Методическое объединение Конспект интегрированного занятия по декоративно – прикладному искусству старшая группа, «Юные живописцы»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

Галак Нина Николаевна

Программные задачи:

Образовательная область «Коммуникация»Развивать умение детей выстраивать высказывания, побуждать более, точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, логично излагать свои мысли. Продолжать развивать умение содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам об интересных фактах, событиях. Приучать детей к самостоятельности суждений.

Образовательная область «Художественная литература»: продолжать совершенствовать художественно-речевые, исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, потешек, скороговорок, загадок, народных сказок

Образовательная область «Познание. Формирование целостной кар-тины мира. Расширение кругозора»: Развивать интереса к народным традициям и обычаям.

Образовательная область «Художественное творчество»:  Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движения руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Развивать эстетическое восприятие в передаче формы, плавности, слитности линий, их тонкости, изящности; ритмичности расположений линий и пятен. Развивать представления о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись. Продолжать развивать декоративное творчество детей. Совершенствовать умение создавать узоры по мотивам народных росписей. Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определённого вида. Закреплять умение создавать композиции на предметах.

Планируемые  результаты: Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Может самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Предварительная работа с детьми: рассматривание  Опошнянских изделий,  иллюстраций  и изделий    Петриковской росписью, Писанок;  чтение народных потешек, скороговорок, загадок; пение частушек; слушание украинской  народной музыки, песен; беседы о русском быте и традициях; рисование элементов Петриковской, Опошнянской росписи, Писанкарства;  тонирование деревянных досок крахмальным клейстером; подготовка демонстрационного и раздаточного материала, оформление центральной стены, подбор музыкального сопровождения.

Словарная работа: цветочный узор, орнамент,  умельцы, Петриковская роспись, Опошнянские изделия, куманцы, Писанкарство, старинные слова: «рогоза», «вихоть».

Методические приёмы: игровые ситуации, объяснение, вопросы, поощрения, художественное слово, показ приемов изображения, рассматривание альбома,  анализ занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_dekorativno_-_prikladnomu_iskusstvu.docx29.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида  № 37 «Золотая рыбка»

Конспект интегрированного занятия

по декоративно – прикладному искусству старшая группа,

«Юные живописцы»

                                                               Подготовила: старший воспитатель

                                                           1-ой категории Галак Н.Н.

г. Керчь

Апрель 2014г

Программные задачи:

Образовательная область «Коммуникация»: Развивать умение детей выстраивать высказывания, побуждать более, точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, логично излагать свои мысли. Продолжать развивать умение содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам об интересных фактах, событиях. Приучать детей к самостоятельности суждений.

Образовательная область «Художественная литература»: продолжать совершенствовать художественно-речевые, исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, потешек, скороговорок, загадок, народных сказок

Образовательная область «Познание. Формирование целостной кар-тины мира. Расширение кругозора»: Развивать интереса к народным традициям и обычаям.

Образовательная область «Художественное творчество»:  Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движения руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Развивать эстетическое восприятие в передаче формы, плавности, слитности линий, их тонкости, изящности; ритмичности расположений линий и пятен. Развивать представления о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись. Продолжать развивать декоративное творчество детей. Совершенствовать умение создавать узоры по мотивам народных росписей. Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определённого вида. Закреплять умение создавать композиции на предметах.

Планируемые  результаты: Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Может самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Предварительная работа с детьми: рассматривание  Опошнянских изделий,  иллюстраций  и изделий    Петриковской росписью, Писанок;  чтение народных потешек, скороговорок, загадок; пение частушек; слушание украинской  народной музыки, песен; беседы о русском быте и традициях; рисование элементов Петриковской, Опошнянской росписи, Писанкарства;  тонирование деревянных досок крахмальным клейстером; подготовка демонстрационного и раздаточного материала, оформление центральной стены, подбор музыкального сопровождения.

Словарная работа: цветочный узор, орнамент,  умельцы, Петриковская роспись, Опошнянские изделия, куманцы, Писанкарство, старинные слова: «рогоза», «вихоть».

Методические приёмы: игровые ситуации, объяснение, вопросы, поощрения, художественное слово, показ приемов изображения, рассматривание альбома,  анализ занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Мы сегодня  ребята,  отправимся на выставку народно - прикладного искусства, где  познакомимся с  работами  Украинских народных мастеров – умельцев.

А поможет нам в этом волшебная карусель! Игра «Карусель»

Закрутили, завертели

Колесо у карусели.

Еле-еле, еле-еле,

А потом, потом, потом.

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише не спешите

Карусель остановите.

Воспитатель:  Посмотрите, какие необычные изделия собраны на этом столе. Здесь  находятся и игрушки, и посуда. Они не простые,  их сделали украинские  мастера  с Украинского села Петриковка.

I ЧАСТЬ

Звучит песня в исполнении Кубанского народного хора

Воспитатель:

- Дети, как вы думаете, кто исполняет эту песню? (Кубанский хор, казаки)

- Верно, песню исполняет Кубанский казачий хор.

Есть на Украине село Петриковка, где зародилась  великолепная роспись, которая впоследствии и распространилась на Кубани казаками – переселенцами.

- Ребята, посмотрите, сколько цветов и красок вместили в себя предметы, которые здесь находятся. Раньше женщины и девушки украшали такими цветами стены хат, печи, полки, посуду. Рисовали красками, изготовленными из растений – из соков и отваров трав, ягод, овощей (свеклы). Рисунок наносился на стену куриным перышком, самодельными кистями из кошачьей шерсти, тростниковой палочкой – «рогозой» или комком тряпки – называлась она «вихоть». Цветы и листья чаще всего рисовались пальцем.

Воспитатель: Кроме цветов, что вы видите?  Что еще изображали мастерицы?

Дети:   Мы видим птиц рыб, силуэты людей.

Воспитатель: Да, это птицы, иногда рыбы, силуэты людей. Композицию узора, каждая хозяйка составляла по-своему. Это или один крупный цветок в центре, а вокруг мелкие, или несколько цветов крупных дополнены мелкими листочками. Так же, основной деталью в узоре, может является птица или несколько птиц (показ и рассматривание образцов) .

Посмотрите на эти доски.

Вопрос воспитателя: - Что изображено на досках?

- Какие краски использованы?

- Сколько обычно цветов рисуют в Петриковкой росписи?

Давайте рассмотрим узор Петриковской росписи. Какие элементы использованы в этой росписи? (зёрнышко, изогнутое зёрнышко, цветок, листва) .

- Что можно нарисовать с помощью этого элемента - «зёрнышко»? (цветок, листву) -показ таблицы с элементами «цветок», «листва».

(Звучит народная мелодия ).

IIЧАСТЬ

Воспитатель:   Посмотрите! Это вещи нынче

                            В гости к нам пришли,

                            Чтоб поведать нам секреты

                            Древней, чудной красоты.

                            Чтоб ввести нас в мир преданий и добра

                            Чтоб сказать, что в Украине, есть

                            Чудо – люди – мастера!

                            А вот какие это мастера, вы догадайтесь сами.

Воспитатель:  Ребята, как называют замечательных мастеров, которые умеют делать изделия из глины и украшать их яркими узорами?

Дети: Этих мастеров называют гончарами.

Воспитатель: Работы, каких народных мастеров вы узнали?

Воспитатель:  Мы узнали работы Опошнянских гончаров.

Воспитатель: Правильно ребята. Опошнянские гончары, жили в  поселке Опошня расположенном  недалеко от реки Ворсклы, за 40 км от Полтавы и поэтому их прозвали опошнянскими мастерами.  Свои  глиняные изделия опошнянские мастера  покрывали обильными, жизнерадостными яркими растениями-узорами.

Воспитатель: Какие  изделия из глины  изготавливали опошнянские мастера?

Дети: Опошнянские мастера изготавливали: куманцы, тыквы, кувшины, вазы, блюда, керамические игрушки т.д.

Воспитатель: Представьте, пожалуйста, что мы находимся в светлой и просторной мастерской. И все у нас есть для превращения обычной фигурки в настоящую расписную Опошнянскую игрушку. Настроились?

Этюд «Чудо мастера»

 Воспитатель: Раз, два, три – повернись,

                           В  «чудо – мастера» превратись!

Привезли мы глину с дальнего бугра,
Ну-ка, за работу, чудо мастера!
Я слеплю лошадку, я её приглажу,
И  сидельце, с бахромой на спине прилажу.
Слепим, высушим – и в печь!

А потом распишем,
Будем мы игрушки «печь»,
Печка жаром пышет.
А в печи – не калачи, а в печи – не куличи,
Не пышки, не ватрушки,
А в печи – игрушки!

- Вот и готовы наши глиняные игрушки!

III ЧАСТЬ

Воспитатель: С давних времен у нашего народа был  праздник, который назывался - встреча Весны.

-«Ой, собирались детишки весной, чтобы петь громкие Веснянки».

Весна  приносит много солнца и тепла. Весна - это радость всему живому.
Давайте и мы порадуемся  Весне.
Под музыку дети водят хоровод-веснянку «Весна идет».
Воспитатель: Дети, а какие весна принесла нам месяца.
Дети: март, апрель, май.
Воспитатель: Вот послушайте народные приметы о весне:
- Вода с гор потекла, весну принесла.
- Апрель с водой, а май с травой.
- Ой, то месяц май и теплый и холодный.
- Весна цветом обильная.
- Весной дождь лишним не бывает.
- Весна - наша мать, как не посеешь - не будешь собирать.
- Какая прекрасная пора - Весна! Как много хорошего настроения она всем нам дарит взрослым и детям. И именно на время обновления природы, на радостную весеннюю пору приходится один из величайших и древнейших христианских праздников - Пасха.
Воспитатель: раскрывает обе ладони и показывает расписанное яйцо.
- Дети, вы знаете что это?

Дети:  Да знаем. Это Писанка.
Воспитатель:  Правильно. Это Писанка - раскрашенное и разрисованное узорами яйцо - символ жизни. А кто из вас расскажет стихотворение про Писанку?

Писанка (К.Перелісна) 
Гарна Писанка у мене,
Мабуть, кращої нема.
Мама тільки помагала,
Малювала ж я сама.
Змалювала дрібно квіти,
Вісім хрестиків малих,
І дрібнюсінько ялинку
Й поясочок поміж них.
Хоч не зразу змалювала, –
Зіпсувала п’ять яєць, –
Та як шосте закінчила,
Тато мовив: „Молодець!”
Я ту писанку для себе,
Для зразочка залишу,
А для мами і тата
Дві ще кращі напишу.
Воспитатель:   Какой праздник не обходится без Писанки?

Дети:   Праздник Пасха не обходится без Писанки.

Воспитатель: Правильно Пасха.   Еще в древности люди почитали  Писанку. Для наших предков она была символом зарождения жизни, символом солнца, тепла и вечности. До сих пор считают, что Писанка приносит счастье. Пасхальными яйцами и Писанками обмениваются, дарят их родным и  друзьям.
Воспитатель: Дети, от какого слова происходит слово «Писанка»?

Дети: от слова «писать».
Воспитатель:   Что мы знаем о Писанке?
Дети: Писанки бывают разного цвета, с различными узорами, орнаментом.
Воспитатель: Писанка рисуется воском. А затем наносится краска. Она ложится на яйцо, а на воск не берется. Так проявляется узор, нанесенный воском. Кроме Писанок различают еще яйца: Дряпанки, Крапанки, Крашенки.

Крашенка- яйцо одного цвета, которое в древности красили  в кипятке с шелухой  лука и натуральными  красителями соком растений и овощей. Сегодня используют искусственные  пищевые красители. Крашенка - самый древний гость на Пасхальном столе.

Дряпанка- яйцо, окрашенное в один цвет, на котором потом иглой или шилом выцарапывают орнамент. Дряпанки еще называют шкрябанками.

Крапанки - сначала вареное яйцо красят, а затем наносят капли горячего воска. После чего, яйцо кладут в краску другого цвета. Как только краска высохнет, яйцо опускают в горячую воду. В ней воск тает, образуется ори-гинальный рисунок. 

Писанки - это целое произведение народного творчества. В их росписи используются изображения растений и животных, геометрические фигуры

Воспитатель: Рисовать Писанки - очень давняя традиция нашего народа. Беря в руки весьма разнообразно-красочное яйцо, мы любуемся, его орнаментом. Орнаменты, которые чаще всего встречаются на Писанках, тесно связаны с нашей жизнью. Каждый знак, каждая линия имеют свое значение. Давайте внимательно рассмотрим наиболее распространённые  мотивы-символы украинских орнаментов.
Воспитатель: Что вам напоминает этот знак?
Воспитатель показывает карту с нарисованным кругом.
Дети: Солнышко. Оно согревает всю землю своими лучами.
Воспитатель: Что символизирует солнце?
Дети: Жизнь, радость.
Воспитатель: Круг - знак солнца, носитель света и жизни.
- А этот знак на что похож?
Дети: На крест.
Воспитатель: Правильно. Крест - это символ вселенной. Он является знаком четырех сторон света, четырех ветров, четырех времен года.
- А этот знак похож на грабли - является символом дождя, плодовитости, очистки.
Треугольник - символ огня и бессмертия. Символом  бесконечной  жизни также является ветка.
Волны - кривые линии, линии без начала и конца символизируют вечность.

Зная эти знаки-символы. Вы тоже можете нарисовать их на яичке.

IV ЧАСТЬ

Воспитатель:  Ребята, с какими народными промыслами Украины, мы сегодня познакомились на выставке?

Дети: Сегодня, мы познакомились с  игрушками и посудой расписанными узорами Петриковской росписью, с изделиями Опошнянских  мастеров, с Писанкарством.

Воспитатель:  Какими  ещё народными промыслами  прославилась  Украина?

Дети: Украина прославилась ткачеством, народной вышивкой, плетением с лозы,  аппликациями и изделиями из соломки.

Воспитатель: Предлагаю  вам на время, стать народными умельцами:

                          На места теперь пройдите,

                          Фартуки свои возьмите

Воспитатель:   Вот дощечечка – доска

                            Деревянная краса!

                            Разукрасьте, распишите!

                            И друзьям вы подарите!

 Воспитатель раздаёт доски для росписи

                            Вот горшочек глиняный

                            Он совсем простой.

                            В руки краски мы возьмём,  

                            И в Опошнянку превратим.

Воспитатель раздаёт глиняные горшочки для росписи

                            Что за дивные яички,

                            Наша курочка снесла!

                     Кто быстрей возьмет яйцо,

                     Тому достанется оно!

Воспитатель раздаёт  яйца для росписи

Воспитатель: Мастера художники сначала рисуют крупные элементы кистью по толще, а затем мелкие тонкой кистью. При наложении одного цвета на другой ждут, чтобы краска высохла.

- Не зря в народе есть пословица, «Каков мастер, такова и работа». Мастер старается сделать свою работу, аккуратно и красиво.

- А, чтобы вам легче было расписывать свои изделия, я приготовила технологические карточки- подсказки, которые вам подскажут последовательность выполнения работы.

- Давайте вспомним, какие цвета используют в Петриковской росписи?

Дети:  Называют цвета

Воспитатель: Как получить оттенок?

Дети:  Нужно на палитре смешать основной цвет с белым  и  получим оттенок.

Воспитатель: Молодцы.

                          А теперь,  немножко разомнёмся

                          И в работу окунёмся

Физкультминутка

Если б все на свете было 

Одинакового цвета,

(Вращательные движения головой)

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

(наклоны головы вперед-назад)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным

(Руки на поясе, наклоны туловища влево - вправо)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным!

(Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах).

- Молодцы!

На места теперь пройдите,

И к работе приступите!

Воспитатель:  Есть такая пословица «Умелые руки не знают скуки». Мастера уже приступают к работе. Чтобы работы получились яркими, красивыми, выполняйте их аккуратно,  не торопясь  «Поспешишь – людей насмешишь».

Воспитатель:    Хочу напомнить вам правила работы с гуашью и кистью:

- не нажимать с большой силой на кисть;

- следить, чтобы на кисти всегда была краска, не работать сухой кистью;

- для получения оттенка, краски нужно смешать на палитре с белой краской; -промывать кисть после каждой краски, чтобы не испачкать другую;

- нельзя грязную кисть макать в другую краску, особенно после темной краски, в светлую. Особенно бережного обращения требуют белила;

- промывать кисть в банке с водой надо вращательными движениями, не ударяя кистью о дно банки;

- нельзя оставлять кисть в банке с водой; от этого конец кисти может деформироваться, и кистью неудобно будет работать;

- для удаления лишней воды с кисти нужно пользоваться салфеткой.

Пусть музыка поможет вам творить  добро и красоту.

(Звучат спокойные народные мелодии)
(Самостоятельная работа детей, воспитатель помогает).

Воспитатель: Ребята – мастера, заканчивайте работу.

Воспитатель:  Давайте посмотрим, что у нас получилось и оценим результаты нашего труда.

- Мастер Дима, как называется роспись, которой Вы украшали доски?

- Мастер Илья, какими элементами Вы расписывали свой горшочек?

- Мастер Яна, какие кисти Вы использовали при росписи Писанки?

Воспитатель: Мне ваши работы все понравились. У всех  они получились яркие, оригинальные. Молодцы ребята! Все  вы справились с заданием  и стали настоящими мастерами.

Ребенок:   Любовались гости чудом,

                    Громко восхищались,

                    Петриковской красотой

                    И Опошнянской тоже,

                    А чудо -Писанки узоры

                    Просто загляденье.

                    Подрастают мастера

                    Всем на удивленье

Воспитатель: Ребята,  теперь нам нужно возвращаться в детский сад. Снимайте рабочую одежду, превращаемся в мальчиков и девочек, возьмитесь дружно за руки и улыбнитесь друг другу. Вы тоже уважаемые гости улыбнитесь друг другу. Будим всегда дружить, уважать и любить друг друга.                      

 

СПІВАЮТЬ ПІСЕНЬКУ «Усмішка»:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством как часть эстетического и художественного воспитания»

Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосп...

виды народного декоративно-прикладного искусства (старшая группа)

о видах народного декоративно-прикладного искусства...

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в старшей разновозрастной группе "Ярмарка"

Цель:   закрепить знания детей о хохломской, гжельской росписи.             Продолжать знакомить с дымковской игрушкой....

Викторина по развитию речи по средствам декоративно - прикладного искусства. Старшая группа.

Викторина  по развитию речи по средствам декоративно-прикладного искусства.Цели:                  Обучающие:•      Продолжать разв...

Рисование "Хантыйский орнамент – как элемент декоративно-прикладного искусства" Старшая группа

Программное содержание: Дать детям представление о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле;Познакомить с некоторыми видами орнамента, которыми аборигены Севера украша...

Методическая разработка на тему:"Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом развитии детей дошкольного возраста"

Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом развитии детей дошкольного возраста...

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству на тему: «История городецкой росписи» в старшей группе.

В октябре было проведено занятие по рисованию в старшей группе на тему: "Знакомство с городецкой росписью". Хочу поделиться информацией, которая помогла в проведении данного занятия....