Конспект интегрированного занятия по декоративно- прикладному искусству (рисование в старшей группе - роспись дымковских игрушек)
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Овчарова Светлана Станиславовна

Методическая разработка НОД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида № 69 «Веточка»

г.о. Тольятти

Конспект открытого интегрированного занятия

 по декоративно- прикладному искусству
(рисование в старшей группе - роспись дымковских игрушек) 
в старшей логопедической группе «Теремок»

                                                     

                                                       

Воспитатель:  Овчарова С.С.

Программное содержание:

  • Закрепить знания о дымковских игрушках; приобщать детей к русскому народному творчеству; (Познание)
  • Закрепить умение детей расписывать объёмные игрушки, используя элементы дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги),(Художественное творчество)
  • Развивать эстетическое восприятие, творческие способности детей. (Художественное творчество)
  • Воспитывать интерес к русскому народному творчеству .
  • Закрепить прямой и порядковый счёт, умение согласовывать существительное с числительным.(Познание) 
  • Использовать здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, подвижная игра)(Физкультура)
  • Формирование доброжелательности, самостоятельности, навыков сотрудничества (Социализация)
  • Совершенствовать речь детей: умение давать полные ответы на вопросы, упражняя в подборе определений к существительным; расширять словарь.(Коммуникация)

Оборудование:  дымковские игрушки: индюк, водоноска, барыня и др.; глиняные фигурки, вылепленные детьми; гуашь, кисти,  салфетки, баночки с водой; музыка: Русские народные мелодии, магнитофон, ноутбук.

Словарная работа: дымковская игрушка, геометрический орнамент, мастера-умельцы, дымковская роспись.

Методические приемы: 

  • художественное слово (чтение стихов)
  • вопросы к детям
  • рассматривание дымковских игрушек
  •  индивидуальные объяснения
  •  Использование русской народной музыки
  • рассказ воспитателя
  •  русская народная игра,
  •  дидактическая игра «Укрась дымковскую игрушку».
  • Работа с родителями: раскрашивание силуэтов дымковских игрушек.

Предварительная работа: 

  • рассматривание дымковских игрушек, беседы о них;
  • рассматривание альбома «Дымковские игрушки»
  • рисование элементов дымковского узора
  • Чтение книг, стихов,  рассматривание иллюстраций, игрушек.
  • раскрашивание  силуэтов дымковских игрушек.
  • Изготовление детьми игрушек из глины.

Ход занятия:

Звучит «Камаринская», воспитатель в русском народном костюме созывает детей:

Воспитатель:  Здравствуйте гости дорогие, здравствуйте ребята озорные!

                              Эй, честные господа!

                              К нам пожалуйте сюда!

                              Как у нас ли тары-бары,

                              Всяки разные товары

                              Подходите, подходите!

                              Посмотрите, посмотрите!

    Ребята посмотрите, что у меня в лотке?

Дети:  дымковские  игрушки

Воспитатель: А как вы думаете, почему их так назвали?

Дети: потому что они сделаны в деревне Дымково.

Воспитатель: Да, они сделаны в деревне Дымково. Давайте ещё раз повторим как они называются.  (повторить название игрушки – хоровой ответ)

Воспитатель: 

(игрушки выставляются на стол)

Воспитатель: ребята, а вы знаете, из какого материала делают дымковские игрушки?

Дети: из  речной глины

Воспитатель: но как же эти глиняные фигурки превращаются в весёлые игрушки? Ребята, кто знает?

Дети: сначала фигурки лепят из глины, затем сушат, потом обжигают в печи, потом белят молоком смешанным с мелом или грунтуют, а затем расписывают разными узорами.

Воспитатель:  ребята, а кто расписывает эти игрушки?

Дети: мастера – умельцы

Воспитатель: давайте ещё раз повторим это слово, чтобы его запомнить – мастера - умельцы

Воспитатель: а мы сейчас посмотрим - насколько быстро вы можете отличить элементы дымковской росписи от других видов росписи

Дидактическая игра «Русские узоры»

(дети выбирают  карточки с элементами  дымковских узоров из карточек с элементами различных узоров других росписей)

Проверяем картинками на ноутбуке.

Воспитатель: ребята, а почему вы выбрали именно эти карточки?

Дети: потому что на них нарисованы дымковские  узоры.

Воспитатель: Почему вы думаете, что это дымковские узоры?

Дети:  потому что эти узоры состоят из кружочков, овалов, полосок, точек, клеток, штрихов.

Воспитатель: ребята, а чем отличается дымковская игрушка от других?

Дети: дымковские игрушки всегда белого цвета.

Воспитатель: а какие цвета используют мастера при росписи дымковской игрушки?

Дети: синий, жёлтый, зелёный, красный, малиновый.

Воспитатель: ребята, а  вы сами хотите  быть мастерами?

Дети: да, хотим

Воспитатель: Я приглашаю вас в нашу художественную мастерскую. В мастерской есть всё для превращения обычной фигурки в настоящую дымковскую игрушку. Возьмите всё необходимое для вашей работы.  

                           Дети выбирают нужный материал и садятся за стол.

Воспитатель: ребята, закройте глаза и подумайте, как вы распишите свою игрушку, что у вас должно получиться.

Включаю русские народные мелодии.

Воспитатель: настроились?  Тогда давайте творить чудеса. Но прежде разомнём свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Разотру ладошки сильно               -    растирание ладоней

Каждый пальчик покручу,            -    ухватить каждый пальчик у основания

Поздороваюсь с ним сильно              и вращательными движениями дойти до ногтя.

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,                      -  потереть ладошку о ладошку  

Пальчик к пальчику сложу,

На замочек их закрою                   -    пальцы в «замок»      

 И тепло поберегу.  

Дети раскрашивают игрушки под народную музыку.

Когда дети закончат работать, предлагаю подойти им со своими игрушками к столу, где организована выставка дымковских игрушек. Дети расставляют свои игрушки

Воспитатель:

                        Все игрушки не простые,

                        А волшебно расписные

                        Белоснежны как берёзки

                        Кружочки, клеточки, полоски -

                        Простой, казалось бы, узор,

                        Но отвести не в силах взор

Давайте сейчас мы вместе посчитаем, сколько же вы расписали игрушек?

Дети: одна игрушка, две игрушки, три игрушки, четыре игрушки, пять игрушек, шесть игрушек, семь игрушек, восемь игрушек.

Воспитатель: какая по счёту, если считать слева на право, Анина барышня? А какой по счёту Петух, которого сделал Владик?

(Дети отвечают – закрепляю прямой и порядковый счёт, согласование существительных с числительными.)

Воспитатель: ребята, а что вы можете рассказать о своих игрушках, какие они?

Дети:

             Вот игрушки расписные,

             Вот игрушки вятские,

             Вот игрушки знатные

             Складные да ладные.

Воспитатель: Яна, какая получилась у тебя лошадка?

Ребёнок: расписная, красивая, дымковская…

Спрашиваю  всех детей. Дети описывают свои игрушки

Воспитатель: ребята, посмотрите, наши игрушки засветились яркими красками и стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. На душе становится радостно и празднично!

Мы  пригласим ваших родителей посмотреть на  ваше искусство. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла. Не зря говорят в народе:

“Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит”

    Оттого и любим мы народные игрушки, что столько в них доброты и веселья.  Глядишь  улыбаться    и веселится хочется.

Воспитатель: давайте –ка и мы повеселимся. Поиграем в русскую народную игру «Петушок»

русская народная игра «Петух»

Дети делают  круг, ребёнок – петушок в центре.

Бойкий Петя-петушок                    притопами идут вперёд   в круг  

Поднимает гребешок,

Громко-громко кричит,                 притопами идут назад   из круга  

Деткам спать не велит

Петушок, не кричи,                       останавливаются, грозят пальчиком

Наших деток не буди.

Трух-тух, трух-тух- тух,              дети шагают по кругу, высоко поднимая колени в

Ходит по двору петух,                одну сторону, «петух» двигается в противополож  -  

Сам со шпорами,                         ную сторону.

Хвост с узорами

Под окном стоит,                         дети останавливаются

На весь двор кричит.                   «Петушок» кричит: «Кукуреку», машет крыльями

Кто услышит, тот сидит               дети приседают.

                   

В игру можно поиграть несколько раз – по желанию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной НОД по ФКМЦ и рисованию в старшей группе, Тема "Дом"

Обобщить, систематизировать знания о различных видах жилья человека, формировать стремление к познанию окружающего мира. Закрепить умение воплощать в рисунке свой замысел, изображая дом цветными каран...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в младшей группе «Роспись дымковской лошадки» с использованием проблемно-игровой технологией и нетрадиционной техникой рисования (ватные палочки).

Интеграция образовательных областей ФГОС ДО - художественно - эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.Цель:-совершенст...

Декоративное рисование по мотивам народных промыслов в детском саду. Ознакомление с декоративно-прикладным искусством детей дошкольного возраста. Хохломская роспись

Декоративно-прикладное искусство — одно из древнейших. Первые образцы такого искусства относятся к Первобытной эпохе. Традиции народного прикладного искусства складывались веками, развивались и ...

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...