Перспективное планирование
(средняя группа) по теме

Матвеева Елена Борисовна

Предлагаем вашему вниманию опыты и эксперименты с живой и неживой природой (цели, задачи ,материал, оборудование)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon poznavatelno-issled.deyatelnost_2014.zip1.5 МБ

Подписи к слайдам:

1.
Семена растений
У кого какие детки.
Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка).
Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.
Овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян.
2.
Растения
Что любят растения?
Выявить необходимость света в жизни растений.
Два комплекта растения, картонная коробка.
3.
Растения
Что любят растения?
Выявить значение влаги для роста и жизни растений.
Луковицы в сухой банке и в банке с водой.
4.
Растения
Хитрые семена.
Познакомить со способом проращивания семян.
Семена бобов, кабачков, две баночки с землей, палочка, лейка, салфетка из марли.
5.
Мех
Зачем зайчику другая шубка?
Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.
6.
Гнездо птиц (на дереве)
Из чего птицы строят гнезда?
Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.
Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.
Человек
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать  первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
 
 
Живая природа
1.
Цвет
Волшебная кисточка.
Получить оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.
Палитра, краски, по четыре контурных изображения воздушных шаров.
2.
Магнит
Волшебная рукавичка.
Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри.
3.
Свет
Солнечные зайчики.
Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
Зеркала.
Спасибо за внимание







Методическая разработка на тему:
Перспективное
планирование познавательно-исследовательской деятельности в
ДОУ

Воспитатель
I
кв.категории
Матвеева Елена Борисовна


МБДОУ №18 «Звездочка»
Республика Коми г.Воркута
1.
Стекло.
Стекло, его качества и свойства.
Учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность).
Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, алгоритм описания свойств материала.
2.
Резина.
Резина, ее качества и свойства.
Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства  (плотность, упругость, эластичность),
Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки.
3.
Металл.
Металл, его качества и свойства.
Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск).
Металлические предметы, магниты, емкости с водой.
Задачи по организации экспериментальной деятельности детей среднего возраста

1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
2. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
3. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух- его давление и сила; почва- состав, влажность, сухость);
4. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей;
5. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
 
Физические явления
Пояснительная записка

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет познавательно–исследовательская деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.
Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.
С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
Рукотворный мир
1.
Вода
Окрашивание воды
Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.
Емкость с водой (холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
2.
Вода
Изготовление цветных льдинок.
Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться).
Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.
3.
Снег
Возьмем с собой снеговика.
Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона.
Снеговик с носом из сосульки, емкость.
4.
Воздух
Что в пакете?
Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, Сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).
Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), алгоритм описания свойств воздуха и воды.
5.
Воздух
Поиск воздуха.
Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. 
Ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой.
6.
Песок, глина.
Почему песок хорошо сыплется?
Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, сито.
7.
Песок, глина.
Где вода? 
Выявить, что песок и глина по  разному впитывают воду.
Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой.
Неживая природа
1.
Орган обоняния.
«Умный» нос.
Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы.
Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов.
2.
Орган осязания.
Язычок – помощник.
Познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов.
Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективное планирование работы в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование по теме «Уборка урожая» (в саду, огороде, на полях)

Перспективный  план работы в подготовительной группе на неделю.План составлен с учетом ФГТ, тема "Уборка урожая" (сад,огород, поле)....

Перспективное планирование работы в подготовительной группе. Комплексно-тематическое планирование по теме: "Новогодний калейдоскоп".

“Русские праздники и новогодние традиции” «Откуда елка в гости пришла».      Рассматривание репродукции картины В.Сурикова “Взятие снежного городка”.    П...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями

Подробное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями....

Перспективное планирование воспитателя детского сада на основе комплексно-тематического планирования ОУ

Составлено с учетом возраста воспитанников, программных задач каждого направления развития и образовательных областей. Позволяет воспитателю всесторонне изучить лексическую тему, отработав её во всех ...