение Конспект интегрированного занятия по декоративно – прикладному искусству старшая группа, «Юные живописцы»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме
Программные задачи:
Образовательная область «Коммуникация»: Развивать умение детей выстраивать высказывания, побуждать более, точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, логично излагать свои мысли. Продолжать развивать умение содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам об интересных фактах, событиях. Приучать детей к самостоятельности суждений.
Образовательная область «Художественная литература»: продолжать совершенствовать художественно-речевые, исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, потешек, скороговорок, загадок, народных сказок
Образовательная область «Познание. Формирование целостной кар-тины мира. Расширение кругозора»: Развивать интереса к народным традициям и обычаям.
Образовательная область «Художественное творчество»: Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движения руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Развивать эстетическое восприятие в передаче формы, плавности, слитности линий, их тонкости, изящности; ритмичности расположений линий и пятен. Развивать представления о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись. Продолжать развивать декоративное творчество детей. Совершенствовать умение создавать узоры по мотивам народных росписей. Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определённого вида. Закреплять умение создавать композиции на предметах.
Планируемые результаты: Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Может самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Предварительная работа с детьми: рассматривание Опошнянских изделий, иллюстраций и изделий Петриковской росписью, Писанок; чтение народных потешек, скороговорок, загадок; пение частушек; слушание украинской народной музыки, песен; беседы о русском быте и традициях; рисование элементов Петриковской, Опошнянской росписи, Писанкарства; тонирование деревянных досок крахмальным клейстером; подготовка демонстрационного и раздаточного материала, оформление центральной стены, подбор музыкального сопровождения.
Словарная работа: цветочный узор, орнамент, умельцы, Петриковская роспись, Опошнянские изделия, куманцы, Писанкарство, старинные слова: «рогоза», «вихоть».
Методические приёмы: игровые ситуации, объяснение, вопросы, поощрения, художественное слово, показ приемов изображения, рассматривание альбома, анализ занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_dekorativno_-_prikladnomu_iskusstvu.docx | 29.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида № 37 «Золотая рыбка»
Конспект интегрированного занятия
по декоративно – прикладному искусству старшая группа,
«Юные живописцы»
Подготовила: старший воспитатель
1-ой категории Галак Н.Н.
г. Керчь
Апрель 2014г
Программные задачи:
Образовательная область «Коммуникация»: Развивать умение детей выстраивать высказывания, побуждать более, точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, логично излагать свои мысли. Продолжать развивать умение содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам об интересных фактах, событиях. Приучать детей к самостоятельности суждений.
Образовательная область «Художественная литература»: продолжать совершенствовать художественно-речевые, исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, потешек, скороговорок, загадок, народных сказок
Образовательная область «Познание. Формирование целостной кар-тины мира. Расширение кругозора»: Развивать интереса к народным традициям и обычаям.
Образовательная область «Художественное творчество»: Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движения руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Развивать эстетическое восприятие в передаче формы, плавности, слитности линий, их тонкости, изящности; ритмичности расположений линий и пятен. Развивать представления о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись. Продолжать развивать декоративное творчество детей. Совершенствовать умение создавать узоры по мотивам народных росписей. Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определённого вида. Закреплять умение создавать композиции на предметах.
Планируемые результаты: Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Может самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Предварительная работа с детьми: рассматривание Опошнянских изделий, иллюстраций и изделий Петриковской росписью, Писанок; чтение народных потешек, скороговорок, загадок; пение частушек; слушание украинской народной музыки, песен; беседы о русском быте и традициях; рисование элементов Петриковской, Опошнянской росписи, Писанкарства; тонирование деревянных досок крахмальным клейстером; подготовка демонстрационного и раздаточного материала, оформление центральной стены, подбор музыкального сопровождения.
Словарная работа: цветочный узор, орнамент, умельцы, Петриковская роспись, Опошнянские изделия, куманцы, Писанкарство, старинные слова: «рогоза», «вихоть».
Методические приёмы: игровые ситуации, объяснение, вопросы, поощрения, художественное слово, показ приемов изображения, рассматривание альбома, анализ занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Мы сегодня ребята, отправимся на выставку народно - прикладного искусства, где познакомимся с работами Украинских народных мастеров – умельцев.
А поможет нам в этом волшебная карусель! Игра «Карусель»
Закрутили, завертели
Колесо у карусели.
Еле-еле, еле-еле,
А потом, потом, потом.
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише не спешите
Карусель остановите.
Воспитатель: Посмотрите, какие необычные изделия собраны на этом столе. Здесь находятся и игрушки, и посуда. Они не простые, их сделали украинские мастера с Украинского села Петриковка.
I ЧАСТЬ
Звучит песня в исполнении Кубанского народного хора
Воспитатель:
- Дети, как вы думаете, кто исполняет эту песню? (Кубанский хор, казаки)
- Верно, песню исполняет Кубанский казачий хор.
Есть на Украине село Петриковка, где зародилась великолепная роспись, которая впоследствии и распространилась на Кубани казаками – переселенцами.
- Ребята, посмотрите, сколько цветов и красок вместили в себя предметы, которые здесь находятся. Раньше женщины и девушки украшали такими цветами стены хат, печи, полки, посуду. Рисовали красками, изготовленными из растений – из соков и отваров трав, ягод, овощей (свеклы). Рисунок наносился на стену куриным перышком, самодельными кистями из кошачьей шерсти, тростниковой палочкой – «рогозой» или комком тряпки – называлась она «вихоть». Цветы и листья чаще всего рисовались пальцем.
Воспитатель: Кроме цветов, что вы видите? Что еще изображали мастерицы?
Дети: Мы видим птиц рыб, силуэты людей.
Воспитатель: Да, это птицы, иногда рыбы, силуэты людей. Композицию узора, каждая хозяйка составляла по-своему. Это или один крупный цветок в центре, а вокруг мелкие, или несколько цветов крупных дополнены мелкими листочками. Так же, основной деталью в узоре, может является птица или несколько птиц (показ и рассматривание образцов) .
Посмотрите на эти доски.
Вопрос воспитателя: - Что изображено на досках?
- Какие краски использованы?
- Сколько обычно цветов рисуют в Петриковкой росписи?
Давайте рассмотрим узор Петриковской росписи. Какие элементы использованы в этой росписи? (зёрнышко, изогнутое зёрнышко, цветок, листва) .
- Что можно нарисовать с помощью этого элемента - «зёрнышко»? (цветок, листву) -показ таблицы с элементами «цветок», «листва».
(Звучит народная мелодия ).
IIЧАСТЬ
Воспитатель: Посмотрите! Это вещи нынче
В гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир преданий и добра
Чтоб сказать, что в Украине, есть
Чудо – люди – мастера!
А вот какие это мастера, вы догадайтесь сами.
Воспитатель: Ребята, как называют замечательных мастеров, которые умеют делать изделия из глины и украшать их яркими узорами?
Дети: Этих мастеров называют гончарами.
Воспитатель: Работы, каких народных мастеров вы узнали?
Воспитатель: Мы узнали работы Опошнянских гончаров.
Воспитатель: Правильно ребята. Опошнянские гончары, жили в поселке Опошня расположенном недалеко от реки Ворсклы, за 40 км от Полтавы и поэтому их прозвали опошнянскими мастерами. Свои глиняные изделия опошнянские мастера покрывали обильными, жизнерадостными яркими растениями-узорами.
Воспитатель: Какие изделия из глины изготавливали опошнянские мастера?
Дети: Опошнянские мастера изготавливали: куманцы, тыквы, кувшины, вазы, блюда, керамические игрушки т.д.
Воспитатель: Представьте, пожалуйста, что мы находимся в светлой и просторной мастерской. И все у нас есть для превращения обычной фигурки в настоящую расписную Опошнянскую игрушку. Настроились?
Этюд «Чудо мастера»
Воспитатель: Раз, два, три – повернись,
В «чудо – мастера» превратись!
Привезли мы глину с дальнего бугра,
Ну-ка, за работу, чудо мастера!
Я слеплю лошадку, я её приглажу,
И сидельце, с бахромой на спине прилажу.
Слепим, высушим – и в печь!
А потом распишем,
Будем мы игрушки «печь»,
Печка жаром пышет.
А в печи – не калачи, а в печи – не куличи,
Не пышки, не ватрушки,
А в печи – игрушки!
- Вот и готовы наши глиняные игрушки!
III ЧАСТЬ
Воспитатель: С давних времен у нашего народа был праздник, который назывался - встреча Весны.
-«Ой, собирались детишки весной, чтобы петь громкие Веснянки».
Весна приносит много солнца и тепла. Весна - это радость всему живому.
Давайте и мы порадуемся Весне.
Под музыку дети водят хоровод-веснянку «Весна идет».
Воспитатель: Дети, а какие весна принесла нам месяца.
Дети: март, апрель, май.
Воспитатель: Вот послушайте народные приметы о весне:
- Вода с гор потекла, весну принесла.
- Апрель с водой, а май с травой.
- Ой, то месяц май и теплый и холодный.
- Весна цветом обильная.
- Весной дождь лишним не бывает.
- Весна - наша мать, как не посеешь - не будешь собирать.
- Какая прекрасная пора - Весна! Как много хорошего настроения она всем нам дарит взрослым и детям. И именно на время обновления природы, на радостную весеннюю пору приходится один из величайших и древнейших христианских праздников - Пасха.
Воспитатель: раскрывает обе ладони и показывает расписанное яйцо.
- Дети, вы знаете что это?
Дети: Да знаем. Это Писанка.
Воспитатель: Правильно. Это Писанка - раскрашенное и разрисованное узорами яйцо - символ жизни. А кто из вас расскажет стихотворение про Писанку?
Писанка (К.Перелісна)
Гарна Писанка у мене,
Мабуть, кращої нема.
Мама тільки помагала,
Малювала ж я сама.
Змалювала дрібно квіти,
Вісім хрестиків малих,
І дрібнюсінько ялинку
Й поясочок поміж них.
Хоч не зразу змалювала, –
Зіпсувала п’ять яєць, –
Та як шосте закінчила,
Тато мовив: „Молодець!”
Я ту писанку для себе,
Для зразочка залишу,
А для мами і тата
Дві ще кращі напишу.
Воспитатель: Какой праздник не обходится без Писанки?
Дети: Праздник Пасха не обходится без Писанки.
Воспитатель: Правильно Пасха. Еще в древности люди почитали Писанку. Для наших предков она была символом зарождения жизни, символом солнца, тепла и вечности. До сих пор считают, что Писанка приносит счастье. Пасхальными яйцами и Писанками обмениваются, дарят их родным и друзьям.
Воспитатель: Дети, от какого слова происходит слово «Писанка»?
Дети: от слова «писать».
Воспитатель: Что мы знаем о Писанке?
Дети: Писанки бывают разного цвета, с различными узорами, орнаментом.
Воспитатель: Писанка рисуется воском. А затем наносится краска. Она ложится на яйцо, а на воск не берется. Так проявляется узор, нанесенный воском. Кроме Писанок различают еще яйца: Дряпанки, Крапанки, Крашенки.
Крашенка- яйцо одного цвета, которое в древности красили в кипятке с шелухой лука и натуральными красителями соком растений и овощей. Сегодня используют искусственные пищевые красители. Крашенка - самый древний гость на Пасхальном столе.
Дряпанка- яйцо, окрашенное в один цвет, на котором потом иглой или шилом выцарапывают орнамент. Дряпанки еще называют шкрябанками.
Крапанки - сначала вареное яйцо красят, а затем наносят капли горячего воска. После чего, яйцо кладут в краску другого цвета. Как только краска высохнет, яйцо опускают в горячую воду. В ней воск тает, образуется ори-гинальный рисунок.
Писанки - это целое произведение народного творчества. В их росписи используются изображения растений и животных, геометрические фигуры.
Воспитатель: Рисовать Писанки - очень давняя традиция нашего народа. Беря в руки весьма разнообразно-красочное яйцо, мы любуемся, его орнаментом. Орнаменты, которые чаще всего встречаются на Писанках, тесно связаны с нашей жизнью. Каждый знак, каждая линия имеют свое значение. Давайте внимательно рассмотрим наиболее распространённые мотивы-символы украинских орнаментов.
Воспитатель: Что вам напоминает этот знак?
Воспитатель показывает карту с нарисованным кругом.
Дети: Солнышко. Оно согревает всю землю своими лучами.
Воспитатель: Что символизирует солнце?
Дети: Жизнь, радость.
Воспитатель: Круг - знак солнца, носитель света и жизни.
- А этот знак на что похож?
Дети: На крест.
Воспитатель: Правильно. Крест - это символ вселенной. Он является знаком четырех сторон света, четырех ветров, четырех времен года.
- А этот знак похож на грабли - является символом дождя, плодовитости, очистки.
Треугольник - символ огня и бессмертия. Символом бесконечной жизни также является ветка.
Волны - кривые линии, линии без начала и конца символизируют вечность.
Зная эти знаки-символы. Вы тоже можете нарисовать их на яичке.
IV ЧАСТЬ
Воспитатель: Ребята, с какими народными промыслами Украины, мы сегодня познакомились на выставке?
Дети: Сегодня, мы познакомились с игрушками и посудой расписанными узорами Петриковской росписью, с изделиями Опошнянских мастеров, с Писанкарством.
Воспитатель: Какими ещё народными промыслами прославилась Украина?
Дети: Украина прославилась ткачеством, народной вышивкой, плетением с лозы, аппликациями и изделиями из соломки.
Воспитатель: Предлагаю вам на время, стать народными умельцами:
На места теперь пройдите,
Фартуки свои возьмите
Воспитатель: Вот дощечечка – доска
Деревянная краса!
Разукрасьте, распишите!
И друзьям вы подарите!
Воспитатель раздаёт доски для росписи
Вот горшочек глиняный
Он совсем простой.
В руки краски мы возьмём,
И в Опошнянку превратим.
Воспитатель раздаёт глиняные горшочки для росписи
Что за дивные яички,
Наша курочка снесла!
Кто быстрей возьмет яйцо,
Тому достанется оно!
Воспитатель раздаёт яйца для росписи
Воспитатель: Мастера художники сначала рисуют крупные элементы кистью по толще, а затем мелкие тонкой кистью. При наложении одного цвета на другой ждут, чтобы краска высохла.
- Не зря в народе есть пословица, «Каков мастер, такова и работа». Мастер старается сделать свою работу, аккуратно и красиво.
- А, чтобы вам легче было расписывать свои изделия, я приготовила технологические карточки- подсказки, которые вам подскажут последовательность выполнения работы.
- Давайте вспомним, какие цвета используют в Петриковской росписи?
Дети: Называют цвета
Воспитатель: Как получить оттенок?
Дети: Нужно на палитре смешать основной цвет с белым и получим оттенок.
Воспитатель: Молодцы.
А теперь, немножко разомнёмся
И в работу окунёмся
Физкультминутка
Если б все на свете было
Одинакового цвета,
(Вращательные движения головой)
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
(наклоны головы вперед-назад)
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным
(Руки на поясе, наклоны туловища влево - вправо)
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!
(Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах).
- Молодцы!
На места теперь пройдите,
И к работе приступите!
Воспитатель: Есть такая пословица «Умелые руки не знают скуки». Мастера уже приступают к работе. Чтобы работы получились яркими, красивыми, выполняйте их аккуратно, не торопясь «Поспешишь – людей насмешишь».
Воспитатель: Хочу напомнить вам правила работы с гуашью и кистью:
- не нажимать с большой силой на кисть;
- следить, чтобы на кисти всегда была краска, не работать сухой кистью;
- для получения оттенка, краски нужно смешать на палитре с белой краской; -промывать кисть после каждой краски, чтобы не испачкать другую;
- нельзя грязную кисть макать в другую краску, особенно после темной краски, в светлую. Особенно бережного обращения требуют белила;
- промывать кисть в банке с водой надо вращательными движениями, не ударяя кистью о дно банки;
- нельзя оставлять кисть в банке с водой; от этого конец кисти может деформироваться, и кистью неудобно будет работать;
- для удаления лишней воды с кисти нужно пользоваться салфеткой.
Пусть музыка поможет вам творить добро и красоту.
(Звучат спокойные народные мелодии)
(Самостоятельная работа детей, воспитатель помогает).
Воспитатель: Ребята – мастера, заканчивайте работу.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось и оценим результаты нашего труда.
- Мастер Дима, как называется роспись, которой Вы украшали доски?
- Мастер Илья, какими элементами Вы расписывали свой горшочек?
- Мастер Яна, какие кисти Вы использовали при росписи Писанки?
Воспитатель: Мне ваши работы все понравились. У всех они получились яркие, оригинальные. Молодцы ребята! Все вы справились с заданием и стали настоящими мастерами.
Ребенок: Любовались гости чудом,
Громко восхищались,
Петриковской красотой
И Опошнянской тоже,
А чудо -Писанки узоры
Просто загляденье.
Подрастают мастера
Всем на удивленье
Воспитатель: Ребята, теперь нам нужно возвращаться в детский сад. Снимайте рабочую одежду, превращаемся в мальчиков и девочек, возьмитесь дружно за руки и улыбнитесь друг другу. Вы тоже уважаемые гости улыбнитесь друг другу. Будим всегда дружить, уважать и любить друг друга.
СПІВАЮТЬ ПІСЕНЬКУ «Усмішка»:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством как часть эстетического и художественного воспитания»
Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосп...
виды народного декоративно-прикладного искусства (старшая группа)
о видах народного декоративно-прикладного искусства...
Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в старшей разновозрастной группе "Ярмарка"
Цель: закрепить знания детей о хохломской, гжельской росписи. Продолжать знакомить с дымковской игрушкой....
Викторина по развитию речи по средствам декоративно - прикладного искусства. Старшая группа.
Викторина по развитию речи по средствам декоративно-прикладного искусства.Цели: Обучающие:• Продолжать разв...
Рисование "Хантыйский орнамент – как элемент декоративно-прикладного искусства" Старшая группа
Программное содержание: Дать детям представление о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле;Познакомить с некоторыми видами орнамента, которыми аборигены Севера украша...
Методическая разработка на тему:"Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом развитии детей дошкольного возраста"
Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом развитии детей дошкольного возраста...
Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству на тему: «История городецкой росписи» в старшей группе.
В октябре было проведено занятие по рисованию в старшей группе на тему: "Знакомство с городецкой росписью". Хочу поделиться информацией, которая помогла в проведении данного занятия....