Программа кружка "БУМКА" (БУМажная игрушКА)
рабочая программа (средняя группа) по теме
Данная программа разработана для работы с детьми средней группы детского сада (4 - 5 лет). В ее основе лежит работа с бумагой в технике оригами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_bumka.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, пришла к выводу, что дети любят играть с игрушками, сделанными своими руками. В летний период вместе с детьми мастерили бумажные кораблики и пускали их на воду. С девочками складывали бумажные корзиночки. Так появилась идея занятия с детьми оригами.
Изучив литературу, убедилась, что данный вид деятельности не только доступен и интересен детям дошкольного возраста, но и способствует развитию общих способностей детей, которые пригодятся им в жизни и в процессе обучения другим предметам. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Всем и каждому известна необыкновенная гибкость и, вместе с тем, - послушность простого листа бумаги. Если сложить его пополам, то получится элементарная открытка, на которой можно написать поздравление, или записная книжка. Если свернуть его с одного конца в форму, которая в обиходе носит название «фунтик», то получится кулек для сыпучих продуктов, а при желании – одноразовый стаканчик для питья. Наконец, лист бумаги, свернутый в тугую трубку, превращается в подзорную трубу, незаменимую для детских игр на морскую тематику.
Занятия по изготовлению поделок из бумаги формируют не только воображение и аккуратность, но также изрядную ловкость пальцев и кистей ребенка. Ведь для изготовления отдельных деталей ладони выполняют самые разные операции – сгибают и разгибают кусочки бумаги, компонуют из них более сложные композиции, которые затем соединяются в нужном порядке.
Цель: способствовать развитию фантазии и творчества, конструктивного мышления и сообразительности, мелкой моторики кистей и пальцев рук, расширять игровой опыт, знания об окружающем мире, обогащать словарь детей, формировать умение общаться друг с другом, помогать друг другу.
Задачи программы:
Обучающие
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Расширять коммуникативные способности детей.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Методы, используемые на занятиях кружка:
беседа, рассказ, сказка;
рассматривание иллюстраций;
показ образца выполнения последовательности работы.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе дети:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок детских работ.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Цели, задачи | Оборудование | Кол-во часов |
1. | Игра «Что я могу» | Знакомить детей с пластическими свойствами бумаги, которая складывается, оставляя след, легко скручивается или сопротивляется, растягивается, рвется, мнется, режется ножницами. | Бумага разной толщины (картон, альбомные листы, ксероксная и писчая бумага, бумажные салфетки, кусочки гофрированной бумаги), ножницы | 1 |
2. | Игра «Веселые полоски» | Привлечь внимание детей к материалу, продолжать знакомить с его свойствами, показать простые приемы превращений полосок, способствовать развитию творческого мышления | Полоски бумаги разной длины, ширины и цвета, мелкие геометрические фигурки для украшения полученной поделки, клей, кисти, салфетки | 1 |
3. | «Веселые человечки» | Продолжать закреплять умение складывать бумагу, способствовать созданию веселого настроения, развивать воображение, творческое мышление | Полоски картона 10*20, детали для оформления лица человечка (глазки, носик, рот, волосы), клей, кисти, салфетки, цв. карандаши или фломастеры | 1 |
4. | «Домик» | Познакомить с приемом складывания домика из двух прямоугольников, способствовать развитию конструктивного мышления, сообразительности, мелкой моторики, усидчивости, вызывать интерес к результату труда | Полоска бумаги красного цвета 10*4 и полоска желтого цвета 20*8, детали для оформления домика (окна, двери), клей, кисти, салфетки | 1 |
5. | «Ёлочка» | Познакомить детей с приемом складывания многослойного треугольника из квадрата, продолжать развивать фантазию и творчество детей, мелкую моторику кистей и пальцев рук. | 3 зеленых квадрата разног размера, клей, кисти, салфетки | 1 |
7. | «Бинокль» | Познакомить детей с приемом скручивания бумаги в тугую трубочку, продолжать развивать фантазию и творчество, конструктивное мышление, аккуратность | 2 полоски бумаги (длина 20 см, ширина 10 см), клей, кисти, салфетки, шерстяные нитки, шило | 2 |
8. | «Танк» (подарок для папы) | Способствовать развитию конструктивного мышления, воображения, мелкой моторики рук, аккуратности, вызывать интерес к результату труда | 3 коробочки из-под спичек, зеленая бумага для оклеивания коробков, клей, кисти, салфетки, картон зеленого цвета, полоска зеленой бумаги (длина 6 см, ширина 5 см) | 2 |
9. | «Ромашка в подарок маме» | Продолжать развивать конструктивное мышление, сообразительность, творчество, мелкую моторику, вызывать интерес к результату труда | 6 прямоугольников белого цвета, желтый круг – серединка цветка, зеленые лепестки и стебель, клей, кисти, салфетки, картон – основа для наклеивания ромашки | 2 |
10. | «Зайчик» | Показать прием складывания головы и туловища зайца из прямоугольника и квадрата, побуждать к соединению деталей, продолжать развивать конструктивное мышление, воображение и творчество детей | Прямоугольник и квадрат белого цвета, фломастеры для дорисовывания элементов мордочки, лапок, клей, кисти, салфетки | 2 |
11. | «Лисичка» | Показать прием складывания лисички из прямоугольного листа бумаги, продолжать развивать сообразительность, творчество, умение использовать разные средства выразительности при создании образа, обогащать эмоциональную сферу и словарь | Прямоугольный лист цветной бумаги, шаблон для изготовления туловища – «сарафана», детали для оформления мордочки, сарафана, фломастеры, клей, кисти, салфетки | 2 |
12. | «Совушка - сова» | Развивать сообразительность, аккуратность, познакомить с приемом складывания совы из знакомой формы (прямоугольник), способствовать развитию речи | Прямоугольные листы бумаги коричневого или серого цвета, глаза, нос, вырезанные из бумаги, шаблон для изготовления туловища, клей, кисти, салфетки | 2 |
13. | «Котик» | Показать прием складывания треугольника из квадрата, способствовать развитию конструктивного мышления, воображения, фантазии, аккуратности | Два одинаковых квадрата, клей, кисти, салфетка, фломастеры (для дорисовывания мордочки котика) | 2 |
14. | «Щенок» | Закреплять навык складывания треугольника из прямоугольника, продолжать развивать конструктивное мышление, аккуратность, сообразительность, побуждать детей к общению в процессе работы | Прямоугольный лист бумаги коричневого, черного или оранжевого цвета, шаблон для изготовления туловища тех же цветов, язычок, глаза и нос, вырезанные из цветной бумаги, клей, кисти, салфетки | 2 |
15. | «Хрюшка» | Закреплять умение складывать из бумаги прямоугольник, развивать интерес к окружающему миру и воображение, обогащать словарь | Прямоугольный лист бумаги розового цвета, фломастеры | 2 |
16. | «Самолет» | Научить детей складывать самолет из прямоугольного листа бумаги, продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость, вызывать интерес к результату | Прямоугольные листы бумаги разного цвета и размера | 2 |
17. | «Машинка» | Способствовать развитию конструктивного мышления, воображения, мелкой моторики рук, аккуратности, вызывать интерес к результату труда | 3 коробочки из-под спичек, цветная бумага для оклеивания корпуса машинки, 4 колеса из черного картона, детали для оформления машинки (фары, окна), клей, кисти, салфетки | 2 |
18. | «Лягушка» | Способствовать развитию конструктивного мышления, воображения, мелкой моторики рук, аккуратности, вызывать интерес к результату труда | Коробочка из-под спичек, бумага зеленого цвета для оклеивания коробочки, детали для оформления лягушки, вырезанные из цветного картона (глаза, лапки, рот), клей, кисти, салфетки | 2 |
19. | «Чебурашка» | Способствовать развитию конструктивного мышления, воображения, мелкой моторики рук, аккуратности, вызывать интерес к результату труда | Коробочка из-под спичек, бумага коричневого цвета для оклеивания коробочки, детали для оформления чебурашки, вырезанные из коричневого картона (уши, лапки), мордочка - из белой бумаги, фломастеры, клей, кисти, салфетки | 2 |
20. | «Мухомор» | Способствовать развитию творческого воображения, конструктивного мышления, развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. | Картон для хранения фруктов, широкий картонный цилиндрик (от туалетной бумаги или скотча), гофрированный картон зеленого цвета, белая и красная гуашь, кисочки, клей, салфетки, баночки с водой | 2 |
21. | «Слон» | Продолжать развивать фантазию детей, их творчество, способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук, аккуратности, вызывать интерес к работе с бумагой | Прямоугольник серого или белого цвета с двумя выступами (один с надрезами – хвост, другой чуть шире для приклеивания к нему головы), жатая бумага оранжевого цвета, кружочки красного цвета, звездочка зеленого цвета, фломастер или карандаш черного цвета, клей, кисти, салфетки бивни, вырезанные из белой бумаги | 2 |
22. | «Наручные часы» | Продолжать развивать фантазию детей, их творчество, способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук, аккуратности, вызывать интерес к работе с бумагой | Полоска гофрированного картона красного цвета, 2 круга вырезанные из черного и коричневого картона (диаметр черного на 2 см больше), на коричневом круге заранее написаны цифры как на циферблате часов, вырезанные из белой бумаги стрелки, клей, кисти, кусочки липучки, степлер | 2 |
Список используемой литературы
- Агапова И. А., Давыдова М. А. Лучшие модели оригами для детей. – М.: М.: ООО Издательство «Дом. XXI век», ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. – 240 с., ил. (Серия «Учимся играючи», «Азбука развития»).
- Агапова И. А., Давыдова М. А. Лучшие игрушки и подарки из бумаги и картона. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом. XXI век», 2008. – 241 с. – (серии « Учимся играючи», «Азбука развития»).
- Кобитина И. И. Работа с бумагой: поделки и игры. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с. 9Серия «Вместе с детьми».
- Соколова С. Азбука оригами. – М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2007. – 432с.: ил.
- Т. Майорская Оригами для всей семьи.: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», издание на русском языке, 2005.
- Анна Ллимос. Картон. Чудесные поделки. ( Для совместной работы родителей и детей), Книжный клуб «Клуб Семейного досуга», перевод и худ. Оформление, 2006. – 32с.
- Анна Ллимос. Бумага. Чудесные поделки. ( Для совместной работы родителей и детей), Книжный клуб «Клуб Семейного досуга», перевод и худ. Оформление, 2006. – 32с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Мир русской народной игрушки" для детей 5-7 лет.
Программа "Мир русской народной игрушки" предназначен для детей 5-7 лет и включает четыре основных блока. Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания заняти...
Рабочая программа кружка "БумКа" (бумажная игрушка)
данная программа расчина на старший дошкольный возраст от 5 до 7 лет....
Сценарий игровой программы «День игры и игрушки»
Сценарий игровой программы для детей 5-7 лет....
Анализ использования народной игрушки в вариативных программах.
Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесённости дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребёнок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны. В п...
Беседа о дымковских игрушках на тему: "Игрушки не простые-глиняные, расписные" для детей старшей группы. Работаем по программе: "Миры детства: конструирование возможностей".
Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декаративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок. Обратить внима...
Рабочая программа по модулю «Народные игрушки» дополнительной общеразвивающей программы духовно – нравственной направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский са
Цель проекта: формирование интереса к народным игрушкам через ознакомление с матрёшкой, Ванько й-встанькой, неваляшкой, богородской игрушкой, романовской игрушкой, дымков...
Программа кружка «Мягкая игрушка »
Программа кружка«Мягкая игрушка »...